Учитель математики: преимущества и недостатки, знания

Профессия учитель – описание, история, плюсы и минусы, особенности, необходимые навыки

Эта профессия является уникальной. Потребность в педагогах существовала со времен появления человечества. Актуальна она и в настоящий момент. Люди рождаются с навыками и знаниями, которые спрятаны очень глубоко. Профессия учитель предназначена для того, чтобы развить скрытые способности человека и научить его основным навыкам, необходимым в жизни.

Описание профессии учитель

Основная цель специалиста – передавать знания другим людям и делиться какими-либо навыками. Учитель – не просто профессия, это призвание. Педагоги должны иметь высокие моральные качества, интеллект и широкий кругозор. Им необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы дать ученикам самые актуальные знания, которые потребуются от них на рынке труда.

Специальность остается актуальной и по сей день, хотя престижность ее немного утрачена. Педагоги влияют на то, какие люди будут управлять страной в будущем. Они несут социальную и моральную ответственность за подрастающие поколения. Профессия учитель востребована в крупных и средних городах, населенных пунктах, деревенских поселениях. Ее не могут заменить обучающие дистанционные курсы или тренинги, потому что учитель в отличие от компьютерной программы, может найти индивидуальный подход к каждому.

История появления профессии учитель

Впервые слово «педагог» стали использовать в Древней Греции. Этим термином именовали раба, который воспитывал и занимался людьми, передавал им свои практические и теоретические знания. Когда не было разделения труда, учителями считались старейшины общины или определенной группы людей. От них новички набирались опыта и удовлетворяли интерес любознательности.

Возникновение и становление профессии учитель произошло после появления орудий труда. С этого момента все люди поделились на группы, в зависимости от сферы занятости: одни обрабатывали землю, другие готовили, третьи охотились. Человек накапливал все больше жизненного опыта, и возникла необходимость передать навыки потомкам, так появились первые педагоги. Их ключевой целью было повышение морального и нравственного уровня последующих поколений.

В сферу деятельности входит множество задач. Учитель – это древняя профессия, поэтому его обязанности и права были утверждены давно. Рассмотрим подробнее, зачем нужен педагог и что входит в сферу его деятельности (ответственности):

  • обучение детей по установленной программе с учетом общепринятых стандартов;
  • оценка эффективности обучения по определенному предмету;
  • внесение корректив и предложений в образовательный процесс;
  • обеспечение сохранности жизни и здоровья обучающихся;
  • привитие ученикам эстетических и моральных норм поведения;
  • проведение родительских собраний.

Плюсы и минусы профессии учитель

Как и у любой другой специальности, у педагогической деятельности имеется ряд преимуществ и недостатков. Она считается одной из самых сложных и подходит не всем. Плюсы профессии учителя:

  1. Постоянное общение. Это будет преимуществом в деятельности для коммуникативных людей.
  2. Длительный отпуск. Во время летних месяцев учитель может расслабиться и отдохнуть.
  3. Социальные гарантии.
  4. Общественное уважение.
  5. Стабильность.
  6. Возможность самосовершенствования и постоянное расширения знаний.

Следует обозначить и минусы профессии учитель:

  1. Постоянные стрессы. Среди школьников встречаются «трудные дети», к которым нужно найти подход.
  2. Необходимость поиска индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
  3. Высокий уровень ответственности. Если с ребенком что-то произойдет в школе, то виноват в этом будет учитель.
  4. Недостаточная оплата труда.
  5. Необходимость подготовки к урокам и проверка тетрадей (во внеурочное время).

Особенности профессии учитель

Сложилось так, что учитель не может выработать четкого рабочего графика. Тем, кто решил посвятить себя этому непростому делу, приходится вкладывать все силы и душу в учеников. В противном случае долго продержаться на этом рабочем месте не получится. Характеристика профессии учитель должна включать в себя любовь к детям. Важно, чтобы педагог умел найти контакт с обучаемыми и войти к ним в доверие.

Особенности профессии учитель связаны со спецификой работы. Например, для учеников младших классов преподаватель становится вторым родителем. Классные руководители уделяют больше времени и внимания взаимоотношениям в коллективе, решают конфликтные ситуации. Преподаватель физкультуры должен прививать детям стремление к активному образу жизни и толерантному отношению к окружающим.

Востребованность профессии учитель

Рассматриваемая специальность является одной из самых актуальных. Престижность профессии учителя доказывается тем, что школы и другие учебные заведения с удовольствие предоставляют рабочее место молодым сотрудникам. Особенно это относится к бюджетным организациям. Однако молодые кадры не задерживаются в обычных школах из-за низкого уровня оплаты труда.

Карьерная лестница у педагогов короткая. Преподаватель с хорошими организаторскими способностями может дослужиться до завуча, максимум до директора. В последнем случае учителю придется заниматься не только образовательной, но и административной работой. При выборе профессии стоит ориентироваться не только на ее престиж и востребованность. Важно, чтобы человеку нравилось заниматься преподавательской деятельностью и она подходила ему по особенностям характера.

Профессия учитель – зарплата

Оплата труда педагога зависит от того, в какой организации он числится. Работать учителем можно в начальных классах, средней и старшей школе, в высших учебных заведениях. При этом ставка будет меняться в зависимости от условий. В бюджетных структурах заработок на порядок ниже, чем в частных. Для того чтобы увеличить оклад, учитель может брать в нагрузку дополнительные часы или заниматься с учениками индивидуально. Средняя зарплата по регионам страны:

  • Москва – $250-400;
  • Санкт-Петербург – $230-370;
  • Екатеринбург – $140-280;
  • Нижний Новгород – $150-230.

Навыки учителя

При подаче резюме начинающие специалисты могут увидеть в вакансиях ряд требований, характерных для их профессии. Специальность учителя включает в себя следующие знания и навыки:

  • отличное знание общих и профильных предметов;
  • умение пользоваться компьютером и оргтехникой;
  • элементарные знания детской психологии;
  • навыки охраны здоровья учеников;
  • опыт участия в детских организационных мероприятиях;
  • умение работать с документами (ведение журналов и отчетности).

Личные качества учителя

Профессия подходит не всем. Учитель – сложная деятельность, поэтому соискателям необходимо знать о ключевых чертах характера, которые пригодятся для работы в школе:

  1. Терпение. Не всегда дети могут освоить тему с первого раза, поэтому учителю иногда приходится объяснять одну и ту же информацию несколько раз. Делать этого необходимо с максимальным уровнем спокойствия.
  2. Лояльность. Мудрый преподаватель не должен скупиться на похвалу, если ученик заслужил этого своим трудом. Он не должен высмеивать недостатки других детей или акцентировать на этом внимание класса.
  3. Большой объем памяти. Учителям нужно запоминать не только фамилию и имя ребенка, но и данные, касающиеся его здоровья или родителей. В силу профессии учителям приходится запоминать большой объем информации, чтобы донести ее до учеников, не заглядывая в учебник.
  4. Беспристрастность и справедливость. Эти качества необходимы педагогу, чтобы грамотно реагировать на нестандартное поведение детей.

Что самое трудное в профессии учителя?

Работа педагога всегда сопряжена с нервными напряжениями. Это связано с тем, что учителям нередко приходится работать с трудными детьми или выслушивать недовольство родителей. Кроме того, из-за выполнения прямых обязанностей, заполнения документации и проверок тетрадей, у представителей профессии практически не остается времени на личную жизнь. Стрессы и постоянное напряжение приводит к проблемам со здоровьем.

Самое сложное в профессии учителя – низкая отдача от учеников. Лишь единицы из современных детей искренне желают получить хорошие знания. Для того чтобы конкретный ребенок понял необходимость и пользу обучения, учителям приходится тратить годы. К другим трудностям профессии можно отнести частое повторение одного и того же материала и не оплачиваемые общественные работы: походы с классом в театр, подомовой обход учеников и так далее.

Кому подходит профессия учителя?

Работа в школе подходит тем, кто умеет сдерживать себя и проявлять лояльность по отношению к ученикам. Если педагог будет добр к детям и не поскупится на похвалу за успешно выполненное задание, то они отблагодарят его своим стремлением к знаниям и хорошим поведением. Учитель начальных классов школы должен обладать внимательностью, потому что от него зависит безопасность детей. Рассматриваемый вид работы также подходит тем, кто свободно и легко излагает свои мысли, не боится учиться новому и обладает четкой и грамотной речью.

Как получить профессию учитель?

Юноши девушки, выбирающие для себя данную специальность, подают документы в профильные учебные учреждения: педагогические институты и колледжи. Высшее образование позволяет работать учителем в старших классах и ВУЗах. В 2010 году был введен закон о том, что преподавать в бюджетных организациях могут лица без профильного образования, поэтому получить благородную профессию – учитель стало проще.

Однако согласно закону, у педагога должно быть высшее или среднее образование в смежных профессиях. Например, экономист, прошедший курсы профессиональной переподготовки, может работать учителем математики в школе, но преподавать гуманитарные науки у него не получится. То же самое касается и людей с филологическим образованием. При необходимости они могут пройти курсы и стать учителями русского, литературы.

Смежные с учителем профессии

Не у всех есть желание длительное время работать в школе. Это обусловлено высокой моральной и психологической нагрузкой, отсутствием карьерного роста. Учитель старших классов, который хорошо знает психологию подростков, может работать в организациях правопорядка (в приемниках или колониях для детей). Другие профессии, где может проявить себя педагог:

  • воспитатель в детском саду;
  • преподаватель в техникуме, колледже или ВУЗе;
  • сотрудник социальных учреждений: детских интернатов, спортивных школ и так далее;
  • специалист учебно-методического центра;
  • репетитор.

Почему учителя бросают профессию?

Случаи, когда специалисты оставляют работу , в школе нередки. Особенно это касается случаев, когда человек случайно попал в профессию. Работа учителя имеет множество минусов, из-за которых педагоги уходят из образовательных учреждений. Рассмотрим основные причины, почему специалисты бросают профессию:

  • низкая зарплата;
  • невозможность адаптации к современному уровню жизни;
  • отсутствие саморазвития;
  • разочарованность в социальном статусе;
  • снижение работоспособности из-за эмоциональных кризисов;
  • изменения в личной жизни.

Интересные факты о профессии учителя

Педагог для ребенка – это не только наставник, это пример для подражания и ориентир. Реалии внешнего мира меняются, но суть профессии учитель остается прежней. Интересные факты о педагогической деятельности:

  1. Учитель самая важная профессия после врачей и военнослужащих.
  2. Профессия появилась еще в 6 веке до н.э.
  3. 33% специалистов уходят из школы в первые 3 года, в течение следующих 5-ти лет – 46%.
  4. В среднем педагоги работают 53 ч. в неделю.
  5. 86% представителей профессии составляют женщины.

Плюсы и минусы профессии учителя

Существует огромное количество профессий, которые были вытеснены техническим прогрессом и развитием современных технологией. Мало кто знает, но раньше существовали такие специальности, как человек-будильник, человек-радар, расстановщик кеглей в боулинге и другие необычные для нашего времени занятия. На их смену пришли программисты, дизайнеры, копирайтеры, PR менеджеры, трейдеры, блогеры, коучеры и другие востребованные нынче профессии, которые появились совсем недавно. Хотя неизвестно, сколько просуществуют эти ремесла, ведь современный мир меняется гораздо быстрей, чем раньше.

Многие профессии приходят и уходят, но есть и такие ремёсла, которые существуют тысячелетиями, а альтернативы им пока не предвидеться. К их числу относится учительство. Эта специальность является одной из древнейших в истории человечества. Однако свою распространённость она получила сравнительно недавно. Сейчас учительство относится к числу наиболее востребованных и важных общественных профессий.

Но если раньше педагогическая специальность считалась престижной, то сейчас она таковой не является. Однако при этом спрос на неё остаётся довольно высоким. Объясняется это тем, что у этого рода занятий есть как недостатки, так и явные преимущества.

Плюсы профессии

1. Передача знаний детям
Учитель – это не просто профессия, а настоящее жизненное призвание. Многие специалисты идут в преподавательскую сферу не для того, чтобы заработать. Они выбирают это ремесло для того, чтобы передать детям свои знания. Более того, ради этого, они готовы терпеть все недостатки учительской профессии.

2. Благодарность учеников
Ещё одним плюсом профессии можно назвать благодарность учеников. Если педагог трудиться по своему призванию и искренне любит своё дело, то его ученики всегда будут с благодарностью вспоминать о нём.

3. Значимость профессии
Профессия педагога по праву считается одной из самых важных. Их задача заключается в передаче знаний и воспитании школьников. Ну а так как именно дети являются будущим нашей страны, то становятся понятным, что учителя играют значимую роль в развитии государства.

4. Удобный график работы
Если учителю не нужно брать домой на проверку контрольные работы школьников, то его график можно смело назвать одним из самых удобных. Педагог работает до обеда, а отправляется домой, если в школе у него нет других дел.

5. Продолжительный отпуск
Ещё одним по-настоящему значимым преимуществом профессии является продолжительный отпуск школьных учителей. При этом отпуск педагогов всегда выпадает на лето, что не может не радовать.

6. Каникулы
Помимо летних каникул, на время которых у учителей выпадает отпуск, в школе есть и другие продолжительные перерывы в учёбе. Речь идёт о весенних и осенних каникулах. В это время учителям хоть и приходиться ходить на учёбу, но при этом им не нужно вести уроки. Это значит, что они могут спокойно составить учебный план или заняться другими важными делами.

7. Официальное трудоустройство
Так как школы относятся к числу государственных учреждений, то сюда устраивают только официально. Это даёт сотрудникам массу преимуществ.

8. Социальный пакет
Помимо официального трудоустройства, учителям предоставляется полный социальный пакет. Это значит, что педагогам оплачиваются больничные и отпуска, а также гарантируются другие социальные выплаты.

9. Свобода действий
На своём уроке каждый учитель может читать свой предмет, как ему хочется. Главное, чтобы дети усвоили материал и сдали экзамены. Такая свобода действий не может не радовать.

10. Наличие собственного кабинета
У большинства учителей есть собственные кабинеты, где они могут спокойно поработать над домашними заданиями и учебным планом. Также здесь они могут отдохнуть между уроками.

11. Уважение в обществе
Все знают о том, что учителя выполняют тяжёлую работу, а платят им непомерно мало. В обществе это вызывает большое уважение к представителям этой профессии.

12. Постоянное развитие профессиональных навыков
У педагога есть возможность постоянно развиваться, читая новые статьи и исследования по своему предмету. Этой актуальной информацией он может делиться с учениками.

13. Репетиторство
Так как платят им мало, учителя подрабатывают репетиторами. Особенно это актуально для тех педагогов, которые преподают иностранные языки предметы из ЕГЭ.

14. Возможность устроится в частную школу или лицей
У хорошего специалиста есть возможность устроиться в частную школу или лицей, где педагогам платят очень хорошо.

15. Стабильность
Работа учителя по праву считается одной из наиболее стабильных специальностей. Придя в школу, человек может проработать на одном месте 30-40 лет. Так что если человек ищет стабильности, то он может пойти работать учителем.

Минусы профессии

1. Невысокие зарплаты
Пожалуй, главным недостатком этой профессии является невысокий заработок учителей. Хотя педагоги и выполняют одну из важнейших общественных функций, но их труд плохо оплачивается. Об этом знают все, но люди продолжают идти в педагогику. Ведь учительство – это не профессия, а призвание.

2. Большая ответственность
Так как педагоги работают с детьми, то на них лежит огромная ответственность. Учитель отвечает не только за получение знаний школьниками, но и за безопасность ребят. Особенно это касается учителей, которые преподают в младших классах, где дети любят побаловаться на переменах.

3. Стрессовые ситуации
Учительское ремесло относится к числу наиболее стрессовых профессий. Педагоги постоянно испытывают психологическое давление, связанное из-за работы с детьми. Ведь если учитель неправильно себя поведёт с ребёнком, то это может стать причиной появления проблем. Таких примеров существует огромное количество.

4. Домашняя работа
К сожалению, для многих педагогов рабочий день не заканчивается на выходе из школы. Дело в том, что им приходиться брать домой непроверенные контрольные работы, тетрадки с домашними заданиями учеников и рефераты. Этот минус может полностью перечеркнуть преимущество хорошего графика учителей.

5. Частые проверки
Так как в школах работают с детьми, то вполне объяснимо, что здесь довольно часто проводятся всевозможные проверки. Проводятся такие проверки всевозможными комиссиями и представителями министерства образования. При этом они проверяют не только документацию, но и присутствуют на уроках, что может стать настоящим стрессом для молодого учителя.

6. Работа со сложными детьми
Практически в каждом классе есть ребята, которые на уроках не хотят слушать учителя, а предпочитают баловаться. Задача педагога заключается в том, чтобы успокоить таких школьников и дать им знания. Порой, сделать это совсем непросто, ведь есть такие дети, которых принято называть неуправляемыми. Они не хотят слушать учителей и ведут себя так, как им вздумается. Известны случаи, когда конфликты между учителями и учениками переходили в драки и скандалы. Поэтому педагог должен быть готовым к тому, что в его классе могут быть сложные дети.

7. Работа с документацией
Многие люди ошибочно полагают, что школьные учителя занимаются лишь тем, что проводят уроки детям, а также проверяют их домашние и контрольные работы. Но, на самом деле, это не так. На каждом педагоге лежит огромный объём работы с документацией. Они заполняют учебные планы, отчёты и другую документацию

8. Вложение личных средств
Если в классе необходимо провести какое-нибудь мероприятие, то деньги на его организацию учитель выкладывает из собственного кармана. И если таких мероприятий проводиться много, то сумма этих расходов может быть довольно большой для учителя. Хотя, стоит отметить, что иногда можно собирать деньги с учеников. Особенно это актуально в том случае, если для них организовывается развлекательное мероприятие.

9. Суботники и прочие дополнительные обязанности
В каждой школе работают такие педагоги, обязанности которых ограничиваются подготовкой и проведением уроков. Речь идёт об учителях, у которых нет собственных классов. Они занимаются только преподавательской деятельностью, что значительно облегчает их работу. Что касается педагогов, у которых есть свои классы, то помимо своих основных обязанностей, они также занимаются организацией субботников и другими мероприятиями. Обычно за такие обязанности не доплачивают.

10. Взаимоотношения с родителями
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок получил хорошее школьное образование. Но при этом некоторые из них требуют хороших оценок не от детей, а от учителей. Поэтому периодически между педагогом и родителями могут возникать конфликты и спорные ситуации. Известны случаи, когда из-за споров с родителями учеников, учителя уходили из профессии, так как они не выдерживали подобных стрессов.

Учитель математики: преимущества и недостатки, знания

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Учитель математики – вечно актуальная и востребованная профессия, требующая от специалиста не только безупречного знания своего предмета, но и особых личностных качеств. Каким же должен быть преподаватель математики? В чем заключаются особенности его работы? Каких профессиональных и индивидуальных качеств требует от человека этот вид трудовой деятельности?

Особенности профессии

Преподавание точных наук, к которым относится математика, направлено на развитие у учащихся логического мышления, аналитических способностей, умения самостоятельно определять закономерности и выявлять причинно-следственные связи. Главными особенностями процесса преподавания математики являются его строгая этапность, непрерывность и целостность. Любое упущение или пробел, допущенный на одном из этапов обучения, в дальнейшем неотвратимо снижает возможность продвижения учащихся в освоении математических знаний.

Основной задачей учителя математики, согласно информации, представленной в профессиональных стандартах, является формирование у учащихся модели математической деятельности, соответствующей текущей ступени образования и уровня знаний. В свою очередь, под термином «математическая деятельность» понимается мыслительная деятельность учащегося, включающая комплекс логико-аналитических приемов мышления, которые он умеет применять на практике.

Одной из самых сложных задач, стоящих перед преподавателем математики, является грамотная организация образовательно-воспитательного процесса, предусматривающая вовлечение в интеллектуальную работу всех учащихся.

Преподаватель должен не только заинтересовать своих подопечных, но и ненавязчиво стимулировать их к самостоятельной аналитической деятельности, индивидуальному и коллективному поиску логически обоснованных решений и закономерностей.

Профессиональная деятельность учителя математики направлена не только на интеллектуальное, но и на социальное, а также эмоциональное развитие учащихся. В ходе взаимодействия с преподавателем учащиеся не только осваивают основы точной науки, но и приобретают необходимые им социальные знания, совершенствуют коммуникативные навыки и творческие способности.

Работа преподавателя математики отнюдь не исключает, напротив, приветствует творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса. Наблюдения показывают, что нестандартные приемы, использованные в организации образовательного процесса, позволяют многократно повысить его эффективность.

Профессия учителя математики требует от специалиста таких личностных качеств и умений:

  • самоорганизованность и самодисциплина;
  • терпеливость;
  • умение четко формулировать цели и определять наиболее эффективные пути их достижения;
  • стрессоустойчивость;
  • стремление к постоянному профессиональному развитию, расширению кругозора;
  • умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации;
  • умение вызывать интерес учащихся к своему предмету.

Плюсы и минусы

Среди плюсов работы учителем математики следует отметить такие:

  • четко установленный график работы;
  • официальное трудоустройство (в ГОУ и МОУ);
  • длительный отпуск;
  • премии и дополнительные выплаты;
  • саморазвитие и личностный рост.

График работы учителя математики определяется степенью занятости специалиста. Преподавательская ставка на сегодняшний день предполагает занятость на протяжении 18 учебных часов в неделю, что в среднем составляет 3-4 урока в будние дни. Официальное трудоустройство (в частности, при работе в государственном или муниципальном учреждении) предполагает соответствующие гарантии, дотации, компенсации и льготы. Официально трудоустроенные специалисты имеют «белую» зарплату, оплачиваемые больничные листы и учебные отпуска, выплаты за сверхурочную работу.

Отпуск преподавателя математики, согласно трудовому законодательству, составляет 56 дней. Конечно, большинство преподавателей уходит в отпуск летом – в период самых долгих школьных каникул. При договоренности с руководством образовательного учреждения преподаватель математики может получать премии и поощрительные выплаты за организацию внеклассной работы.

Так, к внеклассной деятельности педагога можно отнести подготовку учащихся к городским и региональным олимпиадам по математике, к различным интеллектуальным соревнованиям и конкурсам по данному предмету.

Работа преподавателем математики требует неустанного саморазвития и личностного роста. В последние годы образовательные программы и стандарты обучения претерпевают значительные изменения, предполагающие новые методы организации учебно-образовательного процесса. Таким образом, деятельность преподавателя математики в наши дни объединяет в себе и научный опыт предыдущих поколений, и революционные открытия и достижения ученых-современников.

Не следует исключать и тот факт, что современные педагоги предпочитают использовать в организации учебного процесса высокотехнологичные изобретения (3D-проекторы, сенсорные доски), существенно повышающие интерес учащихся к изучаемой теме или предмету. Эти особенности также требуют от преподавателя прогрессивного и творческого подхода к организации работы с учащимися. К недостаткам работы преподавателем математики сами специалисты обычно относят недостаточно высокий уровень заработной платы. Ее размер зависит от величины оклада, компенсационных выплат и стимулирующих надбавок.

В соответствии с информацией, предоставленной городскими службами занятости в 2019 году, средняя заработная плата учителя математики в Москве составляет от 60 до 90 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге – от 30 до 45 тысяч рублей. В северных регионах России средняя зарплата преподавателя математики составляет 65 тысяч рублей. В остальных регионах РФ уровень заработной платы учителя варьируется от 15 до 30 тысяч рублей.

Еще одним недостатком профессии психологи считают высокий риск развития синдрома эмоционального выгорания. Развитию данного синдрома подвержены и молодые учителя, и преподаватели с большим опытом работы.

Повышенные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, груз ответственности, поиск индивидуального подхода к каждому подопечному, тесное взаимодействие с учащимися и их родителями – все эти и многие другие факторы способны негативно отразиться на психоэмоциональном состоянии специалиста.

Навыки и знания

Востребованность учителя математики на рынке труда зависит не только от его опыта и квалификации, но и от уровня имеющихся знаний и навыков, приобретенных в профессиональной сфере. Представители рекрутинговых агентств утверждают, что многие работодатели с большей охотой отдают предпочтение кандидатам, неустанно повышающим свой профессиональный уровень, интересующимся нововведениями и последними научными достижениями в сфере своей деятельности.

К базовым и обязательным навыкам преподавателя математики принято относить следующие:

  • безупречное знание теории своего предмета;
  • умение решать на практике математические задачи различного уровня сложности;
  • знание ПК на уровне продвинутого пользователя;
  • умение объяснять сложные темы, изобилующие терминологией, простым и доступным для понимания языком;
  • умение планировать, организовывать и контролировать учебный процесс;
  • высокий уровень коммуникативности.

Среди прочих требований, предъявляемых к учителям математики, следует отметить такие:

  • безупречное знание профильного предмета (математики, алгебры);
  • знание начертательной и проективной геометрии;
  • знание основ черчения;
  • знание информатики;
  • знание основ психологии и педагогики.

Обучение

Получить данную специальность на базе имеющегося полного среднего образования (11 классов) можно в педагогическом ВУЗе, выбрав одну из следующих форм обучения:

  • очная – 4 года;
  • заочная, вечерняя – 5 лет.

На вступительных испытаниях абитуриенту придется продемонстрировать свой уровень знаний в таких предметах:

  • математика (алгебра);
  • русский язык;
  • обществознание (либо физика, геометрия).

Карьера

При благоприятных обстоятельствах преподаватель математики в муниципальном или государственном образовательном учреждении со временем может занять должность заведующего по учебной или учебно-воспитательной работе либо заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям. При этом он также может продолжать вести уроки по своему предмету. Способствуют карьерному росту и курсы повышения квалификации и переподготовки.

В рамках обучения на таких курсах преподаватель математики может освоить наиболее подходящую для него смежную специальность – программист, экономист, финансовый аналитик, математик-инженер, проектировщик, системный администратор, статистик, логист.

Базовое (математическое) образование в этом случае выступит надежным фундаментом, способствующим освоению новой профессии.

Двенадцать плюсов работы учителем

Все мы привыкли слышать в учительской среде жалобы и недовольства: зарплата маленькая, уважения со стороны родителей и государства нет, нужно готовить множество отчетов, заниматься уборкой, делать ремонт — с детьми-то и работать некогда! Но в последние годы кажется, что ситуация улучшается. В этой статье — «плюсы» учительской профессии, которых нет больше ни у кого.

Плюсы работы учителем

  • Хороший график работы. Ставка учителя — 18 часов. Если поделить ее на 5 рабочих дней, то получается всего 3-4 урока в день. Конечно, многие работают на полторы-две ставки, но и тогда учитель заканчивает «официальный» рабочий день в 13-14-15 часов. И может быть совершенно свободен! В то время как работники офисов сидят на работе все 8 часов ежедневно плюс час обед, то есть начинают в 9, заканчивают в 18, домой приходят в 19-20 часов. Остается только поужинать и лечь спать. Дети отданы на воспитание бабушкам и компьютеру. Учитель же имеет время, чтобы отдохнуть, позаниматься с детьми, выполнить работу по дому и подготовиться к следующему дню.
  • Длинный отпуск. Вряд ли кто-то, кроме шахтеров и работников литейного цеха, может похвастаться официальным отпуском в 56 дней. И не нужно волноваться — отпуск всегда летом.
  • Каникулы. В каникулы нужно ходить на работу, но все равно можно немного отдохнуть от обычного темпа работы, от шума, обязанностей. Как бы учителя не любили свою работу, а четыре перерыва в год дают возможность восстановиться и набраться новых сил на дальнейшие свершения.
  • Официальное трудоустройство в государственном (муниципальном) учреждении. А значит, это и белая зарплата (возможность взять кредит, ипотеку, накапливать пенсионные отчисления), и больничные, и оплачиваемые учебные отпуска и другие «плюшки». Большинство граждан России получают зарплату «в конвертах» и не имеют этих социальных благ.
  • Свобода действий. На своем уроке учитель — царь и бог, он сам вправе выбирать методику преподавания: Как подать материал? Кого спросить? Когда провести самостоятельную работу? Какую технику использовать? Все это — в руках учителя. Никто не стоит над ним и не контролирует каждый шаг.
  • Свой кабинет (правда, не у всех). Учителя, имеющие свой кабинет, практически полностью владеют им: могут делать ремонт, вешать картины, плакаты — все что угодно именно так, как хочется ему самому. И работать в кабинете, который ты создал для себя, приятнее.
  • Экскурсии и путешествия. Учитель не сидит в «четырех стенах»: то театр, то кино, то экскурсия с детьми. Плюс иногда учитель как руководитель группы едет бесплатно.
  • Учитель всегда молод. Учителя окружают веселые лица ребят, радость, смех, беготня, здоровье. Работая в такой обстановке, учитель сам заряжается позитивом и всегда юн.
  • «И жнец, и швец и на дуде игрец». Работа учителем сама по себе интересна: каждый день не похож на предыдущий — учителя ждут новые «происшествия», новые заботы, новые дела. Для кого-то это может показаться невыносимым: сегодня ты проводишь семинар, завтра организуешь праздник и репетируешь сценки, послезавтра идешь с детьми в поход, а на четвертый день проводишь родительское собрание. Но этот драйв по душе учителям. Он дает возможность проявить все свои таланты и креатив.
  • Значимость профессии. Все профессии важны, все профессии нужны, но учитель — профессия, суть которой в помощи детям стать настоящими людьми, грамотными, образованными. От учителей зависит судьба ребенка, его взгляд на жизнь. Кто-то дает ученикам знания, кто-то — крылья. Приятно сознавать всю важность и значимость своего труда, приятно видеть, каких высот добились твои ученики.
  • Уважение в обществе. Учитель — работник умственного труда, хороший учитель должен много знать, уметь, читать, постоянно совершенствоваться. Это ценится окружающими людьми.
  • Учителю везде у нас дорога. Вы замечали, что к священникам по-другому относятся: даже инспектора ГИБДД предпочитают их не останавливать, может быть, боятся «карму» испортить? Так и к учителям относятся особенно: в очереди, на приеме у чиновника, у врача — учителей стараются пропускать, помогать и всячески содействовать. Почти как предъявить красное удостоверение. Почему так происходит?

А как считаете вы? Почему вы работаете учителем? Какие плюсы мы не назвали?

Про учителей (Преимущества работы)

Многие хают работу учителя, но надо бы внести другую лепту, описать преимущества.

1) Рабочий день (если Вы специально на себя не взволили многие не нужные вещи, то это про Вас) составляет с 8-30 до 2-3 часов. Это если у Вас получается 35 часов нагрузки (5 дней по 7 уроков), а это две ставки (одна ставка это 18 часов). При такой нагрузке можно рассчитывать на зп в районе 27-28 тыс.

2) Надбавки: за выслугу, проверка тетрадей, литература, заведующий кабинетом, лаборанство и т.д. Почему отдельно, так как это надбавки постоянные и не требующие какого-либо участия конкретного и постоянного.

3) Кружки, спецкурсы, факультативы. Это где-то 2000 месяц прибавки к окладу за один урок в неделю. Это как бы платные образовательные услуги на базе школы. Для этого ты придумываешь разные программы и по ним набираешь учеников. Обычно около 10 человек. У меня есть несколько программ, например, решение усложненных задач, экспериментальная физика и астрономия. Думаю написать ещё по экономике, но пока нет времени.

4) Премии за Ваши свершения (олимпиады, ноу, конкурсы и т.д.) – конечно зависит от школы и желания. Лично я считаю, что это самая настоящая благотворительность, так как премии небольшие, а тратишь время ты на эту подготовку очень много, зато дети развиваются больше. А как говориться – все для детей!

5) Подарки от детей. Я никогда не намекал или настаивал на этом, но на первое сентября, день учителя, новый год, 23 февраля и на выпускной всегда есть подарки. Да в большинстве случаев они чисто формальные, но я уже давно не тратился на духи, средства для душа, бритья и т.д. (такое чувство, что не моюсь и мне явно на это намекают))) Всякие кружки, конфеты, шоколадки, торты – это просто в немереном количестве. Конечно, кто-то назовет это корыстью, но я никогда ничего не просил и дети делали это от души. А когда дарят что-то “хенд-мейд”, то в миллион раз приятнее. Например, один раз подарили офигенный шарф, связанный из каких-то офигенных ниток. До сих пор ношу и вспоминаю Настю, которая уже заканчивает ВУЗ и по-моему где-то в Питере.

5) Если защитил кандидатскую по педагогике, то постоянно получаешь бонус к зп, так как работаешь в той сфере, где защитился.

6) Организовываешь экскурсии, поездки, походы и все турфирмы с тебя не берут денег. Кто-то скажет “вот сволочь!”, но а ты попробуй проследить за десятком-другим детей. Это извините меня не отдых. Один мой знакомый объездил таким образом всю Европу 2-3 раза в год со своим классом. Тур фирма давала ему путевку при наличии 5 человек в его группе.

6) Выслуга 25 лет! Начал работать в 22, то в 47 уже идешь на пенсию и получаешь её каждый месяц, но при этом же работаешь, ведь да?)

7) Частные занятия (репетиторство). При правильном распределении времени, она может доходить до 2-3 окладов в месяц. Мой потолок – 2 оклада, при этом двое выходных, но и освобождаешься около 8 часов. Но я думаю прибавка в 50-70 тыс намного перевешивает это.

8) Отпуск всегда летом и всегда 56 дней (может больше, зависит от школы и директора), “лайтовые деньки” во время каникул, карантинов, экскурсий и т.д. Сидишь в кабинете и занимаешься своими делами.

Ага, еще очень дешевая и диетическая столовая)))

Но опять же, у нас все всегда жалуются и плачутся.

Тут был пост один от молодой учительницы, которая жаловалась на нехватку времени:

Очень душещепательно конечно. Во всем опять виновата школа. Ответ сделаю на примере себя.

Работаю в школах уже 8-ой год.

1) Количество документации зависит от школы, сколько и какой надо сдавать. Вообще, есть специальные книжки для учителей со всеми разработками, планированиями и т.д. Продаются они в специализированных магазинах. Вещь удобная и на любой проверке они подходят в минимальный набор требований, при этом самому писать ничего не надо. Большинство документов имеют постоянный срок действия, то есть один раз подготовили, потом уже просто пользуешься, через год, три, десять лет, иногда добавляя туда некоторую информацию.

Есть школы, которые называют себя “особенными” и требуют какие-то специфичные вещи. Тут надо либо пресмыкаться и делать все подряд, либо игнорить или говорить напрямую, что это не входит в мои обязанности. Это нормально! Вас могут просто проверять смогут ли из Вас вить веревки и нагружать любой работой или нет.

Так же любая уважающая школа имеет определенные должности, которые облегчают работу сотрудников. Например, специалист, который вносит все изменения в электронный дневник или журнал.

Да и вообще, просто почитайте свои должностные обязанности! Там все есть, а уволить не имеют право, если Вы работаете по ним. Разным завучам скидывают большой количество информации о конкурсах, олимпиадах, экскурсиях и обычно они пытаются впихнуть всех туда. а документацию по ним спихнуть на учителей. Уважайте себя и свое время!

2) Уроки. Разграничьте уроки на обязательные с применением презентаций, фильмов, игр и т.д. и на те, на которых учитель может “отдохнуть” от подготовки или существенно её сократить: проверочные, экспериментальные, решение задач и т.д. Это нормально! Если Вы будете каждый урок для учеников делать как праздник, то они сядут на шею и ничего не будут делать на обязательных уроках решения задач или лабораторных. Конечно, хочеться как лучше для учеников, но поверьте мне, лучше будет учить их разным умениям, да и на шею они, к сожалению, садятся очень быстро. Умейте отстаивать свою точку зрения и знайте нормативы, иначе опять же, будут Вас загружать всем, чем захотят, что будет сильно затруднять Вашу работу.

3) Время, потраченное на создание уроков, презентаций, фильмов и т.д. можно сэкономить с помощью интернета. Скачайте несколько презентаций и сделайте из них одну хорошую, подходящую только Вам. Любите себя и пытайтесь экономить время. Лично я считаю, что если я на подготовку урока трачу более 30 минут, значит урок будет не интересным и перенасыщенным, что сделает для детей его сложным для понимания, скучным и непонятным, хотя со стороны будет похоже на восторг, но чисто от того, что это “по-другому”.
Ещё стоит заметить одну вещь. Проработав один-два года, у Вас будет такая база всей документации, что далее будет работать просто одно удовольствие. Лично у меня уже по 2-3 разные концепции уроков уже наработаны и опробированы, написаны электронные варианты тестов, карточки, нарезаны фильмы для подтверждения законов физики (или насмешкой над голливудскими блокбастерами, у меня нарезано половина “форсажа” для объяснения механики). Через некоторое время у Вас будет все круто и каждый урок Вы будете проводить на одном дыхании.

4) Умейте экономить время. Я ухожу с работы почти сразу после уроков. Некоторые учителя возбухали: “как так!”, “да мы тут до 6 часов сидим!”, “да Вы наверное ничего не делаете!”.

Потом при удобном случае я показал все свои разработки, гигобайты информации и у людей чуть-чуть менялось мнение, но потом я говорил о том, так: “что Вы делаете после уроков? пьете чай? а в меня столько не влезает. У меня, например, контрольную пишет сразу параллель, пока одни пишут, я у них проверяю домашки, пока пишется работа вторым классом в параллели я проверяю первую контру и домашку вторых. В итоге, на к третьей параллели уже хватает кинуть взгляд, чтобы проверить работу. Итог, после уроков не останавливаешься. Занести оценки после уроков? Сделай это на перемене – это две минуты, но нет, надо отдохнуть и пойти в столовую, помять косточки новой математичке. ” Уважайте свое время всегда!

«Учителя математики — это элитный спецназ»: зачем молодой физик-ядерщик пошёл работать в школу

«Учителя математики — это элитный спецназ»: зачем молодой физик-ядерщик пошёл работать в школу

Поступить в педагогический вуз, чтобы стать хорошим учителем. Работает ли эта формула сегодня? Вячеслав Костерин, физик-ядерщик по образованию, преподаёт математику в школе в Санкт-Петербурге. Он рассказал, с какими проблемами сталкивается человек без профильного образования и кто такой идеальный учитель.

Первые месяцы в школе — стрессовый период, но он мне безумно нравился

Полгода назад я окончил институт. Я инженер — физик-ядерщик. Окунувшись в эту среду в Гатчине, пока писал диплом, я понял, что сойду с ума со скуки, умру, уснув на рабочем столе. Поэтому по специальности я не проработал ни дня. Встал вопрос: что делать? Как строить жизнь дальше? И я решил, что свяжу её с преподаванием. На тот момент я уже больше двух лет занимался репетиторством, работал в образовательном центре. С апреля этого года я устроился в частную школу, получив должность учителя математики.

Школа для меня — новый уровень. Если в образовательном центре я получил колоссальный опыт работы с детьми, учился применять различные формы работы, методики, лабиринты, книжки, изучал поле действий, то в школе совершенно другой уровень ответственности, чёткая программа.

В школе ты не закрываешь дыры, а даёшь новые знания, говоришь о том, чего ученик до этого никогда не слышал

Первые месяцы в школе — стрессовый период, но он мне безумно нравился и нравится даже сейчас, когда идут методические работы. Стрессовый, потому что это частная школа, у неё своя специфика, немного другой контингент детей. Моей задачей было научиться работать с каждым из них и дать всему классу необходимый материал для дальнейшего продвижения по школьной лестнице.

Почему же я выбрал математику, если я физик-ядерщик? Ядерная физика — специфическая область, в которой от школьной физики нет ничего. Там сплошная математика, математическое моделирование, программирование. Математику мне преподавать проще, потому что в школе она у меня была на высоком уровне. Я до сих пор обожаю своих учителей, среди которых были преподаватели из институтов.

Я прошёл суровую уральскую школу математики — даже в институте после этого было очень легко. Знаний по ней у меня в итоге было гораздо больше, чем по физике. В любом месте, где бы я ни был, кафедра математики — это всегда чётко построенное общество. Мне не страшно быть в него включённым, потому что, какую бы задачу ни поставил я или мои коллеги, они всегда будут чёткими и выполненными в срок.

Я буду знать, что могу положиться на того или иного преподавателя, потому что мы математики. Это такой «элитный спецназ».

Под хип-хоп у нас вдруг стали лучше решаться алгебраические дроби

Начав работать в школе, я столкнулся с тем, что мне не хватает педагогического образования. Но для этого есть наставники, коллеги, которые во всём помогают. Подсказывают, как выстроить учебный процесс, работать с тем или иным ребёнком, какими учебниками пользоваться, с чем вообще и как надо работать. Думаю, всему этому я буду учиться ещё не один год. Но я понимаю, что в школе происходят большие и качественные шаги в моей самообразовательной карьере.

Наличие педагогического образования, практики работы с детьми важно для каждого учителя. Но само по себе высшее образование, то, что я прошёл институт, школу выживания, помогает даже в преподавании не в моей области. Каждый человек может научиться всему, для этого не обязательна узкая специализация. Надо просто сразу же, как приходишь на новое место, быть открытым любому опыту, учиться, впитывать, как губка. Поэтому я думаю, что всё получится.

Ещё одна проблема — это мотивация детей. Дети приходят разные, поэтому она может быть нулевая.

Нужно каждый раз опускаться до уровня потребности ученика и пытаться привязать математику к нему

Способов мотивировать ребёнка в 9-м, 10-м, 11-м классе гораздо больше, чем в 7-м. Они взрослые, у них впереди экзамены. С 5–7-ми классами сложнее. Всё сводится к игровой форме, где я достигаю результата через лабиринты, к смене формы работы.

У меня часто бывают поражения со слабо мотивированными детьми, но бывают и победы: «Давай посоревнуемся, кто правильно сделает, кто быстрей сделает… Давай посидим и позанимаемся на улице, послушаем птичек, ты расскажешь, что уже знаешь». Важно делать маленькие шаги к большому успеху.

Я делаю шаг к завлечению ребёнка, прокачиваю себя, а он делает маленький шаг к математике — так мы обмениваемся. С одним из сложных учеников у нас появилась фишка: на индивидуальных занятиях слушаем его любимые хип-хоп-композиции. Так учебный процесс становится уютней, под качевую музыку у нас вдруг стали лучше решаться алгебраические дроби, мы стали активнее узнавать формулы сокращённого умножения. Я не знаю, насколько это правильно с точки зрения педагогики, но это немножко работает, и мне кажется, что это одна из моих маленьких побед на пути к успеху.

Учителя, которые не любят работать с детьми, — катастрофа для школы

Я подмечал иногда недостатки некоторых своих учителей, кого-то идеализировал, с кем-то вступал в конфликт. Мама, учитель начальных классов, говорила: «Ты учишься в школе и ещё не знаешь, как правильно. Есть учитель — слушай, а когда вырастешь, будешь делать выводы». Сейчас я понимаю, что учителю нереально сложно не косячить. Работать с детьми — это всегда учиться, находить что-то новое, развиваться.

Единственное, что я могу подметить, — учителя, которые не любят работать с детьми. Когда такие учителя приходят, это катастрофа для школы. Они приходят, потому что им некуда податься, нет другого выхода, а не потому что любят то, что делают.

Они отучились, поняли, что это не их, но было поздно. Я думаю, что это ошибка ещё из советского прошлого, когда люди шли в нелюбимые профессии. Отдавали на это жизнь, ненавидели работу, а в итоге приходили к тому, что быстро выгорали. Но с этим тоже надо смириться, всё пройдёт. Сейчас в школу приходят молодые педагоги. Они искренне хотят что-то изменить, тоже ошибаются, что-то делают неправильно, как и я, но это уже развитие.

Могу прийти через неделю и сказать: «Дети, я ошибся»

Да, бывает, что я ошибаюсь на своих занятиях. Я быстро переключаюсь с класса на класс, мы работаем в активном темпе, мозг взбудоражен, и даже если я совершаю ошибку, то исправляю и иду дальше, никто не замечает.

Я, конечно, всегда признаюсь детям. Могу прийти через неделю, через две недели, через месяц и сказать: «Дети, я ошибся, мы это пересмотрим, потому что было неправильно». Я не боюсь потерять авторитет, потому что всегда говорю: «Я преподаватель, несу ответственность за каждую свою ошибку. Я, конечно, буду ругать вас за ваши ошибки, а вы можете ругать меня за мои. Но я, как и вы, буду ошибаться, потому что я не боюсь это делать».

Бывало, что я не мог решить какие-то задачи, которые не продумал заранее. Я приходил домой и решал их до победного конца, потому что я говорю всегда ребятам, что мне можно задавать любые вопросы. Я могу ответить не сразу, но буду готов к следующему занятию.

В таких ситуациях нет ничего страшного: наоборот, я учу детей, что ошибки лучше признавать сейчас, признаваться перед всеми, чем потом делать такую же ошибку на экзамене или где-то ещё. Ошибки — это клёво, я люблю ошибаться и принимаю их.

Пока я себя считаю преподавателем. Звание учителя ещё надо заслужить

Идеальный учитель, по моему мнению, — тот человек, который работает с энтузиазмом и любовью. Неважно, выгорел он или нет, полгода или год прошёл с первого занятия: если его труд небесполезный, он доведёт дело до конца. Он расскажет про дискриминант даже в час ночи, если это необходимо.

Идеальный учитель — тот, который, если может что-то изменить, это сделает. Это тот человек, который всегда развивается, ставит перед собой постоянно новые задачи. То, что он остался в школе, означает, что он пойдёт дальше по школьной лестнице до конца. Пусть это будет 112-й класс, 112-я нерешённая задача, 112-я ошибка — неважно, он идёт вперед, делает клёвые вещи, меняет с каждым ребёнком свою и чужую жизнь.

В рамках спецпроекта «Карта учителей» мы будем ежемесячно публиковать монологи учителей из разных уголков России, следите за обновлениями. А пока можете подписаться на рассылку «Привет, учитель!», письма для которой пишут сами учителя.

Ссылка на основную публикацию