Учитель французского языка: характеристика, обязанности, обучение

Должностные обязанности учителя иностранного языка

Должностные обязанности учителя иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
dolzhnostnye_objazannosti_uchitelja.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Должностная инструкция для учителя иностранного языка

1. Учитель должен знать:

-Конституцию РФ, решения правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка;

-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

-методику преподавания предмета и воспитательной работы;

-программы и учебники;

-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; – средства обучения и их дидактические возможности;

-основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

-основы права, научной организации труда;

-правила и нормы охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты.

2. Учитель выполняет следующие должностные обязанности:

2.1.Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.

2.2.Учитель обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и план на каждый урок.

2.3.В своей работе по предмету использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. Реализует образовательные программы. Может представлять по своему усмотрению темы уроков в отдельных разделах программы. Проводит с учащимися установленное учебным планом количество контрольных и практических работ, а также необходимые учебные экскурсии. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме

2.4.Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»;

-безопасное проведение образовательного процесса;

-принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему. Оперативное извещение руководства о несчастном случае;

– проведение инструктажа учащихся по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;

-организацию изучения учащимися правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту;

-осуществления контроля за соблюдением правил по охране труда.

2.5.Ведет в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках. Выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдает администрации необходимые отчетные данные.

2.6.Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся. 2.7.Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой.

2.8.Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.

2.8.Соблюдает Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.

2.9.Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

2.10.Осуществляет связь с родителями обучающихся.

2.11.Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. 2.12.Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.

2.13.В соответствие с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на дежурство за 25 минут до начала урока и уходит через 25 минут после их окончания,

2.14.Проходит периодические бесплатные медицинские осмотры.

2.15.Соблюдает этические нормы поведения. Является примером для учащихся, воспитанников.

2.16. Учителю запрещается:

-изменять по своему усмотрению расписание занятий;

-отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков и перемен между ними;

-удалять учащегося с урока;

-курить в помещении школы.

2.17.При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель: -проводит паспортизацию своего кабинета;

-постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;

-организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;

-в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;

-разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;

-принимает участие в осмотре учебных кабинетов.

3.Педагогический работник имеет права , предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании» , «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка. 3.1.Учитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.

4.1.В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность:

-за реализацию не в полном объеме образовательных программ;

-за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;

-за нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.

4.2.В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил трудового внутреннего распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.

4.3. 3а применение методов воспитания, связанных с физическими и психическим насилием над личностью обучающегося учитель может быть уволен по ст. 336, п.2 ТК РФ.

Требования к учителю иностранного языка:

1.1. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведении, соблюдение единого орфографического режима.

1.2.Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: 5-6 классы – после каждого урока в течении учебного года

7-9 классы – после каждого урока у слабых учащихся; у сильных – наиболее значимые работы. У всех учащихся этих классов тетради должны быть проверены раз в две недели. 10-11 классы – тетради всех учащихся проверяются один раз в учебную четверть, а тетради – словари – один раз в месяц.

1.3.Своевременно заполняет график проведения контрольных работ. Количество работ должно соответствовать методическим указаниям и утвержденному плану школы. 1.4.Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся.

1.5.Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ: все письменные контрольные работы учащихся всех классов проверяются к следующему уроку, а при наличии более 70 работ – через один-два урока. Выставляет оценки за наиболее значимые работы в классный журнал за то число месяца, когда проводилась работа.

1.б.Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.

1.7.Хранит тетради контрольных работ учащихся в течении года.

1.8.0ганизует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по предмету и, по возможности, внеклассную работу по предмету.

1.9.Формирует сборные команды школы по параллелям классов для участия в районной, областной олимпиадах.

Учитель французского языка: характеристика, обязанности, обучение

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Преподаватель французского языка может работать в любом учебном заведении. Важно знать свой предмет на максимально высоком уровне. Чем больше навыков и опыта, тем на большую зарплату может претендовать кандидат. Дополнительные необходимые навыки зависят от желаемого места работы.

Особенности

Учитель французского языка – педагог, который способен обучить людей любого возраста французскому языку. Преподаватель может работать в дошкольных и школьных учреждения, в институтах и на образовательных курсах. Важно, чтобы кандидат умел находить общий язык как с детьми, так и со взрослыми. Стоит уметь мотивировать учащихся к самостоятельному изучению языка, поощрять их за достижения.

Учитель языка должен реализовывать требования, установленные федеральными образовательными стандартами. В учебных заведениях могут работать только те люди, которые имеют высшее профильное образование.

Важно владеть французским языком на высоком уровне, однако еще важнее уметь ему обучать. Это отличает педагога от переводчиков и других специалистов.

Плюсы и минусы

Преподаватель может работать в разных учреждениях и с учениками различного возраста. Многие преимущества и недостатки профессии связаны с этими факторами напрямую. Однако есть и общие плюсы в работе учителем французского языка:

  • творческая должность позволяет постоянно совершенствовать и развивать собственные навыки;
  • есть возможность самостоятельно разрабатывать программы обучения и экспериментировать с ними;
  • можно получать различные научные гранты на исследования;
  • преподаватели вызывают уважение в обществе;
  • учитель может уйти летом в отпуск на 2 месяца;
  • есть возможность работать в частных учреждениях с высокой зарплатой;
  • можно совмещать основную работу с репетиторством.

Работать учителем французского языка может не каждый человек. Стоит отметить, что такая деятельность требует организованности и сдержанности. Любовь к детям и предмету сделают работу более приятной. Основные минусы профессии:

  • высокая эмоциональная нагрузка – это связано с особенностью учеников и надобностью вкладывать большие моральные ресурсы;
  • довольно часто учителя работают ненормированное количество часов;
  • зарплата напрямую связана с регионом и местом работы;
  • школьным учителям часто приходится брать работу на дом, причем иногда приходится проверять тетради, а в некоторых случаях – заполнять отчеты;
  • большое количество бумажной работы – учитель должен формировать план обучения и отчитываться по нему, также необходимо заполнять журналы и другую документацию;
  • необходимо постоянно держать эмоции под контролем и находить общий язык с разными людьми.

Обязанности

Учитель французского языка имеет довольно много задач. Полный перечень может отличаться в зависимости от места работы. Основные обязанности:

  • проведение уроков;
  • организация различных типов занятий;
  • проведение тестирования знаний, дополнительно необходимо составлять задания;
  • контроль знаний с помощью промежуточных и итоговых аттестаций;
  • ведение научной деятельности;
  • участие в конференциях и собраниях педагогического состава;
  • составление учебных планов, методических пособий;
  • заполнение отчетов и ведение документации.

Основная задача преподавателя заключается в том, чтобы помощь учащимся овладеть французским языком. При этом необходимо уметь находить подход к ученикам с разными способностями и особенностями.

Кроме прочего, преподаватель должен следить за дисциплиной и регулировать ее. В некоторых случаях необходимо поддерживать контакт с родителями.

Навыки и знания

Осуществлять профессиональную деятельность по обучению французскому языку могут только специалисты. Необходимые навыки:

  • владение французским языком на высоком уровне;
  • умение работать с большим количеством информации;
  • знание основ педагогики и психологии;
  • умение грамотно и понятно излагать свои мысли;
  • организация процесса обучения;
  • умение находить общий язык с различными учениками.

Обучение

Учитель французского языка должен иметь высшее специальное образование. Получить его можно абсолютно в любом городе. При этом обучение продолжается на протяжении всей карьеры. Преподаватели постоянно посещают курсы повышения квалификации. Так, специалист должен постоянно актуализировать свои навыки и знания.

Периодически нужно проходить программу переподготовки. Она позволяет овладеть такими дополнительными знаниями:

  • основы ФГОС;
  • особенности составления учебного плана по изучению французского языка;
  • адаптация специализированной литературы для учеников разного возраста;
  • организация обучения в рамках современной образовательной системы;
  • принципы обучения французскому как первому или второму иностранному языку;
  • современные методики обучения;
  • проведение внеклассных занятий и мотивация учеников к самостоятельному изучению предмета.

Охрана труда и техника безопасности в школе

Должностная инструкция
учителя иностранного (английского) языка

  • важнейшие направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • основные положения общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методику подготовки предметов;
  • программы и учебники по английскому языку, отвечающие положениям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • требования ФГОС начального общего, основного общего, полного общего образования и рекомендации по их воплощению в общеобразовательном учреждении;
  • методику воспитательного процесса;
  • правила пользования и требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов иностранного языка;
  • способы обучения иностранному языку и их дидактические возможности;
  • основы научной организации деятельности;
  • нормативные документы по вопросам обучения и воспитания учащихся;
  • известные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
  • методы убеждения, приведение аргументов своей позиции, установления контактов со школьниками разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их предупреждения и разрешения;
  • трудовое законодательство Российской Федерации;
  • навыки работы с текстовыми редакторами, презентациями, электронной почтой и браузерами, компьютером, принтером и мультимедийным оборудованием;
  • требования внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения.
  • инструкцию по охране труда для учителя иностранного языка.

1.7. Педагогическому работнику запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.8. Учитель должен знать свою должностную инструкцию учителя английского языка в школе, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.

2. Функции

2.1. Обучение и воспитание учащихся с учетом специфики предмета «Английский язык» и возрастных особенностей обучающихся, в соответствии с разработанной программой общеобразовательного учреждения и Федеральных государственных образовательных стандартов.
2.2. Содействие социализации учеников, формированию у них общей культуры, правильному и осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ.
2.3. Обеспечение полного режима соблюдения норм и правил охраны труда и пожарной безопасности во время образовательного процесса.
2.4. Организация внеурочной занятости учащихся, исследовательской и проектной деятельности учеников по предмету «Английский язык».

3. Должностные обязанности учителя иностранного языка
3.1. Реализует образовательные программы, осуществляет обучение и воспитание учащихся с учётом специфики предмета и требований ФГОС к преподаванию английского языка (иного языка), проводит уроки и другие дополнительные занятия только с утвержденным расписанием и в указанных помещениях.
3.2. Обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования.
3.3. Преподаватель иностранного языка обязан иметь тематический план работы по предмету на каждую учебную четверть (полугодие) и рабочий план на каждый урок.
3.4.

  • безопасное проведение учебного процесса;
  • принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение администрации школы о несчастном случае;
  • проведение инструктажа школьников по охране труда и технике безопасности на уроках иностранного языка с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале регистрации инструктажей учащихся по охране труда»;
  • контроль соблюдения учащимися всех правил (инструкций) по охране труда.

3.5. Ведёт в определенном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости детей на уроках иностранного языка, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, в положенный срок сдаёт администрации школы необходимые отчётные данные.
3.6. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации учащихся.
3.7. Допускает, в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения, администрацию школы на свои уроки в целях контроля учебного процесса.
3.8. Заменяет уроки отсутствующих педагогов по распоряжению администрации, в соответствии с ТК РФ.
3.9. Следует Уставу, Коллективному договору, Правилам внутреннего трудового распорядка, требованиям данной должностной инструкции учителя иностранного языка школы, а также локальным актам учреждения, приказам и распоряжениям администрации общеобразовательного учреждения.
3.10. Соблюдает права и свободы учащихся, которые регламентированы Федеральным Законом «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребёнка.
3.11. Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию. Принимает участие в деятельности методического объединения и других формах методической работы.
3.12. Следуя годовому плану работы школы, принимает участие в рабочей деятельности педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также предметных секций, проводимых вышестоящей образовательной организацией.
3.13. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками.
3.14. Проходит периодические бесплатные медицинские осмотры.
3.15. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для детей.
3.16. Участвует в работе с родителями учащихся (лицами, их заменяющих), посещает по просьбе классных руководителей родительские собрания в школе.
3.17. Вовремя знакомится и ставит в известность школьников об изменениях в расписании уроков на следующий день по своему предмету.
3.18. В обязательном порядке первого числа месяца обязан представить заместителю директора по УВР график проведения контрольных и лабораторных работ на месяц.
3.19.

  • изменять по своему усмотрению утвержденное расписание уроков;
  • не проводить, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;
  • не допускать учащегося к уроку иностранного языка;
  • курить в помещении общеобразовательного учреждения.

3.20.
3.20.1. Контролирует наличие у школьников тетрадей по английскому языку, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
3.20.2.

  • 2-4 классы – после каждого урока на протяжении учебного года;
  • 5-6 классы – после каждого урока в течение учебного периода времени;
  • 7-9 классы – после проведенного урока у слабых учащихся, у сильных – наиболее значимые работы. У всех учащихся этих классов тетради должны быть проверены раз в две недели.
  • 10-11 классы – тетради всех учащихся проверяются один раз в учебную четверть, а тетради-словари – не реже одного раза в месяц.

3.20.3. Вовремя по указанию заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе заполняет график проведения контрольных работ.
3.20.4. Все виды контрольных работ проверяются абсолютно у всех учащихся.
3.20.5. Учитель иностранного языка соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:

  • все письменные контрольные работы учащихся всех классов проверяются к следующему уроку, а при наличии более 70 работ – через один – два урока.

3.20.6. Проводит работу над ошибками с учениками после проверки контрольных работ.
3.20.7. Тетради контрольных работ учащихся школы хранятся в учебном кабинете на протяжении учебного года.
3.21. Организует проведение школьной олимпиады по иностранному языку и внеклассную работу по данному предмету.
3.22. Формирует команду образовательного учреждения для участия в олимпиаде по английскому языку.
3.23. Отвечает за выполнение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности во время выполнения трудовых обязанностей.
3.24.

  • осуществляет паспортизацию своего кабинета иностранного языка;
  • постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, которые необходимы для прохождения учебной программы, техническими средствами обучения;
  • подготавливает с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
  • в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, непригодное для пользования;
  • разрабатывает инструкции по охране труда;
  • принимает участие в смотре-конкурсе в кабинетах для проведения занятий.

4. Права
4.1. Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
4.2. Давать школьникам во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать их к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке установленных уставом и правилами о поощрениях и взысканиях учеников в школе.
4.3. На принятие участия в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом школы.
4.4. На защиту профессиональной чести и собственного достоинства.
4.5. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его деятельности, давать по ним объяснения.
4.6. Защищать и отстаивать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного (служебного) расследования связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.
4.7. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, которые предусмотрены законом.
4.8. На повышение уровня квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения сотрудников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
4.9. На аттестацию на добровольной основе на необходимую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.

5. Ответственность

5.1. За выполнение не в полном объёме образовательных программ по английскому языку;
5.2. За жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем иностранного языка;
5.3. За нарушение прав и свобод учащихся, установленных законодательством РФ, Уставом и локальными актами школы.
5.4. В случае нарушения Устава, требуемых условий коллективного договора, данной должностной инструкции учителя английского языка школы, Правил внутреннего трудового распорядка, приказов директора, учитель иностранного языка подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.
5.5. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка учитель английского языка может быть уволен с занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством.
5.6. Учитель иностранного языка привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством за нарушение требований и правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических требований организации учебно-воспитательного процесса в школе.
5.7. За виновное нанесение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением или нарушением своих должностных обязанностей учитель иностранного языка несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Работает в установленном режиме выполнения объема учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий исходя из 36-часовой рабочей недели, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.
6.2. В период каникул, не совпадающих с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы учителя в каникулы утверждается приказом директора общеобразовательного учреждения.
6.3. В установленном порядке выполняет обязанности временно отсутствующих учителей на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены).
6.4. Учитель иностранного языка может быть заменен на период временного отсутствия педагогами той же специальности или учителями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе.
6.5. Получает от директора школы и заместителя директора по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с необходимыми документами.
6.6. Регулярно обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательного учреждения.

Должностную инструкцию разработал:
«___»____20___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ /______________________/

Чем французские учителя отличаются от российских

Во Франции учителя бастуют часто. Некоторые преподаватели участвуют в трёх-четырёх забастовках в год. Хотя профессия учителя считается уважаемой и престижной, не все они согласны с существующим положением дел. «Мел» расспросил преподавателя французского лицея Оксану Могеру о том, как живется учителям во Франции и в чем особенности французского подхода к обучению детей.

Нагрузка и зарплата

Стандартная нагрузка учителя во Франции — 18 учебных часов в неделю. Первая зарплата, сразу после окончания вуза — 1700 евро после вычета налогов. Дальше она повышается на 100-150 евро с каждым новым эшелоном, максимальная — около 2500 евро. За классное руководство надбавка примерно 150 евро. Учителя здесь — это уверенный средний класс.

Преподаватели во Франции — это госслужащие, «функционеры», и поэтому они имеют много социальных гарантий

Иметь постоянный контракт «функционера» во Франции считается удачей. И уволить не могут просто так, и зарплата очень достойная, и гарантированная хорошая пенсия. Правда, и стать учителем непросто — очень большой конкурс и отсев.

Отпуск

Отпуск французского учителя — 17 с половиной недель. Летние каникулы здесь длятся два месяца, есть каникулы по две недели в конце октября, рождественские, в феврале и пасхальные. Точные даты некоторых каникул зависят от региона, страна поделена на три зоны — А, В, С. Это сделано, чтобы все смогли спокойно отдохнуть: забронировать отели, перелеты без каникулярного ажиотажа. Все то время, что отдыхают дети, отдыхают и учителя, в школу приходить не нужно. Но школа может предложить учителю провести дополнительные занятия в течение недели, которые тоже оплачиваются.

Дети за занятия ничего не платят. Работу учителя оплачивает школа, точнее ректорат (Академия образования региона). По каким предметам будут занятия на каникулах, решает сама школа: эти занятия предлагают ученикам, и если у них есть желание, и родители не против, то организуется группа.

Проверки

Раз в 2-3 года работу учителя проверяет инспектор, который приезжает из региональной Академии образования. Об этом учителя предупреждают заранее. Проверяющий сидит на задней парте и делает пометки в специально подготовленные бланки. В этот же день он сообщает учителю свое решение — подтверждает ли он учителю его степень (здесь это называется «эшелон» —что-то вроде разрядов в России). По результатам комиссии и с учетом выслуги лет учителю повышают его «эшелон». Но, кстати, никогда не понижают. Всего существует 12 эшелонов. Зарплата зависит от того, на какой ступеньке ты находишься. Новый эшелон автоматически повышает зарплату. Сначала можно довольно быстро подняться на пару ступеней. Потом эшелон поднимают не чаще, чем раз в пять лет.

Внезапности в таких проверках никакой не бывает. Все всегда спланировано заранее. Инспектор может попросить конспект подготовки к уроку. В других ситуациях никакие конспекты и планы никто не проверяет. Ни завуч, ни директор.

Программа

Учитель сам выбирает программу, по которой будет преподавать. Существует общая программа Национального министерства образования и учитель обязан ей следовать, но свои уроки он может оформлять так, как удобней ему и ученикам. Например, у нас, учителей иностранного языка, программа более гибкая. Если мы чего-то не доделаем в этом году, ничего страшного — вся грамматика, неправильные глаголы переходят с одного года в другой. Учителям иностранного языка в плане программы легче, нет такого давления, как у преподавателей математики или французского.

У меня есть задача — к концу года мои ученики должны получить определенный набор знаний, а вот то, как я буду достигать этой цели, мое личное дело

Мы даже можем не пользоваться каким-то определенным учебником. Никакого регламента контрольных и проверочных работ нет. Учитель сам решает сколько контрольных он будет проводить и когда.

Общение с учениками

Есть регламент на этот счёт. Например, ты не имеешь права его обнимать. Маленький мальчик разбил коленку, заплакал, прибежал к тебе: ты не можешь его обнять. Имеешь право только похлопать, потереть по спинке, всё. Это в рамках борьбы с педофилией. В старшей школе тоже нельзя обнимать учеников. Любое неформальное общение в школе запрещено. К преподавателю ученики обращаются мадам или месьё.

Общение с родителями

Встречи с родителями проходят два-три раза в год. Существует такое «рандеву учитель-родители». Родители приходят вечером с детьми или без, но к учителю нужно записаться заранее.

Если учитель в течение учебного года хочет обратиться к родителям ученика, он может это сделать когда угодно через электронную почту

У нас есть специальная программа, через которую мы можем отправить любое сообщение ученикам, их родителям, связаться с кем угодно в школе, с Академией образования региона. В ней есть данные всех учеников. Через нее родители, в свою очередь, могут попросить о встрече нас.

Эта программа называется Pronote. У каждого учителя и каждого ученика в ней есть свой профиль. Там мы выставляем оценки, пишем комментарии к оценкам (во Франции учитель не только оценивает ученика, но пишет небольшой комментарий, свое мнение относительно его прогресса или степени старательности, каких-то отдельных качествах позитивных или негативных). Там же я могу написать какое-то замечание ученику. В режиме реального времени я пишу сообщение: «(Имя) мешал проводить урок», через смс это сообщение доставляется его родителям. В то же самое время родители знают, что вот сейчас его ребенок мешает учителю проводить урок.

Все опоздания, вся регистрация, все идет через эту программу. Опрос в начале урока тоже делается через Pronote. Кстати, если учитель по какой-то причине не провел опрос класса, то Ви сколер в той же программе это тут же видит. Vie scolaire — это подразделение в школах, дословно «Школьная жизнь», занимающееся всеми вопросами, не связанными с самим процессом преподавания. В 8 утра, в Ви сколер есть данные о всех опросах по школе. Если какого-то ученика нет в классе, Ви сколер сразу же связывается с родителями и узнает причину отсутствия. Если родители сообщают о болезни, то Ви сколер интересуется приблизительным днем возвращения в школу и ставит специальные пометки, чтобы не беспокоить родителей каждый пропущенный урок. Ви сколер всегда просит родителей объяснить причину отсутствия ученика, поэтому дисциплина — задача родителей.

Педсоветы

Педсоветы по каждому классу проходят в конце каждого триместра. Основная задача педсовета — обсудить детально каждого ученика. Мы говорим об их поведении, об их прогрессе, личностных качествах. То есть если я преподаю в шести классах, то в конце триместра я должна присутствовать на шести педсоветах и принимать участие в обсуждении каждого ученика.

На педсовет приходят учителя по всем дисциплинам, плюс один-два представителя родительского комитета, двое учеников этого класса, классный руководитель и завуч.

Ученики, присутствующие на педсовете, должны донести всю информацию до каждого из своих одноклассников. Как видите, даже тут прозрачность и демократия. Такой подход позволяет избежать предвзятости.

Подход у обучению

Все, безусловно, зависит от личности самого учителя, но подходы в России и здесь разительно отличаются. Классный руководитель у французских школьников меняется каждый год. Классы тоже перемешиваются каждый год. И лично мне такой поход нравится. Я считаю его более верным.

Во-первых, мы уходим от предвзятости учителей, у них не бывает любимчиков или наоборот. А у детей появляется шанс проявить себя с другим учителем. Во-вторых, каждый год у ученика появляется возможность по-новому себя зарекомендовать, примерить новую роль в новом коллективе. В одном классе был «серой мышкой», в другом стал лидером. Если же состав учеников практически не изменяется на протяжении многих лет, то и роли часто остаются теми же, и отношения, и мини-группы внутри класса.

Перемешивания — это вообще меньше зависти из серии «им повезло с классным, а нам нет», и больше равенства.

В самом деле, не по душе новый классный руководитель, не страшно, это не вечно, в следующем году будет другой

Благодаря этой системев школе все друг друга знают, она позволяет уйти от стереотипов и навешивания ярлыков. Здесь нет такого как «вот мы „А“ класс, а вы „Б“, мы лучше вас, наша речевка звонче и маршируем мы лучше, у нас четыре отличника, а у вас только два». Во время обеда, во время занятий спортом все общаются вместе, нет никакого деления.

Питание

Учителя могут питаться в столовой вместе с учениками, либо в учительской. В учительской есть специальный кухонный закуток, небольшая комната со всем необходимым для того, чтобы разогреть принесенную с собой еду. Чтобы пообедать в школьной столовой — кантине — нужно купить билет за три с чем-то евро.

Обед с большим выбором блюд — несколько видов закусок, основных блюд, много овощей, фруктов, несколько видов десертов, йогурты. Обед в лицее длится примерно два часа. Он делит день на первую и вторую половину.

Профсоюз

Профсоюз учителей во Франции может помочь учителю разрешить какие-то затруднения, в которых он встал в тупик на местном, школьном уровне. Например если учитель не согласен с построением рабочего графика или не доволен условиями работы. Профсоюз выносит дело на общественный суд, принимает свое решение, затем ставит в известность начальство обратившегося за помощью учителя. Ну и, конечно, профсоюз организует забастовки учителей. А бастуют здесь часто и серьезно.

Забастовки

Бастуют здесь, конечно, не только учителя. Французы вообще имеют славу любителей побастовать. Профсоюз рассылает учителям письма с просьбой поддержать забастовку, которая планируется в определенные даты. Все это тоже делается заранее, не спонтанно. Те, кто поддерживает требования, идут на забастовку. Те, кто не поддерживает, заранее сообщают о своем решении продолжить работу во время забастовки. Забастовки бывают пассивные (когда бастующие сидят по домам) и активные, когда большое количество людей с плакатами приходят, например, к мэрии или к министерству образования.

Забастовки поддерживает примерно половина учителей страны, если не больше. Это зависит от выдвигаемых требований

Но в школе всегда остается какой-то минимальный педсостав. Иногда бывает, что какие-то учителя продолжают работать, но в то же время в школе совсем нет вспомогательного персонала: нянечек, уборщиц, сотрудников столовой. Французы любят пожаловаться. Их основные жалобы: очень много работы, очень много ответственности и очень мало платят. В принципе, все всегда упирается в зарплату.

Педагогическое образование во Франции

Педагогическое образование во Франции постоянно совершенствуется. К подготовке учителей в этой стране подходят основательно: молодые специалисты должны быть не только вооружены отличными знаниями по профильному предмету, но и разбираться в детской психологии. Обучение потребует полного погружения и весьма интенсивной работы, но результатом станет приобретение уважаемой во Франции профессии, гарантированное трудоустройство и высокая заработная плата.

Как устроена подготовка учителей во Франции?

Получение педагогического образования во Франции обычно занимает 4 года, если речь идет о педагогах младшей и средней школы. Для каждого звена в системе среднего образования во Франции необходима отдельная квалификация. Первые два года будущий преподаватель проводит в университете, нарабатывая необходимую теоретическую базу либо по предмету, который он будет преподавать в средней школе, либо по всем основным направлениям начальной школы. После диплома еще два года проходят в так называемых IUFM (Universitaire de Formation des Maîtres) — университетских институтах подготовки. Эти учреждения появились по всей стране в 1990 году, и их основная задача — практическая подготовка будущих учителей.

Чему учат будущего учителя во Франции?

Подготовка учителей во Франции состоит из нескольких блоков, одинаково важных для успешного обучения:

академические знания. Обычно их получению посвящены первые два года обучения в университете;

педагогика. Углубленное изучение науки, знакомство с различными учениями и теориями;

педагогические технологии и методы. Этот блок особенно глубоко прорабатывается в IUFM: студенты не только подробно изучают каждый метод, но и учатся применять их на практике;

детская психология. Занятия обычно проходят в формате групповых дискуссий под руководством опытного психолога. Студенты получают необходимые знания об особенностях развития ребенка, а также вместе ищут выход из сложных ситуаций: например, решают, как помочь застенчивому ученику адаптироваться в классе, или как работать с мультинациональной группой детей.

Образование во Франции для учителей обязательно включает практические занятия. В течение двух лет обучения в IUFM будущие педагоги регулярно ведут уроки в школе, с которой сотрудничает институт. Подготовиться к уроку студенту помогает индивидуальный наставник из числа наиболее опытных преподавателей.

Заключительный семестр в IUFM для получающих педагогическое образование во Франции проходит в непрерывной педагогической практике. Только в случае ее успешного прохождения студент допускается к сдаче выпускных экзаменов.

Какие экзамены сдают при получении педагогического образования во Франции?

Учеба во Франции для будущих педагогов предполагает достаточно сложные завершающие испытания. В зависимости от получаемой квалификации нужно сдать один из нескольких экзаменов:

CAPE – успешно сдавший получает документ, удостоверяющий право преподавать в начальной школе во Франции;

CAPES – разновидность CAPE для преподавателей средней школы — коллежей и лицеев;

CAPEPS – экзамен и документ, дающий право преподавать физическую культуру во французских средних школах;

CAPET – завершает учебу во Франции для преподавателя технических наук и дает право обучать студентов средней школы.

Важно учитывать, что педагогическое образование во Франции — процесс, который почти не прерывается. Преподаватели регулярно проходят курсы повышения квалификации, после которых могут сдавать дополнительные экзамены. За успешной сдачей экзаменов обычно следует индексация заработной платы.

Учителя во Франции сами часто садятся за парты – курсы повышения квалификации для них организуются регулярно.

Профессиональные перспективы учителя во Франции

Проблемы трудоустройства после прохождения программы подготовки учителей во Франции попросту не существует. Все выпускники отправляются работать в государственные школы по распределению, таким образом получая свой первый самостоятельный профессиональный опыт. Единственный минус такой системы — невозможность выбрать не только конкретное учебное заведение, но часто даже регион, ведь нужно ехать туда, куда отправят. Позднее молодые педагоги могут сменить место работы, подав заявку на открытую вакансию в желаемой школе.

Заработная плата педагогов во Франции регулярно индексируется. Помимо стажа и эффективности работы, на её уровень влияют курсы повышения квалификации и хорошие оценки на дополнительных экзаменах. Получив необходимый стаж и успешно сдав экзамен, преподаватель начальной и средней школы может получить право обучать педагогике своих будущих коллег в университете.

Получение квалификации учителя во Франции

Формально конкурсный отбор для получения педагогического образования во Франции не проводится, как и для других специальностей. На практике при поступлении в университет потребуется не только составить мотивационное письмо, но и пройти интервью, по результатам которого приглашение в желаемый вуз получают не все абитуриенты.

Приемную комиссию особенно интересует мотивация будущего учителя, а также свойства его личности и характера, которые могут помочь или помешать ему в непростом педагогическом труде. Важны при поступлении также обучаемость кандидата, широкий кругозор, устойчивость к стрессам.

Учеба во Франции для педагогов, как и для студентов других специальностей, бесплатна. Обучающиеся из других стран могут получать частичную компенсацию затрат на питание, проезд, проживание в резиденции, однако значительную часть расходов все же оплачивают самостоятельно. Студенты педагогических институтов не имеют права подрабатывать. Это правило объясняется высоким уровнем академической нагрузки.

Педагогическое образование во Франции с Allterra Education

Подготовка учителей во Франции — популярное направление с высокими требованиями к поступающим и серьезным конкурсным отбором. Шансы на поступление есть только у абитуриентов с безукоризненно оформленными документами и отличной подготовкой к интервью. Избежать досадных ошибок и неточностей помогут консультанты Allterra Education.

Для получения бесплатной консультации специалиста по образованию во Франции звоните:

в Москве: +7 (495) 126-1877

в Санкт-Петербурге: +7 (812) 210-3899

бесплатная линия по России: +7 (800) 700-6435

Чем французские учителя отличаются от российских

Чем французские учителя отличаются от российских

Во Франции учителя бастуют часто. Некоторые преподаватели участвуют в трёх-четырёх забастовках в год. Хотя профессия учителя считается уважаемой и престижной, не все они согласны с существующим положением дел. «Мел» расспросил преподавателя французского лицея Оксану Могеру о том, как живется учителям во Франции и в чем особенности французского подхода к обучению детей.

Нагрузка и зарплата

Стандартная нагрузка учителя во Франции — 18 учебных часов в неделю. Первая зарплата, сразу после окончания вуза — 1700 евро после вычета налогов. Дальше она повышается на 100-150 евро с каждым новым эшелоном, максимальная — около 2500 евро. За классное руководство надбавка примерно 150 евро. Учителя здесь — это уверенный средний класс.

Преподаватели во Франции — это госслужащие, «функционеры», и поэтому они имеют много социальных гарантий

Иметь постоянный контракт «функционера» во Франции считается удачей. И уволить не могут просто так, и зарплата очень достойная, и гарантированная хорошая пенсия. Правда, и стать учителем непросто — очень большой конкурс и отсев.

Отпуск

Отпуск французского учителя — 17 с половиной недель. Летние каникулы здесь длятся два месяца, есть каникулы по две недели в конце октября, рождественские, в феврале и пасхальные. Точные даты некоторых каникул зависят от региона, страна поделена на три зоны — А, В, С. Это сделано, чтобы все смогли спокойно отдохнуть: забронировать отели, перелеты без каникулярного ажиотажа. Все то время, что отдыхают дети, отдыхают и учителя, в школу приходить не нужно. Но школа может предложить учителю провести дополнительные занятия в течение недели, которые тоже оплачиваются.

Дети за занятия ничего не платят. Работу учителя оплачивает школа, точнее ректорат (Академия образования региона). По каким предметам будут занятия на каникулах, решает сама школа: эти занятия предлагают ученикам, и если у них есть желание, и родители не против, то организуется группа.

Проверки

Раз в 2-3 года работу учителя проверяет инспектор, который приезжает из региональной Академии образования. Об этом учителя предупреждают заранее. Проверяющий сидит на задней парте и делает пометки в специально подготовленные бланки. В этот же день он сообщает учителю свое решение — подтверждает ли он учителю его степень (здесь это называется «эшелон» —что-то вроде разрядов в России). По результатам комиссии и с учетом выслуги лет учителю повышают его «эшелон». Но, кстати, никогда не понижают. Всего существует 12 эшелонов. Зарплата зависит от того, на какой ступеньке ты находишься. Новый эшелон автоматически повышает зарплату. Сначала можно довольно быстро подняться на пару ступеней. Потом эшелон поднимают не чаще, чем раз в пять лет.

Внезапности в таких проверках никакой не бывает. Все всегда спланировано заранее. Инспектор может попросить конспект подготовки к уроку. В других ситуациях никакие конспекты и планы никто не проверяет. Ни завуч, ни директор.

Программа

Учитель сам выбирает программу, по которой будет преподавать. Существует общая программа Национального министерства образования и учитель обязан ей следовать, но свои уроки он может оформлять так, как удобней ему и ученикам. Например, у нас, учителей иностранного языка, программа более гибкая. Если мы чего-то не доделаем в этом году, ничего страшного — вся грамматика, неправильные глаголы переходят с одного года в другой. Учителям иностранного языка в плане программы легче, нет такого давления, как у преподавателей математики или французского.

У меня есть задача — к концу года мои ученики должны получить определенный набор знаний, а вот то, как я буду достигать этой цели, мое личное дело

Мы даже можем не пользоваться каким-то определенным учебником. Никакого регламента контрольных и проверочных работ нет. Учитель сам решает сколько контрольных он будет проводить и когда.

Общение с учениками

Есть регламент на этот счёт. Например, ты не имеешь права его обнимать. Маленький мальчик разбил коленку, заплакал, прибежал к тебе: ты не можешь его обнять. Имеешь право только похлопать, потереть по спинке, всё. Это в рамках борьбы с педофилией. В старшей школе тоже нельзя обнимать учеников. Любое неформальное общение в школе запрещено. К преподавателю ученики обращаются мадам или месьё.

Общение с родителями

Встречи с родителями проходят два-три раза в год. Существует такое «рандеву учитель-родители». Родители приходят вечером с детьми или без, но к учителю нужно записаться заранее.

Если учитель в течение учебного года хочет обратиться к родителям ученика, он может это сделать когда угодно через электронную почту

У нас есть специальная программа, через которую мы можем отправить любое сообщение ученикам, их родителям, связаться с кем угодно в школе, с Академией образования региона. В ней есть данные всех учеников. Через нее родители, в свою очередь, могут попросить о встрече нас.

Эта программа называется Pronote. У каждого учителя и каждого ученика в ней есть свой профиль. Там мы выставляем оценки, пишем комментарии к оценкам (во Франции учитель не только оценивает ученика, но пишет небольшой комментарий, свое мнение относительно его прогресса или степени старательности, каких-то отдельных качествах позитивных или негативных). Там же я могу написать какое-то замечание ученику. В режиме реального времени я пишу сообщение: «(Имя) мешал проводить урок», через смс это сообщение доставляется его родителям. В то же самое время родители знают, что вот сейчас его ребенок мешает учителю проводить урок.

Все опоздания, вся регистрация, все идет через эту программу. Опрос в начале урока тоже делается через Pronote. Кстати, если учитель по какой-то причине не провел опрос класса, то Ви сколер в той же программе это тут же видит. Vie scolaire — это подразделение в школах, дословно «Школьная жизнь», занимающееся всеми вопросами, не связанными с самим процессом преподавания. В 8 утра, в Ви сколер есть данные о всех опросах по школе. Если какого-то ученика нет в классе, Ви сколер сразу же связывается с родителями и узнает причину отсутствия. Если родители сообщают о болезни, то Ви сколер интересуется приблизительным днем возвращения в школу и ставит специальные пометки, чтобы не беспокоить родителей каждый пропущенный урок. Ви сколер всегда просит родителей объяснить причину отсутствия ученика, поэтому дисциплина — задача родителей.

Педсоветы

Педсоветы по каждому классу проходят в конце каждого триместра. Основная задача педсовета — обсудить детально каждого ученика. Мы говорим об их поведении, об их прогрессе, личностных качествах. То есть если я преподаю в шести классах, то в конце триместра я должна присутствовать на шести педсоветах и принимать участие в обсуждении каждого ученика.

На педсовет приходят учителя по всем дисциплинам, плюс один-два представителя родительского комитета, двое учеников этого класса, классный руководитель и завуч.

Ученики, присутствующие на педсовете, должны донести всю информацию до каждого из своих одноклассников. Как видите, даже тут прозрачность и демократия. Такой подход позволяет избежать предвзятости.

Подход к обучению

Все, безусловно, зависит от личности самого учителя, но подходы в России и здесь разительно отличаются. Классный руководитель у французских школьников меняется каждый год. Классы тоже перемешиваются каждый год. И лично мне такой поход нравится. Я считаю его более верным.

Во-первых, мы уходим от предвзятости учителей, у них не бывает любимчиков или наоборот. А у детей появляется шанс проявить себя с другим учителем. Во-вторых, каждый год у ученика появляется возможность по-новому себя зарекомендовать, примерить новую роль в новом коллективе. В одном классе был «серой мышкой», в другом стал лидером. Если же состав учеников практически не изменяется на протяжении многих лет, то и роли часто остаются теми же, и отношения, и мини-группы внутри класса.

Перемешивания — это вообще меньше зависти из серии «им повезло с классным, а нам нет», и больше равенства.

В самом деле, не по душе новый классный руководитель, не страшно, это не вечно, в следующем году будет другой

Благодаря этой системев школе все друг друга знают, она позволяет уйти от стереотипов и навешивания ярлыков. Здесь нет такого как «вот мы „А“ класс, а вы „Б“, мы лучше вас, наша речевка звонче и маршируем мы лучше, у нас четыре отличника, а у вас только два». Во время обеда, во время занятий спортом все общаются вместе, нет никакого деления.

Питание

Учителя могут питаться в столовой вместе с учениками, либо в учительской. В учительской есть специальный кухонный закуток, небольшая комната со всем необходимым для того, чтобы разогреть принесенную с собой еду. Чтобы пообедать в школьной столовой — кантине — нужно купить билет за три с чем-то евро.

Обед с большим выбором блюд — несколько видов закусок, основных блюд, много овощей, фруктов, несколько видов десертов, йогурты. Обед в лицее длится примерно два часа. Он делит день на первую и вторую половину.

Профсоюз

Профсоюз учителей во Франции может помочь учителю разрешить какие-то затруднения, в которых он встал в тупик на местном, школьном уровне. Например если учитель не согласен с построением рабочего графика или не доволен условиями работы. Профсоюз выносит дело на общественный суд, принимает свое решение, затем ставит в известность начальство обратившегося за помощью учителя. Ну и, конечно, профсоюз организует забастовки учителей. А бастуют здесь часто и серьезно.

Забастовки

Бастуют здесь, конечно, не только учителя. Французы вообще имеют славу любителей побастовать. Профсоюз рассылает учителям письма с просьбой поддержать забастовку, которая планируется в определенные даты. Все это тоже делается заранее, не спонтанно. Те, кто поддерживает требования, идут на забастовку. Те, кто не поддерживает, заранее сообщают о своем решении продолжить работу во время забастовки. Забастовки бывают пассивные (когда бастующие сидят по домам) и активные, когда большое количество людей с плакатами приходят, например, к мэрии или к министерству образования.

Забастовки поддерживает примерно половина учителей страны, если не больше. Это зависит от выдвигаемых требований

Но в школе всегда остается какой-то минимальный педсостав. Иногда бывает, что какие-то учителя продолжают работать, но в то же время в школе совсем нет вспомогательного персонала: нянечек, уборщиц, сотрудников столовой. Французы любят пожаловаться. Их основные жалобы: очень много работы, очень много ответственности и очень мало платят. В принципе, все всегда упирается в зарплату.

Ссылка на основную публикацию