Учитель-дефектолог: особенности, плюсы и минусы, необходимые знания

Эссе «Моя профессия учитель-дефектолог»

Надежда Козырева
Эссе «Моя профессия учитель-дефектолог»

ЭССЕ

«Я педагог – дефектолог»

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь».

Почему я выбрала профессию учителя-дефектолога?

Профессия моя – необыкновенная, подобна нескончаемому детству, а порой и волшебству. Ведь дефектолог в состоянии оказать помощь «особенным» деткам. Он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.

Из-за плохой экологии, неблагоприятных наследственных факторов, различных тяжёлых инфекционных и хронических заболеваний, вредных привычек и других факторов, всё чаще на свет рождаются дети с теми или иными проблемами в развитии. Число таких детей, к сожалению, постоянно растет, поэтому профессия дефектолога в современном мире очень актуальна и востребована.

Наибольшее преимущество моей работы – это ее особая значимость для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Помощь семьям, в которых есть ребенок с особыми образовательными возможностями, просто неоценима. А главная награда мне, как педагогу – это моральное удовлетворение от проделанных трудов и положительного результата в развитии детей.

Да, в нашей профессии много трудностей, но, несмотря на это, в ней я могу реализовать свой творческий потенциал, получать заряд энергии для движения вперед.

Я получаю удовольствие от своей работы, так как осознаю, что недаром тратятся мои силы, моя специальность чрезвычайно востребована.

Учитель-дефектолог – это мое призвание, это – непрестанное учение, мой образ жизни и благая цель!

Я учитель-дефектолог!

Что особенного в том!

Обо мне все узнают,

когда беда приходит в дом…

Из рук родителей приняв

«Цветок», израненный и хрупкий,

Я быстро вспомню все науки

И про вселенскую любовь!

Я не одна, мои коллеги

Плечо подставят, ободрят

И добрым словом, и советом,

Благое дело сотворят!

Какие мои педагогические принципы?

Мой первый принцип очень прост:

Дарить тепло, энергию и знанья!

Второй такой: всегда учись!

И ничего не оставляй без своего вниманья!

А третий принцип, он как клятва Гиппократа:

Не навреди! Его мне объяснять не надо.

С душой к работе надо относиться,

Чтоб результатом после насладиться!

Комфортность в воспитании и обучении —

Основа мотивации в учении!

Великой силой знанья обладая,

Не забываю никогда:

Учитель ведь не только я,

Меня питомцы тоже обучают.

Всегда быть в тонусе мне помогают,

На пульсе педнауки руку мне держать

И никогда не унывать!

Не знаю грани в личной жизни и работе.

Все чередом идет,

Всегда в заботе.

Так день проходит ото дня.

Люблю свою работу я,

Скажу вам честно!

Готова многое стерпеть.

И надо многое успеть!

Современному образовательному учреждению нужен современный педагог – это требование времени.

Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний воспитанниками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть нового образовательного учреждения.

Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным образом меняют идеологию и приоритеты не только в общем образовании, но и в образовании детей с проблемами в развитии.

Однако главенствующая роль по-прежнему принадлежит педагогу. Соответственно, непрерывное самообразование и самосовершенствование – это часть деятельности педагога-дефектолога.

«Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя» — писал в начале ХХ в. известный немецкий педагог-дефектолог

Уча детей, учусь и сама! Только любовь к своей профессии помогает преодолевать трудные шаги в мире учительского дела. Моя профессия – это постоянное познание нового и ежедневное творчество.

Я в непрерывном поиске, движении: как показать ребенку доступно мир вокруг, как научить его разумному мышлению и познавать тепло от наших рук; как не увянуть, а вперед идти.

В своей коррекционно-педагогической деятельности использую здоровьесберегающие технологии. Работаю в трех направлениях: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии; так как в концепции современного дошкольного образования предусмотрено сохранение и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы по степени влияния на здоровье детей, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья.

Применяю в работе ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Разрабатываю электронно-образовательные ресурсы в таких программах, как Word, Power Point, Publisher, Activ Inspire. Занятия провожу в форме игр, экспериментов, создании проблемных ситуаций, использую поисковые задания (например, найти что-то новое в группе, зимнем саду, выставки, презентации, которые обогащают занятия наглядностью, дают возможность услышать звуки окружающего мира, голоса птиц и животных.

Постоянно знакомлюсь с новыми открытиями в коррекционной педагогике. Читаю современные публикации, статьи в педагогических журналах. Посещаю и участвую в методических объединениях учителей-дефектологов, семинарах, конференциях. Изучаю опыт коллег посредством глобальной сети интернета, которые дают возможность расширять и модернизировать средства коррекционной работы. Также, в целях повышения уровня профессиональных знаний и совершенствования личных деловых качеств.

За последние годы очень изменились цели и задачи образования. Реализация нового национального проекта «Образование» в очередной раз подчеркнула важность прежде всего социализации личности. На первый план выдвигаются не заученные факты и теоретические знания, а формирование жизненно необходимых практических умений и навыков. Поэтому я считаю, что главное – помочь ребенку стать успешным человеком. Не сформировать личность, а создать условия для реализации его способностей; не диктовать проторенный путь познания, а помочь научиться самостоятельно решать практические задачи; не наказать в случае неудачи, а помочь преодолеть ее, вовремя протянув руку.

«Единственная возможность научить ребенка жить в существующих условиях, это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями». Конфуций.

Мое понимание миссии педагога в современном мире:

Мои воспитанники малы, но внимания к себе требуют большого. Привитое, усвоенное в детские годы сказывается на протяжении всей жизни человека.

Дети подмечают все: мое настроение, внешний вид, поэтому всегда нужно быть собранной, ухоженной, современной. Прежде чем учить и воспитывать, надо расположить к себе ребенка, стать ему другом.

Личность педагога – основное условие и средство успеха педагогического процесса.

Мы, педагоги, создаем будущее. От того как мы сработаем, зависит успех нашей страны и мира. Престиж учителя складывается из его общей культуры и профессиональной компетентности, которые постоянно надо подпитывать. Совершенствоваться, в первую очередь, должен сам педагог. Увеличение информационного потока, применение новых технологий – все это реалии сегодняшнего дня. Моя педагогическая философия – научить детей верить в себя, понимать и уважать других, а добиться этого можно только благодаря сотворчеству педагога и ребенка.

Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образования абсолютно недостаточно обычной педагогической подготовки.

Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели — содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Педагог-дефектолог — это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В современном образовании детей с проблемами в развитии учитель-дефектолог выполняет особую миссию, в которой можно выделить два связанных между собой компонента: гуманистический и социальный.

Гуманистический компонент предполагает оказание квалифицированной помощи детям с проблемами в развитии, раскрытие и реализацию их возможностей.

Социальный компонент связан с обеспечением подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к жизни в социуме, что сопряжено с воздействием на общественное сознание людей, с целью воспитания толерантного отношения к людям с особыми возможностями. Это, в свою очередь, развивает нравственное сознание современного общества и дает возможность успешной социализации детей и взрослых с проблемами в развитии.

На меня, как на учителя-дефектолога, возложена особая миссия и огромная ответственность за обеспечение каждому ребенку высокого качества коррекционно-образовательных услуг с учетом его индивидуальных потребностей.

Эссе «Я и моя профессия» Я и моя профессия Я уверена, что все слышали фразу- «Все мы родом из детства». С этими словами я полностью согласна, так именно мечта детства.

Эссе «Моя педагогическая философия» на конкурс «Учитель года» Эссе на тему «Моя педагогическая философия» «В здоровом теле – здоровый дух» – банально знакомая всем фраза. Но только здоровая нация.

Эссе «Учитель — профессия будущего» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» Сочинение на тему: «Учитель славится.

Эссе «Я и моя профессия» МКОУ “Отрадненская СШ” ГДО “Незабудка” Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Почему я выбрала профессию воспитателя? В эту сферу деятельности.

Эссе «Я и моя профессия» ЭССЕ: «Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ» Подготовила: воспитатель Моденова Н. Н. старшая группа ГБДОУ № 7 Выборгского района Санкт –.

Эссе «Я и моя профессия» «Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания.

Эссе «Моя педагогическая философия — любовь пораждает любовь. Моя профессия — моя жизнь» Любовь пораждает любовь. Очень хочется, чтобы все, что я делаю, имело продолжение, чтобы воспитанники мои внесли в наш стремительный быстро.

Эссе «Моя профессия» Эссе «Моя профессия» Уважаемые читатели! В своем эссе я хотела бы поделиться с вами мыслями о своей профессии и о выборе мною этой профессии.

Эссе «Моя профессия — моя жизнь» Эссе «Я – педагог».«С любовью, трепетно и нежно, Посадим новый мы росток И вырастим мы с ним, конечно, Красивый, пламенный цветок»Анастасия.

Эссе «Моя профессия учитель-логопед!» Каждый человек талантлив по-своему, но обнаружить этот талант не просто. Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком.

Учитель-дефектолог: особенности, плюсы и минусы, необходимые знания

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Каждый родитель мечтает о здоровом и успешном ребенке, способном покорять любые высоты. Иногда для достижения этой цели малышу требуется квалифицированная помощь, которую готов оказать учитель-дефектолог.

Описание

В современных условиях жизни учитель-дефектолог является очень востребованной профессией, ведь с каждым годом детей с особенностями в развитии становится все больше. Несмотря на это, многие родители с опаской относятся к данному специалисту, относя сферу его деятельностью исключительно к работе с умственно отсталыми детьми.

На сегодняшний день дефектолог – это специалист, занимающийся изучением и выявлением детей со сложностями в развитии и поведении, а также воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Его работа всегда носит индивидуальный характер и направлена на развитие ребенка в соответствии с его личным темпом созревания.

Специалист данной отрасли обладает знаниями в медицине и педагогике, включая в свою деятельность задачи следующих профессий:

  • логопед;
  • сурдопедагог;
  • олигофренопедагог;
  • тифлопедагог.

Профессия логопед в отрасли дефектолога заключается в работе с детьми с нарушениями речи, ошибками произношения звуков. Сурдопедагогика и тифлопедагогика затрагивается дефектологом при развивающей деятельности со слабослышащими и детьми с нарушениями зрения. Олигофренопедагогика направлена на работу с ребятами, имеющими различные степени умственного развития.

Как правило, учитель-дефектолог имеет конкретную узкую специализацию.

Алгоритм задач специалиста:

  • диагностирование проблемы конкретного ребенка по запросу воспитателя или учителя;
  • выявление неблагоприятных вариантов исхода ситуации при несвоевременной помощи;
  • составление индивидуальной или групповой программы по корректировке поведения и развития;
  • проведение в соответствии с составленной программой занятий индивидуальной или групповой направленности;
  • динамическое наблюдение за ходом работы и результатами коррекционной деятельности;
  • работа и консультации с педагогами и родителями ребенка.

В специфику работы данного специалиста не входит обучение детей арифметике, чтению или письму.

Дефектолог работает с причинами возникновения трудностей в вышеперечисленных сферах.

Так, развитие пространственного мышления, сенсорное и сенсомоторное развитие, обогащения словарного запаса и формирование представлений о предметах и навыках способствуют устранению проблем в учебном процессе.

Плюсы и минусы

Работа узкой направленности, касающаяся благополучия и здоровья детей, всегда будет востребована и необходима. В этом заключается ее главный плюс, ведь профессионал, работающий в этой отрасли, всегда сможет найти клиентов.

Другими достоинствами являются:

  • высокое социальное значение профессии – дефектологи помогают детям войти в социум и найти в нем свое место;
  • возможность профессионального роста и развития – изучение и работа по различным методикам позволяет педагогу не останавливаться на определенной модели обучения;
  • короткий рабочий день – как правило, учителя-дефектологи имеют несколько занятий в день, занимающих 5-6 часов;
  • увеличенный отпуск (для бюджетных государственных организаций);
  • возможность ведения частных приемов – к хорошим и грамотным специалистам всегда выстраивается очередь из клиентов, готовых заниматься в дополнительные часы.

Несмотря на большое количество плюсов, данная работа обладает и некоторыми недостатками:

  • высокая эмоциональная загруженность – педагог-дефектолог должен быть не только учителем, но и другом, способным найти общий язык с любым ребенком, имеющим какие-либо отклонения;
  • низкая заработная плата в государственных бюджетных учреждениях;
  • невозможность разработки оптимальной и эффективной программы, способной воздействовать на каждого ребенка, в любой конкретной ситуации должна присутствовать своя программа, которую приходится постоянно корректировать в пути реализации;
  • высокая конкуренция – как правило, учителя-дефектологи способны эффективно работать в любом возрасте, а потому молодым специалистам бывает сложно найти свое место.

Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что должность учителя-дефектолога интересна и значима, однако требует высокой отдачи и эмоциональных нагрузок.

Знания и навыки

Специалист в области дефектологии – высокообразованный человек, имеющий в своем арсенале большой багаж знаний и способный применить их.

Дефектолог должен в совершенстве владеть знаниями:

  • возрастной и специальной педагогики и психологии;
  • анатомо-физиологической дефектологии;
  • методов и приемов исправления отклонений в поведении и развитии;
  • новейших технологий и методик работы с детьми с отклонениями в развитии.

Помимо знаний преподавателю необходимо иметь навыки:

  • проецирования и планирования рабочего процесса с учетом имеющихся и приобретенных знаний и умений ребенком;
  • разработки индивидуальных программ, направленных на конкретного ребенка;
  • применения различных методик и технологий в обучении детей;
  • оказания помощи и проведения консультаций с педагогами и родителями.

Личные качества

Дефектолог работает с детьми, а потому особое внимание уделяется его личностным качествам. Так, в учителе-дефектологе ценятся:

  • оптимизм;
  • высокая работоспособность;
  • умение сопереживать;
  • стрессоустойчивость;
  • высокий уровень организаторских способностей;
  • любовь к детям;
  • способность к быстрому принятию решений.

Таким образом, педагог-дефектолог должен быть человеком, любящим детей и желающим им помочь, способным меняться в соответствии с конкретной ситуацией и развиваться в данной сфере.

Работа и обучение

Педагог по дефектологии должен пройти обучение по специальностям «Специальное дошкольное образование» либо «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Как правило, получить его можно в учреждениях среднего профессионального образования. Высшие учебные заведения также ведут обучение в данной отрасли, позволяя студентам, углубится в узкоспециализированные направления, будь то сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика или логопедия.

Кроме того, существует ряд обучающих курсов для повышения квалификации, знакомства с новыми методами и технологиями.

Обучение и развитие педагога в специальной педагогике имеет постоянный процесс и не заканчивается получением документа об образовании.

На сегодняшний день в специалистах-дефектологах нуждаются частные и государственные детские сады и школы, специальные учреждения, детские дома и интернаты, а также реабилитационные центры. Кроме того, в данной отрасли широко распространена частная практика, проводимая на дому.

Дефектолог

Видео о профессии

В сфере педагогики есть масса интересных и востребованных направлений. В этот перечень входит и профессия дефектолог, которая представлена рядом специализаций. Такие сотрудники работают с детьми разного возраста, помогая им избавляться от физических и психических недостатков. Их деятельность тесно связана с медициной, но при этом не требует получения диплома врача. Для работы по профилю мало закончить профильный ВУЗ. Нужно найти и развить в себя ряд личных качеств, без которых эффективность сотрудника будет минимальной.

Кто такой дефектолог и чем он занимается

В зависимости от типа решаемых проблем дефектолог может иметь одну из следующих специализаций (или несколько):

  • логопед — занимается коррекцией речевых нарушений;
  • сурдопедагог (дифлопедагог) — помогает решать проблемы, связанные с нарушением слуховой функции;
  • амблиолог (тифлопедагог) — работает с малышами с патологиями зрения;
  • ортопедагог — специализируется на заболеваниях опорно-двигательного аппарата, пациентах с ДЦП, нарушениями осанки;
  • олигофренопедагог — оказывает помощь ребятам со сниженным уровнем интеллекта.

Дефектолог может быть практиком или теоретиком. Первые (коррекционные) непосредственно работают с детьми, стараясь решать конкретные проблемы. Вторые занимаются наукой, изучая тонкости направления, разрабатывая приемы обучения и воспитания проблемных малышей.

Особенности профессии дефектолог

Разделение дефектологов по специализациям условно. Чаще всего сотрудники такого типа работают со всеми видами перечисленных проблем. Нередко они встречаются у детей в разных сочетаниях, поэтому представитель профессии должен ориентироваться во всех направлениях.

В своей работе дефектологи тесно контактируют с детскими психологами, неврологами, нейропсихологами. Надо понимать, что такой сотрудник не лечит болезнь, вызвавшую характерные для нее симптомы. Он только проводит коррекцию, действуя в рамках своих компетенций.

Стандартный перечень обязанностей дефектолога:

  • осмотр клиента, оценка уровня его развития, степени выраженности проблемы, общего состояния;
  • подбор плана работы с ребенком в зависимости от особенностей ситуации, составление индивидуальной программы;
  • ведение документации, позволяющей контролировать эффективность проводимой коррекции;
  • выполнение мероприятий согласно подобранному плану, регулярная оценка результатов, внесение изменений в программу;
  • взаимодействие с родителями или опекунами клиента, их консультирование по вопросам домашней работы с ребенком;
  • изучение интересов и увлечений подопечных, подбор мероприятий, способствующих их общему развитию;
  • помощь детям и родителям в выборе воспитательного или учебного заведения, будущей профессии, вариантов досуга.

Дефектологи работают с детьми и их родителями, проводят консультации. Они постоянно повышают уровень своей квалификации, изучая новые методики взаимодействия с клиентами, способы помощи. С этой целью профессионалы посещают семинары, конференции, профильные курсы.

Важные личные качества дефектолога

Специальность дефектолога стоит рассматривать только тем людям, которые считают работу с детьми своим призванием. У них должно быть безграничное терпение, ведь с проблемными ребятами взаимодействовать намного сложнее, чем с обычными. Для соискателя профессии обязательны любовь к детям, чувство ответственности, доброжелательность, креативность. Также в работе им помогут коммуникабельность, задатки лидера, строгость, внимательность.

Еще одно обязательное качество для дефектолога — умение разграничивать личную жизнь и профессиональную деятельность. Через такого сотрудника проходит большое количество детей с болезнями или проблемами. Если он вместо оказания профессиональной помощи начнет сопереживать каждому, неизбежны нервные срывы, депрессия, иные психоэмоциональные проблемы.

Профессиональные знания

Дефектологом невозможно стать, просто почитав профильную литературу. На такого специалиста нужно учиться у профессионалов. Обучение подразумевает освоение методов и приемов взаимодействия с детьми, родителями больных ребят. Также в него входит изучение коррекционно-педагогических методик, количество которых исчисляется десятками, способов диагностики проблем.

Дефектологу необходимы базовые медицинские знания, а также глубокие познания в психологии, социологии, конфликтологии. Такой сотрудник обязан уметь анализировать заключения врачей, педагогов и психологов, а также читать результаты анализов, обследований, тестов.

Требования к дефектологу

Чтобы работать дефектологом, нужно получить высшее педагогическое образование по профилю. Также можно получить среднее специальное медицинское образование по направлению «Лечебное дело», после чего пройти переобучение на дефектолога. Обычно к непосредственной работе с детьми допускаются квалифицированные сотрудники, отработавшие не менее 3-х лет под руководством экспертов в этой области.

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Люди, которые считают работу с детьми своим призванием, порой даже не рассматривают ее плюсы и минусы. Их все же стоит изучить, чтобы усилить действие положительных моментов и сгладить отрицательные.

Профессия дефектолог

Профессия дефектолога заключается в работе с детьми, которым нужна адаптация в обществе, воспитание и обучение для избавления от физических или психологических отклонений. Специалист должен не только уметь составить правильную программу работы с детьми, но и обладать навыками общения с малышами, умением заинтересовать их таким обучением, развить в ребенке желание справиться со своими проблемами.

История профессии дефектолог

Зарождение профессии произошло в начале XX века. В это время многие ученые начали заниматься изучением причин отклонения у детей, классификацией и определением наиболее действенных методов для индивидуального развития. Создавались специальные центры, в которых производились исследования, и в которых подготавливали будущих специалистов. Например, в СССР таким учреждением был специальный НИИ дефектологии в Москве.

Особенности профессии дефектолог

Условно дефектологов можно разделить на две отдельные категории: те, кто занимается углубленным изучением науки и непосредственно педагоги, работающие с детьми. В первом случае понадобятся важные познания в данной сфере медицины, разработка собственных методологий работы с детьми. Соответственно человек, занимающийся исследованиями, должен получить профессорскую степень.

Для работы с детьми отбираются специалисты, которые не только сильны в дефектологии, но и ознакомлены с особенностями и принципами детской психологии. Важно найти правильный подход к малышам, чтобы обучение и воспитание проходило в положительном ключе. А дети видели в дефектологе не врача, а учителя. Только такая система проведения занятий позволит ребенку избавиться от комплексов и заняться самосовершенствованием.

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Главным плюсом профессии дефектолог можно считать возможность помощи детям, которые по каким-либо причинам не могут стать полноценными членами общества. И задача педагога будет заключаться в развитии личности, приобретении нужных навыков и умений для дальнейшего социального признания. Наибольшее преимущество работы – это ее важность. Помощь семьям, в которых есть ребенок с физическими и или психологическими и отклонениями, просто неоценима. А главная награда – это моральное удовлетворение от проделанных трудов и положительного результата. С материальной стороны – это достойная зарплата специалиста и возможность в дальнейшем развиваться и создавать собственные работы для помощи молодым и неопытным дефектологам.

Минусом профессии дефектолога, а точнее ограничением, является набор специалистов. Профессионалом в области дефектологии может стать не каждый. И прежде чем заняться обучением в данной медицинской сфере, нужно определить действительно ли студент умеет общаться с детьми, корректно ли будет его поведение по отношению к учащимся, умеет ли он перестраиваться под уникальные ситуации и вносить полезные корректировки в программу. Получение диплома опирается на подкованность в данной специальности, но личные качества педагога не менее важны. Поэтому получить работу и добиться положительных результатов сможет ограниченный круг людей.

Востребованность профессии дефектолог

Востребованность дефектологов в нынешний момент является очень высокой. Многие дети в связи с теми или иными причинам не могут на должном уровне общаться со сверстниками или они не обладают теми навыками, которые станут решающими в дальнейшем обучении, становлении личности. Также довольно много малышей с физическими отклонениями, которые не могут учиться с остальными детьми.

Дефектологи нужны и в детских садах, и в школах, и в центрах дошкольного развития, в учреждениях особого типа, санаториях и детских домах. Но перед принятием на работу специалисту придется пройти собеседование, которое и покажет профессиональные навыки работника.

Профессия дефектолог – зарплата

Заработная плата в среднем составляет 800 долларов в месяц. Но следует учитывать и особую разницу между дефектологами-учителями и дефектологами-исследователями. В частности научные труды оцениваются ниже, чем работа с детьми.

Помимо получения базовых знаний и наработки опыта дефектологи должны помнить о постоянном изучении данной сферы для повышения умений и знаний. Иначе говоря, посещение семинаров, общение с исследователями в данной области и чтение современной литературы по дефектологии станет самым надежным решением для признания среди старших коллег и предоставления действительно важной и полезной помощи детям.

Профессия дефектолог, ее основные плюсы и минусы

На данный момент специалисты в сфере педагогики вновь становятся востребованными, и одним из самых популярных направлений является дефектология. Чем же занимается дефектолог? Он делает все возможное, чтобы подготовить к школе ребенка с отстающим физическим, речевым, психическим или умственным развитием. Таким детям нужна адаптация в обществе, и зачастую именно с помощью дефектолога удается добиться существенного прогресса.

Дефектология, в свою очередь, делится еще на несколько специальностей: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедагогика, логопедия. Сурдопедагоги специализируются на детях со слуховыми недостатками. олигофренопедагоги обучают детей с умственной отсталостью, специализация тифлопедагога – дети с ограниченными возможностями зрения. Логопеды же работают со всеми видами речевых нарушений и не специализируются на чем-то определенном.

У профессии дефектолога, как и у любой другой, имеются свои специфические плюсы и минусы. Стоит рассмотреть их подробнее.

Плюсы профессии

  • Короткий рабочий день – большинство дефектологов, работающих в бюджетных учреждениях, освобождаются уже через четыре часа, что позволяет с легкостью совмещать несколько профессиональных интересов или уделять больше времени себе и семье.
  • Большой отпуск: дефектологи могут позволить себе отдыхать почти все лето, ведь их отпуск длится целых 56 дней (это опять же касается бюджетных образовательных учреждений).
  • Социальная значимость профессии: педагоги помогают детям даже с самыми тяжелыми нарушениями встать на ноги и стать если не полноценным, то все же самостоятельным членом общества.
  • Огромное пространство для самореализации: существует великое множество самых разных методик преподавания, которые можно освоить с помощью семинаров и курсов. Особо креативные могут даже разработать свой собственный метод и пользоваться им.
  • Возможность вести частную практику: многие родители готовы отдавать немаленькие деньги за индивидуальные занятия с их ребенком. Достаточно набрать клиентуру, и тогда можно забыть о финансовом неблагополучии, ведь довольные результатом родители обязательно посоветуют знакомым хорошего специалиста.

Минусы профессии

  • Зачастую приходится работать с очень сложными детьми – в дефектологе нуждаются ребята с крайне тяжелыми отклонениями. К этому нужно быть готовым, иначе увиденное может повергнуть в шок.
  • К сожалению, в детских садах услуги логопеда-дефектолога не слишком хорошо оплачиваются – средняя заработная плата варьируется от 15000 до 35000. Однако если помнить о коротком рабочем дне, это кажется довольно справедливым.
  • Конкуренция довольно большая, ведь опытные специалисты могут оставаться таковыми до весьма преклонного возраста, а молодым кадрам нужно постараться, чтобы найти свое место под солнцем.
  • Очень часто оказывается так, что занятия не влекут за собой совершенно никакого эффекта. Это может подорвать профессиональную уверенность в себе. Нужно понять, что все дети абсолютно разные, и то, что одному удается с легкостью, другой может так и не усвоить. Разумеется, задача дефектолога – сделать все возможное, чтобы ребенок смог говорить, читать и писать, но успеха можно добиваться годами.

Какими качествами должен обладать дефектолог?

Для каждой профессии необходим определенный набор личных качеств, которыми обязательно должен обладать ее представитель. Ниже представлено несколько советов, которые помогут стать по-настоящему отличным специалистом и завоевать сердца клиентов

  1. Как и любой другой педагог, дефектолог должен любить детей всем сердцем, чувствовать и понимать их. Вряд ли без этого что-то получится, работа будет только в тягость.
  2. Стрессоустойчивость поможет не отчаиваться в трудных ситуациях и всегда смотреть на вещи позитивно.
  3. При работе с больными детьми очень важно иметь сострадание и терпение, ведь они совсем не виноваты в своей необучаемости. С другой стороны, такие детки отличаются преданностью и добросердечностью. При ласковом отношении они чаще всего отвечают тем же.
  4. Внимательность очень важна при работе с детьми. Дефектолог должен найти подход к каждому ребенку, найти с ним точку соприкосновения, узнать как можно больше о его характере и интересах.
  5. Отзывчивость также имеет большое значение. Ребенок должен чувствовать, что он важен, что педагог правда заботится о нем и хочет помочь ему, а не просто механически выполняет свою работу.
  6. Тактичность при работе со сложными детьми просто необходима. Ни в коем случае нельзя позволять себе сказать что-то лишнее, сделать акцент на физическом недостатке ребенка или прокомментировать его внешний вид. Это кого угодно может обидеть, а для детей с нарушениями психики подобное поведение может стать большим ударом.

Где еще можно работать

Несмотря на все минусы, в педагогических вузах данная специальность пользуется популярностью, что всё же говорит о ее востребованности. Работу в детском саду или коррекционной школе молодой специалист найдет в любом случае, но вот еще несколько вариантов трудоустройства:

  1. Проблемы с речью есть не только у детей. К логопеду-дефектологу могут обратиться люди с нарушениями дикции, пережившие инсульт и другие повреждения.
  2. С образованием дефектолога также можно работать сиделкой, няней для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Многие педагоги на лето устраиваются вожатыми в детские лагеря. Это отличная возможность заработать, при этом не увольняясь со своей основной работы.

Дефектолог – не самая легкая и беспроблемная профессия, однако она может стать истинным призванием для тех, кто любит детей, хочет сделать мир немного лучше и не боится трудностей. На данный момент все больше молодых людей выбирают именно эту специальность для изучения в университете, что не может не радовать, ведь детей с нарушениями развития все еще много, и только дефектологи могут действительно им помочь.

Дефектолог: все о перспективной профессии

Согласно статистике Научного центра здоровья детей РАМН, сегодня примерно 9-11% появляющихся на свет малышей нуждаются в профессиональной коррекционной помощи из-за ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ). Родители и педагоги заинтересованы в том, чтобы дать каждому такому ребенку полноценное образование, адаптировать его к жизни в обществе. Поэтому растет потребность в квалифицированных дефектологах.

Кто такой дефектолог?

Дефектологи – специальные педагоги, которые занимаются воспитанием, обучением и адаптацией в обществе детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты могут работать с воспитанниками, у которых наблюдаются различные нарушения развития. От этого зависит профиль их деятельности. Так, сурдопедагоги занимаются с глухими и слабовидящими детьми, тифлопедагоги – с незрячими и слабовидящими, логопеды специализируются на речевых нарушениях, а олигофренопедагоги – на нарушениях в интеллектуальной сфере.

Но даже узкий специалист должен быть знаком со всеми видами дефектов развития, ведь зачастую у одного ребенка наблюдаются множественные отклонения. Например, проблемы с опорно-двигательным аппаратом могут сочетаться со снижением слуха или зрения, а глухота ведет к отсутствию или нарушению речи.

Плюсы и минусы профессии

Работа дефектолога открывает огромные возможности для профессионального развития. Можно не только заниматься с детьми, но и преподавать коррекционную педагогику студентам, заниматься наукой – разрабатывать собственные образовательные методики, вести экспериментальную деятельность.

Дефектолог – социально значимая профессия с большой моральной отдачей. В то же время на специалистов ложится повышенная психоэмоциональная нагрузка, им приходится постоянно взаимодействовать со «сложными» детьми, с родителями, опекунами, педагогами, которые не всегда понимают содержание и значимость коррекционной работы. Дефектологи востребованы на рынке труда, особенно в бюджетной сфере, где им предлагаются особые условия занятости – сокращенный до 4 часов рабочий день, увеличенный до 56 дней отпуск.

Какими качествами должен обладать дефектолог

Дефектолог должен обладать знаниями и навыками в области медицины, специальной педагогики и психологии, диагностики и компенсации отклонений в развитии, воспитания и обучения детей с ОВЗ, их социальной адаптации.

Коррекционная работа требует индивидуального подхода к каждому ребенку, постоянного взаимодействия с родителями, опекунами, педагогами, а, следовательно, высокого уровня эмпатии, интуиции, коммуникабельности. Результаты обучения и воспитания детей с ОВЗ часто бывают непредсказуемыми. Поэтому специалист должен не только любить детей, но и быть терпеливым, понимающим, доброжелательным. Чтобы справляться с постоянными стрессами, специалисту нужны устойчивость к эмоциональным нагрузкам, оптимизм.

Где можно работать с образованием дефектолога

Специалистов с образованием в области дефектологии нанимают на работу общеобразовательные и специализированные школьные, дошкольные учреждения, школы-интернаты, развивающие центры, санатории, медицинские и реабилитационные центры и т. д.

Опытные дефектологи могут вести частную практику, занимаясь с одним или несколькими воспитанниками, консультируя родителей и педагогов.

Сколько получают дефектологи

В зависимости от региона, места работы, квалификации, опыта специалист с дипломом дефектолога в России получает от 20 000 до 60 000 рублей. Чтобы повысить уровень своего заработка, специалист может:

  • совмещать работу в нескольких учреждениях;
  • повышать квалификацию – знакомиться с новыми методиками и техниками коррекционной работы, участвовать в конференциях, профессиональных конкурсах и т. д.

Дефектологи не только работают в системе образования и здравоохранения, но и ведут частную практику – проводят индивидуальные и групповые консультации, коррекционные занятия. Стоимость часа такой работы стартует от 400-500 рублей, верхняя планка заработка не ограничена.

Где получить образование дефектолога

Работать дефектологом можно только с высшим образованием. Оно может быть:

  • педагогическим или психологическим с последующей профессиональной переподготовкой в области дефектологии.

Это значит, что с дипломом педагога или психолога можно не поступать на второе высшее в вуз и не тратить 3-6 лет на получение диплома, а пройти курсы профессиональной переподготовки за 3-18 месяцев. В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» это можно сделать в дистанционном* формате – через интернет.

В списке наших программ – курсы профпереподготовки по дефектологии двух типов:

  • Длинные – рассчитаны на освоение за 5,5 месяцев и более. В них включены и общие дисциплины в области коррекционной педагогики, и специальные дисциплины по теме программы. Курсы подойдут тем, кто имеет базовое образование в области педагогики или психологии.
  • Короткие – обучение занимает около 3 месяцев. Учебный план включает только специальные дисциплины. Они рассчитаны на тех, у кого есть дефектологическое образование.

На наших курсах можно получить квалификацию педагога-дефектолога, логопеда, тифлопедагога, тьютора, воспитателя детей с отклонениями в развитии и т. д.

Порядок дистанционног*о обучения

Чтобы поступить на курсы по дефектологии, вам необходимо подтвердить свое высшее образование, предоставив в приемную комиссию диплом вуза. Также потребуются скан-копия паспорта и документа о смене фамилии (если есть). Экзамены сдавать не нужно.

Став Слушателем выбранного курса, вы получаете доступ в систему дистанционного* образования. В ней можно изучать текстовые материалы, смотреть вебинары, обращаться за консультациями к экспертам-практикам 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Аттестация также проводится по интернету – в формате онлайн-теста. Вы можете учиться в удобное время без отрыва от работы и личных дел.

Документ о профпереподготовке

После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке. В зависимости от программы он может быть с присвоением квалификации или без присвоения квалификации. Документ действителен при предъявлении с дипломом вуза о дефектологическом, педагогическом или психологическом образовании.

Повышение квалификации дефектологов

В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» проводятся курсы повышения квалификации объемом не более 250 часов. Они позволяют дефектологам получить новые знания и навыки в рамках уже имеющейся квалификации. Каждая программа рассматривает отдельный аспект деятельности специалиста, например:

  • работу с детьми с определенными ОВЗ: аутизмом, снижением слуха или зрения, заиканием и т. д.;
  • использование тех или иных методик и технологий дефектологической работы;
  • инклюзивное и интегрированное образование детей в современной школе и т. д.

Потребность в дефектологах постоянно растет, ведь во всем мире все больше внимания уделяется социальной адаптации детей с ОВЗ. Это социально значимая работа, позволяющая людям с ОВЗ вести полноценную жизнь и находить свое место в обществе. Принимая решения учиться на дефектолога, вы дарите себе возможность реализоваться как в профессиональном, так и в личностном плане.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Ссылка на основную публикацию