Преподаватель фортепиано: профессиональные качества и должностные обязанности

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Должностная инструкция преподавателя

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция преподавателя [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Преподаватель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность преподавателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность преподавателя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

– не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

– не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

– не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

– не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Преподаватель должен знать:

– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

– Конвенцию о правах ребенка;

– содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету;

– основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательной организации, а также основы экономики, организации производства и управления;

– педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;

– современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;

– основы трудового законодательства;

– теорию и методы управления образовательными системами;

– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

– основы экологии, экономики, социологии;

– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

– правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

– правила по охране труда и пожарной безопасности;

1.5. Преподавателю запрещается:

– оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов преподавателя;

– использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Преподаватель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

2.1. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

2.2. Организует и контролирует самостоятельную работу обучающихся, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные.

2.3. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.

2.4. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

2.5. Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.6. Соблюдает права и свободы обучающихся.

2.7. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

2.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т. ч. ведение электронных форм документации).

2.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.

2.10. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров.

2.11. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.12. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими.

2.13. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.

2.14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.17. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.18. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.19. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.20. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.21. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.22. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.23. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.24. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.25. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.26. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Преподаватель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

– на сокращенную продолжительность рабочего времени;

– на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

– на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

– на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

– на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

– на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

– на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Преподаватель несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Правила преподавателя класса фортепиано

Данная работа представляет собой свод основополагающих правил фортепианной педагогики, собранных из материалов методических книг, докладов, сборников авторов фортепианных методик. Комплекс правил поможет оптимизировать содержание и структуру урока . В методической работе даны конкретные установки и рекомендации для совершенствования учебно-педагогического процесса в классе фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravila_prepodavatelya_klassa_fortepiano.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Правила преподавателя класса фортепиано

Следующие выдержки, цитаты представляют собой некую памятку, собранную из материалов методических докладов, сборников, книг известных и малоизвестных авторов фортепианных методик, которые лично для меня являлись и являются важными и неоспоримыми. Эти заметки собирались на протяжении всей моей преподавательской работы. Этими правилами я руководствуюсь в работе с учащимися до настоящего времени, позиция авторов этих цитат мне близка и понятна.

Итак, в работе с учащимися необходимо следовать таким правилам:

  • Выбирая произведение, нужно решить, для чего и как могут быть использованы различные стороны произведения в работе с учеником.
  • Важно знать музыкальное окружение, бытовые условия, режим дня, интересы, развлечения, состояние здоровья учащегося.
  • По ходу исполнения нужно отмечать не только неудачи, но и хорошие черты. При неудачах определить, отчего они происходят.
  • Не утрачивая ведущей роли, нужно наталкивать ученика на поиски художественных задач.
  • Основная цель обучения – воспитание музыканта. Нужно научить ребёнка, читая нотный текст, понимать кроющийся за ним смысл, а также воспитывать терпение, усидчивость, внимание.
  • Слушая ученика, относиться к исполнению критически.
  • Важна «подвижность» внимания, то есть способность быстро переключать ученика с одного объекта на другой: с нот на руки, с движений на звучность, с мелодии на аккомпанемент, с рук на педаль. Неумение делать это является основной причиной его дезорганизации. Глаза должны быть как бы «впереди» рук: поворот головы в сторону предстоящего движения, фиксация глазом клавиши, на которую предстоит скачок. Воспитание гибкости и внимания является одной из самых важных задач.
  • При ознакомлении учащегося с новым произведением следует показать его в настоящем темпе и в художественном исполнении. К такому же показу надо прибегать время от времени в процессе работы для того, чтобы учащийся, работая над деталями, не забывал подлинного звучания целого. Иногда прибегать к «карикатурному показу» («передразнивание ученика»), к «упрощённому показу», т.е. в доступном учащемуся темпе, выдвигать то, на что желательно обратить внимание ученика.
  • Иногда, начиная урок, выяснить, что ученик понял и запомнил с прошлого занятия, какие встретил затруднения.
  • Иногда на уроке не следует проходить целиком всё произведение, а выбрать наиболее характерные отрывки.
  • Рекомендуется анализировать играемые произведения (какие аккорды встречаются в пьесе или каким аккордом можно заменить паузы).
  • Необходимо обучать ученика ориентироваться на клавиатуре: хорошо запомнить, как расположены клавиши; не глядя на руки, отыскивать в различных октавах белые клавиши, беззвучно касаясь чёрных.
  • Ритмическую сторону произведения можно связывать со словом (слогами, ударением).
  • Изучая интервалы, аккорды по сольфеджио, ученик должен уметь находить их в произведениях, а преподаватель специальности помогать ему в этом.
  • Ученика нужно приучить ко вниманию и собранности на уроке, к дисциплине и правильной системе в домашних занятиях, к ответственности за свои поступки. Пусть учащийся тогда считает себя подготовленным к уроку, когда его исполнение удовлетворяет хотя бы тем, достаточно скромным требованиям, о которых говорил преподаватель на последнем занятии.
  • Только в крайних случаях записывать готовую аппликатуру, чаще нужно заставлять ученика продумывать её.
  • Заставлять ученика проучивать не всю пьесу целиком, а, только разделив её на куски, которые проучивать.
  • Перед выступлением не требуется делать никаких конкретных указаний, а лучше пожелать ему играть с удовольствием и желанием выступить.
  • Все неудачи во время выступления нужно после доделывать.
  • Степень f или p чаще бывает понятна лишь в связи с предыдущими и последующими обозначениями в тексте.
  • Каждое обозначение автора должно быть продумано и зависеть от того, что хочет им сказать исполнитель и для чего использует его.
  • Иногда учащемуся нужно предлагать по нотам следить за исполнением других.
  • Обычно перед ферматой не делается ни малейшего замедления, чем создаётся эффект внезапности.
  • Паузы в середине произведения должны не «разрезать» музыку на куски, а, разделяя – соединять её.
  • Если в какой-то фразе какие-то звуки выскакивают, то чаще нужно обращать внимание не на эти звуки, а на те, которые их окружают.
  • Не забывать о роли баса в любом произведении, его нужно выстраивать в мелодическую линию (не грубо).
  • Для подчёркивания многотембровости какого-то фрагмента, можно перенести тему в разные регистры, как иллюстрацию.
  • При использовании левой педали, не нужно забывать, что длительное действие её при исполнении напоминает исполнение как бы из другой комнаты или издалека.
  • Процесс тренировки включает поиски удобных форм руки, выработку точных экономных движений, а также умение рассчитать силы так, чтобы их хватило до конца пьесы. Над трудностями нельзя прекращать работы, т.к. стоит перестать работать над ними, как они снова выступают, как препятствие.
  • Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голова за пальцами.
  • Для успеха технической работы требуется автоматизация исполнения посредством многократного повторения.
  • Можно усиление или ослабление делать в одной из рук, затем уже в обеих. Как упражнение надо учиться выдерживать подолгу одну ровную звучность (pp, p, mf, f) и потом тренировать постепенность crescendo и diminuendo.
  • Органически связаны усиление и ускорение, замедление и затихание, но бывает и обратное: crescendo сопровождается замедлением и утяжелением речи, а diminuendo – её ускорением.
  • Над текстом надо работать систематически даже после того, как произведение хорошо выучено на память.
  • При исполнении произведений гомофонно-гармонического склада особо важно прослеживать линию сопровождения, так как внимание ученика нередко настолько поглощается исполнением ведущего мелодического голоса, что он даже не слышит фона.
  • Для достижения единства темпа полезно дирижировать произведение, напевая его мелодию.
  • Встречающиеся при исполнении пауз ритмические погрешности объясняются обычно тем, что учащиеся недопонимают выразительность пауз. В этом случае надо направить свои усилия на то, чтобы раскрыть ученику художественный смысл пауз («пауза-вопрос», «пауза-утверждение»). Одним из средств эмоционального насыщения пауз является насыщение их ритмическим пульсом, помогающим ученику ощутить органическую связь паузы с предшествующим и последующим развитием музыкальных мыслей.
  • Надо приучить ученика контролировать темп во время исполнения. Надо объяснить ему, где чаще всего возникают непреднамеренные изменения темпа, и какие построения поэтому следует держать под неослабным контролем внимания. Важно приучить во всех построениях время от времени сравнивать темп с начальным, играя их непосредственно после первой фразы произведения.
  • Важно раскрыть смысл динамического указания, исходя из содержания музыки, и повысить активность восприятия учеником всего произведения или отдельно взятого построения. Желательно связать динамическое развитие с типичной для композитора оркестровостью мышления. Сглаживание контрастов, особенно в произведениях классического стиля, – явление типичное и частое в ученическом исполнении. Для предотвращения этого недостатка надо приучать самих исполнителей внимательным образом проверять звучность в момент стыков контрастных построений.
  • Нередко ещё большую трудность представляют постепенные спады и нарастания звучности, особенно длительные. В этих случаях для более точного расчёта cresc. и dim. иногда полезно их мысленно разбить на несколько участков, в каждом из которых осуществляется некоторое новое усиление или ослабление силы звука.
  • При скольжении важно найти наилучший угол наклона пальца. Нередко совершенное legato при скольжении не удаётся потому, что ученики слишком сильно прижимают ту клавишу, с которой палец скользит. Как только это излишнее давление снимается, скольжение обычно сразу же начинает протекать более плавно.
  • Взятие педали после звука – единственное средство сделать cresc. на выдержанном звуке или аккорде, которое стоит в некоторых сочинениях и обычно считается указанием реально невыполнимым.
  • Снятию лишнего напряжения иногда помогает беззвучное проигрывание какого-нибудь не удающегося пассажа или трудной фигурации. Для этого это место нужно «проиграть» в среднем темпе, едва касаясь пальцами нужной клавиши, но, не надавливая на неё. Часто использовать этот метод нельзя, чтобы не приучиться к поверхностному звукоизвлечению.
  • Напряжение в руке нередко вызывается излишней затратой силы, обусловленной стремлением к яркости и энергии исполнения. В таких случаях надо показывать ученику, что достаточно сыграть насыщенно опорные звуки-басы и рельефно воспроизвести cresc., общая звучность может и должна быть лёгкой, иначе фигурация станет вязкой и будет затемнять мелодию.
  • Если исполнения аккорда затрудняется его расположением, то рекомендуется поиграть сначала верхний и нижний звуки в аккорде, потом добавить остальные голоса.
  • В некоторых случаях, особенно при исполнении многозвучных аккордов, можно вначале перенести руку на требуемые клавиши, а затем уже их нажать.
  • При игре октав освобождению от излишних напряжений помогает смена положения запястья; на некоторых октавах оно поднимается выше, на других ниже. Особенно часто этот приём употребляется при игре репетиций.
  • Для выработки лёгкого staccato полезно поиграть вместо staccato non legato и legato. Так легче избежать зажимов в запястье и преувеличенных размаховых движений кисти.
  • В процессе работы над произведениями Бетховена ученику надо рассказать о чертах стиля бетховенских сочинений – о громадной ритмической энергии, резких динамических контрастах, обилии синкоп и акцентов, оркестральности звучания.
  • При исполнении произведений со сложной фактурой темп выбирается по самому трудному месту.
  • Для первоклассника следует выбрать иную форму объяснения гамм – разницу мажорных и минорных гамм установить путём звукового сравнения.
  • Для равномерного развития пальцевой силы длинные арпеджио рекомендуется играть в 4-дольном размере – при такой ритмической конфигурации в акцентировке участвуют все пальцы поочерёдно.
  • Навыки чтения с листа следует развивать позже, чем навыки тщательного разбора. Навыки чтения с листа развиваются на основе приобретаемых исполнительских навыков. Навыки чтения с листа лучше всего развиваются при игре ансамблем (четырёхручно).
  • При игре ансамблей педализация обычно поручается исполнителю 2-ой партии (Secondo), им исполняется аккомпанемент (фундамент) мелодии. При этом исполнитель должен внимательно слушать партнёра. Полезно исполнителю партии Secondo, ничего не играя самому, педализировать во время исполнения другим пианистом партии Primo.
  • Для полифонии характерно отсутствие синхронности . Способность пристально следить за одновременным, но несинхронным развитием контрапунктических голосов ставит пианиста в положение зоркого и беспристрастного арбитра, прислушивающегося к беседе или спору, когда говорят сразу несколько человек.
  • Главная тема фуги сразу должна получить чёткую характеристику: темповую, динамическую. И по возможности каждая тема должна сохранить свои основные черты на протяжении всей пьесы, в каждом регистре, в любом контексте.
  • Учащийся должен осознать, какую роль – в смысле выразительности – играет не только степень усиления или ослабления уровня звука, но – иногда – и неожиданность изменения. Бывают случаи, когда sforzando может быть осуществлено посредством внезапного снижения силы звука.
  • С детских лет следует воспитывать в пианисте вокальное , а не ударное отношение к звучанию.
  • С.Е.Фейнберг решительно отвергал дурную традицию играть Баха без педали. Однако он подчёркивал, что нельзя передоверять педали то, что можно выдержать пальцами на клавиатуре.
  • С.Е.Фейнберг всегда мог показать, как должно звучать какое-то место или пьеса в целом и – главное – как этого добиться .
  • Перед концертами полезно репетировать концертное состояние (выход на сцену, поклон и т.д.), обыгрывая программу перед товарищами, родителями.
  • Неудобное место иногда проучивают с замедлением и на crescendo.
  • Музыкальное исполнение этюдов помогает справиться со сложностями технического плана.
  • Выученный этюд полезно играть на столе, на колене – память развивается всесторонне.

Многие цитаты не были мною включены в данную работу

по трём причинам. Первая – за долгие годы преподавания они стали, что называется, прописными истинами для меня. Вторая – что некоторые из них за это время так и не пригодились, они могут быть применены для работы с более опытными музыкантами, играющими сложный пианистический репертуар. Третьи – с течением времени потеряли свою актуальность. В результате получилась такая вот памятка преподавателя по классу фортепиано в музыкальной школе или школе искусств.

Преподаватель фортепиано: профессиональные качества и должностные обязанности

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Преподаватель фортепиано – профессия творческая и интересная, но идти работать учителем музыки нужно исключительно по призванию. Только тогда работа будет приносить удовлетворение и пользу окружающим. Прежде чем решиться обучаться этой профессии, нужно знать, какие профессиональные качества важны для педагога и какие должностные обязанности предстоит выполнять.

Особенности профессии

Преподаватель фортепиано должен не только в совершенстве владеть инструментом, иметь слух и чувство ритма, знать нотную грамоту, историю музыки, уметь подобрать на слух и сыграть любое произведение. Педагог, помимо игры на фортепиано, должен обучить детей всему, что умеет сам.

Особенности профессии заключаются в том, что к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход. Преподаватель с каждым учеником занимается отдельно несколько раз в неделю, он знает, на что способен тот или иной ребенок, какие у него возможности. Одному нужно уделить больше внимания и остановиться на сложных моментах, повторяя их из урока в урок. Другому, напротив, нужна усиленная программа. Он быстро все схватывает, хорошо готовится к урокам и готов к участию в конкурсах. В этом случае стоит сконцентрироваться на подготовке к таким мероприятиям. После знакомства и нескольких месяцев занятий с учеником видит, будет ли это образование просто для общего развития или ребенок серьезно планирует связать свою жизнь с музыкой.

Во втором случае, возможно, нужны дополнительные занятия, чтобы лучше подготовиться и более успешно сдать экзамены.

Важные качества

Работа с детьми требует от человека определенных качеств. Нужно быть довольно терпеливым прежде всего. Не все юные музыканты одинаково хорошо усваивают искусство игры на инструменте. Но от преподавателя зависит очень многое. Он должен заинтересовать, вдохновить, не забывать хвалить ученика даже за маленькие успехи, чтобы у него был стимул. За первыми успехами придут более значительные. Характеристика преподавателя от этого получает высокую оценку от учеников и их родителей. О качестве преподавания красноречиво говорят достижения детей, высокие оценки, победы в конкурсах, участие в концертах и фестивалях.

Помимо профессиональных качеств, педагог должен обладать и другими важными чертами, к которым относятся следующие:

  • доброжелательность;
  • стрессоустойчивость;
  • коммуникабельность;
  • умение чувствовать настроение ребенка;
  • желание быть не просто наставником, а хорошим другом;
  • в сложных ситуациях оказать моральную поддержку.

Должностные обязанности

Преподавателя музыки на работу принимает директор музыкальной школы, и увольняет он же. Но для этого должны быть веские причины. Например, невыполнение своих должностных обязанностей. В процессе своей деятельности преподаватель музыки должен выполнять следующие функции:

  • обучать ребенка игре на инструменте;
  • воспитывать в нем любовь к искусству;
  • способствовать формированию эстетического вкуса;
  • развивать творческие способности;
  • стимулировать стремление ребенка к достижению новых высот;
  • организовывать различные музыкальные мероприятия, которые способствует развитию творческих способностей и формированию вкуса учеников.

Но это далеко не все. Учитель вместе с другими коллегами принимает участие в разработке образовательных программ, стремится совершенствовать процесс обучения. Участвует во всех школьных, а также городских, краевых мероприятиях, причем не только готовит учеников, но и сам демонстрирует свои способности, являясь таким образом примером для подражания. Ученик должен видеть в своем педагоге идеал, к которому ему хотелось бы стремиться.

Кроме того, преподаватель проводит собрания, консультации для родителей, разъясняет все, что может вызывать вопросы у родителей, подсказывает, как контролировать учебный процесс и какую помощь оказывать дома. Преподаватель может по своему усмотрению проводить дополнительные занятия, если чувствует, что ребенок отстал по причине болезни или что-то ему дается с трудом. Также количество занятий может быть увеличено, если предстоит конкурс или другое ответственное мероприятие.

Если преподаватель музыки не работает в школе, он может заниматься с учениками на дому или в качестве репетитора по просьбе родителей. Работа на дому возможна и когда учитель работает официально в школе, но исключительно в свое свободное время, когда он не занят основными уроками и другими мероприятиями, в которых он должен участвовать по плану образовательного учреждения.

Обучение и зарплата

Чтобы стать учителем музыки, для начала необходимо поступить в музыкальную школу, хорошо учиться на протяжении всех лет. И не только успешно освоить свой инструмент, а также дополнительный. Кроме того, обязательно изучение таких предметов, как сольфеджио, музыкальная литература. После успешной сдачи экзаменов и окончания музыкальной школы нужно поступить в музыкальный колледж, где предстоит совершенствовать свое мастерство, изучая все сопутствующие предметы. И кроме того, придется продолжить обучение и по общеобразовательной программе. После окончания уже можно идти работать в школу. Но на этом можно и не останавливаться, а поступить в высшее учебное заведение. Таких по всей стране очень много, все зависит от места проживания будущего педагога и возможности выехать в другой город с целью обучения. Это могут быть такие учебные заведения:

  • институты искусств;
  • институты культуры;
  • музыкальные академии;
  • консерватории.

Зарплата зависит от разных факторов: опыта работы, квалификации, региона проживания, вида школы, занятости педагога, дополнительной нагрузки. Когда преподаватель приходит в школу сразу после колледжа или вуза, много он получать не будет. Его зарплата может составлять 15–18 тысяч. Но со временем накапливается стаж, появляются дополнительные надбавки.

В среднем зарплата может составить 20–25 тысяч рублей.

Моя профессия педагог фортепиано в музыкальной школе

1. Как называется ваша профессия (должность)?
Профессия у меня педагог-музыкант, по специальности фортепиано. Работаю в музыкальной школе. Официально должность называется преподаватель музыкальной школы по классу фортепиано.

2. В чем заключается Ваша работа, и какие у Вас обязанности?

Обучаю детишек возрастом от 5 до 15 лет, как играть на фортепиано.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Чтобы работать в школе, достаточно закончить 9 классов общеобразовательной школы, а потом музыкальное училище. Затем можно совершенствоваться в институте и аспирантуре, но бесплатные места для обучения можно пересчитать по пальцам, а платные отделения стоят столько, что в ближайшие лет пять, будешь только отрабатывать своё образование.

4. Опишите свой рабочий день.

Сам процесс работы меня утраивает. Можно самой регулировать свою нагрузку. Я могу работать, как два дня в неделю, так и шесть дней. Занятия индивидуальные, по 45 минут. Дети конечно разные, и иногда после одного урока с некоторыми из них устаешь так, как будто пахала весь день. Талантливые ученики попадаются редко, а те которые еще будут терпеливо заниматься вообще наперечет.

Обычно работать я начинаю во второй половине дня, около часа дня. Занимаюсь с тремя учениками, затем перерыв, а затем еще четыре ученика. Освобождаюсь в восемь вечера.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

У меня свой класс, что очень удобно, так как можно спокойно в перерывах между уроками попить чайку и отдохнуть.

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Общение с детьми. Каждый из них индивидуальность, хотя иногда и с тяжелым характером. Главное найти общий язык, тогда процесс обучения будет в радость.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

Невысокая система оплаты труда и полное отсутствие заинтересованности государства в полноценном музыкальном образовании детей. Когда пожилой контингент педагогов полностью исчезнет, работать будет некому, так как молодежь очень неохотно идет работать в школы.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

Зарплата за труд педагога может быть очень разной. Зависит сумма от профессии, стажа и конечно от того, сколько дней в неделю педагог работает.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

Карьерный рост практически невозможен, по причине коллектива хоть и дружного, но состоящего практически из одних бабушек. Они, конечно и советом помогут, и подскажут, но вырасти до завуча, в ближайшие лет двадцать, точно не выйдет.

10. Какие человеческие качества, по Вашему мнению, наиболее важны в вашем деле?

Работать каждый день с детьми дано не каждому, так как любовь к детям дается природой. Воспитать это чувство, практически невозможно. Если работать и не получать от данной профессии удовольствие, можно впасть в депрессию.

11. Работа дает мне дополнительные возможности (тут все что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

Поездки по конкурсам и фестивалям, особенно за границу, возможны, только если в твой класс попадет такой алмаз, как талантливы и трудоспособный малыш, а затем еще должно хватить терпения и умения, его обучить и воспитать.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Являясь педагогом в третьем поколении, я в принципе представляла, на какую работу я соглашаюсь. Зарплата конечно, не высокая, но и каникулы большие, да и ведь самое главное заниматься любимым делом.

14. Какие существуют возможности для вашего карьерного роста?

Практически никаких возможностей, в ближайшие десятилетия.

15. Что, по-вашему, мы не включили в план и чем бы Вы еще хотели с нами поделиться?

Можно было бы включить пункт о желании поменять профессию, если кто-то ей недоволен. Так вот я бы профессию менять стала, только если бы зарплаты, действительно не стало бы хватать на жизнь. Кроме того у музыкантов всегда есть возможность подработать, что тоже может приносить доход, не меняя любимое место работы.

Должностная инструкция Преподавателя фортепиано МБОУ ДОД «ДШИ» р. п. Дальнее Константиново

Приказом директором МБОУ ДОД «ДШИ»

р. п. Дальнее Константиново

МБОУ ДОД «ДШИ» р. п.Дальнее Константиново

1.1. Преподаватель фортепиано относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется приказом директора МБОУ ДОД «ДШИ».

1.2. Преподаватель фортепиано должен знать:

– Конституцию и законы РФ;

– постановления и решения Правительства РФ и региональных органов управления образованием по вопросам образования;

– Конвенцию о правах ребенка;

– современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;

– методику преподавания предмета и воспитательной работы;

– историю и теорию музыки, а также творчество отдельных композиторов;

– основы педагогики и психологии;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

– основы доврачебной медицинской помощи.

1.3. В своей деятельности преподаватель фортепиано руководствуется:

– нормативными документами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;

– уставом МБОУ ДОД «ДШИ», учебным планом;

– правилами трудового распорядка;

– приказами и распоряжениями директора МБОУ ДОД «ДШИ»;

1.4. Преподаватель фортепиано подчиняется непосредственно директору МБОУ ДОД «ДШИ».

1.5. Во время отсутствия преподавателя народных инструментов (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное приказом директора. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

Преподаватель народных инструментов:

2.1. Проводит обучение учащихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

2.2. Организует и контролирует их самостоятельную работу.

2.3. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии.

2.4. Формирует у учащихся профессиональные умения и навыки.

2.5. Принимает участие в разработке, совместно с преподавателями общих и специальных дисциплин, тематических планов и программ, может проводить индивидуальные и групповые занятия с учащимися.

2.6. Демонстрирует учащимся музыкальные произведения на инструменте.

2.7. Расширяет кругозор учащихся и способствует развитию у них художественного вкуса.

2.8. Обеспечивает профессиональное исполнение музыкального материала на уроках, экзаменах, зачётах, концертах (спектаклях), показательных выступлениях.

2.9.В отсутствие хормейстера (концертмейстера) и при невозможности произвести замену проводит урок самостоятельно.

2.10. Несёт ответственность за реализацию образовательных программ в полном объеме и в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

2.11. Бережно относиться к музыкальным инструментам.

2.12. Отвечает за качество подготовки выпускников, участвует непосредственно в концертах и др. мероприятиях, проводимых МБОУ ДОД «ДШИ».

2.13.Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий, несёт ответственность за качество подготовки выпускников.

2.14. При необходимости переноса занятий составляет новое расписание уроков согласно установленному порядку.

2.15. Соблюдает этические нормы поведения в МБОУ ДОД «ДШИ», в быту, в общественных местах соответствующие требованиям профессиональной этики работников образовательного учреждения.

2.16. Поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

2.17. Выполняет разовые поручения директора МБОУ ДОД «ДШИ».

2.18. Соблюдает режим работы МБОУ ДОД «ДШИ», производственную и трудовую дисциплину.

2.19. В соответствии со статьей 9 Федерального закона -ФЗ «О противодействии коррупции» уведомляет работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.01.2001 «О противодействии коррупции»:

    принимает меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; в письменной форме уведомляет работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно. В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 01.01.2001 «О противодействии коррупции» соблюдает ограничения в части получения в связи с выполнением должностных обязанностей не предусмотренных законодательством Российской Федерации вознаграждений (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарков от физических и юридических лиц. Соблюдает требования к служебному поведению и положения Кодекса этики и служебного поведения сотрудников ДШИ, утвержденного приказом директора МБОУ ДОД «ДШИ» №1/1 от 01.01.2001 г. Соблюдает нормы законодательства по противодействию коррупции.

3. Должностные права

Преподаватель народных инструментов имеет право:

3.1. Требовать от руководства МБОУ ДОД «ДШИ» оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.2. Представлять на рассмотрение руководства МБОУ ДОД «ДШИ» предложения по вопросам своей деятельности.

3.3. Получать от руководства МБОУ ДОД «ДШИ» и специалистов информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

3.4. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности.

Преподаватель народных инструментов несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, установленных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

4.3. За причинение материального ущерба в процессе своей деятельности в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации

4.4. За жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности.

4.5. Неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом -ФЗ «О противодействии коррупции». Нарушение положений Кодекса этики и служебного поведения сотрудников ДШИ, утвержденного приказом директора МБОУ ДОД «ДШИ №1/1 от09.01.2014 г. Иные нарушения действующего законодательства по противодействию коррупции.

Преподаватель фортепиано: профессиональные качества и должностные обязанности

1. Как называется ваша профессия (должность)?
Моя профессия называется преподаватель музыки.

2. В чем заключается Ваша работа, и какие у Вас обязанности?
Моя работа заключается в обучении игре на фортепиано, в основном, это маленькие дети, но, иногда приходится работать и с взрослыми. Кроме того, что я обучаю технике игры, я ещё и занимаюсь формированием культуры, учу слушать и понимать музыку.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?
Для работы по моей специальности необходимо закончить музыкальное училище — это необходимый минимум. Обычно преподаватель музыки заканчивает консерваторию, как в моём случае, или музыкальный факультет института искусств, педагогического вуза и прочее.

4. Опишите свой рабочий день.
У меня ненормированный рабочий день. Я работаю по индивидуальному расписанию. Конечно, существует и методическая работа и заседания педагогического совета, но это второстепенно. В основном, я провожу индивидуальные уроки с детьми.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?
Работаю я в классе, конечно, все комфортно и благоустроено. В классе прекрасный ремонт, отличная акустика и два музыкальных инструмента (это обязательное условие).

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?
Нравится прививать людям любовь к прекрасному, наблюдать за музыкальным развитием учащихся. Приятно видеть результаты своего труда. Очень нравится проводить концерты и готовить детей к участию в конкурсах.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?
Не люблю бумажную волокиту и заседания педсоветов, где просто переливается вода из пустого в порожнее.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?
Хотелось бы иметь больше. Но специальность преподавателя музыки всегда позволяет найти подработку вне музыкальной школы, включая индивидуальные занятия на дому, а также аккомпанемент и прочее.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?
Коллектив, в основном, женский. Мужчин среди музыкальных педагогов очень мало, так как на зарплату нельзя содержать семью. Мужчины работают иногда по классу кларнета, баяна, реже по классу скрипки.

10. Какие человеческие качества, по Вашему мнению, наиболее важны в вашем деле?
Прежде всего, необходима любовь к музыке и детям. Надо уметь хорошо понимать учеников и подходить к ним очень дифференцированно, чтобы не загубить распускающийся цветок.

11. Работа дает мне дополнительные возможности (тут все, что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).
В процессе работы часто приходится общаться с артистами, известными исполнителями, участвовать в различных конкурсах, иногда в зарубежных.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?
Меня работа вполне устраивает, оцениваю на «хорошо+», так как немного маловата зарплата, как, наверное, и в других подобных профессиях.

13. Почему Вы выбрали такую работу?
Прежде всего, эту работу я выбрала потому, что очень люблю музыку. Люблю передавать знания другим и формировать тем самым культуру.

14. Что по Вашему мы не включили в план и чем бы Вы еще хотели с нами поделиться?
Ответы на предложенные вопросы достаточно верно создают образ моей профессии.

Ссылка на основную публикацию