История возникновения педагогической профессии

Возникновение и развитие педагогической профессии

В современной литературе достаточно глубоко рассматривается проблема возникновения и развития педагогической профессии. В частности, определяются этапы генезиса педагогической профессии. Каждый этап имеет характерологические и специфические особенности в деятельности педагогов. Рассмотрим возникновение и становление педагогической профессии кратко.

Объективные факторы, которые привели к возникновению педагогической деятельности – это возникшая необходимость в передаче общественного опыта от старших поколений к младшим для обеспечения готовности ко взрослой жизни и труду, что было обязательным условием выживания и развития общества людей.

Корни появления данной профессии берут свое начало с эпохи зарождения человеческого общества. Во времена существования дородовой общины приобретенный опыт передавался в процессе трудовой деятельности. Орудия труда усложнялись, что привело к надобности обеспечивать специальную передачу трудовых умений и навыков. За данный процесс отвечали старейшины рода, то есть люди, которые заслужили уважение окружающих благодаря богатому жизненному опыту. Таким образом образовалась первая социальная группа – воспитатели. А воспитание стало областью человеческой деятельности и сознания. Спустя некоторое время у людей появилась необходимость обобщения накопленного опыта воспитания и потребность в специальном учебном учреждении, в котором бы проходила подготовка молодого поколения к жизни.

В развитых странах Древнего мира таких, как Китай, Египет, Индия и Греция, люди предпринимали попытку обобщить опыт воспитания и выделить теоретические основы. В Египте, Сирии, Вавилоне в качестве учителей выступали жрецы – умные вольнонаемные граждане, в Древнем Риме – государственные чиновники, которых назначал император и которые хорошо разбирались в науке. В Средневековье роль учителей выполняли священники и монахи, однако в городских школах и институтах преподавали специально обученные люди.

Возникновение педагогической профессии условно делит период становления и развития педагогики на 4 этапа:

  • Первый этап – допрофессиональный;
  • Второй этап – условно-профессиональный;
  • Третий этап – собственно профессиональный;
  • Четвертый этап – современный.

Допрофессиональный этап

Во времена существования первобытного общества такой профессии как “педагог” не было. Однако имела место педагогическая деятельность, которая обеспечивала жизнеспособность и развитие человеческого общества. На этом этапе обучение и воспитание строились за счет коллективной спонтанной помощи старших младшим. Основной целью было освоение младшими знаний об окружающей среде для выживания. Процессы обучения и воспитания выполняли социальную функцию. В коллективной деятельности взрослых и детей осуществлялось собирательство, охота, приручение диких животных, производство орудий труда. Также происходили наблюдения за природными явлениями, выполнялись ритуальные обряды. Девочек учили, как правильно вести домашнее хозяйство и уход за детьми. Непростая жизнь первобытных людей сделала актуальным решение задач развития выносливости, умение переживать поражение, смерть соплеменников.

Современная литература данный период рассматривает достаточно поверхностно. Но есть литературные источники, которые рассказывают об условиях обучения и воспитания детей в первобытном обществе, приводят доказательства осмысленности, сложности и разнохарактерности педагогической деятельности (например, обряды инициации, которые проводились для подготовки молодых к тяжелому труду и семейной жизни). В литературе говорится, что позднее каждое племя открыло для себя школу – варе вананга (дом знаний). В этих учреждениях передавали знания и опыт племени, ознакамливали с обрядами и преданиями, обучали ремеслу и земледелию, пользованию лунным календарем и определению по звездам благоприятных периодов начала и окончания земледельческих работ.

Возникновение религии приводило к тому, что функции педагогов выполняли шаманы, заклинатели, знахари. В результате усложнения трудовой деятельности и общественных отношений появилось специализированное обучение, которое обеспечивало людей, лучших в своей деятельности и передающих знания и опыт без отрыва от основного дела. На этом этапе обучение и воспитание предусматривало как трудовую, так и социально-идеологическую подготовку.

Таким образом, 1 -й этап возникновения педагогической деятельности описывается как архаичный тип образования, которое осуществлялось в ходе повседневных трудовых и общественных процессов. Все взрослые выступали в качестве педагогов для своих молодых членов племени. Также допрофессиональный период характеризуется отсутствием физических наказаний, наличием уважительного отношения к детям и их желаниям. Способ обучения – практически-деятельностный. При этом методы воспитания словом и передача информации играли второстепенную роль.

Условно-профессиональный этап – рабовладельческая эпоха

Появление частной собственности привело к смене общественного воспитания семейным. Основная цель – это формирование хорошего хозяина и наследника. Воспитанием детей зажиточных граждан занимались образованные рабы и наемные учителя.

В рабовладельческом обществе, помимо семейной формы воспитания, применялись государственные, храмовые и прочие формы общественного воспитания. Поменялись способы накопления, передачи и хранения информации за счет изобретения письменности и математических обозначений, что наложило след на содержание образования и особенность педагогической деятельности. Метод обучения преобразуется в словесно-знаковый, обособляется от производственных и общественных сфер жизни людей. Данный период характеризуется выделением социальной группы людей, которые осуществляли образовательную деятельность в специальных учреждениях.

Таким образом, в период рабовладельческой эпохи была введена письменность и произошло выделение сословно-кастовой группы людей, владеющих письмом и умеющих обучать этому дело. Обучение выступает самостоятельным видом деятельности, однако реализуется наряду с другими видами профессиональной деятельности.

Условно-профессиональный этап – Средневековье

Профессиональная педагогическая деятельность была условной. В Древней Греции ее выполняли дидаскалы (от греч. “дидаско” – учу) в школах грамматистов и кифаристов, а с 13 лет – в палестре.

Грамматические школы возникли в 1 -й половине II в. до н.э. Здесь давали гуманитарное образование. В дальнейшем выпускники школ выполняли политическую и судебную деятельность. Учителя данных школ назывались “грамматиками” или “литераторами”, а после “риторами”. Это были высокообразованные люди, очень часто известные. Они имели право на римское гражданство, им предоставляли ежегодный гонорар, льготы и привилегии.

Средние века в Западной и Центральной Европе выделяются тем, что в это время происходило отвержение культурного наследия античного мира и подчинение педагогической деятельности христианской религиозной идеологии. Именно тогда происходило снижение общего образовательного уровня. При монастырских школах преподаванием занимались монахи, которые самостоятельно приобретали педагогический опыт в процессе осуществления педагогической деятельности. Формы обучения “урок” не существовало, дети учились в школах одновременно. Однако характер их деятельности был различным: одни начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи читали и т.д.

В Средневековье в городах ремесленники организовывали цеховые школы, а купечество – гильдейские. Оплату учителям осуществляли в основном родители учеников. В XII-XIII вв. открывались университеты, в которых преподавали известные ученые. Открытие новых образовательных учреждений привело к тому, что появилась нехватка педагогов. Поэтому в школах образовалась классно-урочная система, а в университетах – лекционно-семинарская. Это позволило решить проблему. В результате повысилось качество образования, снизилась плата за обучение и повысилась доступность образования.

В XVI в. происходит создание педагогической системы иезуитов, суть которой состояла в повышении физического воспитания, улучшении оснащения школ, более широком применении наглядности в обучении. Также происходило относительное смягчение дисциплины и расширение содержания образования. Именно иезуиты впервые осуществляли систематическую подготовку учителей (из членов ордена).

Таким образом, педагогическую деятельность в Средневековье выполняли монахи и священники в городских школах и институтах. Главная цель педагогической деятельности того времени – формирование человека в соответствии с требованиями действительности и морали в рамках определенного сословия.

Профессиональный этап

В результате научно-технического развития общества, зарождения капиталистических отношений возникла необходимость создания учебных заведений для подготовки самих учителей. На данном этапе характерна массовость педагогической профессии. Разнообразие решаемых педагогами задач привело к возникновению педагогических специальностей и специализаций. Содержание и цели деятельности педагогов изменялись в соответствии с национальными особенностями культуры, а также скоростью развития науки и общества.

XVIII в. назван “веком Просвещения”. В этом периоде сознательно-преобразующим фактором развития общества было обучение и воспитание. При этом человек выступает не как средство, а цель общественного развития. Профессиональный этап в своем развитии характеризуется более широким охватом людей в области образования, преодолением схоластики, сближением образования с жизнью. Все это повлияло на характер профессиональной педагогической области.

В дальнейшем в науке последовательно появляются идеи всеобщей педагогизации общества, общинного воспитания, происходит активный поиск возможных форм обучения и воспитания (к примеру, Вальдорфская школа). Вторая половина ХХ века примечательна тем, что происходит огромный охват подростков разнообразными формами обучения. Это привело к еще большей востребованности педагогической профессии, а также повышению социального статуса педагогов, постановке более трудоемких задач.

Современный период

Современный период характеризуется осуществлением деятельности по созданию условий в разностороннем развитии личности, становлением общей культуры, приспособлением к жизни в обществе. Наука и педагогика выходят за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитанников. Значительно увеличивается спектр педагогических профессий.

Возникновение и становление педагогической профессии

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

Государственная должность. состоящая во всевозможном попечении и воспитании мальчиков и девочек. — эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве.

Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии

Возникновение и становление педагогической профессии;

– Особенности педагогической профессии;

– Перспективы развития педагогической профессии;

– Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы.

Возникновение и становление педагогической профессии

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была “вплетена” в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины.

Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали в современном понимании первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.
Интересна этимология русского слова “воспитатель”. Оно происходит от основы слова “питать”. Слова “воспитывать” и “вскармливать” не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы.

В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово “учитель”, видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В “Поучении” Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым.

Он писал: “Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее. “‘ В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А-П. Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: “Он создал нас, он воспитал наш пламень. Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена”2.

Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551 — 479 до н.э.) — древний китайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды изложены в книге “Лунь юй” (“Беседы и суждения”).

Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция.

В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником:

“Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?” — обращается к нему ученик. “Обогати ее”, — отвечает учитель. “Но она и так богата. Чем же ее обогатить?” — спрашивает ученик. “Обучи ее!” — восклицает учитель.

Я.А. Коменский (1592 – 1670) – чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. В основе его педагогической системы — принципы материалистического сенсуализма. Основоположник дидактики. Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Основные труды: “Великая дидактика”, “Открытая дверь к языкам”, “Материнская школа” и др.

Человеком трудной и завидной судьбы является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами “урок”, “класс”, “каникулы”, “обучение” и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

И.Г. Песталоцци (1746 – 1827) – швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начального обучения. В своей теории элементарного обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией. Основные труды: “Лингард и Гертруда”, “Как Гертруда учит своих детей”, “Лебединая песня”.

Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него “превосходна, как никакая другая под солнцем”. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества’.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: “Все — для других, ничего — для себя”.
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич

Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, “Родное слово” переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: “Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо”, а его дело, “скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения”‘.

А.С. Макаренко (1888 – 1939) – советский педагог и писатель. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе, провел опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. Основные труды: “Педагогическая поэма”, “Флаги на башнях”, “Книга для родителей”, статьи.
К.Л. Ушинский (1824 – 1870/71) – русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике проводил идею воспитывающего обучения. Основные труды: “Детский мир”, “Родное слово”, “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии”.

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека.

Теоретическое наследие и опыт А.С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, “возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей”‘.

Особенности педагогической профессии Своеобразие педагогической профессии

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.

В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа “человек — человек” заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа “человек — человек” также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда.

С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В-А-Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся “барьеры” общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание.

Однако если начинающие учителя испытывают психологические “барьеры” по неопытности, то учителя со стажем — по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без эмоционального богатства которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Эссе «История возникновения и развития педагогической профессии»

История возникновения и развития педагогической профессии.

«Он с радостью учился и с радостью учил.»

Дж. Чосер «Кентерберийские рассказы».

Заниматься обучением, то есть передачей тех или иных знаний, человек стал задолго до появления письменности. В первобытном обществе старшие представители рода и племени передавали свои знания умения и навыки молодым людям. Но можно ли назвать интуитивную передачу знаний из поколения в поколение педагогической профессией, или процесс воспитания являлся лишь приспособлением детей к существовавшему порядку вещей? Для того, чтобы ответить на данный вопрос нам необходимо понять, что такое профессия педагога. Большой энциклопедический словарь определяет профессию как «род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования»[7].

В традиционном обществе педагогическую функцию выполняли пожилые люди. Они транслировали «житейскую картину мира, народную философию жизни, предрассудки и суеверия, необходимые или представлявшиеся необходимыми для эффективной и безопасной организации повседневности». [4, 13] В этот период хоть и не было сформировано понимание педагогической работы как отдельно существующей трудовой деятельности, но было заложено традиционно уважительное отношение к людям, несущим знания.

Первый этап становления непосредственно педагогической работы принято связывать с возникновением письменности. Письмо возникло в Египте и Месопотамии, а центрами обучения письму стали храмы.

Тезис о том, что педагогика возникла в Древней Греции встречается практически в каждом учебнике. Для того, чтобы разобраться откуда пришла эта мысль обратимся к «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона», который дает историографическое определение слову педагог. Согласно этому определению, педагогами (от гр. «ведущий ребенка») являлись рабы, сопровождавшие детей в школу (в которой обучением занимались другие рабы). То есть само слово «педагог» действительно пришло к нам из древнегреческого периода.

В дальнейшем под влиянием философии роль педагога переосмыслялась: первостепенной задачей стало «ведение ребенка по жизни», то есть обучение, воспитание, духовное и физическое развитие. Появилась первая дифференциация педагогических специальностей: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.

Учителя элементарной школы в Древнем Риме приравнивался к ремесленникам и не пользовались особым уважением. Открывая школы, они сами искали учеников и получали плату с родителей. По сути дела, любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу. Учителя грамматических школ были более привилегированны: они даже могли состоять на государственной службе и оплачиваться государством. Особое положение было лишь у учителей риторики, которые, как правило, были людьми состоятельными, участвовали в политической жизни, а порой даже занимали государственные посты. [2, стр. 41]

Высокий социальный статус образования и образованности — одна из примечательных особенностей Византии. Учителя начальных школ — дидаскалы — использовали мнемонические приемы и соблюдали последовательность в обучении — от простого к сложному, от известного к новому. Создавались и высшие учебные заведения, которые были похожи на высшие школы греко-римского мира. Преподавателей в них называли «консулами философии» и «главами риторов», они являлись государственными служащими высокого ранга, носили особую одежду и составляли особое замкнутое объединение.[2, стр. 51]

В древнерусском языке не было слова эквивалентного «педагогике». Долгое время господствовало представление о том, что мир «представляет собой школу, где человеку предстоит учиться всю жизнь».[8, 74]. Мастера передавали своим ученикам знания и практический опыт, т.е. мастерство. С распространением христианства, а следовательно грамотности на Руси появились первые учителя. Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял потребностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школьного дела по западноевропейским образцам. [2, 95]

В Средние века Русь и Европа шли параллельным путем: там тоже роль педагога выполнялась в первую очередь церковными служителями. В такой монополизации педагогической профессии были свои плюсы и минусы, но главной характеристикой данного периода было то, что педагог был в первую очередь религиозно вовлеченным человеком. Во времена правления Карла Великого (нач. IX в.) сеть монастырских школ активно расширялась, возникла мысль о необходимости специальной подготовки учителей для работы в них (Каролингский Ренессанс).[2, 61]

Развитие науки в Эпоху Возрождения заложило скачек в развитии педагогической профессии. Появились новые педагогические специальности, например, под влиянием идей Дж. Кардано были заложены основы сурдопедагогики, появились школы вне церкви, университеты. Педагог этого времени в первую очередь гуманист, высоко эрудированный человек, ценящий личность ученика. Именно в этот период теория педагогики начинает формулировать требования к профессионализму педагогов: мудрость, умеренность, справедливость, звучит призыв к отказу от телесных наказаний.[1, 140]. В это время распространяются идеи Т. Мора, М. Монтеня, Э. Ротердамского и др. Помимо богословских предметов и грамоты перед педагогами ставится задача естественнонаучного образования.

Главным идеологом педагогической мысли этого времени по праву считается Я. А. Коменский. Он утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.[9, 84] Его принципы и дидактические рекомендации и сейчас звучат актуально.

Специфической особенностью Нового времени стало появление учителей языков. Теперь преподавание в школах велось на родном языке, а латынь и иностранные языки стали изучаться отдельно, учебный процесс стал более упорядоченным, создавались дидактические пособия для учителей и учебники для учеников. [2, 97] Происходит разделение школ на классические гимназии и реальные училища. Система образования постепенно переходит под государственный контроль, а значит и профессия учителя становится официально признанной, требующей особой подготовки, в том числе в системе высшего образования.

В России подготовкой своих преподавателей активно стали заниматься лишь в XVIII в. Виднейшие ученые-просветители — М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин выдвигали идею подготовки русских педагогов, они выступали против засилья иностранных невежд и авантюристов, под видом учителей приезжавших в Россию. Огромная заслуга в деле подготовки преподавателей принадлежит Московскому университету, особенно в тот период, когда им руководил М.В. Ломоносов.

Впервые государственные требования к учителю были сформулированы в «Уставе народных училищ» (1786). В Уставе прописывлось, что учитель – это не только преподаватель, но главным образом воспитатель, а поэтому он должен обладать «христианским благочестием, добронравием, учтивостью, прилежанием… и снисходительностью к детям. Должность учительская обязывает наипаче стараться быть искусным в том, чему детей обучать…». [10]

Однако в дореволюционной России не было специального педагогического образования вплоть до 1804 г., когда были открыты педагогические институты при университетах. До этого педагог работал лишь в соответствии со своим опытом и знаниями.

В современном мире педагогическая профессия в основном воспринимается как традиционно женская. Но и это было не так вплоть до 60-х гг. XIX в., именно тогда были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие преподавателей в основном для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. Наибольшую известность получили Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д.И. Тихомирова в Москве, Женский педагогический институт и Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский институт в Киеве. До этого женщины-педагоги были, но только в начальном и среднем образовании.

В советскую эпоху образ педагога кардинально изменился. Теперь на официальном уровне за профессиональными деятелями образования закреплялась пропагандистская задача. Как в средние века образование основывалось на вере, так в советское время оно стало основываться на коммунистических идеалах. Но, не смотря на это, XX в. запомнился нам именами выдающихся педагогов: Макаренко К.С., Блонский П.П., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д и др.

Сейчас в XXI в. в системе педагогического образования стали образовываться новые педагогические специальности (учитель информатики, тьютор и др.), произошло углубление и усложнение функций профессиональных педагогов, сферы профессиональной компетенции не только увеличились в количестве, но и углубились. Таким образом на сегодняшний день педагог — это человек, который не только способен учить других, но, в первую очередь, способный учиться сам.

Андрюнина А. С. Аксиологическая составляющая образования: история педагогики // Педагогическое образование в России. 2014. №3 С.139-143.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

Истрия образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений./ И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.

Кислов Александр Геннадьевич, Плотникова Елена Владимировна Изоляционизм в профессии педагога // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. №2 С.12-16.

Локк, Джон // Википедия. [2016—2016]. Дата обновления: 11.09.2016. URL: http://ru.wikipedia.org /?old >

Педагог (Древняя Греция) // Википедия. [2016—2016]. Дата обновления: 17.05.2016. URL: http://ru.wikipedia.org /?old >

Сергушкин Е. Г. Возникновение и становление педагогической профессии в Древней Руси // Интеграция образования. 2000. №3 С.74-76.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 576 с.

Реферат: Возникновение педагогической профессии, её развитие

ТЕМА: Возникновение педагогической профессии, её развитие

Великие педагоги прошлого

Развитие педагогической профессии в современном обществе

Введение

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель – это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области “чистого” воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция – обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы – гувернеры и гувернантки. В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т.п.

История зарождения

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании.

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей – потребность жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьёзные попытки обобщения опыта воспитания, вычленение теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе накапливались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.

Великие педагоги прошлого

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI- V вв. до н. э). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: “эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?” – обращается к нему ученик. “Обогати её”, – отвечает учитель. “Но она и так богата. Чем же её обогатить?” – спрашивает ученик. “Обучи её!” – восклицает учитель.

Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растение в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей. Предложенные им методы, принципы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. Его главный труд “Великая дидактика”, вышедший в Амстердаме в 1654г. – одна из первых научно-педагогических книг.

В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде “Мысли о воспитании” он излагает взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.

Другим известным учителем был швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, потративший все свои сбережения на создание детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: “Всё – для других, ничего – для себя”.

И.Ф. Гербарт – крупная противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики известен работами, ставшими теоретической базой для дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.

Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. А.В. Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте.” В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям”. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика. Он занимался исследованием важных проблем, но более всего – изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние.

Воспитание во имя счастья ребенка – таков гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания, по его мнению, несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, являются духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления. Первоочередная задача учителя, отмечал он, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда.

Мировую славу русской педагогике принёс К.Д. Ушинский. Им было предложено сделать труд полноценным воспитательным средством. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, “родное слово” издавалось 187 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: “сделать как можно более пользы моему отечеству”. Он достиг цели.

Педагоги-современники

Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:

Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;

Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое;

Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;

Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое;

Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое;

Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое”.

Реализация базового содержания воспитания опирается на принципы гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования.

Важнейшими принципами реформирования педагогического образования должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.

Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию, гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура. Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.

Овладение учащимися базовыми основами культуры – фундаментальная задача общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как динамическая система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как человека культуры.

В качестве основных ценностейопределяющих ориентации выделены:

человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала;

духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления;

практические: способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы;

личностные: способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества. Интернализация этих ценностей составляет мировую культуру.

Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества; философские теории и творческое мышление; опыт творческой деятельности, обоснование собственной деятельности как системы (дидактической); культура поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.

Система дисциплин и уровни подготовки. С учетом необходимости усвоения учащимися обозначенных компонентов культуры определена адекватная номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность и общение.

Другой, интересный взгляд, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О.С.

“Выдвинутая цель – обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы”.

“Много интересных идей несет в себе оригинальная системно-социальная концепция школьного воспитания (автор Таланчук Н. М). В основу концепции положен системно-ролевой подход к формированию личности. Отсюда задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к подготовке подрастающего поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских, геосоциальных и интерсоциальных и само регулятивных ролей.

Система ролей включает в себя:

в сфере “Семья” – сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-материнскую; выдвигает задачи воспитания и самовоспитания – формирование супружеской, педагогической культуры, формирование чувства долга и ответственности перед родителями;

в коллективе – профессионально-трудовой, экономическую, организаторско-управленческую, коммуникативную и другие задачи воспитания – формирование профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и организаторских способностей;

в сфере “Общества” – патриотическую, национально-интернациональную, политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания – формирование основных компонентов этих культур;

в сфере “Мир” – геосоциальную и интерсоциальную;

в сфере “Я – Сфера” – субъекта материальных и духовных потребностей, учения, самовоспитания, творчества, психорегулятивную; задачи воспитания выражаются в формировании здоровых потребностей, умении самообразования и самовоспитания, развития творческих способностей, умений ставить жизненные цели, “саморегуляции”.

Развитие педагогической профессии в современном обществе

Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих учителей по различным специальностям. Кроме этого в рамках каждой специальности вуз (педучилище) может открывать несколько специализаций. Например, педагогические специальности объединены в профессиональную группу “образование”. Основанием разделения педагогических специальностей являются различные предметные области знаний. Второе основание для разделения на специальности – это возрастные периоды развития личности, отличающиеся, в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с ребенком. Третьим основанием для разделения на специальности педагогического профиля служат нарушения в развитии детей.

В настоящее время государственным стандартом профессионального образования предусмотрена 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования; число квалификаций в связи с тем, что имеются ещё и специализации, значительно больше.

История возникновения педагогической профессии

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Сложно переоценить роль педагога — наверняка каждый из нас помнит одного или нескольких учителей, которые оставили яркий след в душе. О том, как появилась эта профессия, и какое место преподаватель занимает в жизни любого современного человека, пойдет речь в нашей статье.

Какие факторы обусловили возникновение профессии?

Происхождение педагогики уходит своими корнями в первобытную эпоху. В древнейшие времена, когда у первобытных людей еще не существовало разделения труда, взрослые и юные члены племени на равных участвовали в добыче пропитания. Именно это и составляло единственную цель существования в тот период. Любая передача жизненного опыта была тесно вплетена в трудовую деятельность.

С самых ранних лет юные члены общины узнавали о методах охоты и собирательства, овладевали нужными умениями. По мере совершенствования орудий труда стало возможным не привлекать к этой работе самых старых, на них была возложена обязанность хранить огонь и присматривать за малышами.

Именно так и появилась первая группа воспитателей, в нее входили старейшины, единственной задачей которых была забота о подготовке молодого поколения ко взрослой жизни. С развитием цивилизации и общественного сознания в задачи педагогов также вошел вопрос религиозного и нравственного воспитания детей. Со временем люди заметили, что намного проще собрать сразу всех детей общины и вести с ними беседы на самые различные темы, чем обучать их необходимым умениям поодиночке.

Именно так в Древней Греции и появилась первая школа — ее создателем стал известный ученый Пифагор. Его педагогика обучала детей спортивным дисциплинам, наукам, музыке и медицине.

Позже школы были открыты по всей Греции, а обучение проводилось уже не на улице, как прежде, а в специально отведенных для этого строениях. Именно так и произошло зарождение педагогики как науки.

Этапы становления

Педагогическая деятельность в наши дни представляет собой профессию, целью которой является создание условий для становления гармоничной личности. Работа учителя — это, вне всякого сомнения, тяжелый труд. Однако профессионального уровня это направление достигло далеко не сразу.

После появления первых школ в Греции стало очевидно, что вести с детьми обучающие беседы способен далеко не каждый взрослый член сообщества, а только тот, который обладает большим багажом знаний и личностными качествами, позволяющими ему объяснять тот или иной вопрос, донести информацию до других людей. Таким образом, в античные времена появилось первое понимание того, что педагогическая деятельность должна выйти на профессиональный уровень, однако, от идеи до ее воплощения прошло много времени.

Если рассматривать историю в целом, то становление педагогики можно разделить на несколько этапов.

Допрофессиональный

Этот период пришелся на ранний этап развития человечества. Дошедшие до нас данные указывают на то, что педагогическая деятельность уже тогда носила осмысленный и разноплановый характер. В то время детей обучали основам земледелия, ремесленной деятельности, собирательства и навыкам пользования лунным календарем.

С развитием религии функции педагога взяли на себя шаманы и жрецы, а также всевозможные знахари и заклинатели.

По мере развития общественных отношений появилось специализированное обучение — обязанности педагога взяли на себя специально подготовленные для этого люди, для которых обучение стало основной работой.

Условно-профессиональный

По мере развития общества у людей стала появляться частная собственность, это вызывало необходимость смены общественного воспитания семейным. В то время роль учителя на себя брали наемные педагоги или образованные рабы. В ту эпоху произошло развитие письменности, усовершенствовались способы сохранения и передачи информации.

Это наложило свой отпечаток на технику педагогической деятельности — она обособилась от производственных и религиозных сфер жизни, преобразовалась в словесно-знаковую науку. В этот же период также наметилась тенденция к выделению отдельной когорты учителей, которые занимались образовательной деятельностью в специально отведенных для этого учреждениях.

Во времена рабовладельческого строя обучение детей стало самостоятельным видом деятельности.

Во времена Средневековья в Западной и Центральной Европе произошло резкое отторжение античного наследия и полное подчинение процесса обучения христианской доктрине. Это привело к существенному понижению общего образовательного уровня. Причина такого явления в том, что обучение легло на плечи монахов, не имевших никакого педагогического опыта. В те годы не существовало такого понятия, как урок, и дети изучали все сразу — одни ученики заучивали буквы, другие – слоги, третьи учились считать и т. п.

Постепенно в обществе началось понимание того, что такая система «не работает», и образование должно выйти на другой уровень. Именно поэтому в городах начали открываться цеховые школы, а в XII-XIII вв. появились первые университеты, преподавание в которых осуществляли известнейшие ученые того времени. Это, в свою очередь, привело к нехватке учителей. Возникла необходимость во введении классно-урочной системы в школах, а в университетах — лекционно-семинарской. Это нововведение обеспечило более рациональное использование времени учителя и привело к существенному повышению качества образования.

Профессиональный

По мере развития общества существенно расширился круг задач педагога. Это постепенно привело к выделению отдельных педагогических специальностей. На данном этапе появилась потребность в создании школы для подготовки самих учителей. XVIII век неслучайно назван эпохой Просвещения – в то время обучение и воспитание стали основными социально-преобразующими факторами общественного развития.

Профессиональный этап развития педагогики характеризуется довольно широким охватом людей, занятых в этой сфере, сближением образовательной системы с реальной жизнью. Наука того времени закрепила идею всеобщей педагогики, в этот период происходит активный поиск новых форм обучения, а также повышение социального статуса учителя и постановка перед педагогикой более важных и сложных задач.

Современный

Сегодня учителя в рамках подготовки к профессии получают специальное образование разного уровня, они работают в различных дошкольных, школьных и высших учебных заведениях, а также организациях переподготовки кадров.

Деятельность любого педагога подчиняется задачам всестороннего развития человека, его адаптации к жизни в социуме и овладения профессиональными навыками.

Роль учителя

Учитель в наши дни — это не только профессия, это призвание. Само слово «педагог» известно всем людям — от малышей-пятилеток до глубоких старцев. Учителя во все времена ценились, а их труд рассматривался как ответственный и благородный.

Учитель выполняет сразу несколько функций:

  • воспитательную — через воспитание учитель оказывает влияние на становление и всестороннее развитие личности, способной адаптироваться в обществе и мире;
  • обучающую — учитель способствует развитию у своих учеников познавательных и интеллектуальных способностей, прививает им тягу к получению знаний, помогает направить полученные знания на достижение той или иной цели;
  • коммуникативную — любое общение педагога и ученика складывается на основе доверительных отношений, учитель постоянно обменивается опытом с коллегами, взаимодействует с родителями;
  • организаторскую — любой педагог должен планировать и координировать учебно-воспитательный процесс, в его задачи входят правильное проведение обучающих мероприятий и вовлечение в них своих учеников;
  • коррекционную — педагог регулярно мониторит и контролирует процесс получения знаний, дает оценку промежуточным итогам и при необходимости корректирует процесс обучения.

Великие педагоги

Самыми известными педагогами, внесшими огромный вклад в развитие педагогики, стали следующие личности.

  • Ян Амос Коменский — чешский педагог XVII в., который активно пропагандировал гуманитарную теорию обучения подрастающего поколения. Именно он продвигал идеи всеобщего образования, классно-урочной формы обучения, введения понятия «учебный год».
  • Иоганн Генрих Песталоцци — швейцарский гуманист конца XVIII-начала XIX вв. Сторонник гармоничного развития физических, умственных и нравственных возможностей в общем подходе к обучению.
  • Януш Корчак — известный польский педагог, основоположник доктрины о том, что педагогика должна строиться на основе любви и полного уважения к ученику. Он пропагандировал принцип непохожести детей, повлиявший на систему обучения детей в соответствии с разницей возможностей их понимания.
  • Константин Дмитриевич Ушинский — известный педагог, которого по праву считают отцом русской педагогики. Именно он первый в нашей стране подчеркнул необходимость нравственного просвещения ребенка. Еще одной идеей Ушинского стала теория важности сохранения национальной самобытности. В позапрошлом столетии основным языком преподавания в России был французский — именно Ушинский заявил о необходимости сделать «русские школы русскими».
  • Лев Семенович Выготский. Этот ученый стал основоположником коррекционной педагогики, он выдвинул и обосновал теорию о том, что учитель должен использовать в работе достижения психологии.
  • Антон Семенович Макаренко — идеолог теории интегративности образования. В соответствии с его идеями, человек не является личностью от рождения, поэтому его необходимо воспитывать в коллективе, где он должен учиться отстаивать свою позицию. Его доктрина легла в основу гуманистического образования, требующего уважать любого ученика как человека.

1.1. Возникновение и становление педагогической профессии

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему.

Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.

Профессия педагога – одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт человечества. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия педагога считается неизменной, хотя каждая эпоха предъявляет к ее носителям новые требования.

Педагог (от греч. paidagogos — воспитатель) – это лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области.

Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В “Поучении” Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: “Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее. “

В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась воспитательная функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С.Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П. Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: “Он создал нас, он воспитал наш пламень. Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена”.

В современной концепции педагогического образования, исходя из представлений, что учитель – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения Человека в человеке, цель системы педагогического образования представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа – учителя, ориентированного на Человека. Ориентация на Человека в образовании выступает как процесс постепенного отказа образовательной системы от жёсткой ориентации на обслуживание государства в ущерб интересам главного субъекта образовательного процесса – человека развивающегося.

Ведущая тенденция современного образования – переход к новой личностной парадигме. Знаниево-просветительская парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих веков, исчерпала свои возможности. Во-первых, объем знаний даже для самой общей ориентировки в нем стал почти непостижимым. Во-вторых, стало ясно, что функция образования далеко не сводится к знаниевому насыщению человека. Жизненная практика уже не раз убедительно показала, что широта и энциклопедичность познания поразительно уживаются с недообразованностью человека в собственно человеческом аспекте. Смена парадигм в данном случае выступает как закономерное восхождение к более целостному пониманию самого феномена образованности, в структуру которого теперь необходимо должны войти не только знаниевый, деятельностный и творческий опыт, но и опыт собственно духовно-личностной самоорганизации человека, связанный с выполнением им смыслопоисковых, рефлексивных, самооценочных, жизненно-планирующих и др. функций. При этом речь идет не о “вреде” знаний, о недооценке других составляющих образовательного процесса, а об ограниченности знаниевой парадигмы как стиля мышления. Знание же как таковое – безусловно – универсальный критерий образованности, поскольку даже личностный опыт индивида и другие продукты его рефлексии в конечном счете имеют форму знания, только может быть с несколько иными свойствами и иной предметной сферой.

“Зачем нам знания? – вопрошает известный педагог Ш. Амонашвили, – без личностной страсти творить ими добро, а не зло для людей, делиться ими с другими, приносить облегчение людям. ” [1].

В условиях перехода к личностно-ориентированной парадигме образования изменяется позиция учителя и педагогические требования к его деятельности, разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки.

Педагогическая профессия относится к професси­ям типа “Человек-Человек”. Данный тип профессий определяется следующими качес­твами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, спо­собностью мысленно ставить себя на место другого че­ловека, способностью быстро понимать намерения, по­мыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способ­ностью хорошо помнить, держать в уме знание о лич­ных качествах многих и разных людей и т. д.

При этом, если учесть, что профессия “Человек-Человек” характеризуется определенным набором ти­пических предпочтений, интересов, личностных осо­бенностей, то его профессиональная характеристика оказывается глубо­ко индивидуально типизированной. Выступая как индивидуальный субъект педагоги­ческой деятельности, педагог в то же время репрезен­тирует, представляет собой общественного субъекта, носителя общественных знаний и ценностей.

Какова же «модельная» личность учителя XXI века?

Так, модель японских ученых включает существенные признаки и качества: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокая культура и осознание ценности воспитания, свобода и ответственность.

Предлагается еще одна «идеальная» модель учителя, которую необходимо дополнить или сократить в соответствии со своими представлениями: гуманность, дипломатичность, доброта, интеллигентность, трудолюбие, честность, чувство собственного достоинства, гибкость ума, разумная требовательность, чуткость, внимательность, ответственность за свое дело, аккуратность, самокритичность, эрудированность, коммуникабельность, выдержка, тактичность, любовь и уважение к детям, чувство долга, принципиальность, творческое мышление, целеустремленность, душевная щедрость, уравновешенность, работоспособность, прозорливость, интеллектуальность, физическое здоровье, профессиональный кураж, способность к риску, креативность, объективность в отношениях и оценках, компетентность, высокий профессионализм, ораторские способности, эстетический вкус, чувство юмора, артистичность, четкая дикция, решительность, идейность, терпение, скромность.

Учителю, несущему здоровое начало в своей работе, присущи такие нравственные черты характера как: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость; готовность к взаимопониманию и взаимопомощи; толерантность (терпимость); самообладание; профессиональная гордость, уверенность в себе; требовательность к себе и к своей работе; стремление к новаторству и саморазвитию; трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач; деловитость, целеустремленность, инициативность; правильная самооценка; подвижничество [21].

Современной школе нужен высококвалифицированный педагог-интеллектуал, новатор, психолог, исследователь, профессионал, умеющий строить свои взаимоотношения с учащимися на демократической основе, критически мыслить, не пасовать перед трудностями, показывать своим воспитанникам пример единства слов, убеждений и дела. Одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция: толерантность, способность понимать ребенка, умение видеть ситуацию глазами ребенка, родителей и умение стимулировать саморазвитие школьника.

За последние 10 лет наблюдается снижение престижа учительской профессии. В конечном итоге это отрицательно сказывается на качестве обучения и воспитания учащихся. Система подготовки учительских кадров в этих условиях нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Ссылка на основную публикацию
Название: Возникновение педагогической профессии, её развитие
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат Добавлен 10:07:39 03 марта 2010 Похожие работы
Просмотров: 12437 Комментариев: 15 Оценило: 13 человек Средний балл: 4.5 Оценка: 5 Скачать