Возникновение и развитие педагогической профессии
В современной литературе достаточно глубоко рассматривается проблема возникновения и развития педагогической профессии. В частности, определяются этапы генезиса педагогической профессии. Каждый этап имеет характерологические и специфические особенности в деятельности педагогов. Рассмотрим возникновение и становление педагогической профессии кратко.
Объективные факторы, которые привели к возникновению педагогической деятельности – это возникшая необходимость в передаче общественного опыта от старших поколений к младшим для обеспечения готовности ко взрослой жизни и труду, что было обязательным условием выживания и развития общества людей.
Корни появления данной профессии берут свое начало с эпохи зарождения человеческого общества. Во времена существования дородовой общины приобретенный опыт передавался в процессе трудовой деятельности. Орудия труда усложнялись, что привело к надобности обеспечивать специальную передачу трудовых умений и навыков. За данный процесс отвечали старейшины рода, то есть люди, которые заслужили уважение окружающих благодаря богатому жизненному опыту. Таким образом образовалась первая социальная группа – воспитатели. А воспитание стало областью человеческой деятельности и сознания. Спустя некоторое время у людей появилась необходимость обобщения накопленного опыта воспитания и потребность в специальном учебном учреждении, в котором бы проходила подготовка молодого поколения к жизни.
В развитых странах Древнего мира таких, как Китай, Египет, Индия и Греция, люди предпринимали попытку обобщить опыт воспитания и выделить теоретические основы. В Египте, Сирии, Вавилоне в качестве учителей выступали жрецы – умные вольнонаемные граждане, в Древнем Риме – государственные чиновники, которых назначал император и которые хорошо разбирались в науке. В Средневековье роль учителей выполняли священники и монахи, однако в городских школах и институтах преподавали специально обученные люди.
Возникновение педагогической профессии условно делит период становления и развития педагогики на 4 этапа:
- Первый этап – допрофессиональный;
- Второй этап – условно-профессиональный;
- Третий этап – собственно профессиональный;
- Четвертый этап – современный.
Допрофессиональный этап
Во времена существования первобытного общества такой профессии как “педагог” не было. Однако имела место педагогическая деятельность, которая обеспечивала жизнеспособность и развитие человеческого общества. На этом этапе обучение и воспитание строились за счет коллективной спонтанной помощи старших младшим. Основной целью было освоение младшими знаний об окружающей среде для выживания. Процессы обучения и воспитания выполняли социальную функцию. В коллективной деятельности взрослых и детей осуществлялось собирательство, охота, приручение диких животных, производство орудий труда. Также происходили наблюдения за природными явлениями, выполнялись ритуальные обряды. Девочек учили, как правильно вести домашнее хозяйство и уход за детьми. Непростая жизнь первобытных людей сделала актуальным решение задач развития выносливости, умение переживать поражение, смерть соплеменников.
Современная литература данный период рассматривает достаточно поверхностно. Но есть литературные источники, которые рассказывают об условиях обучения и воспитания детей в первобытном обществе, приводят доказательства осмысленности, сложности и разнохарактерности педагогической деятельности (например, обряды инициации, которые проводились для подготовки молодых к тяжелому труду и семейной жизни). В литературе говорится, что позднее каждое племя открыло для себя школу – варе вананга (дом знаний). В этих учреждениях передавали знания и опыт племени, ознакамливали с обрядами и преданиями, обучали ремеслу и земледелию, пользованию лунным календарем и определению по звездам благоприятных периодов начала и окончания земледельческих работ.
Возникновение религии приводило к тому, что функции педагогов выполняли шаманы, заклинатели, знахари. В результате усложнения трудовой деятельности и общественных отношений появилось специализированное обучение, которое обеспечивало людей, лучших в своей деятельности и передающих знания и опыт без отрыва от основного дела. На этом этапе обучение и воспитание предусматривало как трудовую, так и социально-идеологическую подготовку.
Таким образом, 1 -й этап возникновения педагогической деятельности описывается как архаичный тип образования, которое осуществлялось в ходе повседневных трудовых и общественных процессов. Все взрослые выступали в качестве педагогов для своих молодых членов племени. Также допрофессиональный период характеризуется отсутствием физических наказаний, наличием уважительного отношения к детям и их желаниям. Способ обучения – практически-деятельностный. При этом методы воспитания словом и передача информации играли второстепенную роль.
Условно-профессиональный этап – рабовладельческая эпоха
Появление частной собственности привело к смене общественного воспитания семейным. Основная цель – это формирование хорошего хозяина и наследника. Воспитанием детей зажиточных граждан занимались образованные рабы и наемные учителя.
В рабовладельческом обществе, помимо семейной формы воспитания, применялись государственные, храмовые и прочие формы общественного воспитания. Поменялись способы накопления, передачи и хранения информации за счет изобретения письменности и математических обозначений, что наложило след на содержание образования и особенность педагогической деятельности. Метод обучения преобразуется в словесно-знаковый, обособляется от производственных и общественных сфер жизни людей. Данный период характеризуется выделением социальной группы людей, которые осуществляли образовательную деятельность в специальных учреждениях.
Таким образом, в период рабовладельческой эпохи была введена письменность и произошло выделение сословно-кастовой группы людей, владеющих письмом и умеющих обучать этому дело. Обучение выступает самостоятельным видом деятельности, однако реализуется наряду с другими видами профессиональной деятельности.
Условно-профессиональный этап – Средневековье
Профессиональная педагогическая деятельность была условной. В Древней Греции ее выполняли дидаскалы (от греч. “дидаско” – учу) в школах грамматистов и кифаристов, а с 13 лет – в палестре.
Грамматические школы возникли в 1 -й половине II в. до н.э. Здесь давали гуманитарное образование. В дальнейшем выпускники школ выполняли политическую и судебную деятельность. Учителя данных школ назывались “грамматиками” или “литераторами”, а после “риторами”. Это были высокообразованные люди, очень часто известные. Они имели право на римское гражданство, им предоставляли ежегодный гонорар, льготы и привилегии.
Средние века в Западной и Центральной Европе выделяются тем, что в это время происходило отвержение культурного наследия античного мира и подчинение педагогической деятельности христианской религиозной идеологии. Именно тогда происходило снижение общего образовательного уровня. При монастырских школах преподаванием занимались монахи, которые самостоятельно приобретали педагогический опыт в процессе осуществления педагогической деятельности. Формы обучения “урок” не существовало, дети учились в школах одновременно. Однако характер их деятельности был различным: одни начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи читали и т.д.
В Средневековье в городах ремесленники организовывали цеховые школы, а купечество – гильдейские. Оплату учителям осуществляли в основном родители учеников. В XII-XIII вв. открывались университеты, в которых преподавали известные ученые. Открытие новых образовательных учреждений привело к тому, что появилась нехватка педагогов. Поэтому в школах образовалась классно-урочная система, а в университетах – лекционно-семинарская. Это позволило решить проблему. В результате повысилось качество образования, снизилась плата за обучение и повысилась доступность образования.
В XVI в. происходит создание педагогической системы иезуитов, суть которой состояла в повышении физического воспитания, улучшении оснащения школ, более широком применении наглядности в обучении. Также происходило относительное смягчение дисциплины и расширение содержания образования. Именно иезуиты впервые осуществляли систематическую подготовку учителей (из членов ордена).
Таким образом, педагогическую деятельность в Средневековье выполняли монахи и священники в городских школах и институтах. Главная цель педагогической деятельности того времени – формирование человека в соответствии с требованиями действительности и морали в рамках определенного сословия.
Профессиональный этап
В результате научно-технического развития общества, зарождения капиталистических отношений возникла необходимость создания учебных заведений для подготовки самих учителей. На данном этапе характерна массовость педагогической профессии. Разнообразие решаемых педагогами задач привело к возникновению педагогических специальностей и специализаций. Содержание и цели деятельности педагогов изменялись в соответствии с национальными особенностями культуры, а также скоростью развития науки и общества.
XVIII в. назван “веком Просвещения”. В этом периоде сознательно-преобразующим фактором развития общества было обучение и воспитание. При этом человек выступает не как средство, а цель общественного развития. Профессиональный этап в своем развитии характеризуется более широким охватом людей в области образования, преодолением схоластики, сближением образования с жизнью. Все это повлияло на характер профессиональной педагогической области.
В дальнейшем в науке последовательно появляются идеи всеобщей педагогизации общества, общинного воспитания, происходит активный поиск возможных форм обучения и воспитания (к примеру, Вальдорфская школа). Вторая половина ХХ века примечательна тем, что происходит огромный охват подростков разнообразными формами обучения. Это привело к еще большей востребованности педагогической профессии, а также повышению социального статуса педагогов, постановке более трудоемких задач.
Современный период
Современный период характеризуется осуществлением деятельности по созданию условий в разностороннем развитии личности, становлением общей культуры, приспособлением к жизни в обществе. Наука и педагогика выходят за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитанников. Значительно увеличивается спектр педагогических профессий.
Возникновение и становление педагогической профессии
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
Государственная должность. состоящая во всевозможном попечении и воспитании мальчиков и девочек. — эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве.
Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии
– Возникновение и становление педагогической профессии;
– Особенности педагогической профессии;
– Перспективы развития педагогической профессии;
– Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы.
Возникновение и становление педагогической профессии
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была “вплетена” в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины.
Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали в современном понимании первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.
Интересна этимология русского слова “воспитатель”. Оно происходит от основы слова “питать”. Слова “воспитывать” и “вскармливать” не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы.
В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово “учитель”, видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В “Поучении” Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым.
Он писал: “Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее. “‘ В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А-П. Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: “Он создал нас, он воспитал наш пламень. Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена”2.
Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551 — 479 до н.э.) — древний китайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды изложены в книге “Лунь юй” (“Беседы и суждения”). |
Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция.
В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником:
“Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?” — обращается к нему ученик. “Обогати ее”, — отвечает учитель. “Но она и так богата. Чем же ее обогатить?” — спрашивает ученик. “Обучи ее!” — восклицает учитель.
Я.А. Коменский (1592 – 1670) – чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. В основе его педагогической системы — принципы материалистического сенсуализма. Основоположник дидактики. Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Основные труды: “Великая дидактика”, “Открытая дверь к языкам”, “Материнская школа” и др. |
Человеком трудной и завидной судьбы является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами “урок”, “класс”, “каникулы”, “обучение” и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.
И.Г. Песталоцци (1746 – 1827) – швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начального обучения. В своей теории элементарного обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией. Основные труды: “Лингард и Гертруда”, “Как Гертруда учит своих детей”, “Лебединая песня”. |
Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него “превосходна, как никакая другая под солнцем”. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества’.
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: “Все — для других, ничего — для себя”.
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич
Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, “Родное слово” переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: “Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо”, а его дело, “скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения”‘.
А.С. Макаренко (1888 – 1939) – советский педагог и писатель. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе, провел опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. Основные труды: “Педагогическая поэма”, “Флаги на башнях”, “Книга для родителей”, статьи. |
К.Л. Ушинский (1824 – 1870/71) – русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике проводил идею воспитывающего обучения. Основные труды: “Детский мир”, “Родное слово”, “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии”. |
Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека.
Теоретическое наследие и опыт А.С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, “возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей”‘.
Особенности педагогической профессии Своеобразие педагогической профессии
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.
В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа “человек — человек” заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа “человек — человек” также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда.
С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.
Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В-А-Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся “барьеры” общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание.
Однако если начинающие учителя испытывают психологические “барьеры” по неопытности, то учителя со стажем — по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без эмоционального богатства которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Эссе «История возникновения и развития педагогической профессии»
История возникновения и развития педагогической профессии.
«Он с радостью учился и с радостью учил.»
Дж. Чосер «Кентерберийские рассказы».
Заниматься обучением, то есть передачей тех или иных знаний, человек стал задолго до появления письменности. В первобытном обществе старшие представители рода и племени передавали свои знания умения и навыки молодым людям. Но можно ли назвать интуитивную передачу знаний из поколения в поколение педагогической профессией, или процесс воспитания являлся лишь приспособлением детей к существовавшему порядку вещей? Для того, чтобы ответить на данный вопрос нам необходимо понять, что такое профессия педагога. Большой энциклопедический словарь определяет профессию как «род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования»[7].
В традиционном обществе педагогическую функцию выполняли пожилые люди. Они транслировали «житейскую картину мира, народную философию жизни, предрассудки и суеверия, необходимые или представлявшиеся необходимыми для эффективной и безопасной организации повседневности». [4, 13] В этот период хоть и не было сформировано понимание педагогической работы как отдельно существующей трудовой деятельности, но было заложено традиционно уважительное отношение к людям, несущим знания.
Первый этап становления непосредственно педагогической работы принято связывать с возникновением письменности. Письмо возникло в Египте и Месопотамии, а центрами обучения письму стали храмы.
Тезис о том, что педагогика возникла в Древней Греции встречается практически в каждом учебнике. Для того, чтобы разобраться откуда пришла эта мысль обратимся к «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона», который дает историографическое определение слову педагог. Согласно этому определению, педагогами (от гр. «ведущий ребенка») являлись рабы, сопровождавшие детей в школу (в которой обучением занимались другие рабы). То есть само слово «педагог» действительно пришло к нам из древнегреческого периода.
В дальнейшем под влиянием философии роль педагога переосмыслялась: первостепенной задачей стало «ведение ребенка по жизни», то есть обучение, воспитание, духовное и физическое развитие. Появилась первая дифференциация педагогических специальностей: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.
Учителя элементарной школы в Древнем Риме приравнивался к ремесленникам и не пользовались особым уважением. Открывая школы, они сами искали учеников и получали плату с родителей. По сути дела, любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу. Учителя грамматических школ были более привилегированны: они даже могли состоять на государственной службе и оплачиваться государством. Особое положение было лишь у учителей риторики, которые, как правило, были людьми состоятельными, участвовали в политической жизни, а порой даже занимали государственные посты. [2, стр. 41]
Высокий социальный статус образования и образованности — одна из примечательных особенностей Византии. Учителя начальных школ — дидаскалы — использовали мнемонические приемы и соблюдали последовательность в обучении — от простого к сложному, от известного к новому. Создавались и высшие учебные заведения, которые были похожи на высшие школы греко-римского мира. Преподавателей в них называли «консулами философии» и «главами риторов», они являлись государственными служащими высокого ранга, носили особую одежду и составляли особое замкнутое объединение.[2, стр. 51]
В древнерусском языке не было слова эквивалентного «педагогике». Долгое время господствовало представление о том, что мир «представляет собой школу, где человеку предстоит учиться всю жизнь».[8, 74]. Мастера передавали своим ученикам знания и практический опыт, т.е. мастерство. С распространением христианства, а следовательно грамотности на Руси появились первые учителя. Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял потребностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школьного дела по западноевропейским образцам. [2, 95]
В Средние века Русь и Европа шли параллельным путем: там тоже роль педагога выполнялась в первую очередь церковными служителями. В такой монополизации педагогической профессии были свои плюсы и минусы, но главной характеристикой данного периода было то, что педагог был в первую очередь религиозно вовлеченным человеком. Во времена правления Карла Великого (нач. IX в.) сеть монастырских школ активно расширялась, возникла мысль о необходимости специальной подготовки учителей для работы в них (Каролингский Ренессанс).[2, 61]
Развитие науки в Эпоху Возрождения заложило скачек в развитии педагогической профессии. Появились новые педагогические специальности, например, под влиянием идей Дж. Кардано были заложены основы сурдопедагогики, появились школы вне церкви, университеты. Педагог этого времени в первую очередь гуманист, высоко эрудированный человек, ценящий личность ученика. Именно в этот период теория педагогики начинает формулировать требования к профессионализму педагогов: мудрость, умеренность, справедливость, звучит призыв к отказу от телесных наказаний.[1, 140]. В это время распространяются идеи Т. Мора, М. Монтеня, Э. Ротердамского и др. Помимо богословских предметов и грамоты перед педагогами ставится задача естественнонаучного образования.
Главным идеологом педагогической мысли этого времени по праву считается Я. А. Коменский. Он утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.[9, 84] Его принципы и дидактические рекомендации и сейчас звучат актуально.
Специфической особенностью Нового времени стало появление учителей языков. Теперь преподавание в школах велось на родном языке, а латынь и иностранные языки стали изучаться отдельно, учебный процесс стал более упорядоченным, создавались дидактические пособия для учителей и учебники для учеников. [2, 97] Происходит разделение школ на классические гимназии и реальные училища. Система образования постепенно переходит под государственный контроль, а значит и профессия учителя становится официально признанной, требующей особой подготовки, в том числе в системе высшего образования.
В России подготовкой своих преподавателей активно стали заниматься лишь в XVIII в. Виднейшие ученые-просветители — М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин выдвигали идею подготовки русских педагогов, они выступали против засилья иностранных невежд и авантюристов, под видом учителей приезжавших в Россию. Огромная заслуга в деле подготовки преподавателей принадлежит Московскому университету, особенно в тот период, когда им руководил М.В. Ломоносов.
Впервые государственные требования к учителю были сформулированы в «Уставе народных училищ» (1786). В Уставе прописывлось, что учитель – это не только преподаватель, но главным образом воспитатель, а поэтому он должен обладать «христианским благочестием, добронравием, учтивостью, прилежанием… и снисходительностью к детям. Должность учительская обязывает наипаче стараться быть искусным в том, чему детей обучать…». [10]
Однако в дореволюционной России не было специального педагогического образования вплоть до 1804 г., когда были открыты педагогические институты при университетах. До этого педагог работал лишь в соответствии со своим опытом и знаниями.
В современном мире педагогическая профессия в основном воспринимается как традиционно женская. Но и это было не так вплоть до 60-х гг. XIX в., именно тогда были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие преподавателей в основном для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. Наибольшую известность получили Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д.И. Тихомирова в Москве, Женский педагогический институт и Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский институт в Киеве. До этого женщины-педагоги были, но только в начальном и среднем образовании.
В советскую эпоху образ педагога кардинально изменился. Теперь на официальном уровне за профессиональными деятелями образования закреплялась пропагандистская задача. Как в средние века образование основывалось на вере, так в советское время оно стало основываться на коммунистических идеалах. Но, не смотря на это, XX в. запомнился нам именами выдающихся педагогов: Макаренко К.С., Блонский П.П., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д и др.
Сейчас в XXI в. в системе педагогического образования стали образовываться новые педагогические специальности (учитель информатики, тьютор и др.), произошло углубление и усложнение функций профессиональных педагогов, сферы профессиональной компетенции не только увеличились в количестве, но и углубились. Таким образом на сегодняшний день педагог — это человек, который не только способен учить других, но, в первую очередь, способный учиться сам.
Андрюнина А. С. Аксиологическая составляющая образования: история педагогики // Педагогическое образование в России. 2014. №3 С.139-143.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
Истрия образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений./ И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.
Кислов Александр Геннадьевич, Плотникова Елена Владимировна Изоляционизм в профессии педагога // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. №2 С.12-16.
Локк, Джон // Википедия. [2016—2016]. Дата обновления: 11.09.2016. URL: http://ru.wikipedia.org /?old >
Педагог (Древняя Греция) // Википедия. [2016—2016]. Дата обновления: 17.05.2016. URL: http://ru.wikipedia.org /?old >
Сергушкин Е. Г. Возникновение и становление педагогической профессии в Древней Руси // Интеграция образования. 2000. №3 С.74-76.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 576 с.
Реферат: Возникновение педагогической профессии, её развитие
Название: Возникновение педагогической профессии, её развитие Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат Добавлен 10:07:39 03 марта 2010 Похожие работы Просмотров: 12437 Комментариев: 15 Оценило: 13 человек Средний балл: 4.5 Оценка: 5 Скачать |