Перья для каллиграфии: виды и обзор лучших

Инструменты для каллиграфии

В этой статье я расскажу вам о разных инструментах для каллиграфии и добавлю видео, в котором используют в действии те инструменты, о которых пойдет ниже речь и о некоторых других.

Важная часть каллиграфии – это письменная утварь (инструменты), которой пишут. Часто бывает так, что именно инструмент диктует характер и стилистику письма. Иногда сложно найти качественную ручку и можно сделать своими руками из подручного материала. Обычно, необходимые вещи продаются в художественных магазинах, но не все. Некоторые можно купить в интернет-магазинах. Вот ссылки на интернет-магазины:

www.kalligraphie.com – большой выбор письменных инструментов

www.jetpens.com – инструменты для письма

www.kallipos.de – разные виды перьев (современные и винтажные), держатели, чернила, тушь.

www.scribblers.co.uk – все для каллиграфии (почти все)

В интернет-магазинах преобладает огромное количество разных видов инструментов. Вообще, сложно выбрать остроконечные перья. Их разное множество и имеют разные характеры письма. Ниже написана небольшая информация по характеристикам перьев, которая поможет новичкам или освежить мысли тем, кто уже знает.

Остроконечные перья

Эти перья хорошо подходят для письма в прописях «с нажимом» или в стиле Copperplate. Их изготавливают из металла или перьев птиц, обычно гусиных. Ими пишут каллиграфию и ими рисуют художники. Кончик пера пишет тонкой линией (в их названиях добавляют: extra fine или EF), а если мягко нажимать на него, то кончик раздваивается и линия становится толще. Гибкие перья подходят для каллиграфии (very high flexibility). Письмо этим пером становится очень изящным. Ниже для примера расположены перья слева направо: Gillott’s 303 extra fine, Eagle E750 extra fine, Leonardt Hiro 700, Brause 66 EF, MRRK Riga 235, Leonardt Hiro 700, Riga 235.

Для письма Copperplate обычно рекомендуют: Gillott 303, Leonardt Principal EF, Hunt 101, Brause 66EF, Brause Rose 76

Остроконечные перья могут быть разными по размеру. На фото выше даны перья небольшого размера. Они идеально подходят для письма по гладкой бумаге. Но еще есть перья большие, длинные, которыми лучше писать по неровной бумаге. Они так же подходят для людей с большой ладонью. На фото внизу представлены эти перья: перо «звездочка», John Mitchell’s 727 EF, John Mitchell’s Selebrated G, Brause 76 Iserlohn (Rose), Brause 361 (Blue Pumpkin).

Ширококонечные перья

Письмо ширококонечным пером – является классическим на западе. Кончик этого пера похож на маленькую лопатку. Их делают и металла, тростника, бамбука, птичьих перьев и даже из дерева. Зачастую от угла поворота пера зависит толщина линии. Так же существуют такие перья для правшей и левшей. Можно писать перьями и с небольшим углом, конечно, но обычно используют с прямым срезом. Подобные перья можно купить в специальных художественных магазинах или в канцелярии, бренд не имеет большого значение, главное – это качество пера и остается только выбрать нужный вам размер. По размеру букв можно определить ширину пера и, обычно, высота буквы составляет 4-5 ширин пера. Значит, для букв высотой 1 см подойдет перо шириной 2 мм.

Плакатные перья

Если вам надо написать буквы большого размера, то вам помогут плакатные перья, которые можно найти в художественных магазинах, а большое количество в интернет-магазинах. Эти перья известны еще со школы. Вряд ли они подойдут для обучения каллиграфии.

Держатели для пера

Держатели для пера, обычно, используются для стиля Copperplate. На данной фотографии внизу запечатлены: обычный прямой держатель и специальный Oblique Penholder. Прямые держатели можно приобрести в любому художественном магазине, а вот скошенные надо искать в интернет-магазинах.

Калам

Это основной инструмент для письма на востоке. Оно сделано из тростника. Люди на востоке относятся очень трудоемко к изготовлению калама, используют разные способы обрезки, очинки и расщепления тростника. Если вы хотите почувствовать то чувство при письме с помощью калама, вы можете приобрести палочку тростника или бамбука и заточить его или ее, как показано на нижней фотографии. (В цветочных магазианх часто используют палочки тростника для оформления букетов из цветов). Для завершения конец калама расщепляют ножом, как перо.

Маркеры для каллиграфии

Бывают специальные и разные маркеры для каллиграфии. Они все отличаются срезом пишущей части. Если вы не можете их найти в обычных магазинах или в интернет-магазинах, то вы можете их сделать вручную. Берем перманентный маркер с плоской пишущей частью или офисный и канцелярским ножом обрезаем эту часть и вуаля, получился инструмент для каллиграфии. Но лучше, конечно, использовать специальные маркеры для этого, тем самым вы улучшите качетсво и удобство письма.

Авторучки для каллиграфии

Авторучки так же используют для письма, для каллиграфии (ширина пера составляет до 2 мм). Самые популярные из них: Lamy Joy, Pelikan ScriptRotring, Manuscript, ArtPen. На фотографии снизу показан Pelikan Script 2 мм и безымянная китайская ручка. Но самая лучшая авторучка для каллиграфии – это Pilot Parallel Pen.

А вот и это видео, которое познакомит вас с тем, как каллиграфические инструменты действуют при письме:

Перья для каллиграфии: виды и обзор лучших

[Tags|каллиграфия, творчество]

Наверное, мало кому из знакомых не известно о моем увлечении каллиграфией. Начала я примерно год назад с двухдневного интенсива, во вводной части которого нам рассказали об основных инструментах, и была возможность их опробовать. А в этой статье я хочу рассказать, чем я пробовала писать за это время, что из этого получилось, и чем пользуюсь сейчас. Сразу признаюсь, что учусь я совсем не по правилам, за исключением недавнего курса по брашпену и пары мастер-классов – своими силами, мало углубляясь в классическое письмо.

Но, в своё оправдание хочу сказать, что у меня и не было задачи освоить каллиграфию во всех стилях и с нуля, скорее – получить удовольствие от процесса, понять логику инструментов, что идет на пользу моим шрифтовым картинкам. Плюс у меня есть приличный дизайнерский опыт и понимание основ типографики, и этого хватает, чтобы получались более-менее симпатичные штуки в свободных модерновых стилях. Ну и мир каллиграфии настолько обширен, что с какой стороны не подступись – все равно копать и копать))

Так что я не могу дать четкую и полную классификацию всех видов письма, могу только поделиться своим небольшим опытом. Для каждого инструмента у меня нет настолько сильных примеров, как мне бы хотелось, поэтому иллюстрирую тем, что есть, зато собственным, за исключением пары фото, где мы писали вместе с zirazulu ))

Для новичков правильным будет такой порядок: самый простой инструмент, прописи (лучше писать понемногу и часто, чем редко, но 5 часов подряд), потом – смотреть работы мастеров и копировать их. Если есть возможность – ходить на мастер-классы, общаться с единомышленниками. Постепенно, при погружении в тему – появляется понимание и собственное направление, свои приемы, начинает складываться индивидуальный стиль.

Базовый инструмент, с которого как раз рекомендуют начинать новичкам – это ширококонечное перо. Им пишут как классические виды письма: минускул, итальянский курсив, готику и т. д., так и свободные современные стили. Из этого многообразия я пробовала только готику и совсем недолго. Для начала попробуйте писать классическими широкими перьями. Лучше – с тушедержателем, это такая пластинка, закрепленная на пере, так туши хватает на более продолжительное время. Тушь у меня самая обыкновенная, Гамма или Кохинор, белила – обычные гуашевые. Начать можно с итальянского курсива или готики, по прописям много информации можно найти, там все достаточно просто, главное – соблюдать наклон пера и разработать руку.

Если после знакомства и упражнений с обычными перьями осталось желание продолжать (или вы можете себе позволить покупать инструменты подороже без точного понимания, будете ли ими пользоваться), то можно потратиться на Pilot Parallel Pen. Это заправляемая автоматическая ручка, главное ее удобство – не нужно постоянно макать перо в тушь, можно носить с собой и тренировать где угодно. У меня 2 размера – 6,0 и 4,8 мм. Есть еще 2 размера поменьше, но ими редко пользуются. Да и для начинающих, чем больше контраст штриха – тем лучше.

Картриджи можно докупать отдельно, а можно перезаправлять обычными чернилами (не тушью, а именно чернилами на водной основе). Я заправляю Гаммой, обычным шприцом без иглы, картридж ставлю в биндер, надеюсь, что по фото все понятно. Плюсы – дешево и не жалко, минусы – чернила плохо отмываются с пальцев)) Еще одно достоинство «параллелек» – возможность писать тонким краем и менять нажим и положение пера при проведении линии. Так можно добавлять интересные декоративные элементы. А при быстром проведении, особенно по фактурной бумаге, такая ручка «проскальзывает», штрихи получаются с очень интересной, рваной фактурой.

Когда буквы начнут получаться более-менее уверенно – можно пробовать для этих же видов письма плоские кисти. Ими писать немного сложнее, они не такие послушные, как перья, более пластичные, но в этом и их прелесть. Слышала, что для каллиграфии есть укороченные плоские перья, но в киевских магазинах не встречала. В качестве инструментов можно приспособить все, на что хватит фантазии – заточенную палочку, склеенные зубочистки, пластиковую карточку, я вот иногда пишу на больших форматах поролоновым спонжем (или что это вообще).

Примеры каллиграфии “параллельками” и плоскими кистями

А вообще мое увлечение каллиграфией началось с остроконечного пера. Там тоже куча видов и школ, более классических (типа cooperplate), декоративных (flourish) и более свободных (French style). То, что я пробовала писать – ближе к последнему скорее всего.

С перьями – вопрос сложный, их продается какое-то нереальное количество в зарубежных инет-магазинах (например, www.scribblers.co.uk или http://kalligraphie.com), а вот в местных магазинах – выбор не радует. Из того, что нашла в городе и пробовала, самыми подходящими для начинающих показались Leonardt 256 (1), не царапает бумагу и не требует виртуозного владения. Еще почти с такими же качествами – HIRO Leonardt №41 (2). Сейчас самое моё любимое перо – Leonardt G (3), очень пластичное, послушное, дает хороший контраст, но немного практики перед его использованием не помешает, наверное.

Еще два интересных пера (но эти уже для продвинутых) в моей скромной коллекции – синее Leonardt 40, дает потрясающий контраст линии, но требует аккуратного обращения. И Leonardt 801, это в основном для коперплейта, без тушедержателя нереально писать) Кстати, о тушедержателях (на фото под перьями – самодельный), их почти невозможно найти в наших магазинах, поэтому часто их вырезают самостоятельно из жести, или обматывают перо тонкой проволокой, что я обычно и делаю.

Примеры работ острым пером:

И, наконец, самые используемые инструменты – брашпены) Первое, чем я пробовала писать – это маркеры, просто потому, что они уже были. Copic Sketch (4) мне показались слишком мягкими, Letraset Tria (3) – уже получше, а вот Faber-Castell Pitt (1,2) – очень нравятся до сих пор, их вполне могу посоветовать для начала, чтобы понять логику инструмента и сделать первые упражнения. Цена у них приемлемая, и есть приятная упругость, чего мне не хватает в других инструментах.

Небольшие лайфхаки от меня – наконечник можно немного выдвинуть, а когда он растрепается – вытащить и перевернуть. Краски в них хватает надолго, у меня закончились некоторые цвета после года нерегулярных зарисовок и полутора месяцев упорных и многочисленных занятий каллиграфией. К тому же фаберы не требую специальной бумаги, в отличие от спиртовых маркеров. Но скрипят, муж жалуется)) Примерно с такими же наконечником, но чуть толще – Marvy Brush (9), тоже достаточно быстро убивается. Из заправляемых пробовала – Platinum Pocket Brush Pen (7), приятный, но и его наконечник изнашивается быстрее, чем ожидала, и чернилами не заправишь, нужно покупать родные картриджи.

Самый распространенный и достаточно удобный вариант ручки-кисти – Pentel Pocket Brush Pen (8). Автоматическая, заправляемая, чернила на водной основе – подходят. Заливаю так же, как и в «параллельки», только лучше с иглой, отверстие маленькое. Хоть и недешевы, но главное их достоинство – наконечник не цельный, а в виде кисточки, из-за этого он не изнашивается, очень пластичен и приятен в работе.

Но больше всего по душе мне все-таки водные кисти, у меня Aquash Pentel Watercolor(5) и Sakura (6). Бывают разных размеров, наконечник – кисть, как у предыдущей ручки, особой разницы в поведении я не заметила, а цена гуманнее, и заправлять нужно реже. В резервуар можно залить воду и писать акварелью, можно – уже разведенную акварель, можно – чернила (я развожу пополам с водой).

Ну и те же приемы можно использовать для письма обычными круглыми кистями, они требуют чуть большей уверенности, но зато ими можно писать на больших форматах. Это очень круто и очень полезно иногда делать, чтобы работа велась от плеча, раскрепостилась рука.

Вообще, по брашпенам у меня есть представления об идеальном инструменте, но пока я в поиске)) Их много на самом деле, есть еще, что попробовать. По видам письма – просто нереальное разнообразие, полный фристайл. У меня пока все примерно одинаковое получается, нет еще той легкости и наработанной «каллиграфической лексики».

А вот по картинке с копиями работ можно увидеть, насколько разные результаты можно получить.

А здесь видно, зачем мне нужен биндер для заправки картриджей чернилами)

И добавлю еще один интересный инструмент, который делается самостоятельно из жести – ColaPen (последнее фото). Название как раз пошло от Кока-Кола, но их жесть мягковата, хорошо подходят крышки от открывающихся консервов. Схему вырезания в инете можно найти, вырезается “лопаточка”, сворачивается пополам. Инструмент очень любопытный, не всегда предсказуемый, дает классные эффекты. В зависимости от положения линия получаются толще или тоньше, появляются специфичные рваные края, неровности, брызги и затеки. Я недавно его попробовала сделать, очень нравится, хорошо помогает в борьбе с перфекционизмом))

Пару слов о бумаге: прописи пишу на обычной офисной бумаге, вниз кладу разлинованный лист, это позволяет не размечать все каждый раз, и не печатать линейки. Кохиноровская тушь (я чаще всего пишу голубой) приятно ложится на обычный ватман. Интересные эффекты получаются на дизайнерском фактурном картоне или бумаге для пастели, особенно если по цветному писать белой гуашью (пробовала и острым пером, и плоской кистью). То же самое актуально и для крафта.

Для занятий брашпенами купила 50 листов упаковочной бумаги, продается в строительных магазинах типа Эпицентра, стоит недорого, использовать не жалко, и большой формат всегда под рукой, если нужно. Очень пригодится и калька, можно писать и острым пером, особенно белилами мне нравится, и брашпенами, приятно скользят. Еще калька незаменима, при доведении надписи до окончательного варианта, ее накладывают на первоначальную надпись, делают исправления, и так можно несколько раз, очень удобно. Из моих личных предпочтений – очень нравится, как пишут браши по мелованной бумаге, этим добром можно разжиться в копи-центрах.

Вот вроде бы и все, чем я пользуюсь. Занятие это для усидчивых и увлеченных людей, в общем-то за счет увлеченности и получается столько упражняться)) Если получается криво – не расстраивайтесь, это нормально, все прописи идут в копилку опыта, моторика оттачивается, в какой-то момент «перещелкивает» и линии начинают получаться ровными, а еще через пару пачек бумаги вы начнете понимать, куда эти линии можно вести))

Поначалу все нужно делать медленно и плавно, не обманывайтесь легкостью и беглостью движений профессионалов, так круто и быстро получится чуть позже, с годами практики)) Возникает, конечно, противное чувство, что необъятное не объять, но определенных успехов все же можно добиться, тут от ваших целей зависит. Обычно насмотрюсь работ на Пинтересте, Бихенсе и других тематических сайтах, а потом утешаю себя тем, что эти люди занимаются только каллиграфией долгие годы))

Буду рада, если мой опыт будет интересным или полезным!

Выбираем держатель для каллиграфии

Если вы новичок в каллиграфии – вам точно будет непросто самостоятельно разобраться в огромном количестве инструментов и материалов. Сегодня предлагаю поговорить об одном из самых важных инструментов каллиграфа – держателе для пера. Для обзора я выбрала три популярных бюджетных модели среди начинающих каллиграфов – прямой держатель для перьев, наклонный держатель с пластиковым фланцем Speed Oblique и классический держатель с металлическим фланцем. Постараюсь помочь вам не ошибиться в выборе.

Для начала нужно заметить, что все держатели по своему устройству можно разделить на два вида – прямой и наклонный (косой) держатель. Они имеют принципиальные отличия.

1. ПРЯМОЙ ДЕРЖАТЕЛЬ

Когда я только начинала заниматься каллиграфией, я не имела ни малейшего представления о том, какие инструменты лучше использовать. В местном художественном магазине для занятий каллиграфией предлагался только один вариант – прямой держатель, который я не раздумывая купила.

Плюсы этого держателя:
1. Подходит почти для любого пера.
2. Очень доступный, можно купить в любом художественном магазине.

Минусы:
1. Главный минус, из-за которого я не рекомендую этот держатель для начинающих, это его неудобство в использовании.

Чтобы писать таким держателем, вам нужно будет постоянно держать руку во время письма под неестественным углом. И вот почему: при письме перо должно быть перпендикулярно наклонной линии, обычно наклон составляет 50-60 градусов. На фото в сравнении видно, как будет лежать ваша рука при работе с прямым держателем в сравнении с наклонным. Это приведет к тому, что рука будет уставать быстрее, удерживать одинаковый наклон постоянно будет очень сложно. Кроме того, если вы впервые начали упражняться с пером, вам будет трудно понять, как правильно формируется штрих, а следом и буква. Что уж говорить о контроле пера, из-за перечисленных факторов он очень усложнится.

Вывод: Если вы всерьез настроены на качественный результат – рекомендую заморочиться и приобрести наклонный держатель. Когда я, попробовав позаниматься с прямым держателем, перешла на наклонный, я была в восторге, как легко стало писать, а результат сразу улучшился в несколько раз. Прямой держатель может отлично подойти, если вы левша (тогда это для вас лучший вариант). А так же для скетчей и каллиграфических орнаментов (рисования птичек, завитков и т.п.)

2. КОСОЙ ДЕРЖАТЕЛЬ С ПЛАСТИКОВЫМ ФЛАНЦЕМ

Фланец – это основная деталь, которая отличает прямой держатель от косого. Фланцем называется пластиковая или металлическая деталь слева от держателя, куда вставляется перо и которая создает необходимый наклон при письме.
Если вы до этого писали прямым держателем, то, после перехода к косому держателю, Вы почувствуете, что ваша рука пишет сама:) (настолько он проще в использовании). Но, поначалу, может быть трудно перестроиться, ведь, если вы использовали ранее прямой держатель, то рука уже, скорее всего, привыкла к определенному положению при письме. Именно поэтому я рекомендую начинать с косого держателя, чтобы сразу приучить себя к правильному положению руки и бумажного листа.

Плюсы этого держателя:
1. Это самый бюджетный косой держатель.
2. Так же, как и прямой держатель, может использоваться практически со всеми видами перьев (но есть нюанс, о котором поговорим дальше)

Минусы:
1. Данный держатель не дает полного контроля над пером из-за особенностей устройства фланца.

И связано это вот с чем. Для того, чтобы максимально контролировать перо при письме, кончик пера при установке в держатель должен находится визуально на оси держателя, как на фото. Так вот, если мы возьмем любимое перо всех новичков Nikko G, в этом держателе установить его правильно не получится:


А подходящие перья для этой модели держателя – Gillot 404, 303 и 170 – не совсем подходят для новичков. Является ли это большой проблемой? Это вопрос спорный. Если я начну использовать держатель с пером, установленным неправильно (выходящим за ось), мне будет сложно, так как контроль пера снизится. Но, по моему опыту, для новичков это не будет являться такой большой проблемой, ведь этот момент не является ключевым. Так, за рубежом этот держатель вместе с пером Nikko G повсеместно используется на мастер-классах.

Вывод: Я могу сказать, что данный держатель можно покупать новичкам. Он однозначно лучше для старта, чем прямой держатель. Если вы только заинтересовались каллиграфией и хотите попробовать себя, при этом без больших затрат, это лучший вариант. Плюс, после этого держателя не сложно будет перейти к работе с держателями с металлическим фланцем.

3. КОСОЙ ДЕРЖАТЕЛЬ С МЕТАЛЛИЧЕСКИМ ФЛАНЦЕМ

Именно таким был мой второй держатель после прямого держателя. Они бывают из пластика, дерева или камня, разных форм и размеров. Некоторые даже изготавливают на заказ специально под параметры вашей руки. Самый бюджетный вариант – из пластика, отлично подойдет для начинающих и не только.

Плюсы:
1. Этот держатель полностью совместим с пером Nikko G.
2. Правильная установка пера в держатель дает полный контроль при письме.
3. Есть возможность регулировать угол наклона пера относительно бумаги.

Минусы:
1. Один держатель подходит к одному типу перьев. Т.е. если вы сначала будете использовать в нем большое перо Nikko G, то через время перо меньшего размера (Gillot 303, Hunt 101 и т.п.) использовать с ним уже не получится, перо не будет держаться. Выход: приобрести второй держатель или сменный фланец для маленьких перьев.
2. Такой держатель дороже предыдущих вариантов.

Таким образом, я однозначно рекомендую начинать заниматься каллиграфией с наклонного (косого) держателя. Я использовала оба варианта, и могу сказать, что точно не вернусь к прямому держателю. Выбор модели же остается за вами. Как видите, все они имеют плюсы и минусы. Ориентируясь на свои цели и бюджет, я уверена, вы сможете подобрать подходящий вариант. Надеюсь, что смогла хоть немного помочь вам в этом!

Инструменты для каллиграфии

Инструменты для письма – важная часть каллиграфии. Зачастую инструмент диктует стиль письма и характер надписи. И это всегда интересная тема для обсуждения. С одной стороны, писать можно практически всем что есть под рукой, с другой стороны, не все инструменты для письма легко найти в продаже. Что-то можно найти в магазинах для художников, но обычно выручают интернет-магазины и ebay. А кое-что можно купить прямо здесь, на сайте shop.calligraphy.com.ua

Ручка Pilot Parallel Pen

Ручка совмещает в себе удобство чернильной авторучки и настоящее широкое перо. Для новичков это самый лучший инструмент. Обзор этой ручки и ее конструкцию можно посмотреть в блоге у Антона Мизинова здесь.

Это старый дизайн упаковки, сейчас упаковка выглядит по-другому, но ее состав не изменился. В набор входят: ручка, два картриджа с чернилами (черный и красный) и приспособление для чистки ручки (конвертор), которое можно использовать как многоразовый картридж. Продаются ручки с размером пера 1.5, 2.4, 3.8, 6.0 мм. Картриджи нестандартные, но обычно их заправляют чернилом с помощью шприца. В умелых руках, пишут эти ручки примерно так:

Остроконечные перья

Такие перья используются для письма в стиле Copperplate или прописей «с нажимом». При нажиме, усики пера расходятся и линия приобретает красивое утолщение. В каллиграфии обычно применяются очень гибкие перья (very high flexibility), которые без нажима дают очень тонкую линию (их название обычно содержит extra fine или EF). На фото слева направо: Gillott’s 303, Eagle E750 extra fine, Leonardt Hiro 700, Brause 66 EF, MRRK Riga 235. Из них, перо Leonardt Hiro 700 иногда продается в магазинах для художников, а перо Riga 235 – из старых запасов советских времен.

Остроконечние перья бывают разных размеров. На верхнем фото перья небольшого размера, для письма по гладкой бумаге. Но есть еще и более длинные перья, которыми удобнее писать буквы бОльшего размера. Зачастую такие перья легче переносят шероховатость бумаги. На фото внизу: перо «звездочка», John Mitchell’s 727 EF, John Mitchell’s Selebrated G, Brause 76 Rose, Brause 361 Steno.

Ширококонечные перья

Классическая западная каллиграфия – это письмо ширококонечным пером. При письме широким пером, толщина линии зависит от угла поворота инструмента. Обычно используются перья с прямым срезом, хотя можно писать и перьями у которых срез идет под небольшим углом. Такие перья продаются в магазинах для художников, фирма-производитель не имеет такого уж большого значения, нужно только решить какой размер пера вам нужнен. Ширина пера связана с размером букв, и обычно высота буквы составляет 4-5 ширин пера. То есть, для букв высотой около 1 см подойдет перо шириной 2 мм.

Плакатные перья

Если нужно написать буквы большого размера, можно использовать плакатные перья, занакомые еще со школы. Хотя вряд ли их можно рекомендовать для обучения красивому письму. Но для каллиграфических экспериментов они вполне подходят.

Держатели для пера

На фото внизу обычный прямой держатель для пера и специальный Oblique Penholder, который применяется для письма стилем Copperplate. Прямые держатели продаются везде, а скошенный нужно искать в интернет-магазинах.

Калам

Это тростниковое перо – основной инструмент письма в восточной каллиграфии. На Востоке очень серьезно относятся к изготовлению калама, есть разные способы обрезки, очинки и расщепления тростника. Но чтобы просто попробовать что это такое, можно купить в магазине палочку бамбука или тростника и заточить ее как на фото внизу. (Палочки тростника часто используются для оформления цветочных букетов.) Конец калама расщепляется ножом, подобно перу.

Маркеры для каллиграфии

Для каллиграфии существуют специальные маркеры. Главное их отличие офисных – прямой срез пишущей части. Так они имитируют письмо плоским пером. Еще для каллиграфии хорошо подходят маркеры для граффити (Molotow, On the Run, …), единственное условие – прямая плоская пишущая часть.

Авторучки для каллиграфии

Есть специальные авторучки для каллиграфии – ручки с широким пером (ширина пера может быть до 2 мм). Самые известные из них: Rotring ArtPen, Lamy Joy, Pelikan Script, Manuscript. Обзоры некоторых из них есть в блоге Антона Мизинова. На фото внизу Pelikan Script 2 мм и безымянная китайская ручка. Их главный недостаток – из-за ограничений конструкции вы вряд-ли найдете перо шире 2-х мм.

BrushPen (Брашпен)

Brushpen – симбиоз кисточки и чернильной авторучки, очень популярен в Японии. Под этим названием продается разные инструменты — одни больше похожи на мягкие фломастеры с пишущим наконечником в форме кисти, другие это настоящая остроконечная кисточка (обычно из синтетики). Фломастеры дают не очень большой диапазон ширины штриха, но писать ими гораздо легче. Брашпены с кистью позволяют сильно варьировать ширину линии, но требуют определенной сноровки так как контролировать такую линию намного сложнее.

Share this:

Контактная информация

В блоге публикуются новости и материалы связанные с западной каллиграфией. Приоритетные темы — все, что может быть полезно новичкам, обучающие материалы и персональный опыт профессиональных каллиграфов. Если у вас есть вопросы, замечания, предложения, или вы хотите поделиться с аудиторией своей информацией, пишите на [email protected]

Обзор 15 основных инструментов для создания каллиграфии

Обзор популярных инструментов, применяемых в каллиграфии, от пользователя LiveJournal — barbariskina.

Статья полезна не только тем, кто собирается освоить каллиграфию, многие инструменты также применимы и в леттеринге.

Наверное, мало кому из знакомых не известно о моем увлечении каллиграфией. Начала я примерно год назад с двухдневного интенсива, во вводной части которого нам рассказали об основных инструментах, и была возможность их опробовать.

А в этой статье я хочу рассказать, чем я пробовала писать за это время, что из этого получилось, и чем пользуюсь сейчас. Сразу признаюсь, что учусь я совсем не по правилам, за исключением недавнего курса по брашпену и пары мастер-классов — своими силами, мало углубляясь в классическое письмо.

Но, в своё оправдание хочу сказать, что у меня и не было задачи освоить каллиграфию во всех стилях и с нуля, скорее — получить удовольствие от процесса, понять логику инструментов, что идет на пользу моим шрифтовым картинкам. Плюс у меня есть приличный дизайнерский опыт и понимание основ типографики, и этого хватает, чтобы получались более-менее симпатичные штуки в свободных модерновых стилях.

Ну и мир каллиграфии настолько обширен, что с какой стороны не подступись — все равно копать и копать))

Так что я не могу дать четкую и полную классификацию всех видов письма, могу только поделиться своим небольшим опытом. Для каждого инструмента у меня нет настолько сильных примеров, как мне бы хотелось, поэтому иллюстрирую тем, что есть, зато собственным, за исключением пары фото, где мы писали вместе с zirazulu))

Инструменты новичкам

Для новичков правильным будет такой порядок: самый простой инструмент, прописи (лучше писать понемногу и часто, чем редко, но 5 часов подряд), потом — смотреть работы мастеров и копировать их. Если есть возможность — ходить на мастер-классы, общаться с единомышленниками. Постепенно, при погружении в тему, появляется понимание и собственное направление, свои приемы, начинает складываться индивидуальный стиль.

Базовый инструмент, с которого как раз рекомендуют начинать новичкам — это ширококонечное перо. Им пишут как классические виды письма: минускул, итальянский курсив, готику и т. д., так и свободные современные стили. Из этого многообразия я пробовала только готику и совсем недолго.

Для начала попробуйте писать классическими широкими перьями. Лучше — с тушедержателем, это такая пластинка, закрепленная на пере, так туши хватает на более продолжительное время. Тушь у меня самая обыкновенная, Гамма или Кохинор, белила — обычные гуашевые. Начать можно с итальянского курсива или готики, по прописям много информации можно найти, там все достаточно просто, главное — соблюдать наклон пера и разработать руку.

Если после знакомства и упражнений с обычными перьями осталось желание продолжать (или вы можете себе позволить покупать инструменты подороже без точного понимания, будете ли ими пользоваться), то можно потратиться на Pilot Parallel Pen. Это заправляемая автоматическая ручка, главное ее удобство — не нужно постоянно макать перо в тушь, можно носить с собой и тренировать где угодно. У меня 2 размера — 6,0 и 4,8 мм. Есть еще 2 размера поменьше, но ими редко пользуются. Да и для начинающих, чем больше контраст штриха — тем лучше.

Картриджи можно докупать отдельно, а можно перезаправлять обычными чернилами (не тушью, а именно чернилами на водной основе). Я заправляю Гаммой, обычным шприцом без иглы, картридж ставлю в биндер, надеюсь, что по фото все понятно. Плюсы — дешево и не жалко, минусы — чернила плохо отмываются с пальцев)) Еще одно достоинство «параллелек» – возможность писать тонким краем и менять нажим и положение пера при проведении линии. Так можно добавлять интересные декоративные элементы. А при быстром проведении, особенно по фактурной бумаге, такая ручка «проскальзывает», штрихи получаются с очень интересной, рваной фактурой.

Кисти для каллиграфии

Когда буквы начнут получаться более-менее уверенно — можно пробовать для этих же видов письма плоские кисти. Ими писать немного сложнее, они не такие послушные, как перья, более пластичные, но в этом и их прелесть. Слышала, что для каллиграфии есть укороченные плоские перья, но в киевских магазинах не встречала. В качестве инструментов можно приспособить все, на что хватит фантазии — заточенную палочку, склеенные зубочистки, пластиковую карточку, я вот иногда пишу на больших форматах поролоновым спонжем (или что это вообще).

Примеры каллиграфии «параллельками» и плоскими кистями

А вообще мое увлечение каллиграфией началось с остроконечного пера. Там тоже куча видов и школ, более классических (типа cooperplate), декоративных (flourish) и более свободных (French style). То, что я пробовала писать — ближе к последнему скорее всего.

С перьями — вопрос сложный, их продается какое-то нереальное количество в зарубежных инет-магазинах (например, www.scribblers.co.uk или http://kalligraphie.com), а вот в местных магазинах — выбор не радует. Из того, что нашла в городе и пробовала, самыми подходящими для начинающих показались Leonardt 256 (1), не царапает бумагу и не требует виртуозного владения. Еще почти с такими же качествами — HIRO Leonardt №41 (2). Сейчас самое моё любимое перо – Leonardt G (3), очень пластичное, послушное, дает хороший контраст, но немного практики перед его использованием не помешает, наверное.

Еще два интересных пера (но эти уже для продвинутых) в моей скромной коллекции — синее Leonardt 40, дает потрясающий контраст линии, но требует аккуратного обращения. И Leonardt 801, это в основном для коперплейта, без тушедержателя нереально писать) Кстати, о тушедержателях (на фото под перьями – самодельный), их почти невозможно найти в наших магазинах, поэтому часто их вырезают самостоятельно из жести, или обматывают перо тонкой проволокой, что я обычно и делаю.

Примеры работ острым пером:

Брашпены

И, наконец, самые используемые инструменты — брашпены) Первое, чем я пробовала писать — это маркеры, просто потому, что они уже были. Copic Sketch (4) мне показались слишком мягкими, Letraset Tria (3) — уже получше, а вот Faber-Castell Pitt (1,2) — очень нравятся до сих пор, их вполне могу посоветовать для начала, чтобы понять логику инструмента и сделать первые упражнения. Цена у них приемлемая, и есть приятная упругость, чего мне не хватает в других инструментах.

Небольшие лайфхаки от меня — наконечник можно немного выдвинуть, а когда он растрепается — вытащить и перевернуть. Краски в них хватает надолго, у меня закончились некоторые цвета после года нерегулярных зарисовок и полутора месяцев упорных и многочисленных занятий каллиграфией. К тому же фаберы не требую специальной бумаги, в отличие от спиртовых маркеров. Но скрипят, муж жалуется))

Примерно с такими же наконечником, но чуть толще — Marvy Brush (9), тоже достаточно быстро убивается. Из заправляемых пробовала — Platinum Pocket Brush Pen (7), приятный, но и его наконечник изнашивается быстрее, чем ожидала, и чернилами не заправишь, нужно покупать родные картриджи.

Самый распространенный и достаточно удобный вариант ручки-кисти — Pentel Pocket Brush Pen (8). Автоматическая, заправляемая, чернила на водной основе — подходят. Заливаю так же, как и в «параллельки», только лучше с иглой, отверстие маленькое. Хоть и недешевы, но главное их достоинство — наконечник не цельный, а в виде кисточки, из-за этого он не изнашивается, очень пластичен и приятен в работе.

Но больше всего по душе мне все-таки водные кисти, у меня Aquash Pentel Watercolor(5) и Sakura (6). Бывают разных размеров, наконечник — кисть, как у предыдущей ручки, особой разницы в поведении я не заметила, а цена гуманнее, и заправлять нужно реже. В резервуар можно залить воду и писать акварелью, можно — уже разведенную акварель, можно — чернила (я развожу пополам с водой).

Ну и те же приемы можно использовать для письма обычными круглыми кистями, они требуют чуть большей уверенности, но зато ими можно писать на больших форматах. Это очень круто и очень полезно иногда делать, чтобы работа велась от плеча, раскрепостилась рука.

Вообще, по брашпенам у меня есть представления об идеальном инструменте, но пока я в поиске)) Их много на самом деле, есть еще, что попробовать. По видам письма — просто нереальное разнообразие, полный фристайл. У меня пока все примерно одинаковое получается, нет еще той легкости и наработанной «каллиграфической лексики».

А вот по картинке с копиями работ можно увидеть, насколько разные результаты можно получить.

А здесь видно, зачем мне нужен биндер для заправки картриджей чернилами)

Самодельный ColaPen

И добавлю еще один интересный инструмент, который делается самостоятельно из жести — ColaPen (последнее фото). Название как раз пошло от Кока-Кола, но их жесть мягковата, хорошо подходят крышки от открывающихся консервов. Схему вырезания в инете можно найти, вырезается “лопаточка”, сворачивается пополам. Инструмент очень любопытный, не всегда предсказуемый, дает классные эффекты. В зависимости от положения линия получаются толще или тоньше, появляются специфичные рваные края, неровности, брызги и затеки. Я недавно его попробовала сделать, очень нравится, хорошо помогает в борьбе с перфекционизмом))

Пару слов о бумаге: прописи пишу на обычной офисной бумаге, вниз кладу разлинованный лист, это позволяет не размечать все каждый раз, и не печатать линейки. Кохиноровская тушь (я чаще всего пишу голубой) приятно ложится на обычный ватман. Интересные эффекты получаются на дизайнерском фактурном картоне или бумаге для пастели, особенно если по цветному писать белой гуашью (пробовала и острым пером, и плоской кистью). То же самое актуально и для крафта.

Для занятий брашпенами купила 50 листов упаковочной бумаги, продается в строительных магазинах типа Эпицентра, стоит недорого, использовать не жалко, и большой формат всегда под рукой, если нужно. Очень пригодится и калька, можно писать и острым пером, особенно белилами мне нравится, и брашпенами, приятно скользят. Еще калька незаменима, при доведении надписи до окончательного варианта, ее накладывают на первоначальную надпись, делают исправления, и так можно несколько раз, очень удобно. Из моих личных предпочтений — очень нравится, как пишут браши по мелованной бумаге, этим добром можно разжиться в копи-центрах.

Вот вроде бы и все, чем я пользуюсь. Занятие это для усидчивых и увлеченных людей, в общем-то за счет увлеченности и получается столько упражняться)) Если получается криво — не расстраивайтесь, это нормально, все прописи идут в копилку опыта, моторика оттачивается, в какой-то момент «перещелкивает» и линии начинают получаться ровными, а еще через пару пачек бумаги вы начнете понимать, куда эти линии можно вести))

Поначалу все нужно делать медленно и плавно, не обманывайтесь легкостью и беглостью движений профессионалов, так круто и быстро получится чуть позже, с годами практики)) Возникает, конечно, противное чувство, что необъятное не объять, но определенных успехов все же можно добиться, тут от ваших целей зависит. Обычно насмотрюсь работ на Пинтересте, Бихенсе и других тематических сайтах, а потом утешаю себя тем, что эти люди занимаются только каллиграфией долгие годы))

Буду рада, если мой опыт будет интересным или полезным!

Ширококонечные инструменты в каллиграфии

Инструменты и материалы для письма — важная часть каллиграфии. От выбора инструмента зависит то, каким характером и свойствами будут обладать ваши буквы на письме. Так как писать можно практически всем, что лежит у вас под рукой, выбор инструментов очень велик. В этой статье мы подробно расскажем вам, какие ширококонечные инструменты можно использовать в каллиграфии, а также поможем разобраться, в чем их отличия друг от друга.

Прежде всего, стоит отметить, что все каллиграфические инструменты можно разделить на две большие группы: ширококонечные и остроконечные. Таким образом, характер каллиграфической линии будет зависеть от определенного угла наклона и направления движения ширококонечного инструмента или от нажима остроконечного инструмента. В рамках данной статьи остановимся более подробно на первом типе.

Ширококонечные металлические перья

Классическая западно-европейская каллиграфия — это письмо ширококонечным пером. Лучше всего начинать обучение с ширококонечными металлическими перьями. Сегодня очень популярны металлические перья фирм Brause, William Mitchell, Speedball и Manuscript, и все они различаются между собой по форме (шириной и срезом пишущей части, наличием/отсутствием тушедержателя, мягкостью/жесткостью) и назначению.

Существует три типа среза пишущей части пера: правосторонний срез, который подходит для правшей, левосторонний и прямой срез. Для левшей необходимо специальное перо с левосторонним срезом либо перо рондо с прямым срезом. Перо, с правосторонним срезом будет крайне неудобно для левши. У фирм Speedball, Brause и William Mitchell существуют комплекты перьев с левосторонним срезом, предназначенные специально для левшей.

Металлические перья Leonardt Hiro Tape фирмы Manuscript Pen Company Ltd (Великобритания) более мягкие и идеально подходят для занятий и упражнений для начинающих каллиграфов. Такие перья имеют только правосторонний срез.

Ширококонечные перья Speedball (США) очень мягкие и в отличии от других перьев имеют два «расщепа» (кроме пера самого маленького размера С-6), обеспечивающие лучшее стекание туши. Такие перья прекрасно подходят для росчерков, а также для Итальянского курсива, Готических шрифтов и Унциала.

Ширококонечные металлические перья различаются между собой также шириной своей пишущей части. Более подробно об их размерах (в миллиметрах) можно узнать в нашей статье о размерах ширококонечных инструментов.

Из-за сильного расхода туши к ширококонечным перьям (сверху или снизу, в зависимости от фирмы) крепится специальный резервуар для туши — тушедержатель. Это позволяет писать несколько слов не возобновляя запас туши, что существенно увеличивает скорость письма. Металлические перья Brause, Leonardt Hiro Tape и Speedball имеют верхний тушедержатель, перья William Mitchell имеют нижний тушедержатель (к сожалению, часто в наших магазинах такие перья продаются без тушедержателей, их можно заказать отдельно или сделать самостоятельно).

Обратите внимание, что тушедержатели перьев Leonardt Hiro Tape легко снимаются и двигаются по перу. Чем ближе кончик тушедержателя находится к срезу (к пишущей части), тем легче тушь стекает с пера, и наоборот, чем дальше вы его отодвинете от кончика пера, тем слабее будет стекать тушь. Такие тушедержатели зачастую уплывают в раковину, когда их моют вместе с пером, поэтому мы рекомендуем снимать, мыть и сушить их отдельно. Тушедержатель у перьев Brause, напротив, плотно закреплен пазами и его очень сложно снять.

Заправлять ширококонечное перо лучше всего небольшой кисточкой под тушедержатель, смачивая также тушью внутреннюю часть пера у его среза. Мастера каллиграфии рекомендуют не макать такие перья в тушь, а пользоваться кисточкой, так как иначе буквы на письме будут получаться грубые и затекать.

Существуют два типа держателей для пера — прямые и косые. Для письма ширококонечным пером подходят прямые держатели. Для того, чтобы начать писать, выбранное вами металлическое перо необходимо вставить в держатель: к ободку циллиндрического гнезда, а не в его центр (вставить нужно под ободок). Перо следует вставить до упора, чтобы оно было сильно закреплено и не болталось во время письма.

Ссылка на основную публикацию