Драгоценные камни: классификация, добыча и виды огранки

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ
классификация и характеристика

Драгоценный камень – это редкое природное минеральное образование, обладающее необычной красотой и высокой прочностью. Самым важным атрибутом драгоценного камня является его красота: привлекательный цвет, блеск, “игра”, редкие оптические эффекты (например, эффект смены цвета у александрита). Другими важными атрибутами являются достаточно высокие прочность и твердость, которые они сохраняют в течение длительного времени.

Многие виды драгоценных камней производятся искусственным путем (синтетические камни стоят намного дешевле натуральных). В 1902 году французский химик М. А. Вернейль впервые получил и начал поставлять на мировой рынок синтетические рубины, а чуть позже синтетические сапфиры и синтетическую шпинель.

Изучением драгоценных камней как минералов и поисками способов их точного распознавания от синтетических подделок занимается раздел минералогии, называемый геммология.

Общепринятого определения понятия “драгоценный камень” сегодня не существует. В общем смысле к категории драгоценных камней относят только те природные камни, которые удовлетворяют трём основным критериям: красоте, редкости и долговечности.

В законе РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» дан перечень названий драгоценных камней: природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.

Полудрагоценные камни – название устаревшего термина, который не рекомендуется геммологами к употреблению (но до сих пор активно применяется в российской торговле и встречается в юридических документах). В наши дни применение этого термина считается не корректным, поскольку приставка «полу-» дискредитирует камень в глазах потребителя, намекая на некоторую неполноценность ювелирных свойств камня и якобы его дешевизну.

Россия – страна, задающая тон на рынке драгоценных камней. На ее территории добывают драгоценные камни в месторождениях, расположенных на Урале и в Сибири. На данный момент науке известно около 4000 минералов (минерал – неорганический элемент с выраженной кристаллической структурой). При этом до сих пор нет четкой классификации драгоценных камней.

Свойства драгоценных камней можно свести к следующему:
– редкость;
– твердость;
– прозрачность;
– красота окраски и особенный блеск – игра цвета.

Редкость. Различные разновидности драгоценных камней могут стоить дорого из-за того, что их очень сложно найти и добыть в природе. Многие камни теряли свой статус драгоценных после открытия новых богатых месторождений. Истощение запасов тоже оказывает свое влияние, в этом случае минерал повышается в цене.

Твердость. Долговечность камня зависит от его прочности. На прочность (износостойкость) влияет твёрдость, хрупкость, спайность и другие свойства камня.

Красота. Учитывается не только первозданный внешний вид самоцвета, но и то, как он будет выглядеть после обработки. К этому признаку относится несколько параметров: цвет, прозрачность, рисунок, степень преломления света, блеск, оптические эффекты и способность к полировке.

Традиционность применения. Один из основных факторов оценки камней. Традиционно натуральные материалы ценятся выше имитаций, хотя порой и уступают им в красоте и износостойкости. Но тягу обладать настоящей, а не поддельной драгоценностью искоренить невозможно.

Компактность. Драгоценные камни во все времена были мерилом стоимости. Во времена войн и природных катастроф именно драгоценные камни, благодаря высокой цене и компактности, позволяли с легкостью перемещать капитал.

Исходя из этих критериев, лишь около 100 из всех минералов обрабатываются в драгоценные камни. А широкое применение в ювелирном деле приобрели и вовсе порядка двадцати.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

В настоящее время широко известно несколько классификаций драгоценных камней, составленных различными учёными в разное время. В основе большинства этих классификаций лежат принципы распределения камней по их стоимости и назначению. Наиболее известными из них являются:
– классификация К. Клюге;
– классификация Г. Гюриха;
– классификация М. Бауэра – А.Е. Ферсмана;
– классификация В.И. Соболевского;
– классификация Е.Я. Киевленко;
– промышленная классификация естественных ювелирных и поделочных камней ВНИИювелирпрома.

В 1860 году немецкий учёный К. Клюге создал одну из первых научно обоснованных классификаций драгоценных и полудрагоценных камней.

В 1896 году немецкий минералог М. Бауэр предложил новую классификацию видов драгоценных камней.

В 1902 году немецкий профессор минералогии Г. Гюрих представил свою классификацию драгоценных камней, похожую на классификацию К. Клюге. Ученый разделял все драгоценные камни по ценности на пять классов. Самые дорогие драгоценные камни начинали этот список.

Позднее классификация М. Бауэра была дополнена А.Е. Ферсманом. Эта классификация Бауэра-Ферсмана и стала длительное время очень популярной среди минералогов. Ювелирные и поделочные камни подразделены в ней на три группы:
Первая группа (категория) – драгоценные камни (самоцветы);
Вторая группа – поделочные (цветные камни);
Третья группа – драгоценные камни органогенные.

Со временем практическая ценность многих драгоценных камней существенно изменилась, в связи с чем классификация Бауэра-Ферсмана устарела. В 1972 году В.И. Соболевский усовершенствовал классификацию Бауэра-Ферсмана. Он разделил драгоценные камни на две группы, каждая из которых состояла из нескольких классов.

Классификация В.И. Соболевского

Группа А. Драгоценные камни (самоцветы).
I класс: алмаз, изумруд, александрит, хризоберилл, эвклаз, благородная шлинель и особо редкие разновидности корунда: рубин, сапфир, падпараджа (оранжевый сапфир).
II класс: топаз, разновидности берилла (аквамарин, воробьевит, гелиодор), турмалин розовый и темно-красный (сибирит), фенакит, аметист, циркон (оранжевый гиацинт, зеленый и др.), благородный опал.
III класс: бирюза, горный хрусталь (бесцветный и дымчатый раухтопаз), хризопраз, сердолик, агаты с красивым рисунком, кровавик, янтарь, гагат и др.

Группа Б. Цветные камни
I класс: малахит, родонит, нефрит, лазурит, амазонит, лабрадор, авантюрин, халцедон, письменный гранит и др.
II класс: офиокальцит, агальматолит, мраморный оникс, флюорит, селенит, яшма, морская пенка и др.

С развитием ювелирной и камнерезной промышленности в СССР в 1970-1980 гг. стало необходимым создать промышленную классификацию ювелирных и поделочных камней, пригодную для практической работы этой новой отрасли. Всесоюзным научно-исследовательским институтом ювелирной промышленности (ВНИИювелирпром) в лице А.И. Цюрупы была создана такая классификация. В ней все ювелирные и поделочные камни разделены на три типа: ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные, которые, в свою очередь, по прозрачности, твердости и другим свойствам подразделяются на подтипы и группы.

Классификация Е.Я. Киевленко

В настоящее время наибольшую популярность среди специалистов приобрела классификация драгоценных камней Е.Я. Киевленко, которую он предложил в 1973 году. В этой классификации учтена рыночная стоимость камней и их назначение. Киевленко выделил три основных группы камней: ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные камни. Первая группа состоит из четырёх порядков, вторая – из двух.

Группа I. Ювелирные (драгоценные) камни.
1 порядок: Алмаз, рубин, изумруд, синий сапфир.
2 порядок: Александрит, благородный жадеит, оранжевый, фиолетовый и зеленый сапфир, благородный черный опал.
3 порядок: Демантоид, благородная шпинель, благородный белый и огненный опал, аквамарин, топаз, родолит, лунный камень (адуляр), красный турмалин.
4 порядок: Синий, зеленый, розовый и полихромный турмалин, благородный сподумен (кунцит, гидденит), циркон, желтый, зеленый, золотистый и розовый берилл, бирюза, хризолит, аметист, хризопраз, пироп, альмандин, цитрин.

Группа II. Ювелирно-поделочные камни.
1 порядок: Раухтопаз, гематит-кровавик, янтарь-сукцинит, горный хрусталь, жадеит, нефрит, лазурит, малахит, авантюрин.
2 порядок: Агат, цветной халцедон, кахолонг, амазонит; родонит, гелиотроп, розовый кварц, иризирующий обсидиан, обыкновенный опал, лабрадор, беломорит и др. непрозрачные иризирующие шпаты.

Группа III. Поделочные камни.
Яшмы, письменный гранит, окаменелое дерево, мраморный оникс, лиственит, обсидиан, гагат, джеспилит, селенит, флюорит, авантюриновый кварцит, агальматолит, рисунчатый кремень, цветной мрамор.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Алмаз – это самый твердый из всех известных минералов. Он настолько износоустойчив, что считается вечным. Свое имя камень получил от арабского слова «несокрушимый», поскольку славится высокой прочностью и твердостью. Другой вариант происхождения названия – греческое «адамас» – «неодолимый». Состоит данный камень из чистого углерода. Его природное образование происходит в недрах земли, под воздействием высокой температуры и давления. Ювелиры в зависимости от чистоты, ценности и размеров различают порядка 1000 сортов алмазов.

Алмаз отличается исключительной химической устойчивостью: он не растворяется ни в одной из сильных кислот, даже нагретых до кипения, а также и в их смесях, не действуют на него и фтористоводородная (плавиковая) кислота и едкие щелочи. Единственное вещество, с которым реагирует алмаз, это расплавленная селитра, в ней он растворяется. При накаливании на воздухе алмаз сгорает при 850 – 1000 °С.

Алмаз, ограненный в умелых руках ювелира, называется бриллиантом. Он представляет собой высококачественный алмаз, имеющий 57 граней, высеченных под определенными углами. Наиболее часто встречающаяся форма круглая. Такой камень обладает ослепительной игрой красок за счет отражения всего падающего на него света. Бриллианты бывают не только белыми или прозрачными, но и синими, розовыми и даже красными, но, как правило, это большая редкость и цена на них будет естественно самая высокая.

Особенно высоко ценятся совершенно прозрачные, ярко окрашенные камни: зеленые, желтые, красные и чрезвычайно редко встречающиеся синие и черные камни. Например, одним из ценнейших бриллиантов в мире считается густо-синий камень «Гоппэ» весом 44,5 карата.

Один из крупнейших и древних алмазов знаменитый «Шах» был привезен в Петербург в 1829 году персидским принцем Хосрев-Мирзой в дар русскому императору с целью загладить возникшие обострения в отношениях между государствами в связи с убийством в Тегеране русского посла и поэта А. С. Грибоедова.

100 тысяч золотых рублей заплатил Павел I за красный бриллиант весом 10 каратов.

Изумруд является прозрачной разновидностью минерала берилла, с ярким и густым зеленым цветом. Свое название этот драгоценный камень приобрел от персидского слова «зумрунди» – зеленый. Его уникальный цвет не встречается больше ни у одного минерала.

Изумруд, как и алмаз, образуется в земных глубинах. Чистые, крупные, ровно окрашенные камни встречаются очень редко. Как правило, они всегда имеют расколы и трещинки. Этот фактор не является дефектом, а вот цвет и насыщенность оцениваются ювелирами довольно строго. Зональный окрас особенность драгоценного камня. Так, наибольшая степень интенсивности окраса изумруда наблюдается в центральной части его кристалла, а при отдалении от нее камень бледнеет. По интенсивности цветового тона камни разделяют на 5 групп. Для того что бы придать изумруду неповторимый блеск его зачастую смазывают кедровым маслом.

В ювелирной промышленности, больше всего ценятся мелкие кристаллы изумруда, поскольку в своем большинстве они обладают идеальной прозрачностью. По максимуму раскрыть сияние изумрудов позволяет огранка, которая так и называется «Изумруд». Крупные камни ценятся наравне с бриллиантами. Замечательные по величине и чистоте тона три изумруда массой в 250; 133,7 и 136,25 карата хранятся в Алмазном фонде СССР.

Рубин, или «красный яхонт», принадлежит к одной из разновидностей минерала корунда. Название драгоценного камня в переводе с латыни означает красный. Цвет рубину придают включения и примеси шестивалентного хрома. Это очень красивый прозрачный красный камень. Цвет рубина может варьировать в широких пределах – от светло-розовых до ярко-кроваво-красных. Встречаются также камни с буроватым оттенком. Крупные и абсолютно чистые рубины большая редкость, обычно в камне видны мелкие трещины, пятна и точки.

Качественные рубины чистого красного цвета, которые используются в инкрустации изделий из драгметаллов, встречаются в природе реже, чем алмазы, поэтому их стоимость очень высокая. Самый большой из известных рубинов достигает размера половины куриного яйца и стоит он около 10 млн. фунтов стерлингов.

Сапфир (от греч. «сапфиерос» – синий) – прозрачная разновидность корунда различной окраски: от темно-синей до бледно-голубой. Сапфир натуральный считается редким камнем, хотя ценится дешевле рубина. Входит сапфир в семейство корундов, и, хотя его истинный цвет синий, он имеет достаточно широкую цветовую гамму. Кроме синих сапфиров бывают также желтые, зеленые, фиолетовые и чисто белые, прозрачные, которые иногда называются восточными алмазами.

Лучшие минералы добывают в Кашмире, у них чарующий бархатный синий цвет, будто подернутый легкой молочной дымкой. Стоимость самоцветов зависит от его цвета, а также места происхождения, наиболее ценятся «звездчатые» сапфиры, у них при солнечном свете видны лучи звезды. Данный эффект в кругах ювелиров носит название «астеризм». Самый крупный синий сапфир находится в Парижском музее (оценивается в 1,5 млн. франков).

Александрит очень красивый драгоценный камень. При дневном свете он темно-зеленый, при искусственном освещении становится малиново-красным или фиолетовым. Он представляет собой разновидность хризоберилла (сложный окисел бериллия и алюминия). Название камень получил в честь императора Александра II. По прочности он занимает третье место, после алмаза и рубина.

Опал – это полупрозрачный минерал с красивой радужной окраской. Различают следующие его разновидности:
– благородный опал: белый, розоватый, желтоватый и черный с красивой, своеобразной игрой цветов;
– огненный опал: ярко-красный или оранжевый (без радужных переливов);
– обыкновенный опал различных цветов: серый, белый, зеленый, розовый и др.

Аквамарин – прозрачный светло-бирюзовый с оттенками зеленого камень. Название складывается из двух слов «аква» – вода, «марина» – морская. Его окраска обусловлена присутствием железа и находится в очень широких пределах: от бледных, почти бесцветных прозрачных кристаллов до густо интенсивно окрашенных сине-зеленых; последние наиболее ценны. Как амулет аквамарин охраняет счастье супругов. Часто украшениями из аквамаринов обмениваются влюбленные.

Топаз – это драгоценный камень тяжелый, твердый, прозрачный, может быть совершенно разных цветов, а именно синим, светло-голубым, ярко желтым или же зеленым. Как талисман топаз приносит богатство и признание, стимулирует сообразительность. Помогает снискать благосклонность и расположение окружения. Как амулет топаз оберегает от порчи, дурного глаза.

Аметист – один из самых древних драгоценных камней; был известен за 3000 лет до н. э. в Египте. Это очень красивый прозрачный самоцвет, окрашенный в различные оттенки фиолетового цвета. Наиболее ценны темноокрашенные сибирские аметисты, приобретающие при искусственном освещении кроваво-красный отлив. Свое название аметист получил от греческого «аметистос», что значит «безалкогольный». Согласно Плинию, обладатель аметиста защищен от опасности быть пьяным.

Черный оникс является одной из разновидностей агата. С давних времен считалось, что этот драгоценный камень помогает в усилении аппетита и нормализации пищеварительного тракта. В древней Греции черный оникс зачастую носили величайшие ораторы, считалось, что он помогал им в изложении красноречивых высказываний. Так же он помогает при лечении заболеваний печени, головного мозга и ревматизме.

Маркировка драгоценных минералов

Маркировка бриллианта содержит следующие данные: вид огранки, количество граней, значение веса в каратах, цвет, качество и группа огранки (чаще всего в английском варианте).

Виды огранки: Круглая – Кр; Груша – Г; Квадрат – Кв; Маркиз – М; Изумруд – И; Багет – Бт; Принцесса – П; Треугольник – Т.

Качество обработки: Отличное – Е; Очень хорошее – VG; Хорошее – G; Среднее – F; Ниже среднего – P.

Для изделий российского производства характерно обозначать группу огранки буквами А, Б, В, где у группы А — лучшее значение качества обработки камня. В маркировке бриллиантов есть обозначение чистоты камня. В российском варианте это цифры от 1 до 12 (чем меньше цифра, тем чище минерал), в других случаях это аббревиатура характеристики включений на английском языке.

Цвет камня также описывается цифрами от 1 до 4 для мелких образцов и от 1 до 17 для средних. Чем меньше значение, тем светлее цвет алмаза. Для изумрудов ситуация противоположная: 1 означает насыщенный темно-зеленый цвет, 5 — бледно-зеленый. На цену изумруда цвет оказывает большее влияние, нежели чистота и отсутствие дефектов.

Например, маркировка 3 Кр17-0,03-1/2А на ювелирном украшении означает, что в нем есть 3 круглых бриллианта с 17-ю гранями, весом 0,03 карата каждый. Вставки идеального цвета практически без включений с огранкой высокого качества.

Для драгоценных камней весовой единицей является карат, равный 0,2 г, а для всех остальных камней – грамм.

Драгоценные камни – это не только изысканные ювелирные украшения. Любители собирают их в частных коллекциях, а прагматики вкладывают в них свои сбережения. Не редки случаи и семейных реликвий, когда драгоценные камни (или изделия из них) передают как реликвию из поколения в поколение.

Классификация, цвета, виды и фото драгоценных камней

В мире существует множество красивейших минералов разной редкости и ценности. Они используются для создания украшений, роскошных предметов искусства и сакральной религиозной атрибутики. Как определить какие камни драгоценные, а какие материалы относятся к поделочным, знают специалисты ювелирной отрасли и минерологи.

И те и другие берут в расчет не только визуальную красоту, но и множество иных показателей: физические свойства, редкость, области применения.

Понятие драгоценного камня. Особенности терминологии

В мире на данный момент нет общего определения понятия «драгоценный минерал». В большинстве случаев к этой группе относят камни, соответствующие 3-ем требованиям:

  • красоте внешнего вида;
  • уникальности;
  • прочности.

В первом случае оценивается блеск, игра света, переливы и такие оптические свойства, как дисперсия и плеохроизм. Сложность нахождения таких ископаемых или их минимальное содержание в породах обуславливает «дефицит», делая самоцветы более уникальными и, таким образом, обеспечивая растущий спрос.

Долговечность находится в прямой зависимости от прочности, твердости и плотности драгоценного камня. Все эти факторы оказывают большое влияние на формирование рыночной стоимости самоцвета.

Если говорить о юридической стороне, то согласно российским законам к драгоценным материалам отнесены:

  • алмазы;
  • рубины;
  • изумруды;
  • природные александриты;
  • сапфиры;
  • уникальные янтарные образования;
  • жемчуг морской натуральный.

Критерии оценки по каким-либо характеристиками не прописаны. Скорее всего, формирование выборки производилось на основании списка востребованных драгматериалов, чей оборот государство стремится контролировать.

Интересно! Неофициально существует несколько классификаций драгоценных камней. Каждая страна сама определяет, каким методом оценки пользоваться и как производить разбивку.

Общая классификация

Общепринятая система подразумевает деление на 3 вида:

К первой группе относят самоцветы с высокой степенью декоративности, прочности, твердости. Здесь встречаются, помимо упомянутой в законодательстве группы, хризоберилл, эвклаз и благородный вид шпинели. Единица измерения драгоценных камней – карат.

Представители полудрагоценного вида мало уступают по внешней красоте, однако они менее дорогостоящи, чаще находятся и легче добываются. К ним можно отнести:

Поделочные минералы могут применяться для создания ювелирных изделий, но помимо этого из них часто изготавливаются детали интерьера, предметы искусства и элементы декора. В эту группу входят янтарь, горный хрусталь, бирюза, хризопраз, яшма, малахит, оникс. Сюда же включены сердолик, гематит, кварцевые породы, жадеит и нефрит.

Все эти группы регулярно пополняются новыми представителями. К тому же разница между поделочными и полудрагоценными минералами зачастую весьма условна, так как критерии оценки также не всегда отражают ситуацию. Например, стоимость редкого вида демантоида (зеленый гранат) вполне может конкурировать с ценой на сапфир или изумруд, а украшения с нефритом могут быть дороже, чем изделия с агатом.

Помимо прочего существует и упрощенное деление на природные и искусственные камни. Последние, как правило, более распространены и уступают в стоимости своему натурального оригиналу.

Интересно! Некоторые типы минералов можно отнести сразу в 2-ум группам. Например, кварц имеет множество разновидностей, которые входят как в группу полудрагоценных самоцветов, так и поделочных материалов.

Ювелирная классификация

Существует множество ювелирных классификаций, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Что касается критериев они очень разнообразны. Ряд систем опирается на такие характеристики, как редкость, стоимость, физические показатели, химический состав и даже лечебные свойства. Другие классификации учитывают происхождение, способ обработки и назначение минералов.

Самую первую систематизацию в 1860 голу предложил немецкий исследователь Клюге. Спустя 30 лет на ее основе была разработана иная система оценки, авторство которой принадлежало Бауэру и Ферсману. Она активно применялась до 70 годов XX века, как в нашей стране, таки в Европе.

Интересные факты о видах огранки и формы камней

Дорогие друзья! Нашла у себя в черновиках материалы по видам огранки и формы камней, эта тема меня заинтересовала и я решила поделиться с Вами своими небольшими “изысканиями”.

Огранка важна для любого камня, кроме жемчуга.

Один из важных аспектов оценки драгоценного камня заключается в том, чтобы научиться смотреть на камень, даже если вы не можете сделать этого как геммолог.

Если речь идет об ограненных камнях, то важно знать определенный ряд терминов, используемых в этой области. Элементы камня могут быть различными в своей пропорции, а это влияет соответственно на блеск, внешний вид и привлекательность.

Начнем с терминологии и с понимания, что стоит за словами, особенно теми, которые характеризуют огранку камня.

Итак:

Рундист. Рундист – это край или оконечность камня, которая образует его периметр. Это та оконечность, где смыкаются верхняя и нижняя части камня, то есть, по сути, своего рода разделительная линия. Именно здесь обычно фиксируется оправа.

Корона. Короной называют верхнюю часть камня, находящуюся над рундистом.

Павильон. Павильон – это нижняя часть камня, иначе говоря, та часть камня, которая находится ниже рундиста вплоть до его нижней точки.

Калета. Калета – это самая нижняя точка камня. При осмотре ряда камней вы можете ее не увидеть, что, вероятно, свидетельствует о возможном браке, но в том, что касается цветных камней, может возникнуть вопрос о замысле огранки.

Площадка (или таблица). Это – плоская верхняя грань камня, и она же – его самая большая грань, иногда называемая лицевым торцом.

Термин «размер площадки» используется для характеристики ширины этой грани, которая зачастую выражена как процент от общей ширины камня.
ВИДЫ ОГРАНКИ

Красота драгоценного камня определяется цветом и оптическими свойствами, проявляющимися в результате огранки и полировки.

Рассмотрим виды огранок.

Кабошон – один из самых древних способов огранки, который заключается в придании камню округлой формы. Этот вид огранки подходит практически для всех камней, и особенно для камней с оптическими эффектами.

Фасетная огранка — шлифовка и огранка, при которой наносятся множество мелких граней. Фасетная огранка бывает бриллиантовой и ступенчатой.

Полная бриллиантовая огранка — не менее 32 фасет в верхней части и не менее 24 фасет в нижней части.

Бриллиантовая огранка – бывает нескольких видов. Наиболее распространенные — «восьмерка» и «роза».

Огранка «восьмерка» имеет кроме площадки по 8 фасет в верхней и нижней частях. Она применяется для обработки мелких камней, полная огранка которых невозможна.

«Роза» — огранка без площадки и нижней части. Различают несколько вариантов в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полуголландская, крестовая, бриолет и др.). Однако ювелиры утверждают, что «роза» дает плохую игру камня, поэтому такую огранку используют на камнях с дефектами.

Ступенчатая огранка (лесенкой) используется для цветных, прозрачных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет и направления к рундисту (ободку, разделяющему верхнюю и нижнюю части камня) возрастает. Количество фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней. Эта огранка позволяет подчеркнуть внутреннюю окраску камня.

Клиньевая огранка — разновидность ступенчатой огранки, при которой каждая фасета разделяется на четыре клина.

Цейлонская огранка дает возможность максимально сохранить массу камня: на самоцвет наносится множество мелких фасет.

Изумрудная ступенчатая огранка применяется при восьмиугольной форме камня, используется в основном для обработки изумрудов. Самой признанной в мире считается уральская изумрудная огранка.

Табличная огранка — простой вид ступенчатой огранки. Для увеличения площадки (таблички) верхнюю часть камня делают плоской. Применяется для мужских перстней, особенно печаток.

ФОРМЫ КАМНЯ
При одном и том же виде шлифовки камням могут быть приданы разнообразные формы: шар, овал, конус, антик (квадрат или прямоугольник с закругленными углами и пологовыпуклыми сторонами), треугольник, каре (квадрат), шестиугольник, багет (вытянутый прямоугольник), трапеция, французская огранка (общий контур и площадка квадратные, фасеты треугольные),капля (грушевидная), челнок или маркиз (заостренный эллипс), подвесок (удлиненно-каплевидная), бриолет (грушевидная с перекрещивающимися лентами фасет), маслина (узкая, бочковидная). Известно также много фантазийных форм: сердце, герб и т.д.

Вот примеры некоторых форм камней.

Форма “багет”. Кстати, это моя любимая огранка. На мой взгляд, она очень благородная.

Очень популярная форма – “бриолет”.

Форма камня “принцесса”. Огранка по форме «Принцесса» – это современная классика чистых квадратных линий и красивого блеска. Эта форма – отличный выбор, если вы предпочитаете квадратные или прямоугольные формы, и при этом хотите получить такой же блеск как при круглой форме огранки бриллианта. Разработанная в 1970-е годы, огранка по форме «Принцесса» уступает по популярности только лишь круглой форме огранки камней. Такая форма огранки камней сочетает в себе ступенчатую огранку изумруда с треугольным гранением бриллианта и является огранкой с прямыми углами. Хотя наиболее предпочитаема квадратная форма огранки, некоторые камни могут иметь скорее прямоугольные контуры. Камень, граненный по форме «Принцесса» смотрится красиво, как единственный в кольце, так и обрамленный другими камнями, особенно триллионами и меньшего размерами алмазами, граненными по форме «принцессы».

Форма огранки октагон – “восьмиугольная”.

Форма “маркиз”. Огранка по форме «Маркиза» представляет собой королевскую, удлиненную форму камня сужающегося к обоим концам. При выборе формы огранки «Маркиза» необходимо учитывать соотношение длины и ширины. Обычно предпочитают соотношение 2:1, это означает, что длина камня должна в два раза превосходить его ширину. Алмаз, граненный по форме «Маркизы», должен быть укреплен при помощи шести зубцов: четыре по бокам, чтобы надежно удерживать сам камень и два V-образных зубца на каждом из концов, которые являются наиболее уязвимыми частями алмаза.

Изысканная треугольная форма – “триллион”. Триллион – эффектная клиньевая огранка. Впервые разработанный в Амстердаме, дизайн огранки может варьировать в зависимости от природных характеристик камня и личных предпочтений огранщика. Это может быть как традиционная треугольная форма с острыми углами, так и более закругленная форма.

Внешняя форма влияет на общую привлекательность камня, но при качественной огранке это несущественно. Для обычного потребителя форма – это просто вопрос личных пристрастий.

В этом украшении использовано шесть видов огранки камней.

А здесь фотографии очень красивых ювелирных украшений с натуральными камнями различных форм и видов огранки.

Заканчивая свою публикацию фотографией с изображением сердца, я очень надеюсь, что эта статья Вам понравилась, Вы узнали что-то новое или просто душевно провели время, созерцая прекрасные творения природы и рук человеческих.

Желаю Вам всего доброго!

С уважением, Ваша Пани Нина

Виды ювелирной огранки камней и их особенности

Огранка драгоценных камней – один из важных этапов технической обработки камня, от которого зависит внешний вид, а значит и цена готового изделия. Причём, важна не столько форма, сколько качество работы – точность нанесения граней, а также умение мастера подобрать ту или иную технику к конкретному минералу. Будет ли камень блистать в дорогом украшении либо окажется негодным – зависит от квалификации ювелира.

Цель огранки

Огранка драгоценных и полудрагоценных камней – кропотливая и трудоёмкая работа. Главная задача ювелира – получить из невзрачного куска породы идеальный кристалл. Чтобы создать безупречный камень, необходимо добиться следующих целей:

  • С помощью граней максимально раскрыть игру света.
  • Сохранить или приумножить глубину цвета.
  • Создать идеальную форму.

Достичь поставленных задач можно только тогда, когда учтены физические свойства конкретного минерала – твёрдость, хрупкость, чистота, оптические показатели. Эти моменты влияют на выбор способа огранки, количества граней, упор на сохранность цвета или же первоначальной массы самородка.

Ювелирная терминология

Прежде чем оценивать качество огранки, необходимо знать некоторые термины, которыми пользуются мастера при выполнении данного вида обработки самоцветов.

Для увеличения схемы кликните по ней.

Огранка минерала подразумевает разделения материала на такие зоны:

  • Площадка или лицевой фацет – самая большая грань камня, верхнее плоское основание. Ширина площадки измеряется в процентном соотношении к общей ширине самородка.
  • Павильон – нижняя часть камня.
  • Рундист – линия, отделяющая павильон от верхней части самоцвета. Эта граница задаёт периметр камня. Рундист служит местом закрепления огранённого минерала в оправе изделия.
  • Корона – верхняя часть камня, располагающаяся над рундистом и окружающая площадку.
  • Калетта – нижняя точка огранённого самородка. Изредка каллета, как элемент огранки, отсутствует. Иногда отсутствие этой части говорит о повреждении минерала.

Высекаемые грани также называют фацетами. Зависимо от вида огранки на один кристалл наносится до 240 фацетов. Каждая грань должна быть идеально ровной и располагаться под конкретным углом. При соблюдении пропорций в итоге удаётся полностью раскрыть красоту минерала.

Стили огранки

Выбор техники обработки камня зависит от разновидности минерала. Для непрозрачных самородков используется техника «кабошон» или попросту шлифовка. Прозрачные и полупрозрачные самоцветы гранят фацетной (или фасетной) огранкой.

Техника «Кабошон»

Шлифовка считается самым древним стилем обработки минералов. Для придания куску породы привлекательных форм, мастера отсекали лишние части кристалла и с помощью шлифовки добивались гладкой, ровной, блестящей поверхности. Сегодня этот способ обработки, названный «кабошоном», применятся к непрозрачным или частично пропускающим свет самоцветам.

Форма кабошона предусматривает выпуклость поверхности, что выгодно отражает световой поток. С обратной стороны отшлифованные камни плоские. Этот стиль особенно хорошо подчёркивает красоту минералов с эффектом кошачьего глаза или звездчатых камней, на поверхности которых красуется рисунок лучевой звезды.

Фацетная огранка

Для обработки драгоценных и полудрагоценных самоцветов применяется фацетная огранка, которая заключается в нанесении на поверхность камня определённого количества плоских граней. Такой вид обработки предусматривает несколько стилей:

  • Ступенчатый. Используя такой стиль, мастера делают боковые фацеты в форме равнобедренных треугольников либо трапеций. Площадка камня имеет вид многоугольника. Сами грани, имитируя ступеньки, наносятся друг над другом. Ступенчатая обработка также включает технику огранки таблицей – простая разновидность, предусматривающая всего две ступени (низ и верх).
  • Клиньевидный. Техника предусматривает комбинацию треугольных граней, создающих четырёхгранные пирамиды с трапецевидным основанием.
  • Фантазийный. Этот стиль объединяет в себе две техники – ступенчатую и клиньевидную.

Фантазийные формы огранок

Смешанная (фантазийная) огранка считается самой сложной, требующей от мастера высокой степени профессионализма. Стоимость такого камушка будет соответствовать проделанной работе. В итоге получают самоцвет, играющий всеми красками и бликами при разном освещении.

Русская огранка

Этот стиль стоит отдельным особняком среди всевозможных техник обработки драгоценных камней. Русская огранка, как самостоятельный вид, стала известна в те времена, когда западный мир увидел бриллианты, огранённые русскими ювелирами.

Отличительной особенностью этого стиля выступает первоочерёдность формы и симметрии, а не сохранность исходной массы минерала. Таким образом, русские мастера нещадно отсекали необходимое количество сырья, получая на выходе безупречно огранённый алмаз без малейших следов полировки или царапин. Этот совершенный стиль обработки используется сегодня повсеместно, а камни русской огранки считаются самыми дорогостоящими.

Приспособление для огранки

Многообразие разновидностей

Вставки из драгоценных камней в ювелирных украшениях пестрят разнообразием форм. Пытаясь раскрыть потенциал того или иного минерала, мастера годами придумывали различные способы нанесения фацетов, создавая шедевры привычных и необычных форм.

Основные виды огранок

Эту форму разработали ювелиры на заре XX века – эпоху, когда появились первые инструменты, с помощью которых стала возможной обработка самого твёрдого минерала на земле – алмаза. Классическая разновидность бриллиантовой огранки подразумевает нанесение 57 граней – 24 фацета располагают на павильоне и 33 фацета, включая площадку, наносят на корону. Некоторые алмазы обрабатывают проще, используя 17 или 33 фацета. Однако нанесение меньшего количества граней влечёт за собой значительную потерю исходной массы.

Круг

Изумруд

Эта форма ступенчатой огранки получила название благодаря элитному дорогостоящему самоцвету. Однако изумрудной огранкой обрабатывают не только одноимённый минерал, но и другие самородки, обладающие большими размерами и высокой степенью прозрачности. Выглядит такой камень, как прямоугольник со скошенными краями. «Изумруд» не предусматривает бриллиантового блеска или переливов, зато завораживает яркими вспышками света, отражающегося от поверхности камня.

Изумруд

Овальная форма стала популярной после 50-х годов ХХ века. Самоцветы в виде овала гранят клиньями, нанося 57 фацетов, что наделяет готовый камень ярким блеском и переливами. Овал лучше всего подходит для колец, зрительно утончая женские пальчики.

Овал

Маркиз

Благородное название отображает вытянутый овальный камень с заострёнными краями. Считается, что это наименование дано в честь одной из фавориток французского короля Людовика XV – маркизы де Помпадур. Эта особа славилась страстной любовью к украшениям, а также обворожительной улыбкой. Этот вариант предполагает нанесение 55 граней, блики которых напоминают улыбку маркизы и выгодно смотрятся в разных видах ювелирных изделий.

Маркиз

Груша

Очертания граней грушевидных кристаллов схожи с камнями вида «Маркиз». Такие самоцветы также по форме напоминают каплю, заострённый конец которой закрепляют в оправе изделия. Для получения камня «Груша», мастера наносят 55 или же 56 граней. Такой самоцвет привлекателен в подвесках или колье, так как визуально удлиняет шею обладательницы украшения.

Груша

Сердце

Такая форма считается самой женственной и романтичной, равно как и наиболее дорогостоящей. Трудоёмкий процесс огранки требует соблюдения пропорций ширины и длины самоцвета 1:1. Технология создания «сердечек» напоминает огранку грушевидных кристаллов.

Сердце

Принцесса

Это кристаллы квадратной или прямоугольной формы, зависимо от которой наносится разное число фацетов – 49, 65 или 68. «Принцесса» использовалась с конца 70-х годов прошлого века, находя применение, как вставка для обручальных колец. При этом углы камня обязательно фиксировались оправой.

Принцесса

Багет

Этот вариант ступенчатой огранки подходит только для минералов безупречного качества, так как малейшие изъяны самородка просматриваются даже без увеличения. Тем не менее, прямоугольный «Багет» смотрится благородно и респектабельно.

Багет

Форма «Ашер» похожа на изумрудную огранку, только с большим числом уровней. Зависимо от размера исходного сырья, мастер наносит от 25 граней, увеличивая число фацетов до 49, 72 или больше для крупных самоцветов. Обретя популярность в 30-х годах ХХ века, «Ашер» и сегодня держит свои позиции.

Ашер

Октагон

Октагон представляет собой ступенчатый восьмигранник. Преимущества разновидности – раскрытие чистоты самоцвета, игры переливов, а также защита от всевозможных повреждений хрупкого самородка.

Октагон

Радиант

Радиант – результат совмещения форм огранки «Принцесса» и «Изумруд», раскрывающий цвет, блеск и чистоту кристалла. Такой восьмигранник создают из исходников больших размеров, чаще используя готовые вставки для мужских ювелирных изделий.

Радиант

Бриолет

Одна из первых форм обработки крупных вытянутых алмазов. Для создания «Бриолета» самоцвет вдоль диаметра покрывается треугольными гранями, которых в классическом случае 56 штук. Этот метод усиливает игру световых бликов камня.

Бриолет

Кушон

Огранка «Кушон» пришла со времён эпохи Барокко. В XVII – XVIII веках европейские бриллианты гранились «Кушоном», так как эта техника предполагала максимальную сохранность веса исходного сырья. Другое название формы – «Антик».

Кушон

Квадрат

Одна из форм ступенчатой огранки, предусматривающая одинаковую длину всех сторон самоцвета. Такие вставки выгоднее смотрятся в браслетах.

Квадрат

Триллион

Заключение

Качество огранки непосредственным образом влияет на красоту камня. Выбранная форма огранки, соблюдение пропорций, симметричность граней играют решающую роль при оценке приобретаемого изделия. Ведь от этих факторов зависит игра света, глубина и насыщенность цвета, чёткость форм самоцвета. Небрежность мастера приводит не только к утрате главных показателей качества, но и к повреждениям самородка, понижению стоимости, что автоматически переводит камень в категорию брака.

Виды огранки камней и их особенности

Почему ограняют камни

В своем исходном состоянии практически все достоинства природных самоцветов скрыты от глаз человека. Чтобы камень приобрел красивую правильную форму, стал более гладким, прозрачным, блестящим – опытные ювелиры занимаются механической обработкой драгоценных минералов. Они формируют из камня геометрически правильную фигуру, которая подчеркивает его природную цветовую палитру, преломляет свет.

Чем больше количество граней на драгоценности, тем ярче она будет сверкать под естественными или искусственными источниками света. Максимальное количество граней, которые может сделать ювелир на одном камне – более 200. Минимальное – 17.

Огранка самоцветов достаточно трудоемкий процесс, который под силу только опытному специалисту.

Техники обработки камней

Процесс обработки драгоценного минерала проходит через несколько последовательных этапов:

  • В первую очередь мастер выполняет обточку камня, от которой зависит объем и прочность будущего украшения.
  • Затем ювелир приступает к шлифовке образца, устраняя с его поверхности шероховатости, микротрещины, неровности.
  • После этого кристалл полируют, благодаря чему он приобретает выраженный стеклянный блеск.
  • После огранки самоцвет промывают в специальном растворе, несколько раз просушивают спиртом.

В прошлом все эти операции ювелиры производили вручную, но на сегодняшний день большинство этапов обработки минерала осуществляется на специальных станках.

Основные виды огранки

Основные виды огранки драгоценных камней: шлифовка, фасетная и смешанная. При шлифовке у обработанного кристалла формируется ровная отполированная поверхность, во втором случае – на драгоценность наносят мелкие грани, в третьем — одна сторона минерала гладкая, а другая граненая.

Гладкая огранка

Гладкая огранка – первый известный человечеству способ обработки драгоценностей, также ее называют шлифовкой, кабошон (от французского «caboche» — гвоздь с широкой шляпкой). С помощью шлифовки самоцвету придается выпуклая или плоская форма,лишенная граней. Традиционно у обработанного кристалла формируют плоское основание и гладкий выпуклый купол. Чаще всего кабошон производят в виде круга или овала, реже в каплевидной, прямоугольной или ромбовидной форме.

Гладкую огранку обычно подбирают для непрозрачных минералов, которые содержат неповторимые узоры, фактически не пропускают свет.

Этим способом обрабатывают:

  • змеевик;
  • агат;
  • кошачий глаз;
  • оникс;
  • коралл;
  • нефрит;
  • бирюзу;
  • опал;
  • янтарь;
  • малахит;
  • яшму и другие полудрагоценные камни.

Так же ее предпочитают фасетной, если на поверхности минерала есть какие-либо дефекты, мешающие нанесению граней. Чтобы сделать самоцвет светлее, его нижнюю поверхность делают вогнутой, чтобы придать ему более яркий оттенок, его нижнюю часть делают выпуклой.

Фасетная огранка

Фасетный вид огранки применяют для прозрачных и полупрозрачных кристаллов. Нанесенные на минерал грани преломляют солнечные лучи, отчего драгоценность начинает сиять, переливаться на солнце. Фасеты (грани) усиливают природный блеск минерала, помогают подчеркнуть его цвет, скрывают мелкие дефекты. Ограненный самоцвет ценится среди ювелиров значительно выше, чем необработанный.

Главный недостаток фасетной обработки – после нее камень значительно теряет в массе, иногда он уменьшается вполовину.

В прошлом мастера выполняли фасетную огранку вручную, одним неловким движением они могли повредить драгоценность. Сегодня для этих работ используют высокотехнологичное оборудование, оно позволяет создавать идеально симметричные пропорции, уменьшать потери сырья.

Ювелиры выделяют следующие разновидности фасетной огранки:

  • круглая бриллиантовая;
  • фантазийная ступенчатая;
  • фантазийная клиньевая;
  • смешанная.

Круглая бриллиантовая огранка считается классической, остальные разновидности требуют от ювелира высокой квалификации, особых навыков, проявления фантазии.

Фасетная круглая бриллиантовая

Этот вид огранки традиционно используют для работы с бриллиантами, что позволяет проявить их радужный блеск. Также ее применяют для прозрачных кристаллов, обладающих выраженной световой дисперсией. Единственный недостаток круглой бриллиантовой огранки – серьезные потери в объеме самородка после его обработки (50-60%).

При этом способе обработки драгоценность приобретает форму фигуры, состоящей из двух многогранных пирамид, с верхушкой многоугольником. Нижняя пирамида полная, перевернутая, верхняя – усеченная.

Для крупных бриллиантов размером от одного карата используют классическую бриллиантовую огранку, насчитывающую 57 фасетов – 23 на нижней площадке и 33 на верхней части самоцвета. Некоторые крупные минералы могут состоять из 200 граней, и это касается не только бриллиантов, но и других прозрачных драгоценностей. Упрощенная круглая бриллиантовая огранка применяется в работе с мелкими и средними самоцветами. Как минимум на камне формируют 17 граней.

Фасетная: фантазийная. Ступенчатные разновидности.

Фантазийная фасетная огранка встречается нечасто, она является относительно новым способом обработки драгоценных камней. Такая работа требует высокого профессионализма мастера, который существенно изменяет камень, придает ему необычную нестандартную форму, сложную структуру граней, выразительный цвет. Ювелир становится не просто огранщиком, но и художником, умело применяет оптические свойства минерала, продумывает игру оттенков на его поверхности, умеет подчеркнуть внутренний блеск, отражение, светопреломление. Часто самоцветы фантазийной огранки используют в создании эксклюзивных ювелирных украшений.

Множество видов фантазийной огранки подразделяют на две основные категории: ступенчатые и клиньевые разновидности. Ступенчатая огранка (лесенкой) используется для придания выразительности окраски камня, но она не вызывает яркого бриллиантового блеска. При этом способе обработки верхняя площадка минерала выполняется в форме многоугольника, который обычно имеет прямоугольную или квадратную форму, реже в виде ромба, сердца. Боковые грани в форме трапеций располагаются лесенкой, параллельно верхней площадке.

Разновидности ступенчатой фантазийной огранки:

  1. Таблица – наиболее простая разновидность обработки кристалла лесенкой. Ее используют для создания драгоценных кристаллов, которые потом вставляют в перстни-печатки. Таблица – это самоцвет с ровной верхней площадкой, которая держится на 5 гранях, в основании имеет 4 фасета.
  2. Багет – удлиненная прямоугольная версия таблицы. Такой способ огранки проявляет любые дефекты, которые могут находиться внутри кристалла. Чаще всего багет имеет 14 фасетов, реже 24.
  3. Квадрат – относительно простой вид ступенчатой обработки гранатов, рубинов и прочих драгоценных кристаллов. Минералу придается квадратная форма, равнозначные со всех сторон пропорции. Такие драгоценности удачно смотрятся в перстнях, ожерельях, серьгах.
  4. Изумрудная – огранка со скошенными углами при которой самоцвет приобретает форму восьмиугольника. Она насчитывает 58 или 65 фасетов. Этот метод применяют для изумрудов, драгоценных камней большого размера, лишенных всяческих цветовых вкраплений, недостатков. Самоцветы изумрудной огранки отражают свет яркими вспышками, радужно переливаются под солнечными лучами.
  5. Ашер – восьмиугольная огранка, напоминающая изумруд, но имеющая большее количество уровней. Число фасетов ашера варьируется от 25 до 74 фасетов.

Чаще всего ступенчатые виды огранки применяют для драгоценных и полудрагоценных кристаллов, обладающих средними цветовыми тонами.

Фасетная: фантазийная. Клиньевые разновидности.

Клиньевая фасетная огранка представляет собой оригинальные вариации круглой бриллиантовой. На драгоценность наносят много фасетов, имеющих форму клиньев. Это позволяет в полной мере раскрыть природный блеск минерала, его цветовую палитру.

Чаще всего ювелиры работают со следующими видами клиньевой огранки:

  1. Маркиз – способ обработки кристалла, при котором теряется относительно небольшой процент исходной массы (около 20%). Он представляет собой овал с заостренными краями, состоящий из 57 фасетов, повторяющий своей формой лодочку. Этот метод обработки был изобретен во Франции, назван в честь любимейшей фаворитки французского короля Людовика XV — маркизы де Помпадур.
  2. Сердце – одна из самых непростых разновидностей клиньевой огранки. Традиционно оно состоит из 59 клиньеобразных фасетов, но их количество может варьироваться пропорционально размерам драгоценности. Для создания сердца ювелиру важно сохранить идеальные пропорции, иначе самоцвет получится хрупким. Процесс изготовления сердца очень дорогостоящий, трудоемкий, требует от ювелира высокой квалификации.
  3. Сфера – еще один трудоемкий способ гранения драгоценных минералов, который предполагает наличие у мастера высокого уровня профессионализма. Как минимум шарообразный кристалл насчитывает 120 граней.
  4. Овал – вытянутая разновидность круглой огранки, которая позволяет сохранить большую часть веса минерала, состоит из 56 или 70 граней.Такая форма помогает зрительно увеличить размер драгоценности, подчеркивает ее природный блеск, радужные переливы оттенков.
  5. Принцесса – прямоугольная клиньевая огранка, сохраняющая до 80% массы кристалла. Такой самоцвет насчитывает 49, 59 или 65 фасетов. Глубокое основание принцессы оканчивается шипом, что позволяет усилить радужные переливы кристалла, игру света. Заостренные углы принцессы очень хрупкие, поэтому при создании украшений ювелиры защищают их с помощью оправы.
  6. Триллиант– придание самоцвету формы треугольника с равными сторонами, который насчитывает 43, 50 и больше граней-клиньев. Его углы могут быть скругленными, острыми или скошенными. Ювелиры используют триллиант для работы со светлыми камнями, либо с целью осветления темных драгоценных минералов.
  7. Груша – каплевидная форма огранки, при которой один конец кристалла закругленный – другой острый. Суженный конец очень хрупкий, должен быть надежно защищен оправой. Грушу создают для серег, кулонов, ожерелий. Ее форма визуально удлиняет палец, шею.
  8. Оливка – по форме повторяет эллипс со срезанными концами, представляет собой разновидность вытянутой каплевидной формы. Самоцветы, изготовленные таким способом, применяют в основном в качестве подвесок.

При клиньевой обработке достигаются лучшие показатели по отражению света.

Смешанные виды огранки

Смешанное гранение сочетает в себе ступенчатую, гладкую, клиньевую огранку в разных пропорциях. Ограненные таким образом самоцветы отличается уникальными внешними данными, но их стоимость значительно выше всех других видов.

Самые известные вариации смешанного вида:

  1. Барион – состоит из 62 граней, имеет форму восьмистороннего квадрата или прямоугольника с закругленными сторонами. При взгляде сверху четыре фасета основания бариона образуют крест.
  2. Французская огранка – способ обработки драгоценностей, вошедший в моду в XVII веке. В этом случае верхняя площадка камня украшена треугольными клиньями. Основание кристалла может быть ступенчатым, что обеспечивает высокую светопередачу.
  3. Радиант – метод обработки кристаллов, который позволяет усилить блеск бесцветных камней, раскрыть в полном объеме все оттенки цветных минералов. Такой самоцвет насчитывает 70 фасетов, может иметь прямоугольную или квадратную форму.

Помимо прочих преимуществ, смешанный вид огранки позволяет максимально сохранять исходную массу самоцвета.

Виды и формы огранки драгоценных камней

Природные камни в большинстве выглядят невзрачно. Блеск и красота, которые потребитель видит в ювелирных изделиях, – долгая и кропотливая работа мастеров. Разработано много технологий обработки и огранки самородков, позволяя украшениям быть оригинальными и неповторимыми.

Интересно! Считается, что первые мастера по обработке драгоценных самородков появились в Индии, именно эта страна была месторождением многих ценных пород. До конца XV века огранка была выполнена неровно, позже стали применять шлифовальный инструмент, благодаря чему стали появляться симметрично обработанные минералы разных форм.

Смысл обработки камней

Механическая обработка драгоценного или полудрагоценного камня помогает раскрыть его особенности, улучшить цвет, придать однородность структуре. Целью мастеров при огранке является создание граненой геометрической фигуры, при этом формы могут быть самыми разными, в том числе и необычными. Мастер должен добиться игры цвета и блеска, благодаря которым у людей улучшится восприятие изделия.

Получить эффект можно нанесением на поверхность множественных граней (фасетов), их максимальное количество – 240 штук. Фасеты должны быть с ровными поверхностями, под определенными углами. Вид и форма подбираются с учетом типа минерала, размера и предназначения будущей конструкции. К примеру, бриллиантам или изумрудам делают такую шлифовку, которая не применяется ко многим другим самоцветам. Световые лучи, попадая на ограненный кристалл, преломляются, обеспечивая будущем ювелирному украшению сияние и блеск.

Основные способы обработки камней

Мастера выполняют одну из нескольких способов предварительной подготовки самоцвета к огранке. Благодаря этому, улучшается цвет, насыщенность, продлевается срок службы. Обработка самородков имеет следующие виды с названиями.

Обжиг

Техника может быть выполнена на открытом огне или с использованием автоматического оборудования. Термическая обработка помогает получить, изменить и закрепить цвет. Нагреванию подвергают:

Самородки, структура которых имеет множественные трещины, могут заполнять пастой, изготовленной из пыли этого же вида камня, и запекать. Метод втирания естественного вещества применяется редко, так как для измельчения приходится брать цельные породы. Выгоднее изготавливать средство на основе стекла, такую массу в большинстве случаев используют для рубинов, сапфирам и многим другим породам она не подходит. Придать камням несвойственный ярко-оранжевый или розовый оттенок помогает внедрение в породу ионов берилла и последующее закаливание.

Облучение

Изменение цвета достигается путем радиационного воздействия. Процесс происходит в естественной среде под влиянием радиоактивных элементов. Окрашивание в условиях природы занимает много времени, в связи с чем, люди нашли способ ускорить процесс, используя специальные лаборатории. Облученный камень не меняет полученный окрас в процессе использования, метод позволяет получать необычные цвета бриллиантам, кварцам, топазам, аметистам, цитринам.

Промасливание

Техника заключается в обработке экземпляров синтетическим маслом с красителями, натуральное кедровое масло используют только для высшей категории изумрудов. Попадая на камень, жидкость проникает внутрь, визуально улучшая структуру, сглаживая трещины. Данный способ обработки недолговечен, зачастую самородкам требуется повторное промасливание для улучшения внешнего вида. Для этих же целей может быть использована масса смолы или резины.

Поверхностная диффузия

Технология заключается в покрытии породы пленкой, с входящим в состав титаном или ваннадием, она применима в основном к синим сапфирам. Обработанный самородок обжигают, в процессе закаливания пленка разрушается, ионы сплавов проникают в структуру породы, окрашивая верхние слои. Окрашенный камень не меняет цвет, увидеть естественный окрас сможет геммолог либо обычный человек, в случае раскола украшения. Еще один быстрый способ смены цвета – помещение самородка в вакуумную камеру магнетрона.

Внимание! Два последних способа обработки не поддерживаются геммологами, так же, как и стандартные обработки, если они недолговечны. Информация о технологиях, с применением которых был изменен химический состав и цвет самородка, должна быть обязательно указана продавцом.

Виды огранок драгоценных камней

Существуют 3 основных способа огранки самоцветов, среди них – кабошон, обработанный самородок представляет собой округлую, гладкую форму без граней. Фацетная шлифовка отличает породу множественными плоскостями. Последний способ – это смешанная шлифовка, когда одна сторона изделия гладкая, а другая – граненая. На основании этих шлифовок насчитывают более 250 подвидов огранок.

Выпуклую шлифовку кабошон применяют ко многим непрозрачным камням: агату, бирюзе, кораллу. Такие минералы содержат неповторимые узоры, для облагораживания достаточно сделать породу гладкой и придать нужную форму. Фасеты наносят в основном на прозрачные кристаллы. Для обработки используются следующие инструменты:

  1. Квадрант. Приспособление, помогающее измерить и установить угол наклона.
  2. Планшайбы с алмазным покрытием. Предназначены для стачивания поверхностей и полировки.
  3. Алмазная паста.
  4. Штангенциркуль.
  5. Стержень для крепления минерала.
  6. Лупа.

Выбор огранки зависит от нескольких факторов, влияние оказывает вид и размер самородка, твердость, чистота, оптические свойства, опыт мастера.

Огранка розой

Обработка в форме цветка входит в группу фацетной шлифовки. Центр самородка остается плоским, верх оформляется в виде короны из треугольных, симметричных граней, которых может быть от 12 до 24 шт. Шлифовка бывает нескольких видов, все они, кроме антверпенской, двойной голландской розы и бриолетта, имеют круглую форму самородка. По утверждению ювелиров, роза дает не очень хорошую игру цветов, она чаще применима к дефектным экземплярам.

Бриллиантовая огранка

Техника используется для минералов с выраженной цветовой дисперсией. Самородок покрывают множественными плоскостями. Обработанная порода может выглядеть как привычный всем классический бриллиант или видоизмененное изделие.

Ступенчатая огранка

Ювелиры наносят фасеты таким образом, что они расположены друг над другом, образуя лестницы. Верхняя площадка имеет форму многоугольника, боковые плоскости – трапеции, равнобедренные треугольники. Количество граней зависит от размера породы. У хрупких самоцветов во избежание отколов углы срезают. При срезании всех углов самородок напоминает правильный восьмигранник, подобную огранку называют октагон.

Огранка таблицей

Шлифовка представляет собой упрощенную версию ступенчатой обработки. Она имеет только 2 ступени, верхняя площадка остается плоской. Огранка драгоценных камней в виде таблицы раньше использовалась, чтобы наносить на минералы магические знаки, сейчас ее можно встретить в мужских печатках.

Изумрудная огранка

Ранее способ применялся только к изумрудам, из-за чего и получил название. Сейчас технология применяется ко многим минералам, подходящим под требования. Преимуществом является возможность работать в технике с хрупкими материалами. Метод обработки позволяет увидеть на минерале все изъяны, поэтому для такой огранки подбираются качественные экземпляры. Самоцветы имеют прямоугольную или квадратную форму с параллельными ребрами. Считается, что квадратный камень имеет другое название – ашер, описание которого будет следующим.

Принцип огранки ашер схожий с изумрудной, отличие – в квадратном камне и усечении углов. Кристалл имеет 58 или 74 грани, экземпляр для работы выбирается только с хорошей структурой. Огранка также схожа со шлифовкой кушон, последняя отличается скругленными углами.

Огранка клиньями

Еще одну из разновидностей ступенчатой огранки выполняют, делая верхние, иногда нижние фасеты треугольной формы. Площадки минералов могут быть разными: прямоугольными, квадратными, восьмиугольными.

Формы огранки камней

Виды огранки драгоценных и полудрагоценных минералов имеют также свои подвиды. Учитывая фантазию мастеров и цель – сохранить массу минерала, можно встретить много уникальных экземпляров. Поэтому не стоит удивляться, обнаружив украшения разнообразных форм с одинаковой техникой шлифовки или необычные минералы:

  1. Овал или круг. Камень имеет огранку клиньями, вытянутая форма широко применялась в ювелирных изделиях 60-х годов.
  2. Маркиз. Среди фантазийных видов бриллиантовой огранки выделяют форму лодочки или губ. Сапфир маркиз можно часто встретить в кольцах.
  3. Панделок. Минерал имеет каплевидную форму, идеально подходит к серьгам.
  4. Груша. Форма сочетает в себе контуры маркиза и круга. Находясь в украшениях, так же, как и предыдущие формы, визуально удлиняет пальцы или шею.
  5. Принцесса. Самородок делают квадратным, чаще используют для колец. При покупке нужно смотреть, чтобы углы были хорошо защищены оправой.
  6. Радиант. Самоцвет делают со срезанными углами в виде шестиугольника, прямоугольника, квадрата. Чаще применим в мужских украшениях, визуально укорачивает пальцы.
  7. Триллион. Минерал выполнен в огранке клиньями, имеет вид треугольника с острыми или сточенными углами.
  8. Изумруд. Кристалл ограняют ступенчато, форма камня – вытянутый прямоугольник со срезанными углами.
  9. Сердце. Самородок с клиновидной огранкой, вырезан в виде сердца. Камень имеет одинаковую длину и ширину.

На прилавках ювелирных магазинов покупатель может также встретить изделия в форме герба, конуса, трапеции, бочки, вытянутой капли, листа, маслины и других. Часто встречаются экземпляры со вставками из нескольких самоцветов, в разной форме, огранке и цвете.

Класс качества огранки

Мировое призвание получили «бриллианты Толковского». Это круглые кристаллы с 57 фасетами, имеют обозначение Кр-57, что соответствует количеству граней. Драгоценные камни получили такое название благодаря исследованиям математика Марселя Толковского, по его расчетам, именно такая форма и огранка обеспечивали минералам максимальный перелив света. Для небольших пород достаточно 17 граней, круглый бриллиант будет обозначаться аббревиатурой Кр-17.

В нашей стране параметры бриллиантовых огранок регламентируются документом ТУ 117-4.2099-2002. В соответствии с записями, кристаллы имеют 4 категории, которые обозначаются буквами А-Г. Высшим качеством обладают самоцветы А категории. Регламент также обозначает цвета и их интенсивность цифрами от 1 до 9, чистоту изделий. Получить подробную информацию о камне покупатель сможет у консультантов магазина и на бирке производителя ювелирного украшения.

Ссылка на основную публикацию