Все, что нужно знать о каллиграфии

Каллиграфия для новичков. Что такое техника искусственной каллиграфии и как правильно обращаться с инструментами.

Если вы хотите научиться каллиграфии, но не знаете, с чего начать, то эта статья именно для вас. В ней вы узнаете какие принадлежности вам понадобятся, как правильно держать ручку, немного трюков и как нужно практиковаться. Поверьте, вы быстро станете профессионалом!

Каждый может научиться каллиграфии. Даже если вы думаете, что ваш почерк отвратителен, найдется тот человек, который захочет, чтобы именно вы подписали свадебные приглашения перьевой ручкой. Особенно людям нравится современная каллиграфия, потому что она откровенно игнорирует традиционные правила и подчеркивает индивидуальность.

Прежде всего вам нужно обучиться искусственной каллиграфии.

“Поддельная каллиграфия” – это отличный курсив, с помощью которого вы сможете научиться использовать перьевую ручку. Хотя, честно говоря, технически она не “поддельная”. Это все еще каллиграфия, просто для нее не нужна перьевая ручка. Неважно, опытный ли вы каллиграф или только начинаете, поддельная каллиграфия – это очень важная техника, с помощью которой вы научитесь писать на любой поверхности.

Этот тип каллиграфии забирает больше времени, чем каллиграфия с помощью перьевой ручки. Однако, если вам нужно написать простую фразу, то эта техника покажется вам веселой и вам понравится отличный результат, которого можно с ее помощью добиться.

Итак, сначала напишите вашу фразу в простом курсиве. Не волнуйтесь, если вы пишите не так, как показано на образце ниже – просто напишите настолько хорошо, насколько можете. Эта техника работает практически со всеми соединенными буквами.

Затем вам нужно нарисовать линии, чтобы обозначить утолщения. Они появляются, когда ваша рука двигается вниз, чтобы создать часть буквы. К примеру, в букве “а” первая кривая слева – это утолщение, затем вы ведете перо вправо и снова вниз, чтобы обозначить правую ногу буквы “а”, и там появляется еще одно утолщение.

Когда вы обозначили все утолщения, просто заполните пустые пространства.

Поддельная каллиграфия – это веселый и простой способ понять каллиграфию. Кстати, зачастую люди не могут отличить поддельную каллиграфию от настоящей.

Теперь, когда вы попрактиковались в поддельной каллиграфии, вы можете двигаться дальше и приобрести прямой держатель пера.

Новичкам лучше пользоваться пластиковым или корковым держателем, так будет рентабельнее.

Затем вам понадобятся перья.

Это три пера, которые лучше всего подходят новичкам:

  • перо Brause Steno
  • перо Brause Rose
  • перо Brause Extra Fine 66

Когда вы приобрели и перо, вы захотите вставить его в держатель.

Вам нужно будет аккуратно сделать клин, как показано на фото выше, который будет расположен между внешним металлическим кругом и лепестками, что внутри. Вам кажется, что перо должно располагаться посредине, но это не так.

Всегда держите перо за его середину и избегайте зубчиков, потому что они острые и могут вас поранить…равно как и вы можете погнуть их, если вы нечаянно сожмете их сильнее, чем нужно.

Затем выберите бумагу.

Можете использовать бумагу для набросков или же любую бумагу, которая подходит для каллиграфии своим качеством впитывания чернил. Если бумага впитывает слишком много, тогда у вас вокруг букв будет получаться чернильная паутинка.

Также вам понадобятся чернила

Для новичков лучше всего подойдут чернила Speedball India или чернило Sumi. Многие пробуют использовать Higgins, но они дают тот ужасный эффект паутинки, о котором говорилось выше.

Последнее, что вам нужно сделать – это приготовить воду для промывания пера. Его вы должны очищать каждые пару минут.

Теперь вы готовы научиться держать перо! Для создания современной каллиграфии можно держать перо, как и обычную ручку. Только перьевую ручку нужно держать крепче. Держите ее большим и указательным пальцем, средний палец используйте для поддержки и более крепкого захвата, а безымянный и мизинец – как опору.

Теперь вы готовы писать! Погрузите ваше перо в чернила до средины скважины (скважина – это то отверстие посредине вашего пера).

Самое главное отличие перьевой и обычной ручек заключается в том, что перо должно скользить по бумаге, на него не нужно давить так, как вы делаете это с обычной ручкой. Иначе перо зацепится за бумагу и у вас получатся чернильные брызги. Посмотрите это небольшое видео, которое вам покажет, как нужно держать перьевую ручку и обращаться с чернилами.

Как новичок, вы можете попасть в ситуацию, в которой чернила откажутся переходить с пера на бумагу. Существует простой трюк, который поможет уговорить его сделать это: просто “поцелуйте” верхушкой пера воду и попробуйте снова. Чернила теперь должны вести себя просто прекрасно!

Если же чернила старые и забивают перо, поболтайте им в воде несколько секунд, а затем вытрите его мягкой тканью, которая не оставляет ниточек за собой.

Этой статьей мы открываем цикл статей о каллиграфии! В скором времени мы будем публиковать различные техники и уроки, так что следите за обновлениями и становитесь настоящим профессионалом в искусстве каллиграфии.

Освоение современной каллиграфии – руководство для начинающих

Вы хотите научиться каллиграфии, но не знаете, с чего начать? Тогда этот пост именно для вас. Я расскажу, какие купить инструменты, как правильно держать перо, а также предоставлю видео о правильной сборке и работе с ним.

В течение последних нескольких лет я проводила семинары, на которых обучала новичков современной каллиграфии. А также я отвечала на бесчисленное множество связанных с этим вопросов по электронной почте. Поэтому я поняла, что необходимо создать пост, который поможет научиться каллиграфии с ноля! Сегодня я расскажу, как освоить это искусство с помощью нескольких простых шагов.

1. Осваиваем поддельную каллиграфию

По моему убеждению, поддельная каллиграфия – созданная обычной ручкой (гелевой, шариковой и т.д.), а не пером, – это лучший первый шаг на пути к работе с пером. Я так считаю по двум причинам:

  1. Обычная ручка выглядит привычней. Вы все время ею пользуетесь, и можете с ее помощью нарабатывать мышечную память (позже она вам пригодится).
  2. Поддельная каллиграфия будет полезна не только начинающим. Каким бы ни был ваш уровень, это будет отличным вспомогательным средством при работе над некоторыми проектами. Например, табличка с именем, выполненная шрифтом Amy Style, на фото ниже.

Любой набор каллиграфических прописей-шаблонов, который можно скачать с сайта thepostmansknock.com, начинается с полей для поддельной каллиграфии. Если у вас пока нет таких, я рекомендую набор Amy Style. Этот шрифт отличают прямые вертикальные линии. Поэтому он идеально подходит в качестве начального этапа работы, как ручкой, так и пером, для правшей и левшей. Поупражнявшись пару недель в поддельной каллиграфии и набив хорошенько руку, можно браться за перо.

2. Собираем стартовый набор для современной каллиграфии

Подробное описание этого набора можно увидеть в посте «Оптимальный стартовый набор перьев для современной каллиграфии». Вот список самых необходимых инструментов и ссылки на них:

  1. 2 остроконечных пера Nikko G. – Почему я считаю этот вид перьев лучшим для новичков, вы можете узнать по этой ссылке. (Не знаете, как различать перья? Посмотрите на маркировку на хвостовике пера. На ней указан производитель, например “Nikko G”, “Brause EF66”.)
  2. 1 прямой держатель пера. – Я использую держатели Manuscript с универсальным фланцем. Хотя подойдет любая прямая модель. Мне нравятся держатели с пробковым захватом General, потому что их удобно держать и они тоже универсальны.
  3. Бумага для лазерной печати плотностью 120 г/см2 (32#) – это недорогая и качественная бумага, по которой тушь не будет растекаться и размазываться.
  4. Тушь Sumi Ink и чернильница с резьбовой крышкой для хранения туши. (Можете также использовать индийскую тушь). Обе разновидности достаточно насыщенные и с оптимальной вязкостью.
  5. Художественный стакан. – По существу, просто возьмите стакан с водой. Он вам понадобиться для ополаскивания перьев.
  6. Неволокнистый материал (например, обеденная салфетка). – Бумажные полотенца тоже подойдут. Но их волокна будут постоянно застревать в прорези пера.

Я предлагаю вам самим собрать каллиграфический набор, а не покупать уже готовый. Как правило, они состоят из низкокачественных инструментов, неприспособленных для новичков. К тому же их цена часто завышена.

3. Промываем перья

Все перья покрываются слоем фабричной маслянистой смазки, сохраняющей их товарный вид до момента продажи. Перед использованием нужно удалить ее. Я для этого зачастую просто втыкаю перо в картофелину! О том, как и зачем это делать, вы узнаете в посте по ссылке.

После удаления смазки тушь будет стекать по перу гладко и равномерно. Если этого не сделать, перо может вообще не писать, или оставлять кляксы.

4. Готовим перо

Вы можете использовать пластиковый держатель Speedball. Но я советую приобрести модель с универсальным фланцем. Он снабжен четырьмя металлическими «лепестками» и кольцом, как на фото ниже. Такой держатель можно будет использовать со множеством перьев разного размера, а не только с каким-то одним видом. Чтобы узнать больше о разных типах прямых держателей, читайте пост по ссылке.

Вот так выглядит держатель перьев с универсальным фланцем.

Если ваш держатель выглядит как на фото ниже, то вам необходимо слегка загнуть лепестки вовнутрь. Часто они продаются именно в таком виде.

Чтобы узнать, как это сделать, смотрите видео ниже.

Справившись с этим, можно переходить к закреплению пера. Вставьте хвостовик пера точно под отверстием в кольце, как на фото ниже.

Если у вас не выходит, смотрите видео ниже.

При правильном расположении пера, оно должно крепко, не шатаясь, сидеть в держателе.

Ваше перо готово к работе!

5. Как правильно держать перо

Держите перо стандартным способом, как обычную ручку. Зажмите держатель между большим и указательным пальцами, оставляя средний палец с обратной стороны рукоятки. Пусть мизинец и безымянный палец опираются на бумагу, пока вы пишите. Читайте больше о том, как правильно держать перо, по ссылке.

6. Окунаем перо в тушь

Какое бы перо вы не использовали, всегда опускайте его в тушь не глубже уровня отверстия по центру пера. Иначе вы наберете слишком много туши, и она зальет весь лист, как только вы коснетесь бумаги.

Набрав пером тушь, слегка постучите им по стакану с водой, стряхивая излишки.

7. Начинайте осваивать современную каллиграфию!

Это раздел «Интенсивной проработки слов» из набора прописей-шаблонов Janet Style.

Главное различие между шариковыми ручками и перьями заключается в следующем: при выведении букв пером нужно сохранять одинаковый угол между пером и бумагой. Не стоит держать его в вертикальном положении, старайтесь придерживаться угла 45 градусов. Если угол слишком большой, перо будет цепляться за волокна бумаги, из-за чего тушь будет ложиться неравномерно. Тяжело усвоить правильную технику работы, не видя ее. Чтоб вам было понятней, я сняла это видео.

Перед тем, как приступить к какому-либо каллиграфическому проекту, советую потренироваться на прописях-шаблонах (опять же, прекрасным выбором будет набор Amy Style, ведь по работе с ним есть видео курс). Распечатайте прописи на бумаге для лазерной печати и наслаждайтесь процессом!

Распространенные проблемы

Опыт обучения современной каллиграфии дал мне уникальную возможность понять трудности и огорчения, с которыми сталкиваются начинающие. Вот список шести главных проблем и их решение:

  1. Перо цепляется за бумагу. – Уменьшите угол между пером и бумагой. Чем выше вы держите перо, тем сложнее вам будет работать.
  2. Тушь подается неравномерно. – Выход тот же, что и в предыдущем случае: попытайтесь соблюдать меньший угол наклона пера.
  3. Не удается провести линию одинаковой толщины. – Убедитесь, что кончик пера плотно и равномерно прижат к бумаге, и вы правильно его держите. Видео курс может вам помочь.
  4. Тушь растекается. – Это бывает из-за низкого качества бумаги. Убедитесь, что вы пишете по бумаге высокого качества (например, бумага для лазерной печати плотностью 120г/м2).
  5. У вас дрожит рука. – Читайте пост «Решение каллиграфических проблем: нажим пера и дрожащая рука».
  6. Другие проблемы. – Читайте пост «Пять самых часто задаваемых вопросов о современной каллиграфии».

Что делать дальше

В современной каллиграфии, как и в других занятиях, самое главное – постоянно совершенствовать свое мастерство. Все с чего-то начиняют. Я начинала вот так:

А вот одна из моих последних работ:

Для начала самой лучшей практикой будут прописи-шаблоны. Снова, начинающим я рекомендую Amy Style, хотя подойдет любой набор с сайта thepostmansknock.com. Пока вы только знакомитесь с формами букв, подбирайте для себя интересные проекты. Займитесь мейл-артом, другими видами искусства, связанными с каллиграфией (как вот этот способ создания знаков) и/или напишите таблички с именами на стол для ближайшего мероприятия. Пользуйтесь поисковиком на сайте thepostmansknock.com. Сейчас здесь находится более 300 статей, посвященных обучению каллиграфии и разным проектам. Пока учеба приносит вам радость, ваши навыки будут улучшаться.

Надеюсь, вам понравилось это руководство для новичков по освоению современной каллиграфии. Любые вопросы вы можете задать в комментариях. Спасибо, что прочитали мой пост. Желаю вам отличного дня!

Каллиграфия – таблетка от дурного настроения

Сегодня не учебный день, и всё равно в класс каллиграфии в цокольном этаже Введенского храма заглядывают прихожане – каллиграфия требует постоянства. Преподаватель Виктор Новиков раскладывает учебный материал и рассказывает, что освоить навыки правильного и красивого письма может каждый – для первых шагов в каллиграфии не нужно иметь красивый почерк или художественный талант, важны усидчивость и практика.

– В детстве у меня был довольно плохой почерк, но я любил имитировать почерки других – смотрю на свои школьные тетради, одна страница написана одним почерком, вторая – другим.

– Со справками о болезни от родителей проблем не было?

– Вот именно. Кстати каллиграфия – это не только красиво, но и полезно. Некоторые врачи считают, что нет таких болезней, которые не излечиваются каллиграфией. Сам я эксперименты не ставил, но говорят, что так. Когда мы пишем, то берем перо тремя пальцами, получается, что задействуются определенные зоны мозга.

Я читал, что в полной мере каллиграфию может заменить только скрипка. Но для того, чтобы быть скрипачом, нужен и слух, и умение, а тут просто пишешь буковки, и, пожалуйста, – мозг работает почти на сто процентов.

– А письма простой ручкой это не касается?

– Нет, когда мы пишем шариковой ручкой – это непрерывное письмо: мы ставим ручку, как нас в школе учили, и пишем, не прерываясь. В каллиграфии мы задумываемся над каждой буквой, над каждым движением – это, конечно, медленней, но пользы гораздо больше.

Шариковая ручка очень испортила и людей, и культуру. Вот китайцы и японцы не отказались от своих иероглифов, которые пишутся кисточкой. У нас есть неполная замена перу – перьевая ручка. Но когда пишешь пером, ты просто вынужден писать правильно, поворачивая лист, руку или саму поверхность так, как нужно для буквы.

– Какая еще может быть польза от занятий каллиграфией?

– Конечно, мы пишем не только ради удовольствия или ради красоты буквы, важно, что мы думаем над тем, что пишем. Вот, например, когда на занятиях мы переписываем Священное Писание, представляете, сколько раз прокрутит человек в голове каждую фразу, насколько текст отложится у него в памяти?! А сейчас часто пробежал глазами в интернете – и всё.

Раньше нормальной практикой для монахов было переписывать Священное Писание. И Иоанн Лествичник, и Федор Студит говорили: пусть в монастырях будет каллиграфия. Во-первых, чтобы распространять книгу, а во-вторых, для изучения Священного Писания и молитвы. Как в школе говорили: переписал бы учебник по физике раз – знал бы физику.

Если родители привели ребенка на занятия каллиграфией с целью улучшить его почерк, чуда не произойдет. Зато письмо пером может воспитать усидчивость. Для детей у Виктора есть специальные плакатные перья, а вместо букв – разные животные. Их, как и буквы, надо писать за несколько движений пером, а не рисовать:

– Если ребенок захочет нарисовать такую красивую птицу, – показывает Виктор, – он карандашиком долго будет это мучить, а так раз – и получилось. Для детей очень интересно, и заодно они учатся чисто писать. У меня был на занятиях один очень резвый ребенок, он за урок три раза разлил тушь – самому ведь неприятно, потом он стал осторожнее, внимательнее. Раньше дети хотя бы перьевыми ручками писали, старались, а теперь и клякс не бывает – пиши как хочешь.

– Прописи в школе не направлены на то же, что и каллиграфия?

– Если бы прописи писали тонким пером, ввели урок чистописания, была бы польза. А сейчас непонятно что – ни шрифтом не занимаются, ни над почерком не работают. Каллиграфия ведь и появилась как красивописание. И чем красивее, тем лучше, потому что чем буква красивее, тем она внятней, приятнее глазу.

Прежде всего, говоря о каллиграфии, важно понимать, что мы не рисуем, а пишем буквы. Каллиграфия – это рукописный шрифт. С появлением книгопечатания каллиграфия как вид искусства забылась, появились печатные книги, а писать практически перестали. Только в начале ХХ века каллиграфия стала возрождаться.

И интересно, что когда стали смотреть на древние книги, людям казалось, что все буквы в них нарисованы, даже в голову не приходило, что каждая буква пишется за два-три движения. Тогда Эдвард Джонстон – английский каллиграф, взял ширококонечное перо, и написал те же самые буквы. Вот с его именем и связано возрождение современной каллиграфии.

Виктор раздает бумагу, перья, ставит на стол баночки с тушью. Для урока каллиграфии нужно иметь:

  • Чертежную бумагу
  • Черную тушь в баночке
  • Перо
  • Стакан воды
  • Бумажные салфетки (потому что руки от туши точно будут черными)

Расчерчиваем бумагу, отмечаем по линейке линии по полтора сантиметра – примерно такой высоты буквы потом будут вписываться в строку. Затем заполняем перо тушью. На занятиях все пишут стальными перьями. Они более жесткие, и по своим свойствам больше похожи на дерево. У этих перьев специальные тушедержатели, чтобы тушь не вытекала вся сразу – так легче провести линию.

Важно не переборщить и не макать перо в тушь полностью. Тушью заполняется желобок-углубление сверху и вся верхняя сторона пера до кончика. Я вот на первых порах макала перо целиком, и скоро на моем листе бумаги появились кляксы – привет из детства. Кстати, искусство хорошего каллиграфа состоит также в том, чтобы любую ошибку превратить в достоинство – например, из кляксы сделать особенно красивую букву.

– Буквы, которые выходят из-под пера каллиграфа – живые, – говорит Виктор. – Если каллиграф пишет текст и вдруг ошибется, он должен уметь красиво всё исправить. Человек ведь не печатная машинка. И в этом жизнь, в этом красота.

Если присмотреться, в древних текстах все буквы разные. И даже когда изобрели печатный станок, было несколько вариантов одной буквы, чтобы избежать одинаковости. Для людей тогда вообще было странно, что буквы могут быть все одинаковые, это воспринималось как модернизм. И поэтому, если довести рукописный шрифт до механизма и автоматизма, это плохо, в нем должна быть жизнь.

– Лишний автоматизм не появляется от практики?

Есть такие люди, которые склонны писать слишком аккуратно. Им, наоборот, нужно делать такие упражнения, которые их будут, так скажем, освобождать от автоматизма. Например, я считаю, что нужно писать, не разлинеивая лист. Это поможет разработать глазомер, человек научится писать ровнее, но и автоматизма не будет.

– Вы можете посмотреть и сказать: это писал человек, а это машина?

– Да и вы скажете. И всё же чистописание в каллиграфии – практически закон. Если ошибется художник, рисунок всегда можно подправить, а каллиграф практически не исправляет текст. Если рассматривать древние кожаные книги, кое-где видно, как подчищали ошибки.

Прежде, чем начать, перо нужно расписать. Для этого оно ставится на бумагу и слегка поворачивается – вправо-влево, опять вправо. Расписывать перо можно и на черновике, и на чистовике. Но в последнем случае эту черточку нужно ставить именно там, где будет буква или штрих.

Начинаем писать. Важно не бояться нажимать на перо и вести линию всей рукой, а не только пальцами. При этом локоть нужно оторвать от поверхности стола. И вот первая толстая линия проведена, и даже не кривая – чудеса. Вообще первый урок каллиграфии всё же похож на прописи первоклассника: черточки, кружочки, палочки. Упражнения те же – части букв. Затем из этих частей составляются буквы. Но мы, конечно, нетерпеливые, сразу пытаемся писать буквы и слова, получается весьма посредственно. Искусство каллиграфии, кажется, намного труднее постичь, чем казалось сначала.

– Кто ваша основная аудитория, кому сегодня нужны занятия каллиграфией?

– Приходят разные люди. Прихожане, ребята из семинарии, иконописцы, так как подписи на иконах делаются на основе каллиграфии.

– Какие шрифты вы изучаете?

– Наши занятия начались с июля, и мы уже успели более-менее изучить так называемый базовый шрифт, который придумал Эдвард Джонстон. Этот шрифт он разработал на основе средневековых английских шрифтов. Теперь мы начали заниматься уставом, пишем древние славянские шрифты. За основу взяли Остромирово Евангелие. Я сам разработал шрифт, как можно более приближенный к древнему образцу.

Потом мы отдохнем от славянских букв, и попробуем написать что-нибудь европейское, например, готику, рустику или унициал. По крайней мере, эти шрифты мне нравятся, и я бы хотел, чтобы люди тоже поработали над ними.

А основная наша задача – написать Евангелие. Мы отбираем людей среди участников наших занятий, которые способны писать много и хорошо, и создаем рукописное Евангелие.

Я прошу Виктора написать какие-то известные фразы, чтобы заснять процесс на камеру. Если держать перо под углом в 30 градусов – это будет базовый шрифт, под 45 – уже готический. Перестроиться довольно сложно – если пишешь базовым шрифтом, на другой лучше не переходить. Вот почему Виктор с улыбкой реагирует на мои просьбы написать «Coca-Cola» или нарисовать завитушку – менять шрифт и стиль нехорошо:

– Для того, чтобы перейти на другой шрифт, нужно время. В уставе перо всё время поворачивается под углом, такая особенность. Другая особенность – я сейчас пишу определенным размером, потому что толщина пера предполагает размер буквы от одного до четырех миллиметров. Если, например, взять перо больше – буквы, соответственно, будут больше. А этим размером я могу писать только то, что пишу, иначе я уйду от образа, будет не похоже.

Тоненькие церковнославянские буквы создают определенный образ. Сейчас в русском шрифте он уже утрачен, наш шрифт стал скорее европейским, к сожалению. Если бы он развивался именно как церковнославянский, мы бы, может быть, имели сейчас совершенно другое впечатление от русского языка. А сейчас у нас всё немного такое… – и ни свое, и ни чужое.

Другая большая проблема даже для современных шрифтов – перевод. Когда мы смотрим на латинский шрифт – да, красиво, а вариант этого же шрифта на русском не смотрится.

– Откуда началась каллиграфия? Насколько я знаю, именно распространение христианства дало развитие искусству каллиграфии, потому что необходимо было копировать в больших количествах Библию?

– Да, и книгу вообще. Естественно, так как написать даже одну книгу было очень трудоемко, – целый год, а то и два или три можно было потратить, – писали самые важные книги. Не какого-то местного поэта переписывали, а Священное Писание, изречения философов – всё то, на чем держалась культура, и что было важно зафиксировать.

Книги были очень дорогими и недоступными для основной части населения. Конечно, с одной стороны, печатная книга убила каллиграфию, но зато люди стали более образованными. А в монастырях книги писали еще довольно долго – до XVI века.

– Сейчас каллиграфия практически исчезла?

– Местами еще живет, например, недавно меня пригласили преподавать каллиграфию в институте для дизайнеров. Сейчас дизайнеры, к сожалению, мало занимаются шрифтами.

– А придумать свой шрифт сейчас еще можно?

– Конечно. Но часто каллиграфы придумывают шрифты, которыми можно написать только одно слово – название книги, главы, а вот набрать всю книгу этим шрифтом нельзя.

– Слишком запутанный?

– Да, с завитушками всякими, интересными придумками, на такой шрифт хорошо посмотреть и полюбоваться, но постоянно читать – глаза устанут. Так что есть фирмы, занимающиеся шрифтами, но каллиграфией они при этом не занимаются.

– В «Википедии» граффити тоже считают каллиграфией.

– Почему нет? Граффити, если оно делается пером, кистью – это каллиграфия. Мне бы и самому было интересно выйти с нашими учениками на улицу, взять широкую кисть и что-нибудь написать. Если написать красиво, это украсит город. Ведь много серых, некрасивых стен, которые можно разукрасить. Почему бы каллиграфам не заниматься украшением?

– А китайская, японская каллиграфия, вся эта «игра кистью и тушью» – это же целый мир, современная японская каллиграфия сохраняет многовековые традиции, создавая и развивая на их основе новые направления. Нам это не близко, это другая техника?

– Да, это абсолютно другая культура – мы их не понимаем до конца, они нас. Но когда наш каллиграф съездил в Японию, показал, как мы пишем буквы, они сказали: «Теперь мы понимаем, почему нас так тянет к России». То есть японцы увидели в нашей каллиграфии что-то такое, что дополняет их каллиграфию.

И всё равно законы одни и те же. Если мы говорим о конструкции в каллиграфическом рукописном шрифте, тело буквы не должно быть аморфным, но с плотью и костью. И японцы говорят то же самое. И я думаю, мы отличим плохую японскую каллиграфию от хорошей так же, как мы можем различить хорошую и плохую картину, например.

Был такой случай: шла выставка Шишкина, пришла какая-то женщина и написала в книге отзывов: «Здравствуйте, Иван Иванович, я посмотрела на ваши работы, мне очень понравилось, я считаю, что вы гений. Вот мой телефон, у меня галерея, позвоните». Она даже не знала, что это великий художник XIX века. Но она оценила, понимаете? То есть даже если сейчас появится второй Шишкин – его оценят, он будет выделяться.

Посередине урока в класс заходит настоятельпротоиерей Павел Великанов, и тут же присоединяется к занятию: берет перо, бумагу, сначала расписывается («Это не мое перо, заточено по-другому, неудобно писать, расписаться надо…»), а потом начинает писать буквы, четкие, ровные.

Протоиерей Павел Великанов

– Отец Павел, зачем православным каллиграфия?

– Во-первых, мы хотим в целом повысить интерес к ручному труду, в том числе в той деятельности, которая была традиционной для православных людей – каллиграфии. Ведь человек больше всего ценит то, что делает своими руками, а в Церкви люди издревле занимались переписыванием книг. А возобновить эту традицию меня сподвигло свидетельство о тех, кто во времена гонений на Церковь от руки переписывал книги, молитвословы и другие священные книги.

Во-вторых, каллиграфия позволяет по-другому посмотреть на текст, поменять отношение к тому, что в нем написано. Как-то на одной из наших семинарских лекций преподаватель сказал: «Попробуйте взять и попереписывать что-нибудь из тех святых отцов, которые вам близки, с которыми вы действительно чувствуете внутренний резонанс – и вы почувствуете, что восприятие текста поменялось».

Происходит вчитывание в текст, в тот материал, с которым работаешь. Пусть даже это будет совсем маленький отрывок текста или слово, но человек уже по-другому воспринимает текст. Чувствует, что это не просто какой-то изверг писал что-то непонятное, а что это родное, знакомое, понятное.

Кстати с открытием курсов каллиграфии я получил очень мощный инструмент для терроризирования прихожан. Вот сидит, например, Елена, выкинет она что-то неправильное в своей жизни, а я ей говорю: «Знаешь что, голубушка, напиши-ка ты 50 раз такую-то фразу, которая позволяет по-другому посмотреть на ситуацию в твоей жизни».

Вместо епитимьи?

– Это и есть епитимья как способ помочь человеку собрать свою волю в кулак и сделать то, что на самом деле нужно сделать, но на что обычно катастрофически не хватает времени.

В-третьих, каллиграфия не терпит суеты и требует определенного состояния внутреннего мира человека, покоя. Приходит на занятие человек со своими проблемами, волнениями, начинает писать – и всё уходит. Я помню, одна женщина приехала из Москвы совершенно измученная, в состоянии какого-то жуткого внутреннего раздрая. Она даже не могла провести несколько прямых линий. Для нее самой это было изумлением «Как? Я не могу, почему? У меня же хороший почерк…»

Вот видите, как криво получается? Потому что я сейчас думаю не о том, что пишу, а о том, что сейчас начнется служба, и мне главное не опоздать. Каллиграфия требует определенного настроения. И что самое интересное, это настроение создается в процессе занятия. Поэтому каллиграфия как вид деятельной медитации для меня очень симпатична.

– А сколько вы тренировались, чтобы так красиво писать?

– Вот вы будете смеяться, а я почти каждый день что-нибудь дома пишу. Хотя бы пять-семь минут, но уделяю каллиграфии. Это всё Виктор виноват. Кстати, познакомились мы очень интересным образом. Когда мы делали проект с владыкой Марком (архиепископ Рязанский и Михайловский Марк (Головков). – Прим. ред.) «Религиозная энциклопедия» на «Радио России», то потом решили опубликовать этот проект на сайте «Богослова». И я решил сделать иллюстрации к темам энциклопедии, познакомился с Виктором, который оказался не только хорошим иконописцем, но и профессиональным графиком.

И вот когда он начал делать свою работу, я понял, что человек, который занимается каллиграфией, мастерски владеет не только рукой, композицией, но и обладает внутренней гармонией. Потом я целый год носился с идеей сделать курсы каллиграфии, а Виктор меня выручил, стал преподавателем.

Еще поездка в Китай повлияла. Знаете, что меня зацепило? Не знаю, это миф или правда, но как-то мне сказали, что при приеме человека на работу в Китае смотрят, прежде всего, не на то, какое у него образование, а на то, как он пишет иероглифы. То есть считается, что человек, который не умеет правильно писать, не умеет и правильно думать.

Отец Павел заканчивает писать, и в конце быстрыми, четкими движениями выводит одно слово: хорошо. Я бы сказала: отлично.

– Разве не приятно посмотреть, что выходит из-под твоей руки? Пусть всё немного кривое и косое, но всё равно красиво, и ты понимаешь, что не безнадежен. У нас каллиграфия – это таблетка от дурного настроения.

Как научиться писать каллиграфическим почерком

Хоть каллиграфия и не считается отдельным видом искусства, освоение этого навыка поможет выработать красивый и разборчивый почерк. Научиться так писать можно, не проходя специализированные курсы – в сети много полезных материалов, которых будет вполне достаточно.

Регулярно выполняйте упражнения и соблюдайте правила

Выбираем стиль

При использовании каллиграфического способа написания можно стильно оформить пригласительные и поздравительные открытки, блокноты, фотоальбомы, а также плакаты и другие вещи, где важна эстетика. Кроме того, упражнения по каллиграфии помогут скорректировать манеру письма, что особенно актуально, если человек пишет «как курица лапой».

Заниматься можно в любом возрасте. Несколько тренировок, соблюдение правил, настойчивость, и почерк станет красивым и разборчивым.

Существует несколько стилей каллиграфического письма:

  • элегантный – комбинация классики и завитушек;

  • романтический – кружевное написание с завитками и уклоном;

  • эксцентричный – плавные линии в сочетании с углами;

  • веселый – игривые и закругленные линии.

Стиль выбирается в зависимости от ситуации и назначения письма. Так, например, элегантный способ применяется при оформлении пригласительных открыток.

Как научиться красивому письму

Для изменения почерка потребуется терпение и усидчивость, предстоит кропотливая работа. В первую очередь нужно определить, насколько свободны руки при письме. Для этого обратите внимание на наличие различных буквенных украшений, интервалы между буквами и строками, а также грифельные штрихи.

Когда рука находится в напряжении, буквы будут получаться разного размера и стиля. В таком положении пальцы быстро устают, и в итоге написанный текст выглядит неравномерным.

Чтобы расслабить руку, необходимо сделать гимнастику. Примерно так, как мы это делали в детстве: «мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Только после того как пальцы получат разминку, можно переходить к упражнениям.

Гимнастика для рук

Начинающим каллиграфистам рекомендуется запастись школьными прописями. Они хороши тем, что все буквы в них разбиты на отдельные составляющие. Это помогает понять, какой именно элемент представляет наибольшую трудность при написании.

Все буквы следует писать плавно. Наша цель – добиться точного воспроизведения. Не стоит торопиться и писать предложения. Нужно начать с алфавита и усложнять задачу, только после того как все буквы будут получаться красивыми.

Постепенно увеличивайте темп письма

Базовые упражнения по каллиграфическому письму смотрите на видео:

Основные правила

Чтобы сформировать хороший почерк, необходимо следовать определенным правилам:

  1. Правильно сидеть за столом. При посадке необходимо держать спину прямо, руки на столе (кроме локтей), голову слегка наклонить вперед. Расстояние между бумагой и глазами должно составлять не менее 30 см.
  2. Ручку лучше держать тремя пальцами за 1,5 см от стержня.
  3. Тренироваться нужно регулярно и не менее 10 минут в день.
  4. Все упражнения повторяются в медленном темпе.

Если соблюдать правила неукоснительно, любой человек сможет выработать каллиграфический почерк.

Можно подумать, что каллиграфия никому не нужна, так как в наше время любой шрифт можно подобрать на компьютере. Однако тенденция такова, что спрос на ручное оформление только растет, а каллиграфическими стилями по-прежнему интересуются. Найдите подходящее руководство и приступайте к изучению!

Руководство для начинающего каллиграфа

Если вы решили освоить искусство красивого письма, но не знаете, с чего начать, то эта статья именно для вас! Я расскажу вам, что нужно приобрести, как держать ручку, и как практиковать.

В начале своего пути не было никого, кто мог бы подсказать, указать мне на ошибки и направить. Этот опыт научил меня, что есть необходимость в блоге, подобном этому: статья, в которой показано, с чего начать учиться с нуля! В этом блоге я расскажу вам, как изучать современную каллиграфию в несколько простых шагов.

Мастер искусственной каллиграфии

Я считаю, что «искусственная каллиграфия» – современная каллиграфия, созданная с помощью шариковой, гелиевой и т. д. ручки – лучшее введение. Я голосую «за» фальшивую каллиграфию по двум причинам: 1. Стандартная ручка доступна и не пугает. Вы использовали ее всю свою жизнь и можете использовать ее, чтобы начать наращивать мышечную память, которая пригодится позже! 2. Искусственная каллиграфия предназначена не только для начинающих. Независимо от того, каков ваш уровень, она может пригодиться для множества проектов.

Как только вы практикуете искусственную каллиграфию в течение нескольких недель и чувствуете себя комфортно с ней, вы готовы перейти к письму пером.

Соберите комплект для начинающих каллиграфов

Основное, что вам нужно:

  • 2 пера Nikko G nibs;
  • 1 прямое перо, в которых есть универсальная вставка;
  • бумага для лазерной печати – эта бумага экономична и предотвращает растекание и не цепляет перо;
  • тушь или чернила, а также контейнер для их хранения;
  • вода, чтобы очистить перо;
  • неволокнистая ткань (например, обеденная салфетка).

Бумажное полотенце также будет работать, но волокна могут часто ставаться в вашем наконечнике. Я настоятельно рекомендую вам собрать свой собственный комплект, а не покупать готовый набор! Предварительно собранные комплекты обычно включают дешевые материалы, и цены, как правило, завышены.

Очистите ваши перья

У всех перьев есть производственное масло, для хорошего хранения. Прежде чем использовать свои перья, вы должны очистить их от масла. Очистка от масла гарантирует плавный, бесшовный поток чернил. Если вы не уберете масло, у вас, вероятно, будут проблемы с чернилами на бумаге, или они могут вообще не писать.

Держатель для пера

Я рекомендую приобрести универсальный держатель. Он имеет четыре металлических «лепестка» и обод, что позволит разместить множество различных размеров наконечников!

Пришло время вставить перо в держатель. Основание наконечника должно проскальзывать прямо под расколом по краю обода. Если вы правильно вставили наконечник, он не будет колебаться вообще. Теперь вы готовы к письму!

Как правильно писать

Ваш держатель, вероятно, будет похож на ручку, которую вы используете в жизни.

Держите большим и указательным пальцами, а средним пальцем придерживайте сзади. Вы можете позволить своему мизинцу и безымянному пальцу слегка перетащить бумагу во время записи.

Окунание пера в чернила

Независимо от того, какой наконечник вы используете, вы должны окунать его чуть выше вентиляционного отверстия (это отверстие в центре пера). Не нужно опускать его ниже, иначе, иначе у вас будет слишком много жидкости на наконечнике, и она будет делать кляксы на бумаге, когда вы попытаетесь написать!Как только вы окунете перо в жидкость, дайте ей немного времени стечь.

Сделайте современную каллиграфию!

Эту часть я называю «Интенсивная практика». Никогда не держите перо вертикально; идеальный наклон под углом 45 градусов между ручкой и бумагой. Если вы держите перо слишком вертикально, наконечник поймает волокна в бумаге и повлияет на поток чернил. Я знаю, что концепцию использования пера может быть трудно понять, не видя ее, поэтому я прикрепила наглядное фото.

Важная вещь – это практика, которая будет вырабатывать ваше искусство! Пока ваша практика будет приятной, вы продолжите оттачивать свои навыки! Надеюсь, вам понравилось руководство для новичков по современной каллиграфии! Если у вас есть какие-либо вопросы, не стесняйтесь спрашивать в комментариях. Большое спасибо за прочтение статьи, и наслаждайтесь остатком своего дня!

Все, что нужно знать о каллиграфии



Автор: Unknown на суббота, марта 11, 2017

Действия:

14 комментариев:

Здравствуйте, Ирина! Очень интересная подборка информации – спасибо большое! Я еще застала немножко период, когда писали перьевой ручкой, так что фотографии напомнили собственный, милый сердцу, опыт:)
К сожалению, сомневаюсь, что даже самые убедительные факты в пользу каллиграфии приведут к отмене шариковой ручки, так – может быть появятся островки и частные случаи.

Я думаю, что не будет отмены не только шариковой ручки, а еще будет больше использование печати на компьютере вместо письма, подписываясь всякими клише. Но кто-то очень увлечен перьевым письмом, поэтому часть времени посвящает ему обязательно. Ольга Анатольевна, есть профессии, где заполнение документов, например, оформляется только перьевой ручкой. Я дома всегда пишу только перьевой ручкой, обожаю этот шелест бумаги и пера! Спасибо за Ваш теплый отзыв, хорошо, когда есть милые воспоминания.

Необычное у Вас увлечение!) Нужно попробовать – вдруг понравится? Пока мой опыт каллиграфии – в далеком детстве + немного в связи с изучением культуры Японии, срисовывала иероглифы, но не ручкой, кисточкой. Помнится, если я ничего не напутала, что классически иероглифы японцы пишут кисточкой из ворса крысиного хвоста:)

О, иероглифы – это очень красиво и я читала, что помогает сосредоточиться, “вжиться” в письмо. Сама не занималась китайской и японской каллиграфией, но видела видео с уроками, завораживает. Вроде как и память хорошо тренирует.

Я тоже начинала писать пером: красиво. И не боялись, что кляксы останутся. А сейчас детки такую грязь разводят в тетрадках, что жуть! Спасибо за материал, он очень полезный. С удовольствием отправляю ссылку на школьный сайт

Красиво, да, Анна Борисовна. Очень радует чистое писание, самим детям доставляет гордость и удовлетворение. Взрослые описывают свои занятия каллиграфией как медитацию – настолько процесс вовлекает и наполняет приятными эмоциями.

Большое спасибо, Ирина, за интересный материал о каллиграфии. Очень понравилось! Будучи студенткой, писала перьевой ручкой дома. В нашей семье даже сохранились перья, которыми в школе писала моя мама. Раньше, действительно, это было модно!
Спасибо!

Я в детстве вставными в держатель перьями оформляла только различные стенды, стенгазеты, вывески. У нас не было ни перьевого письма, ни уроков чистописания. А как жаль! И я не знала, что такое перьевая ручка, познакомилась с ней несколько лет назад и влюбилась, теперь пишу дома только ей (специально куплены экземпляры 80-хх гг). Можно сказать, что заново училась держать ручку, зато стало понятно, как же раньше держала неправильно и от этого уставала рука! Сейчас, наверно, каллиграфия не мода, как раньше, а понимание, зачем это нужно. Ну и родители хотят привить ребенку красивое, качественное письмо. Наверное, хороший посыл для развития.

Ссылка на основную публикацию