Материалы и инструменты, необходимые для каллиграфии

Инструменты для каллиграфии

В этой статье я расскажу вам о разных инструментах для каллиграфии и добавлю видео, в котором используют в действии те инструменты, о которых пойдет ниже речь и о некоторых других.

Важная часть каллиграфии – это письменная утварь (инструменты), которой пишут. Часто бывает так, что именно инструмент диктует характер и стилистику письма. Иногда сложно найти качественную ручку и можно сделать своими руками из подручного материала. Обычно, необходимые вещи продаются в художественных магазинах, но не все. Некоторые можно купить в интернет-магазинах. Вот ссылки на интернет-магазины:

www.kalligraphie.com – большой выбор письменных инструментов

www.jetpens.com – инструменты для письма

www.kallipos.de – разные виды перьев (современные и винтажные), держатели, чернила, тушь.

www.scribblers.co.uk – все для каллиграфии (почти все)

В интернет-магазинах преобладает огромное количество разных видов инструментов. Вообще, сложно выбрать остроконечные перья. Их разное множество и имеют разные характеры письма. Ниже написана небольшая информация по характеристикам перьев, которая поможет новичкам или освежить мысли тем, кто уже знает.

Остроконечные перья

Эти перья хорошо подходят для письма в прописях «с нажимом» или в стиле Copperplate. Их изготавливают из металла или перьев птиц, обычно гусиных. Ими пишут каллиграфию и ими рисуют художники. Кончик пера пишет тонкой линией (в их названиях добавляют: extra fine или EF), а если мягко нажимать на него, то кончик раздваивается и линия становится толще. Гибкие перья подходят для каллиграфии (very high flexibility). Письмо этим пером становится очень изящным. Ниже для примера расположены перья слева направо: Gillott’s 303 extra fine, Eagle E750 extra fine, Leonardt Hiro 700, Brause 66 EF, MRRK Riga 235, Leonardt Hiro 700, Riga 235.

Для письма Copperplate обычно рекомендуют: Gillott 303, Leonardt Principal EF, Hunt 101, Brause 66EF, Brause Rose 76

Остроконечные перья могут быть разными по размеру. На фото выше даны перья небольшого размера. Они идеально подходят для письма по гладкой бумаге. Но еще есть перья большие, длинные, которыми лучше писать по неровной бумаге. Они так же подходят для людей с большой ладонью. На фото внизу представлены эти перья: перо «звездочка», John Mitchell’s 727 EF, John Mitchell’s Selebrated G, Brause 76 Iserlohn (Rose), Brause 361 (Blue Pumpkin).

Ширококонечные перья

Письмо ширококонечным пером – является классическим на западе. Кончик этого пера похож на маленькую лопатку. Их делают и металла, тростника, бамбука, птичьих перьев и даже из дерева. Зачастую от угла поворота пера зависит толщина линии. Так же существуют такие перья для правшей и левшей. Можно писать перьями и с небольшим углом, конечно, но обычно используют с прямым срезом. Подобные перья можно купить в специальных художественных магазинах или в канцелярии, бренд не имеет большого значение, главное – это качество пера и остается только выбрать нужный вам размер. По размеру букв можно определить ширину пера и, обычно, высота буквы составляет 4-5 ширин пера. Значит, для букв высотой 1 см подойдет перо шириной 2 мм.

Плакатные перья

Если вам надо написать буквы большого размера, то вам помогут плакатные перья, которые можно найти в художественных магазинах, а большое количество в интернет-магазинах. Эти перья известны еще со школы. Вряд ли они подойдут для обучения каллиграфии.

Держатели для пера

Держатели для пера, обычно, используются для стиля Copperplate. На данной фотографии внизу запечатлены: обычный прямой держатель и специальный Oblique Penholder. Прямые держатели можно приобрести в любому художественном магазине, а вот скошенные надо искать в интернет-магазинах.

Калам

Это основной инструмент для письма на востоке. Оно сделано из тростника. Люди на востоке относятся очень трудоемко к изготовлению калама, используют разные способы обрезки, очинки и расщепления тростника. Если вы хотите почувствовать то чувство при письме с помощью калама, вы можете приобрести палочку тростника или бамбука и заточить его или ее, как показано на нижней фотографии. (В цветочных магазианх часто используют палочки тростника для оформления букетов из цветов). Для завершения конец калама расщепляют ножом, как перо.

Маркеры для каллиграфии

Бывают специальные и разные маркеры для каллиграфии. Они все отличаются срезом пишущей части. Если вы не можете их найти в обычных магазинах или в интернет-магазинах, то вы можете их сделать вручную. Берем перманентный маркер с плоской пишущей частью или офисный и канцелярским ножом обрезаем эту часть и вуаля, получился инструмент для каллиграфии. Но лучше, конечно, использовать специальные маркеры для этого, тем самым вы улучшите качетсво и удобство письма.

Авторучки для каллиграфии

Авторучки так же используют для письма, для каллиграфии (ширина пера составляет до 2 мм). Самые популярные из них: Lamy Joy, Pelikan ScriptRotring, Manuscript, ArtPen. На фотографии снизу показан Pelikan Script 2 мм и безымянная китайская ручка. Но самая лучшая авторучка для каллиграфии – это Pilot Parallel Pen.

А вот и это видео, которое познакомит вас с тем, как каллиграфические инструменты действуют при письме:

Материалы и инструменты, необходимые для каллиграфии

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

В то время, когда текстовый редактор на компьютере предлагает десятки различных шрифтов, и несколько страниц можно отпечатать за несколько минут, искусство каллиграфии снова входит в моду. Огромное количество людей хочет научиться писать каллиграфическим почерком. Возможно, эта мода обусловлена тем, что современный человек редко пишет от руки, а те, кто делает это красиво – уникальны. Но, скорее всего, мода на ручное творчество включает и каллиграфию, как одно из ярких своих проявлений.

Что такое каллиграфия?

Термин этот имеет древнегреческие корни и обозначает искусство красивого письма. И у этого искусства есть довольно строгие правила. Учиться такому мастерству нужно с глубоким погружением в тему. Каллиграфии учатся, что называется, для себя, для работы (хорошие каллиграфы востребованы на рынке услуг), для смежной деятельности (если человек работает дизайнером, то умение красивого письма будет полезным).

Чтобы пользоваться умением, нужно учиться каллиграфии, вооружившись правильными инструментами и материалами.

Каждый новичок приобретает набор для каллиграфии, который поможет ему научиться красивому письму. Перьевая каллиграфия – это использование разных перьев. Остроконечное перо подразумевает владение перьевой ручкой. Понадобится и хорошая бумага, и много различных тренажеров, в процессе работы с которыми, к человеку и придет мастерство.

Инструменты

Перья, держатели, чернила

Правильный порядок обучения каллиграфии – освоение самого простого инструмента, прописи, после чего можно идти в направлении работ возрастающей сложности. Затем уже каллиграфы анализируют труды специалистов, пытаются повторить и только после этого делают свои авторские серьезные работы.

Базовый инструмент, с которого начинается каллиграфический курс – ширококонечное перо. Его используют для классических видов письма, например, итальянского курсива, готики, а также минускула.

Освоение начинается чаще всего именно с готики.

Широкие перья с тушедержателем – прекрасный старт. Тушедержателем называется зафиксированная на инструменте пластинка. Тушь нужно брать простую («Кохинор» либо «Гамму»), белила чаще всего гуашевые.

Если после практики с ширококонечным пером желание продолжать сохранилось, то можно купить автоматическую ручку, но стоит она дороже. Вложения имеют место быть, если человек точно будет продолжать работу в этом направлении. Авторучка заправляется – перо в тушь макать не требуется.

Начинающим имеет смысл брать ручки, в которых большой контраст штриха. Картриджи обычно покупаются отдельно. Но если человек решит заправить авторучку простыми чернилами на воде, то это вполне допустимо.

Кисти

Когда буквы начнут выходить уверенно, можно воспользоваться кистями. Плоские письма, безусловно, далеко не легки в применении: послушности перьев в них нет, но они пластичнее последних. Своеобразной заменой кистям могут быть плоские укороченные перья, но не всегда их просто найти в продаже.

Вместо кистей и перьев, можно взять все, что может писать: заточенные палочки, зубочистки, пластиковые карточки, поролоновые спонжи (для крупных форматов).

Но в первом наборе каллиграфа может и не быть кистей – этот инструмент означает продвинутый уровень.

Брашпены

Это самый популярный инструмент для начинающих. Маркерами начинают писать, так как ими это делать привычнее: не так сложно, нет дрожания рук и желания все бросить.

Три часто используемых брашпена:

  • Copic Sketch (4) – они мягкие, но качественные;
  • Letraset Tria (3) – выглядят увереннее предыдущих вариантов;
  • Faber-Castell Pitt (1,2) – идеально подходят новичкам, которые пытаются понять логику инструмента.

Наконечники брашпенов можно чуть выдвигать, а если он истреплется (что случается довольно быстро), его стоит вытащить и перевернуть.

Ручки-кисти – одни из самых удобных в использовании, и это новичкам нравится. Они хоть и недешевые, но их наконечник не цельный, в виде кисточки, поэтому изнашивается не быстро, а в работе довольно легок.

Пенал

Каллиграфы трепетно относятся к инструментам, которые используют. Обычно они заводят рабочий пенал, куда попадают лучшие перья и кисти, а также картриджи, ластики, линейки. Но можно купить и готовый набор, где все уже подобрано производителем.

Почти все каллиграфы говорят, что лучшие в мире инструменты выпускаются в Японии. Однако не все японские инструменты так хороши, как об этом говорят. Например, конкретно острые перья традиционно раскупаются в Англии и Германии, да и многие российские товары хороши. Исходя из этой логики, лучше свой пенал собрать самому.

Рассмотрим, например, китайский набор для каллиграфии:

  • 20 листов прописей – без тренажера начинающему каллиграфу никуда;
  • тушь (100 мл);
  • коврик-подложка (для бумаги);
  • кисть «Белое облако» средней ширины;
  • бумага (4 листа) для парных надписей.

Однако китайским комплектом часто называются не те средства, что производятся в Китае и продаются на недорогих популярных сайтах, а наборы для китайской каллиграфии. И это правильная версия.

Китайская каллиграфия – это искусство, образованное более 2 тыс. лет назад. Она насчитывает несколько стилей. В набор для каллиграфического китайского письма входят кисти, тушь, бумага и чернильный камень. Палочки чернил об него обычно стирали – так получался нужный материал.

Если человеку неинтересно часами сидеть над иероглифами, то ему не пригодится набор для китайской каллиграфии. Например, нередко начинающие приобретают набор «Манускрипт Леонард», в котором имеется 5 штук перьев, два держателя, коробочка. Набор «Сонет» значительно проще и дешевле, но в нем только 5 перьев и один деревянный держатель. «Манускрипт» выпускает разные наборы: от бюджетных до дорогостоящих. Выбор зависит от количества и качества предметов в наборе, а также тех каллиграфический стилей, в которых человек решил преуспеть.

Бумага

Выбор бумаги также сопоставим с целью. Только определив назначение, нужно обращать внимание на плотность, качество поверхности, имеющуюся защиту и другие показатели.

Ниже представлены требования к бумаге.

  • Бумага для тренировок допускает плотность 90-120 г/м2. Это средний показатель, которого вполне достаточно для подложки: бумага чуть просвечивает, под лист удобно подложить пропись, чтобы не тратить время всякий раз на разметку.
  • Бумага для презентационного материала и приглашений должна быть из хлопка. Ее плотность обычно составляет от 200 г/м2, с ровной поверхностью, за которую не будет цепляться перо.

Очень спасают современного каллиграфа магазины, где продается дизайнерская бумага. Это лучший выбор, если интересно попробовать каллиграфию на разных структурах.

Основное требование – необходимая плотность материала и достаточное присутствие в нем хлопка.

Если же человек собирается создавать винтажные приглашения, то потребуется бумага с так называемым живым краем. Эта бумага изготавливается вручную. Как правило, писать на ней – особое наслаждение для каллиграфа.

Категорически не подойдут следующие варианты:

  • рыхлая бумага (будет расплываться тушь);
  • слишком глянцевая (тушь не сможет закрепиться);
  • бумага с желатиновым покрытием (тушь на такое почти восковое покрытие не ляжет);
  • мелованная – она для печати, на нее неплохо ляжет краска, но не тушь, перо будет цеплять специальный слой.

Образцы шрифтов

Если у начинающего есть набор инструментов и бумага, то это уже прекрасно, но хорошо бы добавить в арсенал новичка и образцы шрифтов. Шикарно, если приобрести книгу Art of Calligrapy – это просто «Библия» для того, кто изучает каллиграфию. Автор в ней разбирает буквально каждую букву. Книгу на английском языке можно даже скачать: интуитивно даже без знания языка в ней реально разобраться.

Если книги нет, можно учиться и на копировании. Но если человек копирует чью-то работу, то нужно соблюдать этические принципы: указывать автора оригинала. Со временем начинающий набьет руку и выработает свой стиль.

Каллиграфия – это целый мир. Если человеку в нем понравится, то перья, маркеры, кисти, тушь, держатели и бумага будут для него, как сокровища. Это может остаться на уровне хобби или же превратиться в собственный бизнес.

Также это является прекрасной зарядкой для ума и разрядкой для нервной системы – мозг работает, а сам человек расслабляется и успокаивается. Отлично тренируется терпение.

О том, какие инструмены необходимы начинающему каллиграфисту, смотрите в следующем видео.


Обзор 15 основных инструментов для создания каллиграфии

Обзор популярных инструментов, применяемых в каллиграфии, от пользователя LiveJournal — barbariskina.

Статья полезна не только тем, кто собирается освоить каллиграфию, многие инструменты также применимы и в леттеринге.

Наверное, мало кому из знакомых не известно о моем увлечении каллиграфией. Начала я примерно год назад с двухдневного интенсива, во вводной части которого нам рассказали об основных инструментах, и была возможность их опробовать.

А в этой статье я хочу рассказать, чем я пробовала писать за это время, что из этого получилось, и чем пользуюсь сейчас. Сразу признаюсь, что учусь я совсем не по правилам, за исключением недавнего курса по брашпену и пары мастер-классов — своими силами, мало углубляясь в классическое письмо.

Но, в своё оправдание хочу сказать, что у меня и не было задачи освоить каллиграфию во всех стилях и с нуля, скорее — получить удовольствие от процесса, понять логику инструментов, что идет на пользу моим шрифтовым картинкам. Плюс у меня есть приличный дизайнерский опыт и понимание основ типографики, и этого хватает, чтобы получались более-менее симпатичные штуки в свободных модерновых стилях.

Ну и мир каллиграфии настолько обширен, что с какой стороны не подступись — все равно копать и копать))

Так что я не могу дать четкую и полную классификацию всех видов письма, могу только поделиться своим небольшим опытом. Для каждого инструмента у меня нет настолько сильных примеров, как мне бы хотелось, поэтому иллюстрирую тем, что есть, зато собственным, за исключением пары фото, где мы писали вместе с zirazulu))

Инструменты новичкам

Для новичков правильным будет такой порядок: самый простой инструмент, прописи (лучше писать понемногу и часто, чем редко, но 5 часов подряд), потом — смотреть работы мастеров и копировать их. Если есть возможность — ходить на мастер-классы, общаться с единомышленниками. Постепенно, при погружении в тему, появляется понимание и собственное направление, свои приемы, начинает складываться индивидуальный стиль.

Базовый инструмент, с которого как раз рекомендуют начинать новичкам — это ширококонечное перо. Им пишут как классические виды письма: минускул, итальянский курсив, готику и т. д., так и свободные современные стили. Из этого многообразия я пробовала только готику и совсем недолго.

Для начала попробуйте писать классическими широкими перьями. Лучше — с тушедержателем, это такая пластинка, закрепленная на пере, так туши хватает на более продолжительное время. Тушь у меня самая обыкновенная, Гамма или Кохинор, белила — обычные гуашевые. Начать можно с итальянского курсива или готики, по прописям много информации можно найти, там все достаточно просто, главное — соблюдать наклон пера и разработать руку.

Если после знакомства и упражнений с обычными перьями осталось желание продолжать (или вы можете себе позволить покупать инструменты подороже без точного понимания, будете ли ими пользоваться), то можно потратиться на Pilot Parallel Pen. Это заправляемая автоматическая ручка, главное ее удобство — не нужно постоянно макать перо в тушь, можно носить с собой и тренировать где угодно. У меня 2 размера — 6,0 и 4,8 мм. Есть еще 2 размера поменьше, но ими редко пользуются. Да и для начинающих, чем больше контраст штриха — тем лучше.

Картриджи можно докупать отдельно, а можно перезаправлять обычными чернилами (не тушью, а именно чернилами на водной основе). Я заправляю Гаммой, обычным шприцом без иглы, картридж ставлю в биндер, надеюсь, что по фото все понятно. Плюсы — дешево и не жалко, минусы — чернила плохо отмываются с пальцев)) Еще одно достоинство «параллелек» – возможность писать тонким краем и менять нажим и положение пера при проведении линии. Так можно добавлять интересные декоративные элементы. А при быстром проведении, особенно по фактурной бумаге, такая ручка «проскальзывает», штрихи получаются с очень интересной, рваной фактурой.

Кисти для каллиграфии

Когда буквы начнут получаться более-менее уверенно — можно пробовать для этих же видов письма плоские кисти. Ими писать немного сложнее, они не такие послушные, как перья, более пластичные, но в этом и их прелесть. Слышала, что для каллиграфии есть укороченные плоские перья, но в киевских магазинах не встречала. В качестве инструментов можно приспособить все, на что хватит фантазии — заточенную палочку, склеенные зубочистки, пластиковую карточку, я вот иногда пишу на больших форматах поролоновым спонжем (или что это вообще).

Примеры каллиграфии «параллельками» и плоскими кистями

А вообще мое увлечение каллиграфией началось с остроконечного пера. Там тоже куча видов и школ, более классических (типа cooperplate), декоративных (flourish) и более свободных (French style). То, что я пробовала писать — ближе к последнему скорее всего.

С перьями — вопрос сложный, их продается какое-то нереальное количество в зарубежных инет-магазинах (например, www.scribblers.co.uk или http://kalligraphie.com), а вот в местных магазинах — выбор не радует. Из того, что нашла в городе и пробовала, самыми подходящими для начинающих показались Leonardt 256 (1), не царапает бумагу и не требует виртуозного владения. Еще почти с такими же качествами — HIRO Leonardt №41 (2). Сейчас самое моё любимое перо – Leonardt G (3), очень пластичное, послушное, дает хороший контраст, но немного практики перед его использованием не помешает, наверное.

Еще два интересных пера (но эти уже для продвинутых) в моей скромной коллекции — синее Leonardt 40, дает потрясающий контраст линии, но требует аккуратного обращения. И Leonardt 801, это в основном для коперплейта, без тушедержателя нереально писать) Кстати, о тушедержателях (на фото под перьями – самодельный), их почти невозможно найти в наших магазинах, поэтому часто их вырезают самостоятельно из жести, или обматывают перо тонкой проволокой, что я обычно и делаю.

Примеры работ острым пером:

Брашпены

И, наконец, самые используемые инструменты — брашпены) Первое, чем я пробовала писать — это маркеры, просто потому, что они уже были. Copic Sketch (4) мне показались слишком мягкими, Letraset Tria (3) — уже получше, а вот Faber-Castell Pitt (1,2) — очень нравятся до сих пор, их вполне могу посоветовать для начала, чтобы понять логику инструмента и сделать первые упражнения. Цена у них приемлемая, и есть приятная упругость, чего мне не хватает в других инструментах.

Небольшие лайфхаки от меня — наконечник можно немного выдвинуть, а когда он растрепается — вытащить и перевернуть. Краски в них хватает надолго, у меня закончились некоторые цвета после года нерегулярных зарисовок и полутора месяцев упорных и многочисленных занятий каллиграфией. К тому же фаберы не требую специальной бумаги, в отличие от спиртовых маркеров. Но скрипят, муж жалуется))

Примерно с такими же наконечником, но чуть толще — Marvy Brush (9), тоже достаточно быстро убивается. Из заправляемых пробовала — Platinum Pocket Brush Pen (7), приятный, но и его наконечник изнашивается быстрее, чем ожидала, и чернилами не заправишь, нужно покупать родные картриджи.

Самый распространенный и достаточно удобный вариант ручки-кисти — Pentel Pocket Brush Pen (8). Автоматическая, заправляемая, чернила на водной основе — подходят. Заливаю так же, как и в «параллельки», только лучше с иглой, отверстие маленькое. Хоть и недешевы, но главное их достоинство — наконечник не цельный, а в виде кисточки, из-за этого он не изнашивается, очень пластичен и приятен в работе.

Но больше всего по душе мне все-таки водные кисти, у меня Aquash Pentel Watercolor(5) и Sakura (6). Бывают разных размеров, наконечник — кисть, как у предыдущей ручки, особой разницы в поведении я не заметила, а цена гуманнее, и заправлять нужно реже. В резервуар можно залить воду и писать акварелью, можно — уже разведенную акварель, можно — чернила (я развожу пополам с водой).

Ну и те же приемы можно использовать для письма обычными круглыми кистями, они требуют чуть большей уверенности, но зато ими можно писать на больших форматах. Это очень круто и очень полезно иногда делать, чтобы работа велась от плеча, раскрепостилась рука.

Вообще, по брашпенам у меня есть представления об идеальном инструменте, но пока я в поиске)) Их много на самом деле, есть еще, что попробовать. По видам письма — просто нереальное разнообразие, полный фристайл. У меня пока все примерно одинаковое получается, нет еще той легкости и наработанной «каллиграфической лексики».

А вот по картинке с копиями работ можно увидеть, насколько разные результаты можно получить.

А здесь видно, зачем мне нужен биндер для заправки картриджей чернилами)

Самодельный ColaPen

И добавлю еще один интересный инструмент, который делается самостоятельно из жести — ColaPen (последнее фото). Название как раз пошло от Кока-Кола, но их жесть мягковата, хорошо подходят крышки от открывающихся консервов. Схему вырезания в инете можно найти, вырезается “лопаточка”, сворачивается пополам. Инструмент очень любопытный, не всегда предсказуемый, дает классные эффекты. В зависимости от положения линия получаются толще или тоньше, появляются специфичные рваные края, неровности, брызги и затеки. Я недавно его попробовала сделать, очень нравится, хорошо помогает в борьбе с перфекционизмом))

Пару слов о бумаге: прописи пишу на обычной офисной бумаге, вниз кладу разлинованный лист, это позволяет не размечать все каждый раз, и не печатать линейки. Кохиноровская тушь (я чаще всего пишу голубой) приятно ложится на обычный ватман. Интересные эффекты получаются на дизайнерском фактурном картоне или бумаге для пастели, особенно если по цветному писать белой гуашью (пробовала и острым пером, и плоской кистью). То же самое актуально и для крафта.

Для занятий брашпенами купила 50 листов упаковочной бумаги, продается в строительных магазинах типа Эпицентра, стоит недорого, использовать не жалко, и большой формат всегда под рукой, если нужно. Очень пригодится и калька, можно писать и острым пером, особенно белилами мне нравится, и брашпенами, приятно скользят. Еще калька незаменима, при доведении надписи до окончательного варианта, ее накладывают на первоначальную надпись, делают исправления, и так можно несколько раз, очень удобно. Из моих личных предпочтений — очень нравится, как пишут браши по мелованной бумаге, этим добром можно разжиться в копи-центрах.

Вот вроде бы и все, чем я пользуюсь. Занятие это для усидчивых и увлеченных людей, в общем-то за счет увлеченности и получается столько упражняться)) Если получается криво — не расстраивайтесь, это нормально, все прописи идут в копилку опыта, моторика оттачивается, в какой-то момент «перещелкивает» и линии начинают получаться ровными, а еще через пару пачек бумаги вы начнете понимать, куда эти линии можно вести))

Поначалу все нужно делать медленно и плавно, не обманывайтесь легкостью и беглостью движений профессионалов, так круто и быстро получится чуть позже, с годами практики)) Возникает, конечно, противное чувство, что необъятное не объять, но определенных успехов все же можно добиться, тут от ваших целей зависит. Обычно насмотрюсь работ на Пинтересте, Бихенсе и других тематических сайтах, а потом утешаю себя тем, что эти люди занимаются только каллиграфией долгие годы))

Буду рада, если мой опыт будет интересным или полезным!

Материалы и приспособления для каллиграфии. Часть 2

Для создания каллиграфических шедевров помимо мастерства художника необходимо большое количество инструментов. Профессор Угур Дерман продолжает знакомить нас с ними.

Бумага

Раньше бумага, в отличие от современной, не была сразу же пригодной для письма после своего изготовления. Прежде, чем писать на ней, эту сырую бумагу красили в нужный цвет, потом покрывали ахаром, а в конце, для закрепления ахара и устранения шероховатостей, проглаживали.

Для окраски бумаги использовали, главным образом, растительные красители, замачивая бумагу в их отваре. Чай давал кремовый цвет, деленая скорлупа ореха или кожура граната – светло-коричневый, семена крушины – желтый, кожура лука – красно-коричневый. Обычно предпочтение отдавали кремовому цвету. После наступал черед покрыть бумагу ахаром – специальным составом из смеси квасцов с яичным белком. Его наносили в 1-2 слоя с помощью губки. Если бумагу, покрытую ахаром, не прогладить (или, как говорили, в прошлом, не «запечатать») в течение недели и сделать это позже, то она начнет покрываться трещинами, и все описанные выше труды окажутся напрасными.

Для проглаживания бумаги ее укладывали в один слой на специальную доску – предпочтение отдавали липовой, так как это дерево не имеет прожилок. Доска должна быть ровной, слегка изогнутой к центру и не иметь швов. Чтобы обеспечить плавное скольжение, бумагу сначала проглаживали тряпкой, натертой сухим мылом. Потом бумагу проглаживали приспособлением, наподобие скалки, изготавливаемым из кремня.

Скалка для проглаживания бумаги / Источник: fikriyat.com

После этого бумага становилась блестящей. Листы укладывали друг на друга и помещали под пресс. Так она должна была пролежать год. Только после всех этих манипуляций бумага была готова для письма.

Чернила

Используемые для каллиграфии черные чернила получали из сажи таких веществ, как льняное масло, воск, скипидар, керосин. Сажа, получаемая при сжигании дерева или оливкового масла, не подходит для чернил, так как очень жирная. В целом, до наших дней дошло много разных рецептов изготовления сажевых чернил. Методы приготовления этих чернил со временем менялось, и, наконец, была найдена , наиболее совершенная формула – сажа, расплавленная смола и вода.

Каллиграфические надписи оставляли сушиться естественным образом. А для промокания чернил на официальных бумагах использовался специальный мелкий песок.

Писчий набор: футляр – кубур, прилагающаяся к нему емкость для мелкого песка (рих/рик), сам песок розового цвета и шелк-сырец (лика) / Источник: fikriyat.com

Чернила из сажи, которые грамотные люди раньше всегда носили с собой, в чем-то превосходят даже современные чернила, ведь они никогда не выцветают со временем. Единственное: их нельзя использовать для современных ручек, даже перьевых, но они идеально подходят для калямов. Надписи, сделанные сажевыми чернилами на покрытой ахаром бумаге, можно исправлять и даже стирать.

Помимо черных, в каллиграфии в прошлом использовали самые разные цвета. Самыми распространенными были желтый, красный, белый и золотой.

Листовое золото, используемое для изготовления золотых чернил, и инструменты для работы с ним / Источник: fikriyat.com

Чернильницы

Чернильница была важным элементом исламской культуры в те времена, когда использовались тростниковые перья и сажевые чернила. Она могла входить в состав набора для письма, находиться в специальных выдвижных ящиках или быть встроенной в футляр для каляма – дивит или кубур.

Дивит с чернильницей / Источник: fikriyat.com

Чернила не наливали сразу – сначала на дно чернильницы укладывали немного шелка-сырца. Шелк впитывал чернила, и при легком нажатии на него калямом на пере оказывалось необходимое количество чернил.

Набор для письма султана Мехмеда (1909-1918) / Источник: fikriyat.com

Мыстар

Для того, чтобы строчки были прямыми и ровными, использовалось такое простое приспособление, как разлинованный картонный шаблон, именуемый мыстар.

Мыстары – первый предназначен для начала главы, а второй – для страницы мусхафа / Источник: fikriyat.com

Начало и конец линий на нем прокалывался иглой. Работали с мыстаром следующим образом. Сверху шаблона помещали покрытый ахаром лист, потом вымытыми и обезжиренными пальцами проводили по нему – на странице оставались следы линий, по которым и писали текст.

Подставка

В прежние времена каллиграфы не работали, сидя на стуле за столом. Они садились на землю на подушку или ковер, сгибали правую ногу и писали на колене.

Каллиграф Неджмеддин Окйай (1883-1973) за работой / Источник: fikriyat.com

Чтобы взгляд всегда был перпендикулярен рабочей поверхности, а бумага удерживалась на колене правильно, использовали подставку, именуемую зыр-и мешк. Она имела размеры примерно 20 х 25 и изготавливалась из грубой бумаги. Отсутствие твердой поверхности позволяло свободно перемещать руку.

Зыр-и мешк каллиграфа Сами Эфенди (1838-1912) / Источник: fikriyat.com

Ножницы для бумаги

Для разрезания бумаги обычно использовали ножницы с длинными лезвиями. На некоторых из таких ножниц можно увидеть имя владельца, вырезанное на ручке.

Ножницы для бумаги / Источник: fikriyat.com

Но чаще на них можно было увидеть надпись «Йа Фаттах» – «О Открывающий (одно из имен Аллаха)».

Для создания совершенных работ в каллиграфии необходимо, чтобы и все эти материалы и приспособления тоже были совершенными.

Ширококонечные инструменты в каллиграфии

Инструменты и материалы для письма — важная часть каллиграфии. От выбора инструмента зависит то, каким характером и свойствами будут обладать ваши буквы на письме. Так как писать можно практически всем, что лежит у вас под рукой, выбор инструментов очень велик. В этой статье мы подробно расскажем вам, какие ширококонечные инструменты можно использовать в каллиграфии, а также поможем разобраться, в чем их отличия друг от друга.

Прежде всего, стоит отметить, что все каллиграфические инструменты можно разделить на две большие группы: ширококонечные и остроконечные. Таким образом, характер каллиграфической линии будет зависеть от определенного угла наклона и направления движения ширококонечного инструмента или от нажима остроконечного инструмента. В рамках данной статьи остановимся более подробно на первом типе.

Ширококонечные металлические перья

Классическая западно-европейская каллиграфия — это письмо ширококонечным пером. Лучше всего начинать обучение с ширококонечными металлическими перьями. Сегодня очень популярны металлические перья фирм Brause, William Mitchell, Speedball и Manuscript, и все они различаются между собой по форме (шириной и срезом пишущей части, наличием/отсутствием тушедержателя, мягкостью/жесткостью) и назначению.

Существует три типа среза пишущей части пера: правосторонний срез, который подходит для правшей, левосторонний и прямой срез. Для левшей необходимо специальное перо с левосторонним срезом либо перо рондо с прямым срезом. Перо, с правосторонним срезом будет крайне неудобно для левши. У фирм Speedball, Brause и William Mitchell существуют комплекты перьев с левосторонним срезом, предназначенные специально для левшей.

Металлические перья Leonardt Hiro Tape фирмы Manuscript Pen Company Ltd (Великобритания) более мягкие и идеально подходят для занятий и упражнений для начинающих каллиграфов. Такие перья имеют только правосторонний срез.

Ширококонечные перья Speedball (США) очень мягкие и в отличии от других перьев имеют два «расщепа» (кроме пера самого маленького размера С-6), обеспечивающие лучшее стекание туши. Такие перья прекрасно подходят для росчерков, а также для Итальянского курсива, Готических шрифтов и Унциала.

Ширококонечные металлические перья различаются между собой также шириной своей пишущей части. Более подробно об их размерах (в миллиметрах) можно узнать в нашей статье о размерах ширококонечных инструментов.

Из-за сильного расхода туши к ширококонечным перьям (сверху или снизу, в зависимости от фирмы) крепится специальный резервуар для туши — тушедержатель. Это позволяет писать несколько слов не возобновляя запас туши, что существенно увеличивает скорость письма. Металлические перья Brause, Leonardt Hiro Tape и Speedball имеют верхний тушедержатель, перья William Mitchell имеют нижний тушедержатель (к сожалению, часто в наших магазинах такие перья продаются без тушедержателей, их можно заказать отдельно или сделать самостоятельно).

Обратите внимание, что тушедержатели перьев Leonardt Hiro Tape легко снимаются и двигаются по перу. Чем ближе кончик тушедержателя находится к срезу (к пишущей части), тем легче тушь стекает с пера, и наоборот, чем дальше вы его отодвинете от кончика пера, тем слабее будет стекать тушь. Такие тушедержатели зачастую уплывают в раковину, когда их моют вместе с пером, поэтому мы рекомендуем снимать, мыть и сушить их отдельно. Тушедержатель у перьев Brause, напротив, плотно закреплен пазами и его очень сложно снять.

Заправлять ширококонечное перо лучше всего небольшой кисточкой под тушедержатель, смачивая также тушью внутреннюю часть пера у его среза. Мастера каллиграфии рекомендуют не макать такие перья в тушь, а пользоваться кисточкой, так как иначе буквы на письме будут получаться грубые и затекать.

Существуют два типа держателей для пера — прямые и косые. Для письма ширококонечным пером подходят прямые держатели. Для того, чтобы начать писать, выбранное вами металлическое перо необходимо вставить в держатель: к ободку циллиндрического гнезда, а не в его центр (вставить нужно под ободок). Перо следует вставить до упора, чтобы оно было сильно закреплено и не болталось во время письма.

Материалы и инструменты, необходимые для каллиграфии

Набор инструментов, имеющийся в распоряжении современного мастера каллиграфии, крайне обширен. Фактически все, что необходимо для начала работы – перо, бумага и тушь. Добавив к этому карандаш, линейку и раздвижную плоскую поверхность в виде чертежной доски, можно начинать работу.

До того как в конце XVIII века появилось металлическое перо, переписчики пользовались перьями, изготовленными из тростника, и гусиными перьями. Перо из тростника гораздо старше гусиного и больше ассоциируется с развитием искусства письма на Ближнем Востоке, чем в Европе. Гусиное перо связано с представлением о переписчиках-монахах и писателях эпохи Елизаветы. Как тростниковые, так и гусиные перья в ходу на сегодняшний день, однако большая часть работы по каллиграфии выполняется теперь металлическими перьями, которые обладают рядом преимуществ. Прежде всего, металлические перья более долговечны. Тушь с них стекает более равномерно, и толщину линии легче контролировать.

Существует два основных типа ручек с перьями, имеющими металлический наконечник: ручка, обмакиваемая в чернила, и авторучка. Ручка, обмакиваемая в чернила, состоит из ручки и металлического пера, которое в нее вставляется. Ручка изготавливается из пластмассы или дерева. В ручку по желанию вставляются перья разной формы, дающие линии разной толщины. К перу крепится металлический резервуар, который обеспечивает равномерное стекание чернил. Единственным недостатком этого устройства является то, что запас чернил необходимо постоянно восполнять. Это делается с помощью кисточки или пипетки, которые обмакивают в чернила. Работа с подобной ручкой оказывается более неудобной, чем использование авторучки со встроенным баллончиком для чернил.

Авторучки были изобретены как раз с целью обеспечить постоянный приток чернил при написании рукописного текста. Специальная авторучка для каллиграфии идеально подходит для начинающего. Однако выбор перьев нужной формы уступает выбору перьев для обычной ручки. Авторучка, дающая самую широкую линию, никогда не даст линию такой ширины, как специальное перо, вставляемое в обычную ручку. Перья различаются по размеру, есть перья квадратные и перья для курсива, для черчения и для отработки росчерков и завитков.

Тростниковое перо – это самый древний из всех орудий письма, которые способны удерживать чернила, тушь и другую краску. Тростниковые перья применяются и сейчас, но их очень трудно приобрести. Тростниковое перо можно изготовить самостоятельно из камыша или другого растения с трубчатым стеблем.

Гусиные перья продаются, и они готовы к употреблению. Как и тростниковое перо, можно изготовить самостоятельно.

На первом этапе можно пользоваться авторучкой с каллиграфическим пером, а затем перейти к обычной ручке с набором специальных перьев:

Рондо обозначает как каллиграфический стиль, так и форму пера. Это наиболее распространенный вид пера. Номера варьируются от 0, самого широкого, до 6, самого узкого, и между размерами предусмотрены полуразмерные перья (1/2). Перо может иметь в конце либо прямой либо косой срез. Чернильные контейнеры для перьев рондо продаются, но они имеют один и тот же размер для всей серии.

Эти перья расширяют набор рондо, давая возможность вычерчивать самые толстые линии – 12 мм шириной. Шрифтовое перо имеет закруглённый конец и дает четкую линию одинаковой толщины, в которой отсутствуют более водянистые участки, характерные для линий, проводимых перьями с прямым срезом. Последние используются чаще всего для изготовления плакатов.

Используется для вычерчивания букв по каллиграфическим нормам. Имеет специфическую горбатую форму. Обычное чертежное перо работает нисколько не хуже, и вначале можно отдать предпочтение ему.

· Перья для курсива.

Данные перья имеют широкий выбор размеров. Для художников, работающих правой рукой применяются перья с прямым срезом, для левшей – со скошенным.

Орнаментные перья имеют двухвершинную форму и используются для вычерчивания орнамента. У некоторых перьев два конца отличаются по ширине, и орнамент к буквам состоит из тонкой и толстой линий.

Фломастеры точно рассчитаны по размеру и составляют набор инструментов для вычерчивания тончайших, толстых и средней толщины линий. Они достаточно долговечны и незаменимы для набросков и декоративных элементов букв в разных стилях.

Фломастеры, дающие широкую линию, не годятся для окончательной доработки шрифта, но могут использоваться в набросках и общих схемах. На некоторых сортах бумаги чернила с фломастера расплываются и оставляют кляксы, которые портят рисунок.

Пара колонковых кисточек понадобится для заправки пера чернилами и для проведения тонких линий при украшении букв и постановки засечек в конце штрихов. Широкие плакатные кисти заменяют металлические перья.

Теоретически можно практиковать каллиграфическое письмо на любой бумаге или картоне.

Полагают, что первое производство бумаги налажено в Италии около 1270 года. До этого времени и в течение многих последующих столетий все документы писались на пергаменте или веленевой бумаге, которая пришла на смену папирусу. Технология изготовления бумаги оставалась неизменной в течение многих веков. Вымачиваются в воде растительные волокна или тряпье шерстяной или льняной ткани, затем эта масса высушивается и раскатывается в тонкие листы.

Бумага выпускается непрерывной лентой (рулонная) и отдельными листами (листовая).

Считается, что лучше всего для каллиграфии подходит бумага, изготовленная вручную. В наше время количество сортов бумаги, изготавливаемой вручную, сокращается, и в то же время постоянно растет ассортимент и качество сортов фабричной выработки. Бумага наивысшего качества готовится из льняных тканей.

По характеру обработки поверхности листа разделяют глянцевую (каландрированную) и шероховатую бумагу.

· Каландрированная бумага с мелкозернистой лощеной поверхностью идеальный вариант для каллиграфического письма. Нелощеная бумага принадлежит к тому же сорту, что и каландрированная, но имеет менее глянцевую, слегка шероховатую поверхность.

· Шероховатая бумага не повергается специальной просушке и не пропускается через горячие вальцы, но просыхает сама собой, поэтому её поверхность более шероховата чем у вышеописанных сортов. Шероховатая и нелощеная бумага больше подходят для работы кистью, чем пером.

Веленевая бумага по традиции используется с той поры, когда бумага вообще вошла в обиход в конце средневековья. Телячья кожа, ровно как и лайка, проходит длительный и сложный процесс обработки, перед тем как становится пригодной для письма гусиным пером. Велень используется и в настоящее время, но этот материал очень дорогой.

Пергамент изготавливается из шкуры овцы или ягненка. Качество поверхности уступает веленевой бумаге, но преимущества пергамента в том, что его листы могут быть более тонкими и рукопись из нескольких листов удается переплести.

Хорошей фабричной бумагой для вычерчивания орнаментов является обычная писчая бумага – дешевый и доступный материал. Картон, как материал для работ по каллиграфии, несколько уступает по качеству.

Вначале чернила изготовляли из ламповой сажи. Пигмент, получаемый из сажи, смешивали с клеем и водой. Получались густые, черные, несмываемые чернила.

Выбор шрифта и чернил нынче достаточно широк. Метод проб и ошибок позволяет определить, какие чернила лучше всего соответствуют стилю работы.

Самое главное при использовании чернил – убедиться в том, что они не забивают перо. Чернила должны свободно стекать с пера (поэтому для каллиграфических работ лучше использовать разводимые водой чернила). Несмываемые чернила забивают перо и не всегда пригодны для проведения тонких линий.

Идеальным видом чернил, особенно для новичка, являются чернила, которые смываются водой, достаточно долговечны, легко стекают с пера и могут быть использованы как в авторучке, так и с обычным пером.

С цветными чернилами работать не так легко, как может показаться на первый взгляд. В них часто содержится красители, которые не самым лучшим образом воздействуют на бумагу, могут быть недолговечными и забивать перо. Цветные чернила следует выбирать именно каллиграфические. Необходимо испытать, способны ли чернила смешиваться (для изменения основного оттенка), не приобретая каких либо отрицательных свойств.

Лучше пользоваться акварельными красками, чем цветными чернилами. Ими значительно проще получить нужный оттенок. Акварельные краски и гуашь (с примесью белил) вполне приемлемы для письма пером и широко используются художниками.

Акварельная краска сохраняет живость цвета даже в разведенном виде. Гуашь тоже представляет собой краску на водной основе, но она менее прозрачна чем акварель. Она особо хороша для закрашивания больших поверхностей. Интенсивность обеих красок можно варьировать, добавляя либо воду либо краску. Лучше начать с более насыщенного цвета и ослаблять его, добавляя воду.

Ссылка на основную публикацию