Китайская каллиграфия: история и стили

Китайская каллиграфия — жемчужина Востока

Китайская каллиграфия, насчитывает пять тысяч лет, она всегда отражала духовное состояние китайского общества. Это сущность китайской культуры и предмет гордости китайцев. Сегодня по всему миру растет интерес к китайской каллиграфии и живописи.

Для того чтобы овладеть китайской письменностью потребуется выучить 5000 иероглифов, комбинация которых дает около 20 000 слов. Это одна из самых объемных из известных систем письменности. Количество китайских иероглифов в знаменитом Словаре Канси (康熙字典 Zìdiǎn Канси, который считался стандартным руководством на протяжении XVIII и XIX вв. и был составлен по заказу императора Канси династии Цин) составляет около 47 035. Хотя справедливости ради стоит заметить, что большинство иероглифов в словаре архаичны.

В своей основе иероглифы происходят от рисунков, которые для простоты написания подверглись упрощению. Иероглифы означают звуки, слога, слова или части слов грамматически значимые.

Китайская каллиграфия это искусство и невероятное явление в сокровищнице человеческой культуры. Феномен китайской каллиграфии заключается в том, что это не только посменный язык и средство общения, но и инструмент выражения внутреннего мира художника.

Китайскую каллиграфию можно назвать живописью настолько сильно она оказывает на зрителя влияние разнообразием стилей и богатством форм. И на самом деле китайская живопись и каллиграфия как две родные сестры. Они не разлучные. Каждый китайский мастер является одновременно и каллиграфом, и художником.

В Китае всегда придавали большое значение умению владеть кистью. «Четыре драгоценности ученого» — именно так называют обязательные предметы образованного человека в Китае. Кисть, бумага, тушь и тушечница это предметы, без которых не обходились поэты, художники, каллиграфы, ученые, философы. К слову сказать, все перечисленные предметы вы можете приобрести в нашем магазине.

Даже китайские императоры были хорошими мастерами в каллиграфии. Император Цянь Лун правивший во времена династии Цин оставил после себя много своих работ на стеллах в храмах.

Четыре основные группы иероглифов

Пиктограммы — знаки в схематическом виде отображающие предмет или явление и являются первоначальной разновидностью письменности.

Идеограмы — тесно связанны с пиктограммами, но в отличии от них могут означать некую идею.

Идеофонограммы — состоят из двух элементов, один из которых передает значение слова «ключ», тогда как второй указывает на его звучание «фонетик».

Заимствованные иероглифы — иероглифы, имеющие самостоятельное значение и при этом также используемые для записи других слов.

Китайские иероглифы берут свое начало от идеографического письма, которое, в свою очередь, произошло от пиктограмм. Система пиктографического письма это изображение объекта, примитивный рисунок. Со временем рисунки упрощались. Китайская каллиграфия произошла от таких рисунков и развилась в оригинальный национальный шрифт.

Стили китайской каллиграфии

Наиболее известны пять стилей китайской каллиграфии, при помощи которых обычно изображаются знаки.

Чжуаньшу (кит.трад. 篆書, упр. 篆书) «иероглифы печати», появился это стиль в VIII-III веках до н. э. и был официальным стилем письма в царстве Цинь. Существует два его основных варианта: «большая печать» и «малая печать».

Лишу (кит. трад. 隸書, упр. 隶书), официальное письмо — стиль китайского письма, отличающийся квадратной конфигурацией иероглифов. Иногда этот стиль называют цзошу — деловое письмо.

Этот стиль каллиграфии был создан посредством переработки чжуаньшу, так возникла потребность в более быстром способе письма. Этому стилю свойственна некая жесткость структуры и перпендикулярность черт.

Синшу (кит. трад. 行書, упр. 行书), ходовое письмо — исторический стиль китайской каллиграфии.

Этому стилю не свойственна ни округлость, ни угловатость. Это что-то среднее между уставным письмом и скорописью. Стиль Синшу называется «ходовым письмом», потому что он связывается с образом идущего человека.

Стиль каллиграфии Синшу получил широкое распространение, так как довольно удобен и можно достичь значительной скорости написания иероглифов.

Цаошу (кит. трад. 草書, упр. 草书) — общее название скорописных стилей, применяемых для написания китайских иероглифов. Название стиля можно перевести как небрежное письмо.

Все разновидностям скорописного письма обладают упрощенностью и безотрывностью в написании, плавностью, экономичностью.

Кайшу — и один из наиболее поздних стилей каллиграфии: появился между правлением династии Хань и Троецарствием. Это самый популярный стиль каллиграфии.

Именно с изучения этого стиля начинают свой путь обучения каллиграфии новички.

Современный музей каллиграфии

Современный музей каллиграфии расположен в Москве на территории парка культуры и отдыха «Сокольники». Открылся он 14 августа 2008 года. Это единственный в мире музей, в котором единственное направление его работы является каллиграфическое искусство.

Попадая сюда, посетитель окунается в мир прекрасных символов, идеальных линий и абсолютной гармонии.

В музее находятся уникальные образцы письма, шедевры мирового значения, рожденные знаменитыми мастерами каллиграфии. Здесь размещаются работы европейского письма, образцы арабской и еврейской школ каллиграфии. Есть работы древней и современной японской и китайской письменности.

Так же в музее находятся множество книг по искусству каллиграфии зарубежные и отечественные.

В музее представлены работы мастеров из сорока стран и художественный фонд постоянно пополняется.

Интересно то, что экспозиция устроенная не по привычным правилам, а с учетом особенностей визуального восприятия.

Но это еще не просто музей, это еще и международный образовательно-культурный центр, где проводятся не только экскурсии, но и выставки, и мастер-классы. Это не просто музей, это замечательная творческая мастерская, где легко может поменяться местами признанный мастер и зритель.

Обучение китайской каллиграфии в Москве

Приглашаем вас на курсы китайской каллиграфии. У нас в клубе мы познакомим вас с материалами, которые используют каллиграфы, так же познакомим вас со всеми принципами построения черт. На наших занятиях вы научитесь от простого к сложному писать иероглифы.

По ходу прохождения курса, мы вас познакомим с историей каллиграфии от древних пиктограмм, до современных стилей написания.

Друзья, иероглифы это не набор крякозябров, все они имеют логику и смысл. Мы уверены, что обучение китайской каллиграфии и изучение иероглифов станет для вас простым и увлекательным занятием.

Китайская каллиграфия: история и стили

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Китайская каллиграфия имеет богатую историю, знать которую не помешает тем, кто хочет освоить этот вид искусства. Кроме того, нужно изучить основы культуры, философии Поднебесной, а также понимать китайский язык. Это поможет почувствовать энергию каллиграфии, которую по психологическому и физическому воздействию на человека приравнивают к цигуну.

Возникновение каллиграфического мастерства

Китайская каллиграфия – древнее искусство. Она насчитывает не один десяток веков. Некоторые стили появились еще до нашей эры и со временем практически не изменились. Например, так называемые иероглифы печати – чжуаньшу – зародились в VIII веке до н. э.

В те времена владеть искусством каллиграфии было обязательно для каждого образованного человека, и даже сам император регулярно упражнялся в начертании иероглифов.

Появлялись разные стили написания, более или менее простые, геометрические или плавные, но отношение к каллиграфии оставалось прежним. Как тогда, так и в наше время это не просто умение красиво писать, это способ выразить свой, уникальный, внутренний мир, расслабиться и забыть о ежедневной суете.

Важно правильно настроиться, прежде чем приступать к занятиям. Все мышцы тела нужно максимально расслабить, сосредоточиться, выкинуть из головы все мысли и заботы.

Если тело будет расслаблено, оно не только не устанет и не затечет, наоборот, получит заряд свежих сил и бодрости. А сосредоточиться на самой технике легче, если знать, что именно воспроизводится на бумаге. Нужно не просто механически отображать те или иные символы, но помнить, что каждый из них имеет свое значение, и понимать, что же именно означает иероглиф.

Такое отношение к каллиграфии выработала сама история развития этого искусства. Древние мастера считали ее сродни цигуну по воздействию на психоэмоциональное состояние человека. Возможно, отчасти поэтому каллиграфия была искусством для образованных (а значит, и более состоятельных) людей – не только из-за наличия средств для покупки всех необходимых материалов, но и потому, что у людей простых не было времени на сосредоточенное и вдумчивое выведение иероглифов.

Стилевое разнообразие

Прежде чем приступать к занятиям каллиграфией, нужно получить хотя бы начальные знания о языке и научиться его понимать.

Письменность Китая является словесно-слоговой, то есть каждый отдельно взятый иероглиф передает или слово целиком, или его грамматически значимую часть. Произошли иероглифы от рисунков, которые были максимально упрощены для удобства и скорости письма. В китайском языке насчитывается около 5 тысяч символов, и их надо изучить перед тем, как браться за кисть.

Все это множество иероглифов можно разделить на несколько категорий.

  1. Пиктограммы. Это изображения, которые и стали основой письменности, ее первоначальная разновидность.
  2. Идеограммы. Изображают отдельные элементы реального мира, идеи. Находятся в тесной связи с пиктограммами.
  3. Фоноидеограммы. Включают в себя две составляющие – одна указывает на значение, другая – на звучание слова.
  4. Заимствованные иероглифы. Эти символы имеют свое значение, но используются для того, чтобы записывать другие слова.

Необязательно запоминать все символы по группам, главное – изучить значение китайской письменности, научиться понимать ее.

Что касается стилей каллиграфического письма, то их существует 5 – чжуаньшу, лишу, синшу, цаошу, кайшу и эдомодзи.

Одним из самых древних считается стиль чжуаньшу. Первые работы, выполненные в этой стилевой направленности, датируются VIII-III вв. до н. э. Это было официальное письмо царства Цинь, сейчас же является наиболее часто используемым стилем. Однако несмотря на распространенность, использование чжуаньшу ограничено только каллиграфией, поскольку даже коренные китайцы не могут прочесть текст, написанный этим письмом.

Следующий стиль, «дочерний» чжуаньшу, – лишу. Он появился во II веке до н. э. Его отличительная черта – расширяющиеся книзу горизонтальные и диагональные линии. Этот «хвост» по-китайски называется «головой шелковичного червя» и «гусиным хвостом». Сейчас для написания используется поздний лишу.

Синшу, называемый «бегущим» стилем, отличается тем, что при написании иероглифов кисть практически не отрывается от бумаги.

Цаошу – практически тот же курсив тоже является безотрывным, как и синшу. Надписи цаошу можно прочесть, если владеть специальными навыками.

Самым популярным на сегодняшний день является стиль кайшу. Он берет свое начало от стиля лишу и считается наиболее поздним стилем написания иероглифов. В кайшу черты, которые образуют символ, отделены друг от друга.

Стиль эдомодзи, вообще, не имеет отношения к китайской каллиграфии. Этот стиль пришел из Японии и используется при оформлении рекламных вывесок, плакатов и тому подобного.

Из всех этих стилей сложно выбрать наиболее легкий, что подошел бы для начинающих. В каждом есть свои особенности, тонкости, которые так сразу освоить будет сложно. Но те стили, в которых линии выводятся отдельно, новичку будет несколько легче изучить. Безотрывное письмо сложнее, неопытному каллиграфу будет труднее его изучить без базовых навыков.

Знание китайского языка относится к тем самым базовым навыкам, без которых трудно будет освоить искусство каллиграфии, о каком бы стиле ни шла речь. При этом необязательно знать язык в совершенстве, главное – понимать его.

Инструменты

Для занятий каллиграфией потребуются:

В древнем Китае эти предметы называли четырьмя сокровищами ученого, относились к ним с соответствующим почтением и выбирали очень тщательно.

Так, бумага бралась специальная, при изготовлении которой использовалась измельченная древесная кора и рисовая солома. Еще раньше до изобретения бумаги в Китае писали на белом шелке. Стоимость этих (в частности) материалов для письма и сделала каллиграфию искусством для образованных, а значит – обеспеченных людей.

Для изготовления кистей бралась козлиная или заячья шерсть, которая хорошо впитывает воду и удерживает чернила. Форма кисти тоже имеет значение – она должна быть округлой по бокам и заостренной к кончику. Острый кончик позволяет выводить аккуратные, четкие линии, обеспечивает необходимую упругость письма. Для рукоятки использовались такие материалы, как бамбук, слоновая кость, нефрит, хрусталь, фарфор, сандал, рог быка, даже золото и серебро.

Тушь должна быть однородной, без комочков и крупных частичек, которые могли оставить пятна на бумаге. Производились чернила из сосновой сажи, свиного жира, растительных масел и ароматических веществ. Последние обеспечивали туши блеск и предохраняли от потускнения. Все эти ингредиенты смешивали, просушивали и формировали в брикеты.

Прежде чем использовать чернила, их растирали в тушечнице, к которой тоже предъявлялись свои требования. Ее стенки должны были быть негладкими (чтобы можно было легко растереть вещество) и не слишком шероховатыми, иначе частички получились бы крупнее, чем нужно. Только мелкозернистая поверхность позволяла растереть чернила так, как нужно.

Сейчас широкий выбор материалов для любого творчества, в том числе и для каллиграфии. Однако понимание, какие именно чернила, кисть или бумага подходят лучше всего, можно получить только в процессе работы, экспериментируя с материалами разных производителей.

Обучение китайской каллиграфии смотрите в следующем видео.


Китайская Каллиграфия – четыре драгоценности

Китайская каллиграфия занимает достойное место в области традиционного искусства Поднебесной, это не только средство общения, но и средство выражения внутреннего мира человека.

Китайская каллиграфия занимает достойное место в области традиционного искусства страны, это не только средство общения, но и средство выражения внутреннего мира человека в эстетическом смысле.

В Древнем Китае уделяли большое внимание каллиграфии. Владение каллиграфией было очень важно для кандидатов, сдающих императорский экзамен.

Дети высокопоставленных чиновников учились и старались писать хорошо, даже императоры были хороши в каллиграфии, например, император Цянь лун династии Цин (1644 – 1911) оставил нам множество примеров своего искусства на стеллах в храмах и дворцах.

Китайское письмо относится к словесно-слоговым. В нем иероглифы передают слова (как правило, односложные) или же грамматически значимые части слова . Иероглифы в своей основе происходят от рисунков , которые со временем подверглись скорописному упрощению. Для овладения китайской письменностью требуется знание 5000 иероглифов. Их комбинация дает около 20 000 слов.

Иероглифы можно разделить на четыре основные группы:

  • Пиктограммы – знаки-рисунки, являющиеся первоначальной разновидностью письменности. Они существуют с середины второго тысячелетия до н. э.
  • Идеограммы – символы, которые отображают идею или элемент реальности. Они тесно связаны с пиктограммами.
  • Идеофонограммы состоят из двух частей, одна из которых передает значение слова, тогда как вторая указывает на его звучание.
  • Заимствованные иероглифы – иероглифы, имеющие самостоятельное значение и при этом также используемые для записи других слов (как правило, с отвлеченным значением).

Начертания иероглифов складываются из стандартных черт, числом от 1 до 28.

В китайской традиции бумага, кисть, тушь и тушечница называются “четырьмя драгоценностями, что находятся в покоях культурного человека”. Для каждой из письменных принадлежностей существовал особый канон.

Если кисть начинает колебаться, остается черная метка , поэтому скорость, сила и ловкость являются основой произведений изобразительного искусства. При написании иероглифов многие каллиграфы забывают все заботы и даже самих себя, объединив все мысли в красоте своего искусства.

Китайская каллиграфия – это философия . Таким образом, каллиграфию можно сравнить с цигун, это также помогает улучшить форму и характер человека, и содействовать благополучию.

Каллиграфия, как зеркало – молчаливое отражение души . Сегодня различные современные способы написания иероглифов были заменены на оригинальные, люди все еще любят древнюю форму каллиграфии и практикуют ее неустанно. Во время проведения традиционных праздников, благоприятные куплеты и каллиграфические надписи – всегда незаменимое украшение каждого дома.

История Китайской каллиграфии

Китайская Каллиграфия – особое явление в культуре Китая , которое представляет собой скорее искусство, чем просто способ передачи информации. Каллиграфия пережила более 2000 лет, и насчитывает пять основных способов написания различными методами. Даже сегодня, каллиграфия по-прежнему часто практикуется в качестве хобби.

Китайская письменность является одним из самых значимых элементов в четырех традиционных искусствах Китая, а именно в игре на лютне, шахматах, каллиграфии и живописи

При объединении китайского народа династии Цинь (221 до н.э. – 206 до н.э.), премьер-министр Ли Си активно продвигал единую форму записи, основываясь на надписях на бронзовых изделиях. Это первый пример, известный как “печать символов» (Zhuanshu).

В династии Восточная Хань (25 – 220), люди упростили древнюю каллиграфию, которая имела много штрихов и создали официальный алфавит. Новая китайская каллиграфия оказалась гораздо аккуратнее и деликатнее, чем прежде. При написании горизонтальной линии, надо позволить кисти идти против точки направления и сосредоточиться на стабильном штрихе.

Такой алфавит имел свои закономерности. В Китае он был разработан с конца династии Хань и является самым популярным и влиятельным стилем Китайской письменности сегодня.

Каллиграфическая письменность процветала больше всего во время династии Тан (618 – 907), когда Yan Zhenqing и Liu Gongquan последовательно организовали школы своих собственных стилей, известных за их силу и четкость.

Современный Музей Каллиграфии

Музей Каллиграфии расположен в Сокольническом парке в Москве. В музее каллиграфии представлены произведения искусства каллиграфов из 40 стран. В их числе уникальные образцы письма, также среди экспонатов присутствуют мировые шедевры, написанные известными каллиграфами.

В музее каллиграфии представлены изысканные экспонаты европейского и славянского письма, работы арабской и еврейской школ каллиграфии, строгие черты японской каллиграфии, примеры китайской письменности древности,которые раскрывают историю возникновения искусства каллиграфии; также зарубежные и отечественные книги по каллиграфии; редкие рукописные издания, выпущенные единичными тиражами; письменные приборы настоящего и прошлого.

Четыре Драгоценности

Кисти для Каллиграфии

Самая ранняя кисть, которая была найдена – является реликтом периода Воюющих царств (476 до н.э. – 221 до н.э.). С тех пор кисть много раз изменяла свою форму.

Кисть должна была иметь острый кончик , аккуратные и не растрепанные волоски, округлую форму по бокам и большую упругость. Изготовление правильной кисти проходило в 70 этапов, и в зависимости от стиля письма или живописи имелось более 200 разновидностей кисти. Кисти изготовлялись из волосков козла или зайца; такие кисти хорошо впитывали жидкость и удерживали достаточное количество чернил.

Рукоятка кисти может быть выполнена из бамбука, слоновой кости, нефрита, хрусталя, золота, серебра, фарфора, сандала, рога быка и т.д. Многие художники для создания вдохновения украшают рукоятки кистей художественными узорами.

Тушь для Каллиграфии

Хорошие чернила должны быть однородными и иметь блеск. С изобретением бумаги, они были улучшены.

В рецептуру туши входили такие ингредиенты, как смолянистая сажа сосны, свиной жир, растительные масла и даже ароматические вещества, которые не только придавали легкий аромат картине, но и не позволяли туши тускнеть в течение многих веков.

Тушь тщательно перемешивали, сушили и формировали в виде небольших продолговатых брикетов, нередко на них наносился выпуклый узор или надпись (например, “золото не меняется”).

Перед использованием тушь растирали в тушечнице, которой не следовало быть ни слишком гладкой (тогда тушь трудно растереть), ни слишком шероховатой (тогда тушь крошится, и на бумаге остаются ее мелкие частички).

В древние времена императора Цяньлуна династии Цин (1644 – 1911) уделялось большое внимание производству чернил и были даже эксперты для оценки качества чернил.

Бумага для Каллиграфии

Также тщательно подбирали и бумагу, чтобы тушь по ней не растекалась. Изготовленная из смеси измельченной древесной коры и рисовой соломы, бумага была абсолютно белой, тонкой и прочной. Изготовления бумаги является одним из «четырех великих изобретений”, которые привнес древний китайский народ.

До создания бумаги, наши предки использовали узлы в шнурах для записи событий. Затем вырезали на костях, слоновой кости, раковинах черепах и бронзе. В течение очень многих лет они писали на кусочках бамбука . В начале династии Хань богатые люди писали на белом шелке, но это было вне досягаемости для большинства людей,так как ткань была очень драгоценна.

Цай Луня сделал ценный вклад в историю. Именно его исследования привели к созданию бумаги. Впоследствии, многие сорта бумаги были произведены различного качества и интенсивности использования. Сегодня Xuan бумага первоначально сделанная в провинции Аньхой также сияет своим обаянием.

Чернильный камень

Чернильный камень в Древнем Китае считался самым важным из “четырех сокровищ”, так как хороший чернильный камень был главным условием достижения желаемого вида чернил.

Хороший чернильный камень был весьма ценным и дорогостоящим приобретением. У чернильного камня шероховатая поверхность, дабы при соприкосновении с ней чернильной палочки образовывался порошок для изготовления чернил. Сразу производили небольшое количество чернил, так как они быстро испарялись.

При изготовлении чернильного камня использовались самые различные материалы: керамика, фарфор, кирпич и природный камень. Конечно же последний вид материала распространен был больше всего.

В ходе развития китайской каллиграфии возникло множество стилей . Одним из самых необычных из них был “травяной стиль”: выписанные им знаки напоминали траву, колеблющуюся под ветром. В ряде направлений даосизма каллиграфия понималась как способ выражения особого, запредельного состояния сознания. Впоследствии каллиграфия утратила явный мистицизм, однако магическое начало, связанное с экстатическим переживанием самого акта “обретения тушью формы”, живо до сих пор.

Китайская Каллиграфия очень значима в культуре Китая и является скорее особым искусством, нежели просто способом передачи информации. Во многом это было обусловлено изначальной магической функцией иероглифов, которые выступали в качестве посредников в общении человека и Неба.

Искусство китайской каллиграфии

Китайская каллиграфия – это искусное красивое написание иероглифов, которые состоят из стандартных черт, от одной до 28.

Китайская каллиграфия заняла почетное место в области искусства Китая.

При написании иероглифов требуется усидчивость, нужно чувствовать кисть и знать, куда поплывет тушь.

Стили китайской каллиграфии

Для достойной оценки искусства китайской письменности нужно иметь хотя бы общее представление о его основании и развитии с течением времени.

Ещё с Ханьской эпохи (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) китайская письменность упростилась и преобразовалась, тогда зародился стиль лишу. После Ханьской династии были придуманы ещё три стиля: цаошу, кайшу и синшу. На данный момент китайская каллиграфия насчитывает много стилей, из которых можно выделить пять основных: чжуаньшу, лишу, синшу, кайшу и цаошу.

Чжуаньшу

Официальный стиль во времена династии Цинь, который распространился в регионы, завоеванные этой династией. Все черты этого письма тонкие, а концы заострены.

Есть два главных варианта чжуаньшу: большой чжуань (дачжуань) и малый чжуань (сяочжуань).

Саму печать изготавливают преимущественно из древесины, а для нанесения иероглифов используют кисть и тушь.

Развивался благодаря одному из вариантов чжаньшу в годы правления династии Хань.

Отличительная черта этого стиля – расширяющийся «хвост» черт.

Стиль изначально использовали для стенографических записей.

Синшу

Его ещё называют «бегущий стиль», так как при письме кисть практически не отрывается от бумаги. Своему рождению этот стиль обязан кайшу. Создал его Лю Дэшэн. И в настоящее время это самый молодой стиль китайской каллиграфии.

Синшу пишется быстро и как бы небрежно, но его манера отличается своей энергичностью и выразительностью. Синшу по достоинству оценен как художественный стиль китайской традиционной письменности.

Кайшу

Стиль пользующийся большей популярностью из всех остальных стилей и первый, которому обучают иностранцев.

Кайшу был создан между правлением династии Хань и Троецарствием. Основателем стиля принято считать Чжун Яо.

Иероглиф «кай» переводится как «образец». Иероглифы этого стиля отличаются квадратной формой за счёт ровных и прямых черт.

Цаошу

Также называют «травяной стиль», образовавшийся из стиля лишу. Однако, чтобы его читать, нужно обладать определёнными навыками, просто знать лишу недостаточно, необходимо обучиться цаошу.

Этот стиль схож со стилем синшу тем, что иероглифы пишут так же не отрывая кисть от поверхности. Цаошу никогда не был особо распространён, так как его округлые знаки трудны для прочтения.

Китайская каллиграфия очень интересна и многообразна, поэтому учиться ей лучше у опытных наставников в центре китайской культуры и языка «Тайшань», одновременно изучая и разговорный китайский язык, оттачивая произношение. Множество программ обучения дают возможность выучить китайскую письменность и язык любому желающему.

Драгоценности ученого

Именно так называют инструменты для китайской каллиграфии – кисть, бумага, тушь и тушечница. Эти четыре предмета необходимы каждому образованному человеку, живущему в Китае. При помощи этих принадлежностей возможно добиться особой выразительности китайской каллиграфии.

Кисть

Возможности кисти намного богаче, чем возможности шариковых и перьевых ручек относительно графической части.

Кисти, которые применяются в настоящее время, бывают трёх типов, в зависимости от материалов, из которых они изготовлены: янхао, ланхао и цзыхао.

  • Янхао – кисти, изготовленные из козьей шерсти. Такие кисти очень мягкие и гибкие.
  • Ланхао ещё носят насвание кисти «волчьего волоса», хотя на самом деле материал для их изготовления – шерсть маленького зверька, который называется колонок. Эти кисти обладают большей жесткостью, нежели янхао, и используются для написания тонких линий.
  • Цзыхао носят название «фиолетовый волос», изготавливают их из кроличьей шерсти. Четкость линий – характерная черта этих кистей.

В особых случаях, для того, чтобы придать свойствам кисти сбалансированность, используют комбинированную кисть, изготовленную из шерсти двух животных. Такие кисти называют цзяньхзо. Опытные каллиграфы имеют в своём распоряжении несколько кистей различных типов.

Тушечница

Тушечница – обязательный атрибут для каллиграфа, изготавливается преимущественно из камня, что делает её долговечной. Нередко тушечница передавалась от поколения к поколению. Камень должен быть из мелкозернистой породы, такой, чтобы не повредил кисть, но при этом твёрдый для того, чтобы растереть тушь.

Тушь изготавливают с применением сажи на основе клея.

К выбору туши стоит подойти основательно, ведь именно от неё зависит качество написания. Хорошая тушь должна быть ярко-черного цвета без каких-либо примесей.

Бумага

Многие считают изобретателем, открывшим столь необходимую вещь Цай Луня, который жил во время правлении династии Восточная Хань.

Сюаньчжи – особый сорт бамбуковой бумаги, именно его применяют для китайской каллиграфии. Эта бумага производится вручную, она очень мягкая и гибкая, благодаря чему высоко ценится каллиграфами. Её свойства полностью отвечают требованиям китайской живописи.

Не у всех есть возможность приобрести особую бамбуковую бумагу, в таком случае на первых порах подойдёт бумага, с похожими абсорбирующими свойствами. Часто новички в первое время использую газетную бумагу.

Где и как обучиться китайской каллиграфии

Китайская каллиграфия – занятие интересное и увлекательное, но непростое. Именитые каллиграфы оттачивали своё мастерство годами.

Возможно ли самостоятельно постичь мастерство китайской письменности? Если и возможно, то очень трудно, долго и кропотливо. Всевозможные учебники для самостоятельного изучения хороши, но они не способны отвечать на возникшие вопросы.

Можно нанять репетитора, но нужно быть уверенным в опытности и компетентности.

Пожалуй, единственным верным решением станет занятие в центре китайской культуры и языка. Там вам подберут и удобный график посещения, и дадут все необходимые знания, ответят на возникшие вопросы и помогут отточить ваши графические способности.

Краткий путеводитель по стилям китайской каллиграфии

Как разобраться в стилях китайской каллиграфии и научиться различать их? Это не так сложно, как может показаться непосвященному зрителю на первый взгляд. В нашей статье мы попробуем коротко рассказать об основных стилях и сопроводить этот рассказ конкретными примерами.

Китайская письменность насчитывает довольно большое количество стилей, китайские источники говорят обычно примерно о десяти, но этот набор не учитывает ставшие классикой авторские почерки и многообразие древних письменностей. У нас же речь пойдет о пяти основных стилях китайской каллиграфии: первые три до сих пор широко употребляются в повседневной жизни, а два последних в наше время уже вышли из широкого обихода, но продолжают жить в каллиграфическом искусстве.

Обратите внимание, что в название большинства стилей включен иероглиф шу (shū: традиционный – либо упрощенный – ), который переводится как “письмо, письменность, книга, каллиграфия”.

    Кайшу (楷書, 楷书, kǎishū) – образцовое или регулярное письмо, устав. Это основной стиль современной китайской письменности, стандарт которого сохраняет статус официального более 1300 лет. Образец в стиле кайшу, почерк оу – назван по имени классика каллиграфии Оуян Сюня ( 欧阳询, Ōuyáng Xún, 557 – 641гг)

Типографские и компьютерные шрифты, главным образом, используют иероглифы этого стиля.

Основные характеристики кайшу – стандартность (унифицированность), строгий порядок черт, отчетливость в прописывании каждого элемента иероглифа, пластика графики черт за счет варьирования толщины линий и скорости написания элементов.

Иероглиф компонуется в квадрат. Тем, кто сталкивался с изучением китайского языка и каллиграфии знакомы прописи по типу иероглифа «рис» 米 – это и есть базовая структура компоновки иероглифа в стиле кайшу.

Прописи по типу иероглифа “рис” 米 с образцами в стиле кайшу

  1. Синшу (行書, 行书, хíngshū) – «ходовое» или «бегущее» письмо. Само название стиля записывается иероглифом состоящим из 2х ключей: «шаг левой ногой» 彳 и «шаг правой ногой» 亍. Ван Сичжи – фрагмент “Предисловия к беседке орхидей”, стиль синшу (王羲之蘭亭序) Иероглиф “летать” 飞 , написанный стилем синшу

Основные характеристики: комбинация базовых черт пишется с минимальным отрывом кисти от бумаги. Плавный, изящный, летящий иероглиф хорошо читается. Привычная в кайшу последовательность черт иногда нарушается в пользу слитности, непрерывности письма, но общая логика написания и вариаций толщины линий сохраняется. Иероглиф в стиле синшу может быть слегка вытянут, чаще по вертикали. Это наиболее употребляемый стиль в частной повседневной письменной речи, в эпистолярном жанре.

    Цаошу (草書, 草书, cǎoshū )– «травяное письмо». Чжи Юньмин (Zhu Yunming (1460 – 1526)) – поэма написанная стилем цаошу

Стиль цаошу – главный скорописный стиль. Иероглиф упрощается, часть элементов иероглифа пропускается, оставшиеся значительно утрируются. Текст пишется еще более цельно и стремительно, чем в синшу. Зачастую несколько иероглифов сплетаются в единую вязь. Это наиболее трудный стиль, как в написании, так и в различении.

Фрагмент автобиографии Хуай Су (Huai Su (懷素)), стиль цаошу, династия Тан, 8 в.н.э.

Танцующие, летящие иероглифы подобны вдохновенному абстрактному полотну. Для того, чтобы прочитать написанное стилем цаошу необходим не только практический опыт письма кистью, но и немалый культурный багаж – знание классических философских и поэтических текстов.

  • Чжуаньшу (篆書, 篆书, zhuànshū) – «письмо (древней) печати» – в этом стиле выполнены древнейшие гадательные письмена на костях животных и панцирях черепах (цзягувэнь甲骨文), надписи на ритуальных бронзовых сосудах (цзиньвэнь 金文, jīnwén или дачжуань大篆). древнейшие гадательные письмена на костях животных и панцирях черепах (цзягувэнь甲骨文) цзиньвэнь 金文 или дачжуань大篆
  • каллиграфия в стиле сяочжуань 小篆– «малая печать» Дэн Шижу – Deng Shiru(邓石如)- каллиграфия в стиле чжуаньшу

    В 221-206 гг.до н.э. правитель Цинь объединил страну и провозгласил создание первого централизованного государства в Китае, объявив себя императором – Циньши-хуанди. Вступив на престол, он провел реформу письменности, упростил и унифицировал написание и ввел единый по стране стиль письма сяочжуань 小篆– «малая печать». В отличие от предыдущих вариаций стиля чжуань иероглифы стиля сяочжуань отличаются бОльшей соразмерностью и симметричностью, а идеографические знаки преобладают над пиктографическими.

    В целом, чжуаньшу характеризуется использованием наименьшего количества черт: в нем отсутствуют точка, крючок и ломаная. Все линии имеют одинаковую толщину, выполняются с равномерным нажимом, а иероглифы вытянуты по вертикали. Этот стиль наиболее пиктографичен, а потому важен для понимания эволюции и символического содержания иероглифа.

    Ци Байши (齊白石), печать в стиле чжуаньшу: по всей Поднебесной много моих картин, но большинство из них – подделки

    До сегодняшнего дня чжуаньшу традиционно используется для создания печатей, необходимых в оформлении каллиграфии и живописи.

    1. Лишу (隸書, 隶书, lìshū) – «деловое» или «конторское письмо» – этот стиль сформировался в период правления династии Хань (25-220гг). Потребность вести объёмную деловую документацию и архивы способствовала возникновению более простого и унифицированного в начертании письма, чем чжуаньшу (включая сяочжуань). Кроме того, в этот период начинают использовать кисть и, чуть позже, бумагу (прежде иероглифы вырезались, гравировались). образец каллиграфии в стиле лишу

    «цаньтоу-яньвэй» (蚕头燕尾) – «голова шелковичного червя – хвост дикого гуся»

    Иероглифы в стиле лишу обычно немного вытянуты по горизонтали. С использованием кисти каллиграфы начинают варьировать толщину линий при письме. Для лишу характерна черта «цаньтоу-яньвэй» (蚕头燕尾 cán tóu yàn wěi) – «голова шелковичного червя – хвост дикого гуся» – так обычно стилизовали акцентированную горизонталь в составе иероглифа.

    Сегодня лишу не используется в повседневном письме – это декоративный стиль, с которым работают профессиональные каллиграфы и дизайнеры.

    Основные стили каллиграфии (столбцы справа налево): первые два – чжуаньшу – дачжуань, сяочжуань, далее – лишу, синшу, кайшу и крайний левый – цаошу.

    Истоки и композиция
    китайских письменных знаков

    Понимая ход развития китайской письменности, легче, наверное, и понимать искусство китайской каллиграфии. Как известно, в наши дни самые ранние истоки китайской письменности прослеживаются в эпохе узлового письма (28-й век до н. э). Люди, ведающие административными делами, приемами узлового письма вели учет уже разрешенным и еще ждущим своего разрешения делам.

    По общепринятому истолкованию, заслуга изобретения первого рода рисуночной письменности принадлежит Цан Се. Как рассказывают, Цан Се создал своего рода примитивный образец купчей крепости, используемый в чиновничьих Протоколах при учете простых сделок и других такого же рода дел. Его открытие напоминает английские бирки и получили наименование “письмо”. Она представляла собой деревянную рейку с вырезанными на ней памятными значками. Цан Се вырезал в общих чертах увиденные своими глазами следы на земле, оставленные птицами и зверями, и тень от древесной листвы. Эти рисунки были со временем приняты за первоначальные формы письменности. С 18-го века до нашей эры большая часть рисуночных письмен была вырезана на черепаховых щитках и костях животных и так и называется нами “надписями на костях и черепаховых щитках”.

    В сохранившихся до наших времен записях весьма затруднительно обнаружить рисуночные письмена очень уж ранних эпох, но 100 лет тому назад было обнаружено большое количество надписей на костях и черепаховых щитках эпохи Шан (16-й — 11-й вв. до н. э. ). Некоторое представление о письменности раннего периода нам дают бронзовые изделия эпохи Шан и Чжоу (12-й в. — 476 г. до н. э. ).

    Попробуем разобрать нижеследующие примеры:

    (Солнце) обратите внимание на то, как в этих значках отражены такие особенности солнца, как его круглая ыорма и радиальные лучи.
    (Луна) это появляющиеся иногда на небосводе формы молодого месяца.
    Примерно за 800 лет до нашей эры один летописец по прозванию “Чжоу” разработал целую серию письмен, постоянно повторяемую резцом на бронзовых изделиях. Впоследствии языковеды прозвали его стиль “да чжуань” — “большой устав”. За 213 лет до нашей эры Ли Сы, главный министр Циньской династии, впервые выработал официальные нормы письменности, закрепив письменный образец для пользования учеными. Это был “сяо чжуань” — “малый устав”, охватывающий более 3000 знаков. То был исключительно важный шаг в истории китайской каллиграфии.

    Ученый Сюй Шэнь, родившийся приблизительно за 86 лет до нашей эры, разделил китайские письмена на шесть категорий. Рассмотрим, по какому же принципу составляются эти категории.

    Первая: символы, подражательные или изобразительные значки, упрощенное изображение предмета.
    (вместе) — два человека, стоящих рядом друг с другом

    Вторая: пиктограмма, смысл подсказывается изображением самого предмета, чаще всего указывающим на смысл его движения.
    (рассвет) или заря — солнце, поднимающееся над горизонтом.

    Третья: фонограмма, одна часть знака указывает на смысл, другая — на звук.
    (вопрос) в этом иероглифе — звуковой знак (фонетик), а рот, указывающий на распросы.

    Четвертая: идеограмма, один знак из нескольких смысловых составляющих.
    (человеческая толпа) или означает “все”, “толпа”, “множиство” или “большинство”.

    Пятая: варианты, смысл знака носит переносный или производный характер; иногда же метафорический или символический характер, подчас первоначальный смысл изменяется до полной своей противоположности.
    (верх) и (низ) в древности писались как и , где второй знак — перевернутый первый.

    Шестая: заимствования, при использовании омонима, ассоциации или производного смысла прежний смысл слова меняет свое прежнее значение.
    (длинный) — антоним (короткий) и при заимствовании получает значение “взрослый”, так как его рост “длиннее”, чем у ребенка, или даже превращается в (старший), так как его возраст “длиннее”, чем у юноши, а то превращается в (начальник), так как по своему положению он выше, “длиннее” окружающей массы.

    Стили Ханьской эпохи по методу письма резко отличаются от стилей последующих эпох, но начиная от Ханьской эпохи до сегодняшнего времени за 2000 лет в композиции и образе китайских иероглифов не наблюдается коренных изменений. Проникнувшись методами композиции китайского письма и особенностями его изящества, нетрудно понять истоки стилей китайского письма, а еще легче приобщиться к китайской каллиграфии и по-настоящему насладиться сю.

    Основные стили
    китайской каллиграфии

    Общее представление о зарождении и последующем развитии основных каллиграфических стилей весьма желательно для достойной оценки искусства каллиграфии.

    Начиная с Ханьской эпохи (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) китайское письмо неоднократно проходило через преобразование и упрощение, со временем развившись в стиль лишу. После Ханьской династии зародилось еще три стиля. Очень быстро воспринятые, они употребляются и до наших дней, причем больше всех других стилей. Вот эти три стиля: кайшу, синшу и цаошу. Хотя, может быть, некоторые каллиграфы и тяготеют к какому-то одному стилю, тем не менее они, как правило, владеют всеми стилями.

    Ниже мы, минуя второстепенные стили, перейдем к пяти основным стилям — чжуаньшу, лишу, кайшу, синшу и цаошу.

    Чжуаньшу

    Под этим обобщающим заголовком собраны надписи на костях и черепаховых щитках, древние письмена, да чжуань и сяо чжуань. Почерки надписей на костях и черепаховых щитках выдержанны и отличаются красотой линий. Древние письмена отлиты на бронзовых изделиях. Так как эти бронзовые изделия употреблялись только при больших и важных государственных церемониях и жертвоприношениях предкам, то сам акт вырезания надписей на этих бронзовых изделиях и камнях уже сам по себе являлся искусством и называется “эпиграфикой”. Тысячи лет эти надписи всегда были для ученых предметом исследований и обсуждения.

    Сколько каллиграфов последних эпох, вырабатывая в себе эстетическое чутье и твердый почерк, копировали “древние письмена”, а в Цинскую эпоху чуть ли не все знаменитые представители каллиграфии прекрасно знали древние письмена. Да чжуань совсем немногим отличается от древних письмен только составными письменами. Самое большое и горячее восхищение вызывает его жемчужина — “письмена на каменных барабанах”, вот уже сколько лет являющиеся предметом горячих споров среди специалистов. Эти каменные барабаны, обнаруженные в Баоцзи провинции Шэньси, на взгляд каллиграфов и археологов, представляют собой бесценный художественный шедевр. Сяо чжуань — своего рода показательный стиль, важная веха в истории развития китайской культуры. Он оказал глубоко идущее влияние не только на язык, но и на живопись и каллиграфию. Как показательный стиль для изучения он с тем большей легкостью получил широкое распространение. Последующие за ним каллиграфические стили все развивались на этой основе.

    Писать письмена стилем лишу гораздо удобнее, чем стилем чжуаньшу. Иероглиф “ли” на ханьском языке означает официальный документ. Еще в самом начале этот стиль использовался чиновниками для стенографической записи. Впоследствии он стал употребляться в императорских указах, в официальных объявлениях, а также в надписях на священной утвари, использовавшейся при церемониях и обрядах. Оценочным мерилом для работающих над лишу каллиграфов был красивый почерк письма, а не удобство его написания. К Ханьской династии лишу уже стал своего рода образцовым стилем. На нем писались тексты на всевозможных каменных стелах и в официальных документах. Этот стиль был выразителен и свободен, работа кистью отличалась изменчивостью, черты в стиле письма сяо чжуань округлые, кружащие и извилистые сменились ломкими, угловатыми и правильными.

    Кайшу

    Иероглиф “кай” означает “образец”. Этот стиль составляют ровные и прямые черты, он отличается квадратной формой иероглифов и потому прозван ” уставным начертанием иероглифов”.


    Обычно родоначальником стиля кайшу называют Чжун Яо. В стиле кайшу был особенно искусен Ван Сичжи, самый знаменитый каллиграф Китая, живший при династии Цзинь. Его каллиграфия заслужила высочайшую оценку танского императора Тайцзуна, выдающегося каллиграфа этой династии. Этот император ревностно вникал в стиль письма Ван Сичжи и, не жалея сил и не считаясь с затратами, собирал подлинные рукописи Ван Сичжи. Министры императорского двора отдали приказ копировать каллиграфический стиль Ван Сичжи. Вот таким образом обычай этот дошел и до наших дней. Молодые каллиграфы по-прежнему охотно снимают копии с работ Ван Сичжи.

    К середине Танской эпохи, золотого века китайской культуры, каллиграф Янь Чжэньцин подверг каллиграфический стиль большим преобразованиям. Тонкий и грациозный стиль Ван Сичжи сменился правильным, полным мощи и экспрессии стилем. А вот каллиграфический стиль еще одного мастера каллиграфии Лю Гунцюаня с его выдержанной композицией и мощным почерком. К началу Сунской династии стиль кайшу застыл на одном месте, и перспектива его ожидала незавидная. Но мужество и энергия людей нового поколения, таких, как Су Дунпо, Хуан Тинцзянь, Ми Фуэй и Цай Сян, еще раз возродили к жизни этот стиль. При Юаньской династии (1279 — 1368 гг.) появилась самобытная школа Чжао Мэнфу . Его стиль кайшу даже называли самым замечательным стилем того периода.

    Самым знаменитым представителем каллиграфов Минской династии ( 1368-1644 гг.) был Дун Цичан. Начиная с династии Цин каллиграфы, копируя произведения древних мастеров, в своем творчестве стремились к новизне и растворяли стиль древних стел в своей собственной каллиграфической манере.

    Можно утверждать, что из всех китайских каллиграфических стилей кайшу самый типичный. И несмотря на свои немалые различия от стилей лишу и чжуаньшу он занимает свое неоспоримое место как по повседневному употреблению, так и как своего рода каллиграфическое искусство.

    Синшу

    Синшу был создан Лю Дэшэном в последние годы Ханьской династии. Безупречный стиль синшу само собой разумеется резко разнится от выдержанного по своему характеру стиля лишу.

    Лишу величав и правилен, синшу же блестящ и гладок. Синшу пишется скорописью и небрежно, манера его гибка, энергична и выразительна. Не говоря уж о высокой оценке его как художественного каллиграфического стиля, он уже успел стать самым расхожим стилем в повседневной жизни и уже занял место стиля кайшу. В сегодняшней художественной практике каллиграфов кайшу уже отошел на второй план.

    Самым замечательным произведением в стиле синшу является “Предисловие к “Синей беседке” Ван Сичжи . Жаль только, что в наши дни в Китае обнаружено множество оттисков этого произведения, снимаемых с репродукций Танской династии, так что, может быть, его подлинная рукопись уже утеряна.

    Цаошу

    Считающийся своего рода небрежным и торопливым цаошу появился еще задолго до кайшу. О том, кто является его родоначальником, ведутся горячие споры. На самых первых порах цаошу появился должно быть в целях удобства и в спешке походил на что-то вроде наброска. Со временем этот развивавшийся одновременно с кайшу и синшу стиль цаошу становился все вольнее и небрежнее. Этот виртуозный раскованный стиль сохранял за каждым иероглифом совершенство его формы при явной связи его с другими иероглифами.

    Исполненный внутренней силы почерк Мао Цзедуна

    В общем чжуаньшу и лишу особенно богаты декоративными достоинствами. Прекрасные и величавые они то и дело употребляются при важных событиях, но, мало удобные при практическом использовании, они уступили место стилям кайшу, синшу и цаошу. Хотя в наши дни чжуаныпу и лишу изредка употребляются, но пользоваться ими могут лишь достаточно подкованные каллиграфы. А три вышеупомянутых стиля более простые, появившись на свете, до сих пор занимают господствующее положение в каллиграфии. Люди, начинающие учиться каллиграфии, должны приступать к изучению стиля кайшу и только потом, подготовив хорошую основу, смогут в соответствии со своими вкусами браться за изучение остальных каллиграфических стилей.

    Текст для статьи частично взят из книги
    “Искусство каллиграфии и живописи в Китае”
    издательство “Синьсинь” 1985 г.

    Ссылка на основную публикацию