Кисти для каллиграфии: виды, правила выбора и советы по применению

Кисти для китайской живописи и каллиграфии

С древнейших времен наибольшей ценностью для мастера, творца, да и для простого ремесленника был его инструмент. Для скрипача — скрипка, для резчика — лобзик, а для художника — кисть. Древняя китайская живопись и каллиграфия отличается разнообразием и особой, восточной утонченностью линий. Именно причудливым сплетением простейших линий и создавались в древности и создаются сейчас шедевры китайской живописи. Одной из главенствующих составляющих для создания картины в китайском стиле, кроме навыков и таланта, является кисть.


Кисть для живописи и каллиграфии из шерсти козы и волка, №01. Универсальная.

Также в древние времена в Китае ценнейшими атрибутами живописца, каллиграфа, ученого считалась кисть, бумага, тушь и тушечница. Их так и называли: «Четыре драгоценности ученого» или «Четыре драгоценности рабочего кабинета» Без этих предметов не мог состояться ни один образованный человек тех времен. К выбору этих письменных принадлежностей каждый художник и каллиграф подходил с особым трепетом и вниманием, ведь от них во многом зависел конечный результат работы и творчества.


Кисть № 28. Мини «Серый хвост». Из провинции Аньхой. Благодаря упругости ворса и возможности собираться в тонкий кончик — данную кисть в основном используют любители стиля гунби.

И если во времена древних китайских династий купить кисти было не так просто, то сейчас это не составит вам большого труда — в нашем интернет-магазине всегда можно купить профессиональные кисти, кисти для каллиграфии и кисти для живописи. Наш магазин предлагает большой выбор кистей для вашего творчества. Чтобы купить кисти для китайской живописи, необходимо иметь хотя бы небольшие познания о том, какой должна быть правильная кисть.

Выбор кисти для традиционной китайской живописи — занятие важное и ответственное, ведь от грамотности этого выбора зависит то, насколько точно вы сможете воплотить художественный замысел.


Кисть № 44, для гунби, из шерсти мышки. Контурная кисть для гунби

В Древнем Китае изготовление кистей было таким же кропотливым и сложным занятием, как и каллиграфия — кисть создавалась в семьдесят этапов, стоила дорого, поэтому купить кисти мог далеко не каждый. Традиционная кисть должна быть очень упруга, с аккуратным острым кончиком. Волоски не должны быть растрепаны, а сама кисть должна быть округлой формы. Специфика изготовления настолько уникальна, что даже в наше время невозможно механизировать этот процесс полностью — для придания изделию завершенного вида пучок вращают во рту языком, чтобы придать округлость и упругость.


Кисть № 45 из шерсти волка. Контурная кисть для гунби. Подойдет начинающим художникам.

Правильные китайские кисти выполнены только из натурального ворса. Раньше их делали из шерсти зайца, колонка и козла, придерживаются этих традиций и сейчас. Натуральные кисти хорошо удерживают тушь и впитывают жидкость. Для каждого вида живописи и стиля каллиграфического письма предназначаются определенные кисти, их насчитывается более двухсот; часто они маркируются, чтобы было понятно, для чего именно предназначена та или иная.


Кисть для живописи и каллиграфии из ворса козы, № 33. Подходит для прорисовки фона и крупных форм

Классификация кистей для живописи и каллиграфии не ограничивается стилем творчества. Все кисти различаются также по размеру ( маленькие, средние, большие и очень большие), жесткости (жесткие, мягкие, комбинированные) и длине ворса ( короткий, средний и длинный). Зная точно, для каких видов работ будут использоваться кисти, у нас можно без труда купить их самых разных видов: например, для изображения цветов, животных и листьев используют мягкие кисти, изготовленные из шерсти козы или овцы, а иногда из меха кролика.

Если планируется прорисовка мелких деталей, то лучше купить кисти художественные повышенной жесткости — из волос лошадей, медведей и барсуков. Такие кисти всегда использовались в китайской живописи в стиле гунби. Достоинства обоих этих видов сочетают комбинированные кисти. Конечно, в арсенале художника должны быть разные инструменты. Поэтому умелым живописцам и только обучающимся этому искусству наш магазин предлагает купить набор кистей.


Кисть для живописи и каллиграфии из ворса козы и кролика, № 27. Позволяют ей прорабатывать детали и писать тонкие линии. Но при нажатии, можно написать и линию пошире, а при повороте кисти — завиток.

Профессиональные кисти требуют соответствующего ухода — после каждого использования их нужно тщательно прополоскать и высушить. Причем при сушке кисти необходимо держать в подвешенном состоянии до полного высыхания, и только затем при необходимости надевать колпачок для транспортировки во избежание деформации пучка.

Кисти для каллиграфии: виды, правила выбора и советы по применению

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Каллиграфия – это красивый, витиеватый почерк. Инструментов для такой письменности может быть много, но сегодня мы поговорим о кистях. Считается, что каллиграфия зародилась в Китае, поэтому рассмотрим особенности именно китайских кистей.

Особенности

Специалисты предпочитают для каждой техники исполнения подбирать определенный инструмент. По некоторым данным, всего существует около 200 различных видов кистей. Для удобства пользователей на ручке инструмента маркерами пишут информацию о типе иероглифов или стилистическом направлении, для которого она предназначается, а также о том, из чего конкретно кисточка сделана.

Некоторые производители также указывают процентный состав ворса.

Как выбрать?

Перед тем как выбрать тот или иной вариант инструмента, следует понимать, что все кисти для китайской письменности должны быть сделаны из натурального меха. Это объясняется тем, что данный материал лучше впитывает краску и чернила, а также обеспечивает более комфортное скольжение по бумаге, нежели кисти, сделанные из синтетического сырья. Каллиграфические кисти могут использоваться не только для письма, но и для некоторых видов живописи.

Существует несколько классификаций каллиграфических кистей. Рассмотрим их все.

  • По размеру различают большие, очень большие, средние и совсем маленькие кисти.
  • По длине ворса рабочей части существует короткий, средний и удлиненный волос. Чем длиннее ворс, тем более изящную линию можно провести. Однако тем сложнее и работать таким инструментом.

Кисти разделяют по степени жесткости.

  • Янхао – мягкие кисти. Их обычно делают из козьей шерсти. Работать ими, как правило, легко и удобно, рука не напрягается и не устает. Мягкие волокна удерживают больше влаги, поэтому изображение получается более качественным.
  • Ланхао – жесткие кисти. В дословном переводе это слово означает «желтый волк», поэтому их часто именуют волчьими. На деле же для их изготовления используется шерсть собаки. Более качественным считается конский волос, а также медвежий, олений и барсучий мех. Такие экземпляры более дорогие. Они предназначены для прорисовки тонкого контура, а также для более четкого рисунка мелких деталей.
  • Цзяньхао – комбинированный вариант. Такие инструменты могут состоять из волоса разных животных разной степени жёсткости, например, из кроличьего и собачьего или козьего и барсучьего меха. Комбинированные кисти позволяют создавать четкие правильные линии, хорошо удерживают чернила.

Для изготовления каллиграфических кистей используется мех различных животных. Здесь есть наиболее популярные разновидности.

  • Козий мех мягкий и послушный, кисти идеальны в качестве первого рабочего инструмента, имеют длинный ворс, средний или большой размер.
  • Колонок – более жесткий мех, инструменты из него могут быть любого размера, подходят для подробной прорисовки деталей, рекомендуются для более опытных специалистов.
  • Кисточки из заячьей шубки имеют жесткий мех, небольшой размер волосяной части, предназначены для написания иероглифов небольшого размера. Это редкий и дорогостоящий экземпляр.
  • Кисти из куриного или лебяжьего пуха в чистом виде встречаются крайне редко, и чаще всего комбинируются с мехом колонка. Довольно сложны в применении.
  • Конский волос тоже редко используется для каллиграфии, обычно его подделывают мехом козы или другим длинным ворсом.
  • Свиная щетина – очень жесткий материал, поэтому при изготовлении кисточек щетину расщепляют специальным способом. Однако, особой мягкости добиться не удается, поэтому использовать такие инструменты при письме крайне неудобно.
  • Растительные волокна – под ними подразумевается бамбук, тростник или волокна других деревьев, которые предварительно расщепляют и придают им некоторую мягкость. Впрочем, мягкими такие кисти не назовешь, их используют исключительно для начертания иероглифов больших размеров.

Как изготавливают?

Особенность китайских кистей заключается в том, что полностью модернизировать весь процесс их производства невозможно. Некоторые этапы их изготовления очень специфичны и их нельзя механизировать. Например, ворсовая часть инструмента изготавливается исключительно вручную. Ручки у экономичных моделей изготавливают из бамбука или других пород дерева. Ворс у таких кистей предварительно пропитывают крахмальным раствором, чтобы он не повредился при транспортировке.

Перед первым применением их следует размочить в воде, чтобы крахмал растворился. Для более дорогих версий китайских каллиграфических кистей может быть использован фарфор, кость животных и другие ценные материалы. Некоторые кисти инкрустированы стразами и драгоценными камнями. Такие вещи нередко являются настоящими произведениями искусства, а их стоимость очень велика. В крахмале их не обрабатывают, и они сразу готовы к работе. В продаже существуют целые подарочные наборы, состоящие из кистей разного размера с разными ручками. Особым шиком считаются предметы из нефрита – этот камень в Китае в особом почете.

Некоторые кисти имеют встроенный резервуар для жидкости – воды или краски. Это особенно удобно, если, например, нужно взять кисть с собой в дорогу, так как нет необходимости брать флакон с жидкостью, которая может пролиться.

Ручки у таких экземпляров обычно из пластика. Такое приспособление имеют кисти-маркеры – это попытка сочетать в себе два средства для рисования одновременно. Они состоят из пластикового контейнера, в котором содержится краска, и, собственно, кисточки. Однако этот вариант годится скорее для любителей, профессионалы предпочитают классические инструменты.

Как ухаживать?

После каждого применения инструмент для письма следует тщательно мыть в теплой воде, чтобы смыть следы туши или краски. После мытья лишнюю влагу с волосков следует аккуратно отжать пальцами и оставить кисть до полного высыхания. Сушить приборы для письма следует в висячем положении, ворсом вниз. Кисточка подвешивается на специальную подставку с крючками за петельку – на правильном приборе она обязательно должна быть. Если предполагается, что письменную принадлежность нужно будет часто транспортировать, рекомендуется приобрести специальный пенал, чтобы избежать возможных повреждений.

Как и у фломастера, у каллиграфической кисти должен быть защитный колпачок. Только если у первого он служит для того, чтобы стержень не высыхал, в случае с кистью все с точностью до наоборот – пока кисть не просохнет, надевать на нее колпачок не стоит.

Если деревянная ручка покрыта лаком, такую поверхность не следует обрабатывать спиртом. Свежие пятна от краски смываются мыльным теплым раствором.

О том, как выбрать кисть для каллиграфии, смотрите далее.


Обзор 15 основных инструментов для создания каллиграфии

Обзор популярных инструментов, применяемых в каллиграфии, от пользователя LiveJournal — barbariskina.

Статья полезна не только тем, кто собирается освоить каллиграфию, многие инструменты также применимы и в леттеринге.

Наверное, мало кому из знакомых не известно о моем увлечении каллиграфией. Начала я примерно год назад с двухдневного интенсива, во вводной части которого нам рассказали об основных инструментах, и была возможность их опробовать.

А в этой статье я хочу рассказать, чем я пробовала писать за это время, что из этого получилось, и чем пользуюсь сейчас. Сразу признаюсь, что учусь я совсем не по правилам, за исключением недавнего курса по брашпену и пары мастер-классов — своими силами, мало углубляясь в классическое письмо.

Но, в своё оправдание хочу сказать, что у меня и не было задачи освоить каллиграфию во всех стилях и с нуля, скорее — получить удовольствие от процесса, понять логику инструментов, что идет на пользу моим шрифтовым картинкам. Плюс у меня есть приличный дизайнерский опыт и понимание основ типографики, и этого хватает, чтобы получались более-менее симпатичные штуки в свободных модерновых стилях.

Ну и мир каллиграфии настолько обширен, что с какой стороны не подступись — все равно копать и копать))

Так что я не могу дать четкую и полную классификацию всех видов письма, могу только поделиться своим небольшим опытом. Для каждого инструмента у меня нет настолько сильных примеров, как мне бы хотелось, поэтому иллюстрирую тем, что есть, зато собственным, за исключением пары фото, где мы писали вместе с zirazulu))

Инструменты новичкам

Для новичков правильным будет такой порядок: самый простой инструмент, прописи (лучше писать понемногу и часто, чем редко, но 5 часов подряд), потом — смотреть работы мастеров и копировать их. Если есть возможность — ходить на мастер-классы, общаться с единомышленниками. Постепенно, при погружении в тему, появляется понимание и собственное направление, свои приемы, начинает складываться индивидуальный стиль.

Базовый инструмент, с которого как раз рекомендуют начинать новичкам — это ширококонечное перо. Им пишут как классические виды письма: минускул, итальянский курсив, готику и т. д., так и свободные современные стили. Из этого многообразия я пробовала только готику и совсем недолго.

Для начала попробуйте писать классическими широкими перьями. Лучше — с тушедержателем, это такая пластинка, закрепленная на пере, так туши хватает на более продолжительное время. Тушь у меня самая обыкновенная, Гамма или Кохинор, белила — обычные гуашевые. Начать можно с итальянского курсива или готики, по прописям много информации можно найти, там все достаточно просто, главное — соблюдать наклон пера и разработать руку.

Если после знакомства и упражнений с обычными перьями осталось желание продолжать (или вы можете себе позволить покупать инструменты подороже без точного понимания, будете ли ими пользоваться), то можно потратиться на Pilot Parallel Pen. Это заправляемая автоматическая ручка, главное ее удобство — не нужно постоянно макать перо в тушь, можно носить с собой и тренировать где угодно. У меня 2 размера — 6,0 и 4,8 мм. Есть еще 2 размера поменьше, но ими редко пользуются. Да и для начинающих, чем больше контраст штриха — тем лучше.

Картриджи можно докупать отдельно, а можно перезаправлять обычными чернилами (не тушью, а именно чернилами на водной основе). Я заправляю Гаммой, обычным шприцом без иглы, картридж ставлю в биндер, надеюсь, что по фото все понятно. Плюсы — дешево и не жалко, минусы — чернила плохо отмываются с пальцев)) Еще одно достоинство «параллелек» – возможность писать тонким краем и менять нажим и положение пера при проведении линии. Так можно добавлять интересные декоративные элементы. А при быстром проведении, особенно по фактурной бумаге, такая ручка «проскальзывает», штрихи получаются с очень интересной, рваной фактурой.

Кисти для каллиграфии

Когда буквы начнут получаться более-менее уверенно — можно пробовать для этих же видов письма плоские кисти. Ими писать немного сложнее, они не такие послушные, как перья, более пластичные, но в этом и их прелесть. Слышала, что для каллиграфии есть укороченные плоские перья, но в киевских магазинах не встречала. В качестве инструментов можно приспособить все, на что хватит фантазии — заточенную палочку, склеенные зубочистки, пластиковую карточку, я вот иногда пишу на больших форматах поролоновым спонжем (или что это вообще).

Примеры каллиграфии «параллельками» и плоскими кистями

А вообще мое увлечение каллиграфией началось с остроконечного пера. Там тоже куча видов и школ, более классических (типа cooperplate), декоративных (flourish) и более свободных (French style). То, что я пробовала писать — ближе к последнему скорее всего.

С перьями — вопрос сложный, их продается какое-то нереальное количество в зарубежных инет-магазинах (например, www.scribblers.co.uk или http://kalligraphie.com), а вот в местных магазинах — выбор не радует. Из того, что нашла в городе и пробовала, самыми подходящими для начинающих показались Leonardt 256 (1), не царапает бумагу и не требует виртуозного владения. Еще почти с такими же качествами — HIRO Leonardt №41 (2). Сейчас самое моё любимое перо – Leonardt G (3), очень пластичное, послушное, дает хороший контраст, но немного практики перед его использованием не помешает, наверное.

Еще два интересных пера (но эти уже для продвинутых) в моей скромной коллекции — синее Leonardt 40, дает потрясающий контраст линии, но требует аккуратного обращения. И Leonardt 801, это в основном для коперплейта, без тушедержателя нереально писать) Кстати, о тушедержателях (на фото под перьями – самодельный), их почти невозможно найти в наших магазинах, поэтому часто их вырезают самостоятельно из жести, или обматывают перо тонкой проволокой, что я обычно и делаю.

Примеры работ острым пером:

Брашпены

И, наконец, самые используемые инструменты — брашпены) Первое, чем я пробовала писать — это маркеры, просто потому, что они уже были. Copic Sketch (4) мне показались слишком мягкими, Letraset Tria (3) — уже получше, а вот Faber-Castell Pitt (1,2) — очень нравятся до сих пор, их вполне могу посоветовать для начала, чтобы понять логику инструмента и сделать первые упражнения. Цена у них приемлемая, и есть приятная упругость, чего мне не хватает в других инструментах.

Небольшие лайфхаки от меня — наконечник можно немного выдвинуть, а когда он растрепается — вытащить и перевернуть. Краски в них хватает надолго, у меня закончились некоторые цвета после года нерегулярных зарисовок и полутора месяцев упорных и многочисленных занятий каллиграфией. К тому же фаберы не требую специальной бумаги, в отличие от спиртовых маркеров. Но скрипят, муж жалуется))

Примерно с такими же наконечником, но чуть толще — Marvy Brush (9), тоже достаточно быстро убивается. Из заправляемых пробовала — Platinum Pocket Brush Pen (7), приятный, но и его наконечник изнашивается быстрее, чем ожидала, и чернилами не заправишь, нужно покупать родные картриджи.

Самый распространенный и достаточно удобный вариант ручки-кисти — Pentel Pocket Brush Pen (8). Автоматическая, заправляемая, чернила на водной основе — подходят. Заливаю так же, как и в «параллельки», только лучше с иглой, отверстие маленькое. Хоть и недешевы, но главное их достоинство — наконечник не цельный, а в виде кисточки, из-за этого он не изнашивается, очень пластичен и приятен в работе.

Но больше всего по душе мне все-таки водные кисти, у меня Aquash Pentel Watercolor(5) и Sakura (6). Бывают разных размеров, наконечник — кисть, как у предыдущей ручки, особой разницы в поведении я не заметила, а цена гуманнее, и заправлять нужно реже. В резервуар можно залить воду и писать акварелью, можно — уже разведенную акварель, можно — чернила (я развожу пополам с водой).

Ну и те же приемы можно использовать для письма обычными круглыми кистями, они требуют чуть большей уверенности, но зато ими можно писать на больших форматах. Это очень круто и очень полезно иногда делать, чтобы работа велась от плеча, раскрепостилась рука.

Вообще, по брашпенам у меня есть представления об идеальном инструменте, но пока я в поиске)) Их много на самом деле, есть еще, что попробовать. По видам письма — просто нереальное разнообразие, полный фристайл. У меня пока все примерно одинаковое получается, нет еще той легкости и наработанной «каллиграфической лексики».

А вот по картинке с копиями работ можно увидеть, насколько разные результаты можно получить.

А здесь видно, зачем мне нужен биндер для заправки картриджей чернилами)

Самодельный ColaPen

И добавлю еще один интересный инструмент, который делается самостоятельно из жести — ColaPen (последнее фото). Название как раз пошло от Кока-Кола, но их жесть мягковата, хорошо подходят крышки от открывающихся консервов. Схему вырезания в инете можно найти, вырезается “лопаточка”, сворачивается пополам. Инструмент очень любопытный, не всегда предсказуемый, дает классные эффекты. В зависимости от положения линия получаются толще или тоньше, появляются специфичные рваные края, неровности, брызги и затеки. Я недавно его попробовала сделать, очень нравится, хорошо помогает в борьбе с перфекционизмом))

Пару слов о бумаге: прописи пишу на обычной офисной бумаге, вниз кладу разлинованный лист, это позволяет не размечать все каждый раз, и не печатать линейки. Кохиноровская тушь (я чаще всего пишу голубой) приятно ложится на обычный ватман. Интересные эффекты получаются на дизайнерском фактурном картоне или бумаге для пастели, особенно если по цветному писать белой гуашью (пробовала и острым пером, и плоской кистью). То же самое актуально и для крафта.

Для занятий брашпенами купила 50 листов упаковочной бумаги, продается в строительных магазинах типа Эпицентра, стоит недорого, использовать не жалко, и большой формат всегда под рукой, если нужно. Очень пригодится и калька, можно писать и острым пером, особенно белилами мне нравится, и брашпенами, приятно скользят. Еще калька незаменима, при доведении надписи до окончательного варианта, ее накладывают на первоначальную надпись, делают исправления, и так можно несколько раз, очень удобно. Из моих личных предпочтений — очень нравится, как пишут браши по мелованной бумаге, этим добром можно разжиться в копи-центрах.

Вот вроде бы и все, чем я пользуюсь. Занятие это для усидчивых и увлеченных людей, в общем-то за счет увлеченности и получается столько упражняться)) Если получается криво — не расстраивайтесь, это нормально, все прописи идут в копилку опыта, моторика оттачивается, в какой-то момент «перещелкивает» и линии начинают получаться ровными, а еще через пару пачек бумаги вы начнете понимать, куда эти линии можно вести))

Поначалу все нужно делать медленно и плавно, не обманывайтесь легкостью и беглостью движений профессионалов, так круто и быстро получится чуть позже, с годами практики)) Возникает, конечно, противное чувство, что необъятное не объять, но определенных успехов все же можно добиться, тут от ваших целей зависит. Обычно насмотрюсь работ на Пинтересте, Бихенсе и других тематических сайтах, а потом утешаю себя тем, что эти люди занимаются только каллиграфией долгие годы))

Буду рада, если мой опыт будет интересным или полезным!

Самый подробный гайд по современной каллиграфии для начинающих

Если вы хотите заниматься каллиграфией и не знаете, с чего начать – эта статья именно то, что вам нужно! Вы узнаете, какие расходные материалы купить, как держать перо и посмотрите видео о сборке и использовании перьевой ручки.

За последние несколько лет я провела немало семинаров по современной каллиграфии и ответила на многочисленные вопросы новичков по электронной почте. Это дало мне понять, что существует необходимость в этой статье. Поэтому сегодня, я расскажу вам, как научиться современной каллиграфии с ноля!

1. Мастер-класс по искусственной каллиграфии

«Искусственная каллиграфия» это современная каллиграфия, в которой используется шариковая или гелевая ручка. Это идеальный старт для желающих обучиться каллиграфии.

Стандартная ручка является лучшим инструментом для новичка по нескольким причин:

  1. Обычная ручка доступна и более привычна, так как вы использовали ее всю свою жизнь. А теперь можете использовать ее в каллиграфии, чтобы развивать мышечную память, которая пригодится позже!
  2. Искусственная каллиграфия пригодится не только начинающим. Независимо от того, какой у вас уровень, искусственную каллиграфию можно применять для самых разных проектов! Например, для именных посадочных карточек (одна из моих работ на фото ниже).

Эта карточка выполненная шрифтом Amy Style была написана в технике искусственной каллиграфии.

Большинство курсов по каллиграфии начинаются с раздела искусственной каллиграфии. Это отличный способ начать, потому что вы изучаете формы букв, не отвлекаясь на новый инструмент письма. После нескольких недель практики искусственной каллиграфии, когда вы будете чувствовать себя уверенней, можете приступать к использованию перьевой ручки.

2. Собираем набор инструментов для современной каллиграфии

Вот краткий перечень необходимых инструментов:

  • 2 пера Nikko G. Перо обладает идеальным балансом между гибкостью и возможностью контролировать движение. Позволяет легко варьировать ширину линий;
  • 1 прямой держатель перьев. Я использую держатели Manuscript с универсальным фланцем;
  • Бумага для струйной и лазерной печати плотностью 120г/см2 (32#). Бюджетная бумага, которая предотвращает расплывание или потеки чернил;
  • Тушь Sumi Ink, а также контейнер с завинчивающейся крышкой для хранения туши;
  • Чистая вода, просто наполните чашку водой. Эта вода необходима для ополаскивания перьев;
  • Не волокнистая ткань (например, льняная салфетка). Бумажное полотенце тоже подойдет, но его частички могут остаться на кончике пера.

3. Очистка перьев

На всех новых перьях есть фабричная масляная смазка, которая необходима для правильного хранения товара в упаковке. Перед использованием перьев, нужно очистить их от масел. Я очищаю перья с помощью картофеля. Просто аккуратно вставьте перья в картофель на пару минут, ополосните в воде и вытрите насухо.

Эта процедура обеспечит плавный и непрерывный поток чернил по перу. В противном случае перо может вообще не писать или оставлять кляксы.

4. Как собрать идеальную перьевую ручку

Хотя вы можете использовать пластиковый держатель Speedball с пером Nikko G. Но, я рекомендую приобрести держатель с универсальным фланцем. На фото ниже вы можете увидеть, как он выглядит. Держатель с универсальным фланцем можно использовать с разными перьями разных размеров! Такой фланец состоит из четырех металлических лепестков и кольца.

Если фланец выглядит как на фото ниже, то вам нужно высунуть лепестки к центру. Держатели часто продаются именно в таком виде.

Чтобы узнать, как высунуть лепестки в центр, вы можете посмотреть короткое видео ниже.

Если все готово, настало время вставить перо в держатель. Основание пера должно находится между лепестками и кольцом, как указано на фото.

Если вы столкнулись с трудностями или чего-то не поняли, посмотрите данное видео:

Если вы правильно вставили перо, оно не должно шататься в держателе.

Вот что вы увидите, если посмотрите на него прямо. Ваше перо готово к работе!

5. Как правильно держать перо

По сути, пальцы должны держать перо по тому же принципу, как и обычную ручку. Для этого большим и указательным пальцем зажмите держатель, а средним поддерживайте перо снизу. Также можно использовать мизинец и безымянный для опоры на бумаге и фиксации руки.

6. Окунаем перо в тушь

Независимо от того, какое перо вы используете, окунайте его в тушь на уровень чуть выше вентиляционного отверстия (это отверстие в центре пера). Если вы окунете перо еще глубже, получите большое количество чернил, поведение которых на бумаге невозможно контролировать.

На этом фото отмечен уровень, на который нужно ориентироваться. Старайтесь делать это аккуратно, и знайте, что если вдруг чернила попадут во фланец, его необходимо почистить.

Окунув перо в чернила, слегка встряхните его над водой, чтобы убрать лишние.

7. Осваиваем современную каллиграфию!

Найдите в интернете набор шаблонов для прописи Janet Style, распечатайте и приступите к интенсивной проработке каллиграфии.

Главное различие между обычной ручкой и пером заключается в том, что перо нужно постоянно держать под определенным углом относительно бумаги. Никогда не держите его вертикально, угол наклона должен быть примерно 45 градусов. Если угол наклона слишком большой, перо цепляется за волокна на бумаге, соответственно это повлияет на поток чернил. Предлагаю посмотреть видео, после которого у вас не останется вопросов:

Распространенные проблемы

Благодаря опыту преподавания каллиграфии я понимаю, с какими трудностями могут столкнуться начинающие. Вот список наиболее частых проблем и их решений:

Перо цепляется за бумагу

Сделайте угол наклона между пером и бумагой меньше. Если вы держите перо вертикально, у вас ничего не получится.

Поток чернил нестабилен

То же решение, что и выше. Уменьшите угол наклона между пером и бумагой.

Не получается провести линию одинаковой толщины

Убедитесь, что оба зуба пера одинаково касаются бумаги, и что вы правильно держите перо.

Чернила растекаются

Чернила растекаются при использовании бумаги низкого качества. Убедитесь, что вы используете высококачественную бумагу (например, 32# бумагу для лазерной печати плотностью 120г/м2).

У вас дрожит рука

Чаще всего это происходит в первые пять минут, когда вы только взяли перо в руку. Поэтому я предлагаю сделать каллиграфическую разминку и после продолжить работу над проектом.

Что делать дальше

Важно помнить, что в современной каллиграфии и многих других вещах практика – это единственное средство для достижения успеха! Все с чего-то начинают. А вот с чего начинала я:

Это одна из моих первых работ. Еще до того, как я узнала, что такое искусственная каллиграфия (не говоря уже о том, как пользоваться пером!).

Вот чего я достигла на сегодняшний момент:

Как видите, мои навыки каллиграфии значительно улучшились за 7 лет практики. И я продолжаю совершенствоваться, как и вы!

Лучший совет, который я могу дать – наслаждайтесь тем, что вы делаете. Конечно, вы можете использовать интернет ресурсы, такие как онлайн-курсы или шаблоны для прописи, но не забывайте делать работы для души. Как только вы начнете понимать, как пользоваться пером, займитесь проектами, которые вас по-настоящему увлекают.

Кисти для каллиграфии: виды, правила выбора и советы по применению

Кроме четырех вышеперечисленных, совершенно незаменимых для занятий каллиграфией письменных принадлежностей, имеется еще много сопутствующих предметов, используемых каллиграфами в работе. Некоторые из них факультативны, другие весьма желательны или даже необходимы. Так, на столе образованного китайца имелось около тридцати различных вещей, предназначенных для каллиграфических упражнений. Остановимся только на наиболее важных из них.

Пресс для бумаги ()

Пресс для бумаги бывает самых различных форм и размеров и предназначен для фиксации каллиграфической бумаги на столе в расстеленном виде. Древние прессы изготавливались из самых различных материалов, в основном – полудрагоценных или поделочных камней.

В настоящее время прессы изготавливают в основном из дерева или металла. Прессы имеют прямоугольную форму и могут использоваться также в качестве подставки под предплечье.

Подставка для кисти ()

Подставка для кисти представляет собой гребнеобразный валик изготовленный из металла, фарфора или полудрагоценных камней. На подставку помещают временно не используемую в работе кисть; кисть кладется на выемку подставки передней частью ручки так, чтобы рабочая поверхность оказалась немного приподнятой. Тушь, таким образом, не стекает с ворса, и кисть долго не высыхает.

В настоящее время подставки под кисти изготавливают в основном из фарфора или металла. Фарфоровые подставки чаще всего имеют форму буквы “Ш” (по-китайски такие подставки называются (буквально) “подставка в форме горы”).

Стакан для кистей ()

Предназначен для хранения кистей. Традиционно изготавливался из бамбука, сандалового и санталового деревьев, фарфора, поделочных камней.

Кисти хранят в стакане в вертикальном положении ворсом вверх. Обычно в стакане хранят только средние и крупные кисти.

Резервуар для воды ()

На столе каллиграфа должен иметься специальный резервуар с чистой водой для разведения туши. Некоторые также промывают в нем кисти после работы, но это неправильно – иногда кисть в процессе письма меняют, иногда после замены кисти требуется добавить воды для нового разведения туши, и, следовательно, полоскательница для кистей и резервуар с чистой водой для туши должны быть разными сосудами. Традиционно именно так и было заведено; резервуары для чистой воды, как правило, больше по объему и имеют более узкую верхнюю часть.

Полоскательница для кистей ()

Полоскательница для кистей изготавливается, как правило, из поделочных камней или фарфора.

По сравнению с резервуаром для чистой воды, у них шире верхняя часть и меньше объем.

Подставка под предплечье ()

Для письма маленьких иероглифов используется также специальная подставка под предплечье прямоугольной формы, имеющая полукруг или полуовал в сечении. Делается из бамбука, различных пород деревьев и т.п. Старинные подставки изготовлялись также из янтаря и полудрагоценных камней. В настоящее время прессы для бумаги часто изготавливают в форме, близкой к подставке под предплечье, так что их можно использовать в обоих этих качествах.

Подкладочный войлок ()

Под листы бумаги для каллиграфии обычно подкладывают плотную основу для большего удобства письма и предохранения стола от просачивающихся сквозь бумагу капель туши. Профессиональные каллиграфы выбирают подкладку из натурального войлока, сделанного из необезжиренной стопроцентной бараньей шерсти – пятна туши не пристают к ней и следы засохшей туши легко смываются. За отсутствием выбора такого войлока в отечественных магазинах можно предложить два способа замены – применять плотную подкладочную бумагу, которую можно часто менять или, пожертвовать мягкостью, на подстилочную матерчатую основу класть лист пластика. В таком случае пятна туши будут легко смываться, а лежащая внизу ткань или войлок сообщит, хоть и в ослабленном виде, некоторую мягкость и пружинистость основе.

Подставка для прописей ()

При копировании прописей “на глаз” обычно применяют различные подставки для удобного расположения образцов перед глазами, своего рода пюпитры. Подставки бывают самой различной формы и размера, некоторые имеют специальные приспособления для изменения угла наклона рабочей поверхности пюпитра, прижимные устройства для страниц и т.п. В наших условиях подставкой может служить и специальный держатель для книг, применяемый младшими школьниками, и нотный пюпитр. Применение данного предмета при занятиях каллиграфией весьма факультативно, и отсутствие его не может оказать особенного влияния на результат занятий.

Нож ()

Нож предназначен для разрезания бумаги. Учитывая мягкость и рыхлость бумаги для каллиграфии, имеет смысл взять не кабинетный нож из чернильного набора, но хорошо отточенное лезвие хорошей стали.

Профессиональные каллиграфы пользуются в настоящее время ножами из нержавеющей легированной стали.

Именные печати ()

Традиционно у каждого китайца есть именная печать, сделанная из нефрита, яшмы или какого-либо другого полудрагоценного камня. Наиболее предпочтительным материалом для гравировки печати издревле считался тяньхуанский камень – особый вид ювелирного камня желтого цвета (тоны от лимонного до светло-коричневого).

Гравировка печатей, употребляемые для нее каллиграфические стили, украшение ручек и т.д. – все эти темы представляют собой отдельную, совершенно самостоятельную область прикладного искусства, связанного с каллиграфией. Из общих положений следует отметить только следующие:

1. Печати разделяются на собственно именные печати (на них выгравировано только имя владельца, иногда еще и само слово “печать” и печати-экслибрисы).

2. Именные печати чаще всего имеют в основании квадрат или прямоугольник, экслибрисы – овал или эллипс.

3. Наиболее распространенным почерком для гравировки печатей является чжуань.

4. По способу гравировки печати делятся на темные иероглифы на белом фоне и белые иероглифы на темном фоне.

5. Часто вырезают парные печати.

6. Кроме обычной печати каллиграфы и художники также имеют одну или несколько печатей с их артистическими псевдонимами (традиция брать подобные псевдонимы существует в Китае на протяжении многих веков для поэтов, художников и других людей искусства). На картинах и каллиграфических работах часто ставят именно печать с псевдонимом; впрочем, иногда печатей несколько, и среди них могут быть одновременно как печати с настоящим именем, так и печати с псевдонимом.

7. Печать с псевдонимом также часто выполняется в форме эллипса.

На старинных каллиграфических свитках и картинах часто можно увидеть более десятка печатей с разными именами. Кроме печатей автора здесь имеются также и печати владельцев данного свитка, их экслибрисы и т.п.

Для произведения оттиска печати китайцы используют специальную мастику. Мастика чаще всего бывает красного цвета, хотя есть и темные, светло и тёмно-коричневые сорта.

Самой лучшей мастикой считается произведенная в провинции Цзяньсу, особенно в городе Сучжоу.

Дорогая мастика хранится в специальных фарфоровых баночках для мастики, к которым часто прилагается роговая или костяная лопаточка для размешивания мастики. Дешевые сорта мастики выпускают в металлических или пластмассовых баночках. В последнееврем появились даже заменители мастики – баночки с мягкой тканевой подушкой, пропитанной красной порошкообразной краской. Для профессиональной работы, тем не менее, традиционно предпочитают настоящую мастику дорогих сортов.

Хорошая краска мастика довольно плотная, тягучая и маслянистая; имеет оранжеватый оттенок; почти без запаха. Дешевые сорта обладают более жидкой консистенцией, имеют темно-красный цвет и специфический запах, похожий на запах акварельных красок.

Кисти для каллиграфии: виды, правила выбора и советы по применению

Галина Кряжева

Художница-график.
Вижу прекрасное в мелочах.
Любимый цвет — зеленый.

Обзор кисти для каллиграфии Platinum Pen

  • 23 февраля 2017, 18:00

Обзор японской ручки-кисти для каллиграфии от PLATINUM Pen CF-5000 .

Корпус ручки-кисти выполнен из алюминия, покрытого сверху гладкой черной (есть еще варианты синей и красной) эмалью под мрамор. В руке лежит очень комфортно и “ощутимо”. Нет впечатления “невесомого предмета”, и, в то же время, за 2-3 часа непрерывного использования рука совершенно не устает. Смотрится очень органично. И у нее нет каких-то выступающих элементов, которые могли бы привести к появлению мозолей на пальчиках – кто в школе много писал, тот меня поймет.

Размер:
общая длина – 14.2 см,
длина без колпачка – 12,7 см,
диаметр кольца – 1.26 см,
вес – 15.6 г

Кисть сделана из натурального волоса ласки. Длина ворса около сантиметра. Меня поразило, что кисть была предзаправлена баллончиком с маслом для сохранности ворса! Для справки, у Platinum pen есть еще варианты кистей с синтетическим ворсом. И вариация толщины линии просто шикаааарнейшая, читай, огромная.

Примеры линий, на которые способна кисть спустя почти год использования!

Например, у брашпена фирмы Copic кисть умерла за неделю неактивного использования (зато я ей потом нашла шикарное применение ;), у брашпена от FaberCastell кисть убивалась за первые несколько уроков Городского скетчинга (читай листов за 20 – 30). У кисти Platinum за 9 месяцев использования кончик из ультра острого остался почти таким же острым, и то скорее из-за того что несколько волосков отломились. Для форматов A4 и A5 он подходит идеально, для А6 в дополнение к кисти иногда очень хочется взятькакой-нибудь совсем тонюсенький линеaр

Все графические работы начиная с весны 2016 года Летний экстрим рисовались при ее участии.

Система заправки очень удобная.
Можно покупать баллончики с водостойкой тушью специально для этой каллиграфической кисти. Или купить конвертер и заправлять чернилами или тушью. У родного конвертера механизм типа завинчивающийся поршень, что позволяет рукам оставаться чистым.
После того как у меня закончились баллончики, а на сайте где я их покупала сказали “ждите завоза к октябрю” (тогда это означало ждите полгода!) я, не долго думая, купила сразу 2 конвертера. Для кисти и для перьевой ручки – они идентичны и это крайне удобно в дороге, когда одна из них закончилась а вторая еще пишет.

В разобранном виде.

К моей несказанной радости, кисть оказалась всеядна и заправлять ее можно любыми чернилами, например родными водостойкими карбоновыми от Платинум, или тушью по вкусу. У меня сейчас в фаворитах тушь для рапидографов от FaberCastell. Она имеет насыщенный черный цвет и при высыхании дает красивые отблески на свету, благодаря которым можно рисовать черным по черному, за счет чего разные слои будут по разному отражать свет.

Вот так выглядит моя тушь для рапидографов от FaberCastell.

Покупать бутылёк туши или чернил получается экономичнее, чем баллончики и одноразовые браши если очень много рисовать. Прикинула очень примерно:

За курс городского скетчинга (толстый блокнот Ланы формата А4) я извела штук пять брашей от Faber Castell, кончики из строя выходили очень быстро. Курс шел месяц, умножаю скажем на 5 месяцев (рисовать так активно как на курсе каждый месяц никто не будет, поэтому 12 месяцев не беру) и получаю что-то около 25ти одноразовых брашей. Их примерная стоимость

25*200р=5000р
Свою кисть я покупала весной 2016 года примерно за 3 тысячи рублей, сейчас на сайте она стоит примерно 4 — как раз кисть + чернила. Время показало что год она живет точно, а дальше время покажет 🙂

Подводя итог, смело могу сказать что эта ручка-кисть, одна из самых любимых вещицы в моем пенале, и выжила все остальные браши. И, наверно, не стоит говорить что о ее покупке я еще ни разу не пожалела

Ссылка на основную публикацию