Символика и язык цвета

Лекция 8. Язык цвета или символика.

Любой цвет может иметь как позитивное, так и негативное значение.

Позитивные ассоциации. Главный источник ассоциации – причастность ко всему живому. Кровь, цветы, плоды, глина из которой был сотворен человек. Адам в переводе – это красная земля. Красный цвет – это сила, энергия, без которой жизнь не возможна. Символ плодородия. Красный отпугивает злых духов, магический цвет, цвет жизнетворного тепла и солнца (красное солнышко), цвет магических амулетов, повязок, орнаментов, дающий жизнь. Символ красоты (красна девица). Этим цветом окрашены многие духи и боги, как добрые так и злые.

Негативные ассоциации. Смерть, убийство, грех, возмездие, символ войны, борьбы, гнева, жестокости, ярости, конфронтации и т.д. Противопоставляется белому, как максимально чистому. Является предупреждающим сигналом опасности и запрета.

Позитивные ассоциации. Особый цвет, в основном имеет позитивное значение. Символ блага, чистоты, радости, мира, здоровья, согласия, приумножения потомства. Цвет дня, солнечного света, активности. Противовес черному, знак очищения, омовения, воды, безмятежности, безгреховности и приобщения к добру. Символ согласия между живыми и мертвыми. Цвет божества, добрых духов и покойников. Благородство, знатность, величие, благосостояние, привилегированности. В христианстве: цвет святых, символ святости, радости, веселья, невинности, целомудрия (белые одежды Христа, белая лилия – символ девы Марии), сосредоточия. В Индии – чистота и пустота, цвет бога (впрочем, как и во всех религиях мира).

Негативные ассоциации. Приближающаяся старость, бледность, седина, болезни, смерть (белый как смерть), зло, отчуждения, страдание, холод, безмолвие, разлука.

Позитивные ассоциации. Цвет любви в мусульманстве. У древних философов – символ божественной темноты, или сверхсветлый мрак. Красота (восток), покой, отдых.

В основном негативные ассоциации (черная зависть, черная магия. ): ночь, страх, зло, отсутствие белизны, тьма, женское начало, смерть, разложение, горе, страдание, греховность, демонический цвет (противоположность Белому), тайная зависть, гордыня, печаль, подлость.

Позитивные ассоциации. Это цвет богов плодородия. В христианстве – символ земной жизни Христа и святых. Цвет райского сада, оазис в пустыне, цвет мусульманского рая. Женский цвет.

Негативные ассоциации. Демоническое начало. Нечистая сила. Безумие, распад , дьявол совративший Адама, алкоголь (зеленый змий), в русском фольклоре – цвет настоя трав, яда, отравы и прочее. В XX веке Зеленый цвет все больше смещается в сторону негативных ассоциаций: пассивность, инертность, хулиганство, абсурдность, непристойность, зависть, безразличие (тоска зеленая).

Позитивные ассоциации. Все живое, солнце, золото, цвет первой жертвы в исламе. Цвет богов, божественности, царственности, славы, цвет земли и женского начала в Др. Китае.

Негативные ассоциации. Продажность, грех Иуды, измена, увядание, трения, кожа стариков, цвет душевно больных (желтый дом), обмана (желтая пресса), предостережение, предупреждение (желтая карточка).

Позитивные ассоциации. Самый серьезный цвет, в меру печальный и тоскливый. Символ воды, неба, на Востоке – высших сфер, божественность, в христианских книгах – непостижимая тайна. Вызывает мистицизм, религиозные чувства. Духовность, чистота, постоянство в вере, совершенство, высокое происхождение, правосудие, покой.

Негативные ассоциации. Злодейство, дьявол, в Др. Китае синяя муха – клеветник, в Нидерландах синий плащ – неверная жена. Грех, страдание, холод, старость, в Индии – печаль и траур.

Позитивные ассоциации. Таинственность, иррациональность, память, воспоминания. Разбеленный фиолетовый – духовность, нарядность. Цвет романтиков.

Негативные ассоциации. Ужас, страх, старость, угасание жизни и т.д.

Только позитивное значение. Богатство, царственность, высшая красота, власть, духовность, величие.

В древности – негативный цвет, цвет бедности, скуки, тоски, увядания, цвет городской тесноты, тумана, символ зависти у древних римлян, в средние века – цвет несчастья и посредственности.

Позитивные ассоциации. Цвет изящества, элегантности, благородства, знак хорошего тона и высокого вкуса.

Оранжевый. Веселый, радостный цвет. Детское веселье. Тепло и уют. Но в разбеленном или загрязненном виде – только негативные ассоциации: мутный, слащавый, противный.

Лекция7 Содержание Лекция9

Углубленное изучение предмета

Язык цвета: Красный лекция в формате .wav

Язык цвета: Белый лекция в формате .wav

Язык цвета: Черный лекция в формате .wav

Язык цвета: Зеленый лекция в формате .wav

Язык цвета: Желтый лекция в формате .wav

Язык цвета: Синий, Фиолетовый, Пурпурный лекция в формате

Символика цвета

Каждый цвет имеет собственную строго определенную символику, свойства и магическую силу. Краски – метафоры определенных значений, они имеют свой язык, так же как цветы, сны или знаки зодиака.

Исследователи давно выяснили, как те или иные цвета способны воздействовать на восприятие и эмоции человека. Поэтому так важно уметь правильно подобрать цвет в интерьере для собственного психического равновесия.

Наиболее «древними» цветами, возникшими в человеческой культуре, считаются белый, чёрный и красный. Количество «основных» цветов в разных культурах различно, Древний Восток предполагал наличие пяти цветов, в Европе фиксировали три основных цвета (сначала — красный, жёлтый, синий, затем — красный, зеленый и синий), а со времен Исаака Ньютона говорят о семи цветах.

Было замечено, что оптическое смешение некоторых пар цветов может давать ощущение белого цвета. Так, по аналогии с основными цветами, появились дополнительные. К трем основным цветам красный – зелёный – синий дополнительными являются голубой – пурпурный – жёлтый. На цветовом круге цвета располагают оппозиционно, а цвета триад чередуются.

Рассмотрим самые популярные цвета, начав с цветов радуги (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Красный (от ст.-слав. красьнъ — красивый, прекрасный), также червоный, рдяный. Один из трёх «основных» цветов в системе RGB, дополнительный к нему цвет — голубой. Оттенки: алый, розовый, кармин, бордо, кардинал, багровый, багряный.
Красный цвет стимулирует, придаёт уверенность, готовность к действию, способствует заявлению о силе и возможностях. Красный — символ мужества и отваги. Красный цвет – цвет жизни и любви, а также цвет крови, ярости, символ гнева и мести. В интерьере может присутствовать в ограниченных количествах, так как способствует учащению дыхания и ускорению сердцебиения.

Оранжевый — цвет, промежуточный между красным и жёлтым.
По мнению психологов, оранжевый цвет высвобождает эмоции, поднимает самооценку, способствует хорошему настроению, является отличным антидепрессантом.

Жёлтый – дополнительный цвет к синему. В древности, из-за несовершенства имевшихся пигментов, его рассматривали как дополнительный к пурпурному.
Жёлтый цвет – яркий, стимулирующий, увеличивает концентрацию, улучшает память, организует, способствует корректному и быстрому принятию решений, помогает понять новые идеи и точки зрения других людей. Цвет оптимизма, открытости, свободы, подвижности, общительности. Один из самых неоднозначных цветов. Может толковаться и как символ отвращения, ненависти; кроме золотистого — символа солнца и радости. В Китае желтый цвет символизировал одновременно жизнь и смерть.
В умеренных количествах желтый может развивать умственные и артистические способности. Доказано, что в желтом интерьере люди чаще раздражаются, а дети плачут – не спешите красить детскую целиком в желтый цвет.

Зелёный цвет — один из трех основных цветов. Оттенки: бирюзовый, аквамарин, изумрудная зелень, оливковый, фисташковый.
Зеленый – цвет жизни и надежды, широко распространён в живой природе. Зелёный считается цветом воздуха (синий — вода, красный — огонь).
Человеческий глаз наиболее восприимчив в красно-жёлтом участке спектра, зелёный цвет (цвет травы, растений) – наиболее легкий для глаз, его переизбыток не влияет негативно на психику, и он даже способен улучшать зрение. Зеленый – успокаивающий и освежающий, популярный у декораторов цвет. В оттенки зелёного нередко окрашены стены общественных учреждений, а столы в бильярдных, карточные столы имеют сукно зеленого цвета.

Голубой цвет — оттенок синего с небольшим смещением в сторону зелёного. Не относится ни к основным, ни к промежуточным цветам.
Голубому цвету соответствуют различные сочетания оттенка, яркости и насыщенности. Оттенки: бирюзовый, васильковый, лазурный, небесный, перванш.
Голубой цвет – успокаивающий, способствует физическому и умственному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия. Считается признаком творчества, рекомендуется для учебных аудиторий и кабинетов. Символизирует стремление к покою, гармонии с окружающими людьми и самим собой, верности, глубокомысленным рассуждениями. Цвет мечты и идеальности.

Синий — один из «основных цветов» в системе КЗС (RGB). Среди оттенков синего цвета особо выделяют три оттенка: циан (сине-зелёный цвет), голубой цвет и лазурь. Другие оттенки: неоновый, цвет морской волны, ультрамарин, кобальтовая синь.
Синий цвет успокаивает, помогает расслабиться, создает атмосферу безопасности и доверия: его рекомендуют для оформления учебных аудиторий, кабинетов. Символизирует стремление к покою, гармонии с окружающими людьми и самим собой, верности, глубокомысленным рассуждениям. Синий ассоциируется с водой, воздухом, морем, небом, он успокаивает, создаёт ощущение комфорта. Цвет стабильности, удовлетворённости. Символизирует вечные ценности, лояльность и консерватизм, глубокие раздумья, внимание, самоуглубление, высоту и глубину (воздушная перспектива, создающая ощущение пространства, обычно синего цвета), постоянство, преданность, правосудие, совершенство, мир. Синий — цвет королевской власти и благородного происхождения.

Фиолетовый цвет. В системе красный-зелёный-синий фиолетовый — цвет 3-го порядка (между синим и пурпурным), его можно охарактеризовать, как сине-красно-синий.

Оттенки серого (в диапазоне белый — черный) носят название ахроматических, т.е. бесцветных, цветов. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным — чёрный.

Белый цвет обладает особенностью зрительно увеличивать пространство. В культуре большинства стран Запада — символ чистоты.

Язык цвета

Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающего дня, т.е. желтый цвет, вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет – окраска плодов, цветов, крови – отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения, стремление к овладению благами окружающей жизни. Зеленый – цвет травы, листвы кустарников и деревьев – мог служить символом защиты, маскировки, затаенности.

Язык цвета интернационален, так как цветовое возбуждение передается, минуя сознание, от глаза по вегетативной нервной системе в промежуточный мозг – руководящий центр нашей нервной системы. Созерцание того или иного цвета влияет на людей одинаково, и, отражается на физиологическом уровне. (Л.Буш “Физиологические основы цветового теста”) Когда американские студенты в качестве испытуемых несколько минут смотрели на оранжево-красный цвет, их вегетативные функции (давление, пульс, частота дыхания) повысились, когда же студентам был показан темный синий цвет, их нервная система отреагировала обратным образом: пульс стал спокойнее, кровяное давление упало и дыхание замедлилось. То, что выявилось у этих студентов, происходит со всеми людьми во всем мире.

ВНУШАЮЩАЯ СИЛА ЦВЕТА

Внутри отдельных основных цветов – красного, синего, зеленого и желтого – с помощью варьирования яркости и насыщенности, а так же благодаря подмешиванию соответствующей краски можно вызвать любое психическое воздействие. Кроме этого, основные цвета, по утверждению М. Люшера (М. Люшер “Четырехцветный человек или путь к внутреннему равновесию”), символизируют основные психологические потребности. Он установил связи между предпочтением цвета и индивидуальными психологическими особенностями человека и создал цветовой тест, который используется во многих странах психологами и имиджмейкерами. Чтобы определить духовно-физическую конституцию человека, необходимо лишь предложить ему цветовой тест и спросить: “Какой цвет нравится Вам, и какой цвет Вы находите несимпатичным?”.

Психологию цвета используют во всех областях цветового оформления: художники, чтобы достичь наибольшей выразительности образов, дизайнеры костюма и интерьера, и, конечно же, создатели рекламы, чтобы привлечь покупателя. Оформление упаковки товара, реклама, слоган – все это рассчитано на потенциального покупателя. И чтобы быть эффективной, реклама должна учитывать эмоциональную характеристику данного слоя населения, чтобы в полной мере отвечать его потребностям. К примеру, для дошкольников и низших слоев населения – это будут фиолетовый и желтый (внушаемость и готовность к возбуждениям).

Однако в цветовом решении необходимо найти компромисс между эмоциональным характером, который должен выражать цвет и колоритом, который наиболее полно передавал бы своеобразие продукта. Результаты исследований потребительского рынка – конфиденциальны, но социологическая истина состоит в том, что покупатели избирают свою марку в большинстве случаев не на основании вкусового ощущения, а на основании привлекательности той или иной рекламы или упаковки.

Далее предлагаю поэкспериментировать с цветом, не забавы ради, а с целью сугубо прагматичной. Выясним, какое настроение создают основные цвета и их оттенки, какие наиболее стойкие ассоциации они вызывают у людей?

Красный цвет символизирует потребность действовать и достигать успеха. Он является выражением жизненной силы и уверенности в себе и действует на каждого человека, независимо от его возраста и культуры, возбуждающе, стимулирующе. В африканских любовных письмах, которые состоят из нитки разноцветного жемчуга, красные бусинки обозначают: “Я люблю тебя страстно. Я испытываю к тебе сильное влечение”. Эротизирующее освещение для танго, конечно же, красное. Художник Арнольд Беклин неделями пытался изобразить страстно пылающий оранжево-красный цвет, чтобы нарисовать из него шаль, на которой сидит обольстительная Калипсо.

Научная психология установила, что компенсаторное предпочтение красного означает: “Срочно хотелось бы возбудиться с помощью интенсивных впечатлений”. По этой причине красные фонари во всем мире показывают путь туда, где предлагается сексуальное возбуждение.

Белизна розового цвета освобождает энергичную силу красного от целенаправленной энергии, так как белый цвет означает свободу. Розовый – это свободная ни к чему не обязывающая возбудимость, и в этом его соблазнительная привлекательность. “Красный – это любовь, красный это кровь, красный – это дьявол в ярости” – гласит детское стихотворение. Возбуждающее действие красного цвета может проявиться как в любви, так и в ярости. Любовь – приятное возбуждение, ярость – неприятное. Если кто-либо «загорается» яростью, то про него говорят: “Он видит красное”. Человек в таком состоянии совершенно не выносит раздражающий красный цвет, и воспринимает его не как собственную силу, а как возможную угрозу. Конечно, человек испытывает страх не перед красящим веществом, а перед действием, которое вызывает этот цвет в его чувствах. Иными словами, не существует “полезных” и “вредных” цветов. Важно лишь состояние человека, на которое накладывается восприятие того или иного цвета.

Раздражающее действие красного используется для указания на опасность во всем мире. Это красный цвет светофора, противопожарного оборудования и других предметов, связанных с опасностью.

Если красный – это раздражение и борьба, то коричнево-красный означает спокойствие и перемирие. Коричнево-красный успокаивает. При повышенном предпочтении этого цвета врач констатирует у пациента переутомление и истощение.

Красный цвет можно охарактеризовать так же словами “роскошный” и “великолепный”. Вспомним красные одеяния королей и кардиналов.

Состояние полноты жизненной силы и энергии рождает чувство уверенности в себе, готовность к усилиям – это красные свойства в человеке. Красное – это полное энергии проникновение и преобразование (цвет русской революции).

Красный цвет символически соответствует античному элементу “огонь”, мужскому началу, холерическому темпераменту, а по времени – современности.

Синий. Если в красном есть нечто деятельное, то в синем – нечто мыслящее. Синий обещает большую глубину и значительность в противоположность поверхностному расширению красного. Синий цвет – как и каждый из четырех основных цветов – является цветовым выражением одной из основных биологических потребностей: физиологически – покоя, психологически – удовлетворения потребность в удовлетворении и привязанности.

Многие люди, склонные к возбуждению и легко раздражающиеся предпочитают темно-синий цвет. Они ищут покоя разрядки и отдыха. Темно-синий предпочитают и те, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Посмотрите, как-нибудь внимательно на голубое полотно и определи, какое настроение оно вызывает? Можно почувствовать, как на тебя нисходит состояние полного расслабления и умиротворения. Светло-синий – это “очаровательное ничто”, о котором говорит Гете. Лучший цвет для кабинета – светло-голубой.

Тот, кто постоянно отвергает синий цвет, как страх перед покоем, лишен удовлетворяющего единения, которого ему не достает. Синий в этом случае навевает смертельную скуку, олицетворяя сковывающий покой. В результате возникает тревожное и напряженное беспокойство, суетливость и поиски возбуждения с тем, чтобы избежать подстерегающей тоски или депрессии. Это выражается в компенсаторном предпочтении красного.

В. Кандинский писал: “Чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому, и, наконец, к сверхчувственному. Склоняясь к черному, он приобретает примесь нечеловеческой печали. Он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца”. В традиционных восточных практиках для медитации предпочитают синий. Он выражает вечность, а поэтому традиции.

Синий цвет выражает единение, преданность и доверие, любовь и самопожертвование – отсюда синее одеяние богоматери Марии. В народе говорят: “Синий цвет – верность”.

Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу. Чувственное восприятие – нежность, а его орган – кожа. Человек синего цвета находиться в уравновешенном, гармоничном состоянии без напряжения, чувствует себя на своем месте, в тесной связи с окружающим и в безопасности.

Фиолетовый. Между противоположными – красным и синим, между фанатизмом и фатализмом, между беспощадной силой и слепой любовью стоит примиряющий фиолетовый; гармония противоречий. Синий – мирный и расслабленный покой, имеет целью восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в красном.

Последняя цель красного, импульса к переживанию и завоеванию – успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем. Оба пути ведут к единению и слиянию в виде любви. Красный путь – мужской, патриархальный. Синий путь – женский, матриархальный. Мужской красный и женский синий сливаются в мистический союз.

Красно-синий – это внутреннее возбуждение, душевное вдохновение, т.е. сердечность и задушевность. Красно-синий – любимый цвет Шагала, картины которого часто затрагивают тему задушевности в образах молодоженов.

Волшебное, магическое, способное уничтожить противоположность между действительностью и желанием – это фиолетовый цвет.

Фиолетовый выявляет в человеке тенденцию к безответственности и ухода от реальной действительности, а чувственное отождествление часто стоит на ступени инфантильности и оценивается как внушаемость. Неудивительно, что 75% детей до наступления половой зрелости, а так же беременные женщины предпочитают фиолетовый цвет. Но, чем выше и рациональнее культура, тем менее присуща человеку способность к счастливому слиянию, и тем чаще он отклоняет фиолетовый цвет.

Всевозможные оттенки фиолетового цвета – от светлых, резких с их пикантно-эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику – имеют один и тот же смысл: чувственное отождествление и способность к интуитивному постижению мира. В таком состоянии находятся будущая мать, эстет, эрот и человек, верящий в таинственное, божественное.

Зеленый. “Если смешать желтый с синим, то получиться цвет, который мы называем зеленый. Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях. то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше” (Гете “Учение о цветах”) Абсолютно чистый зеленый статичен и консервативен. “Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение” В зеленом есть нечто педантичное и здоровое. Он символизирует потребность в самоутверждении.

Понятно, что восприятие характера зеленого цвета очень колеблется, ибо уже малейшие примеси желтоватого и синеватого оттенка значительно изменяют его темперамент.

В зелено-синий зеленый привносит оттенок напряженности и самоутверждения. С точки зрения взаимоотношений людей это можно охарактеризовать, как гордую манеру держаться.

В темном зелено-синем цвете гордость переходит в замкнутость и упрямое самовозвеличивание. Этот цвет выражает стойкий, оборонительный эгоцентризм, который исчезает в светлом зелено-синем цвете. Здесь присутствует холодная отдаленность, где больше не господствуют жизненные импульсы.

Светлый сине-зеленый или бирюзовый цвет – самый холодный из всех цветов. По этой причине его целесообразно использовать там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу. Легко складывается впечатление, что в ледяном холоде сине-зеленого цвета должны погибнуть все биологические организмы, следовательно, и бактерии. Поэтому, светлый зелено-синий является цветом гигиенической стерильности. Некоторые дамы, причисляющие себя в силу своей холодно-любезной манеры держаться к высшим слоям общества, даже в одежде предпочитают фригидно-стерильный, поднимающийся над страстями бледный бирюзовый цвет. Зеленый цвета ели, вызывает в каждом ощущение твердости или прочности. Сине-зеленый используется на заводах для несущих стальных конструкций. Он соответствует чувству внутренней стабильности, настойчивости, последовательности, самоутверждения и самоуверенности.

Зеленый, при добавлении к нему желтого, освобождается из своего статического состояния.

Желто-зеленый цвет означает – распускаться, раскрываться, устанавливать контакт. Так как этот цвет может воздействовать навязчиво, в большинстве случаев его глушат, подмешивая серый, и он становиться подходящим для деловых бумаг и формуляров. На белом бумажном фоне он выгодно выделяется, производя впечатление строгого и делового. Однако, зеленый категорически не рекомендуется для делового костюма.

Зеленый цвет соотносится с землей, меланхолическим темпераментом, сравним с потенциальной накопленной энергией.

Желтый. Если к зеленому цвету добавить красный, то получится желтый. Красный как возбуждение, а зеленый как напряжение создают в результате состояние напряженного возбуждения. Возбужденное напряжение приводит к другому психическому состоянию: к разрядке, к взрыву, к эксцентрическому расслаблению. Желтый цвет вызывает у всех ощущение открытости, легкости, радости и широты. Он обладает освобождающим, раскрепощающим воздействием и выражает основную потребность – свободно развиваться. Желтому оказывают предпочтение люди, которые ищут изменившихся, освобожденных отношений, чтобы разрядить раздражающее напряжение и получить возможность раскрыться. Если же напряженные ожидания и надежды не оправдываются, то возникает неприязненное чувство, которое народная молва приписывает желтому цвету: “Желтый – цвет зависти” Надеющийся предпочитает желтый, разочарованный отвергает его. Поэтому он соответствует чувству свободы и самовыражения. Желтому недостает солидности характера, которым в полной мере обладает зеленый цвет. Зато, у желтого есть нечто дружественное, легкомысленное, искрящееся и счастливое.

Золото, независимо от своей покупательной способности, выражает чувство лучезарного счастья. Желтый производит впечатление тепла и уюта, визуально увеличивает пространство: “. согревающий эффект – писал Гете, – лучше всего ощущается, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в серый зимний день”. Интенсивное излучение желтого в окружение становится назойливым и даже невыносимым.

Желтый соотносится с воздухом, сангвиническим темпераментом и визуальной эротикой. Девизом темперамента желтого цвета могут стать слова Сенеки: “Начни жить сейчас и считай каждый день отдельно прожитой жизнью”.

Язык и символика цветов

Красота каждого цветка неповторима, как и его энергетика. И все цветы имеют свой характер и особенность. Чувственную выразительность каждого цветка отражает наука флюрографика, передающая символику и значение, придаваемое различным цветам для выражения настроений, чувств и идей.

Цветочная азбука находила свое применение в Викторианскую эпоху, когда то, что нельзя было выразить словами, передавал символ цветка.

Язык цветов

Цветочная энергетика восстановит душевную гармонию, поможет выразить чувства и эмоции, если правильно составить букет. Или достаточно одного цветка для выражения истинных чувств и получения желанного эмоционального настроя.

Азалия

Символика:
Азалия символ верности и любви. Также означает эфемерность, преходящесть.
Японцы верят, что азалия сохранит семью, поможет преодолеть любые трудности вместе.

Акация, Мимоза

Значение:
тайная любовь, надежда на взаимность.
Стыдливая-чуткость

Символика:
В христианстве акация — знак бессмертия и морального образа жизни.
У египтян акация символизировала Солнце, возрождение, бессмертие, инициацию и невинность, а также является эмблемой богини Нейт.

Амарант

Значение:
неумирающая любовь

Символика:
Амарант — Бархатник — легендарный неувядающий цветок. Символ бессмертия, веры, верности, постоянства в любви. В Китае на празднике Луны амарант приносился в жертву лунному зайцу.

Василёк

Символика:
Этот является символом верности и постоянства. Василек — символ простоты и нежности.

Ромашка

Значение:
Целомудрие, мир

Ромашка – символизирует доброту, скромность, невинность, нежные, искренние чувства, юность и романтичность.Мифология Древнего Египта символизирует ромашку с одним из проявления бога солнца Ра.
В любом букете или композиции ромашка символизирует легкость, удачу и мир.

Герберы

Значение:
Радость, удача

Символика
Герберы символизирует солнце, лето!
Красные герберы принято дарить мужчинам, а нежно-розовые герберы – девушкам и женщинам. Жёлтые, оранжевые герберы символ солнца, радости, тепла и хорошего настроения принесут радость и удачу в любой дом.

Цветок яблони

Символика:
У славян яблоня символизирует достаток. В Китае яблоко ассоциировалось с миролюбием. Кроме того, яблоки связывались с вечной молодостью, бессмертием.
Яблоневый цвет символизирует женскую красоту. Цветок яблони часто называют «цветком любви» из-за его нежно-розового цвета.

Орхидея

Символика:
Орхидея — символ красоты и любви. Олицетворяет великолепие, благосклонность и роскошь. На языке цветов это знак страсти; белая символизирует чистую любовь, пестрая — страстное желание.
В Европе орхидея — символ совершенства.
Орхидея также является китайским символом плодородия и талисманом против бессилия, а также эмблемой красоты, учености, изысканности, дружбы.

Колокольчик

Значение:
думаю о тебе

Символика:
Колокольчик – символ безграничной открытости, дающий место для мудрости.
Практически во всех культурах колокольчик считается благоприятным талисманом. Колокольчик — цветок радости и оберег, отгоняющий нечистую силу.

Гвоздика

Значение:
розовая — женская любовь
белая — презрение
пурпурная — своенравие; непредсказуемая непостоянность
красная — мое сердце страстно стремится к тебе
желтая — ты разочаровала меня; отказ; пренебрежение

Символика:
У многих народов гвоздика символизирует любовь, свободу, верность, очарование, честь.
По христианским повериям гвоздика впервые расцвела в тот день, когда родился Христос. Она символизирует любовь; помолвку и брак, потому стала популярным цветком для свадьбы.

Астра

Значение:
разнообразие любви

Символика:
Астра – в переводе с греческого означает «звезда». Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала. Для древних греков астра символизировала любовь.
У китайцев астра означает красоту, очарование, скромность, смирение и элегантность.

Хризантема

Значение:
красная — я люблю
белая — правда
жёлтая — отвергнутая любовь

Символика:
На Востоке хризантему отождествляют с солнцем и верят, что собранная с этого цветка роса продлевает жизнь. Благодаря долгому цветению хризантема символизирует счастливое долголетие, говорит о чём-то длительном и надёжном.
В фэн-шуй хризантема символизирует Счастье.

Нарцисс

Значение:
возобновление чувств или безответная любовь

Символика:
Нарцисс символизирует самодостаточность, самовлюбленность, тщеславие.
У китайцев означает самоанализ и самоуважение, а также удачу в следующем году и счастливый брак.
В христианском искусстве он выступает как атрибут девы Марии.

Георгин

Значение:
утончённость, чувство собственного достоинства

Символика:
Георгин символизирует всепобеждающую силу жизни.
В Японии георгины символизируют хороший вкус и величие, а у славянских народов- достоинство и уважение.

Маргаритка

Значение:
невинность, преданная любовь

Символика:
У многих народов маргаритка символизирует доброту и сердечность, чистоту и невинность, верную любовь.

Одуванчик

Символика
Одуванчик — символизирует истину. По народному поверью одуванчик символизирует силу солнца и света.

Незабудка

Значение:
истинная любовь

Символика:
Незабудка — символ верности, постоянства; знак выражения любви; память.
Во времена средневековья незабудка символизировала небесное око.

Герань

Символика:
У многих народов мира душистая герань символизирует бодрость, здоровье и силу.
А еще герань называли символом глупости и безрассудства.

Гибискус

Значение:
редкая, изящная красота

Символика:
Цветки гибискуса символизируют страсть.
В некоторых мусульманских странах, например, в Малайзии, цветки гибискуса считаются символом страны, потому что пять красных лепестков символизируют пять заповедей ислама.

Гортензия

Значение:
холодность, безразличие, бессердечность

Символика:
Гортензия символизирует скромность, искренность, надежду, мужество и преданность.
Многие народы верят, что гортензия способна отгонять болезни и несчастья.

Лаванда

Значение:
набожность, сомнения

Символика:
Лаванда — сильный оберег от злых сил.
В магии лаванда символизирует любовь, защиту, сон, целомудрие, долголетие, очищение, счастье, душевное равновесие, деньги. А так же привлекает добрые силы и романтическую любовь.

Сирень

Значение:
пурпурная первая любовь
белая — невинность

Символика:
Сирень символизирует весну, расцвет, свежесть и молодость.
На Востоке издревле белая сирень символизировала одиночество, грусть, расставание возлюбленных.

Лилия

Значение:
белая — чистота, непорочность
алая — возвышенные намерения
желтая — легкомыслие
оранжевая — ненависть и отвращение
Тигровая — изобилие, процветание, самонадеянность, гордость

Символика:
Лилия символизирует чистоту, величие, невинность, покой, воскресение и царственность.
В Древнем Риме лилия символизировала материальную роскошь, богатство, успех.

Ландыш

Значение:
надежность, достоверность

Символика:
Испокон веков ландыш символизирует самые возвышенные чувства — чистоту, нежность, верность, любовь. Цветком богини Весны и излияния сердец называют Ландыш.
Еще он символизирует молодость и непорочность, скрытую любовь и тайное желание.

Лотос

Значение:
чистота, целомудрие, красноречие

Символика:
Цветок лотоса является символом чистоты, целомудрия, раскрытия самого себя. Ещё лотос символизировал время, а точнее, прошлое, настоящее и будущее.
В буддизме лотос символизирует духовное раскрытие, мудрость и нирвану.
Также лотос символизирует и эволюцию человека.

Мак

Значение:
обыкновенный — вечный сон, забвение, фантазия
красный — удовольствие
белый — утешение мечтами.

Символика:
Мак символизирует невинно пролитую кровь.
В Китае маки символизировали уход от дел, отдых, красоту, успех.

Каллы

Значение:
высшая степень преклонения, уважения, восхищения; даритель склоняет перед Вами колено; Вы великолепны!

Символика:
Калла символизирует чистоту брака, красоту невесты которой восхищаются.
Белые каллы — символизируют чистоту, добродетель, радость, прочность семейных уз и неразрывность родственных связей.
Каллы также символизируют честность, искренность и порядочность. Поэтому они очень уместны в бизнес букетах.

Подснежник

Значение:
утешение, надежда

Символика:
В европейской культуре подснежник символизирует надежду. Старинное предание гласит, что растение стало воплощением надежды для Адама и Евы, когда они были изгнаны из Райского сада.

Подсолнечник

Значение:
возвышенные, чистые помыслы

Символика:
Подсолнечник — это символ великой радости, полноты жизни, символ долголетия. Цветы символизируют силу и выносливость.
Из-за большого числа семян подсолнечник считается символом плодородия.
Для привлечения богатства, маги рекомендуют принимать ванны с лепестками подсолнуха.

Тюльпан

Значение:
красный — признание в любви
жёлтый — безнадёжная любовь

Символика:
Тюльпан символизирует нежность, красоту, очарование, молодость.
Букет тюльпанов символизирует счастье и удачу.

Фиалка

Значение:
голубая — лояльность, верность
белая — скромность

Символика:
В христианстве она символизирует смирение и, в частности, смирение Христа как Сына Божия.
Фиалка символ дружбы.
В светской эмблематике цветущая фиалка символизировала красоту в смирении.

Роза

Значение:
чайная — красота всегда нова
красная — настоящая любовь
синяя — таинство, достижение невозможного
белая — вечная любовь, молчание или невиновность, тоска, добродетель, чистота, скрытность, благоговение и смирение
жёлтая дружба, счастье, радость.
розовая — вежливость, учтивость, любезность
светло-розовая — желание, страсть, радость жизни, молодость, энергия
бледно-лиловая любовь с первого взгляда
бело-красная — единство, совместный интерес
красно-жёлтая — восторг, счастье и волнение
без шипов — любовь с первого взгляда

Символика:
Роза самый популярный цветочный символ, эмблема весны, красоты и любви.
Однако это сложный символ, поскольку символизирует и небесное совершенство, и земную страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность.
Роза — это совершенство, завершенность, таинство жизни, ее средоточие, неведомое, красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность.

Язык цветов также может быть реализован с помощью цвета:

* Красный цвет ассоциировался с цветом жизни, любви, (отсюда роза — символ любви, гвоздика — цветок страсти), а также как цвет крови, символ гнева и мести (цвет войны и революции).
* Белый цвет — символ чистоты и невинности (лилия);
* чёрный — символ печали, траура;
* Жёлтый — символ отвращения, ненависти; кроме золотистого — символа солнца и радости;
* зелёный — символ надежды;
* Голубой цвет богов;
* синий — символ верности (незабудки, фиалки),
* Пурпурный — символ величия.

Язык цветов – символика во флористике

Традиция дарить цветы существует с древних времен. И как все, имеющее длинную историю, эта традиция имеет глубокий смысл, а сами цветы наполнены сиволизмом, легендами. Цветы окутаны тайной и таят в себе определенный смысл. Каждый подаренный букет несет в себе некоторое смысловое значение, которое играет важную роль для многих получателей.

Символизм цветов служил для использования цветов в различных обрядах и праздниках, для выражения тех или иных чувств, эмоций, намерений. С помощью цветов в букете можно рассказать о своих чувствах и отношении. Язык цветов появился еще до появления письменности и служил способом общения на расстоянии между влюбленными.

Восточная традиция уделяла большое значение не только виду или цвету растения, но и количеству цветов в букете. Важное значение имело и оформление букета различными декоративными элементами. Цветочный символизм захватил Европу в семнадцатом веке – стали составляться словари, описывающие язык цветов и композиций. Постепенно это увлечение дошло и до России, здесь трактование приобрело свой колорит.

Символично не только значение того или иного цветка, но и количество цветов в букете. Существуют общепринятые значения количества подаренных цветов.

Считается, что количество цветов в букете говорит о тех или иных эмоциях и чувствах.

Один цветок выражает самые искренние чувства к избраннице, это самое честное и прямое признание на языке цветов. Красиво оформленный цветок говорит о любви и преданности.

Три цветка – символизируют желание сообщить избраннице о своем счастье, о желании наслаждаться жизнью вместе.

Пять цветков – это красноречивое признание любви с помощью букета. Пять роз представляют собой идеальную, гармоничную, законченную композицию.

Семь цветов в букете – это идеальный вариант для помолвки. Число семь символизирует семью и счастье, и это именно то, что подразумевается на помолвке. Желание создать семью со своей избранницей лучше всего скрепить подарком букета из семи цветов.

Девять цветков, а также одиннадцать могут означать, что получательница для дарителя является просто другом. Такое количество цветов не несет символизма любви, это яркий жест для друзей.

Тринадцать цветков в букете встречаются редко. Это число считается несчастливым, «чертовой дюжиной», а потому редко используется во флористике.

Пятнадцать цветков в букете символизируют уважение и благодарность к адресату. Это богатая композиция, представляющая собой достаточно пышный букет.

Существует поверье, что четное количество цветов привлекает несчастье, четное количество цветов не принято для составления букета. Это суеверие берет начало еще в Древней Руси, волхвы тогда рассматривали четное число как завершение цикла, нечетное напротив считалось оберегом от темных сил. Интересно, что данное суеверие не распространяется на страны Европы и Америки, там четности и нечетности количества цветов в букете значения.

Кроме количества большое значение имеет веет и оттенок подаренных цветов.

Цвет букета

Белые цветы являются символом чистоты и невинности. Этот цвет означает правду и истину, красоту и естественность.

Красный цвет символизирует любовь и страсть. Этот оттенок имеет сразу несколько противоположных значений: любовь и страсть, гнев и месть, свобода и жизнь. При толковании красного цветка большую роль играет и его вид – так, розы и гвоздики символизируют сильную любовь, а мак имеет траурное значение.

Синие цветы отлично подходят для признания в любви и верности. Букет из синих или голубых цветов обозначает верность и преданность, надежду и почтение. Прекрасный пример – букет ирисов.

Фиолетовый цвет издревле считался символом доверия и расположения, дружбы и искренности. Прекрасный пример букета, символизирующего дружбу – букет сирени.

Желтые цветы являются неизменным символом богатства и процветания, однако иногда также трактуются как вестники разлуки и символ неверности.

Розовый цвет – самый нежный и мягкий. Розовые цветы символизируют нежную любовь без оттенка страсти, их дарят молодым девушкам и даже маленьким девочкам.

Помимо цвета большое значение имеет вид цветка, но и тут возможны различные толкования. Так в Древнем Риме лилия символизировала богатство и процветание. а в Древнем Египте имела траурное значение и использовалась на похоронах. В Германии лилия имела мистическое значение, связывалась с траурными событиями. А во Франции та же лилия представляла собой символ величий и власти.

Для правильного выбора значения цветка стоит ориентироваться на ассоциации которые он вызывает у человека или группы людей, в которой происходит дарение. Старинный язык цветов не так популярен в современном мире. Однако количество и цвет букета по прежнему вызывает интерес. Значение вида цветов также является очень интересным.

Так, розы – это самые популярные цветы для подарка. Красные и бордовые цветы этого растения выражают любовь и страсть, а розовые – скромность и нежность. Насыщенные розовые оттенки подойдут для признания и благодарности. Розы светлых оттенков прекрасно подойдут для выражения дружеского расположения. Белые розы идеальны для свадьбы, они символизируют невинность и чистоту, выражают любовь и нежность.

Хризантемы прекрасно выразят признательность и дружеское расположение. Красные – любовь, белые – чистоту помыслов, желтые – нежность.

Тюльпаны – это прекрасный символ счастья и радости, также в нашей стране это символ весны и праздника 8 марта.

Лилии прекрасно подойдут для выражения невинности и чистоты. Для свадебного букета лучше всего подойдут белые лилии.

Гербера выражает самые теплые и яркие чувства.

Символизм цветов позволяет выразить свои чувства творческим способом. Букет, которые несет смысловую нагрузку произведет на девушку лучшее впечатление.

Большой выбор цветочных композиций из разных цветов на любой вкус вы найдете в салоне «ЦветТорг». Здесь вы найдете букеты для любого повода – праздника, свидания, помолвки или свадьбы. Наши опытные флористы помогут вам с выбором или создадут композицию по индивидуальным пожеланиям. Для более подробной консультации или заказа цветов позвоните по телефонам, указанным на сайте или напашите в окне чата.

Язык цвета

Наше представление о цвете и о его влиянии на нашу жизнь менялось в течение многих веков. И сегодня у нас наконец появилась возможность научиться говорить на языке цвета, выражать с его помощью наши эмоции и рациональные идеи.

От бога к человеку

Первобытные люди отождествляли цвет с жизненно важными понятиями: кровь, молоко, огонь и земля. Поэтому основными цветами, которыми оперировали наши далекие предки, были красный, белый и черный – именно они чаще всего встречаются в дошедших до наших дней наскальных рисунках.

Позже к ним добавился желтый (цвет земли), синий (цвет неба), зеленый (цвет растений). Но на протяжении долгого времени цвет прежде всего был тесным образом связан с магией и религией, ему приписывались мистические свойства. Об этом, например, недвусмысленно свидетельствует деление магии на «белую» и «черную».

Подход к цвету античных деятелей науки и искусства – Аристотеля, Пифагора, Платона – был более Они руководствовались, в частности, и эстетическими понятиями – например, излишество одного цвета могли счесть «безобразным».

Однако существенный сдвиг в этом направлении произошел только в эпоху Ренессанса. Много экспериментировал с красками великий Леонардо да Винчи. Например, он уже знал, что цвета могут быть теплыми и холодными. А накладывая слой масляной краски поверх другого, он создавал тонкую дымку, что придавало туманность картине и не отвечало строгости формы традиционного полотна.

Научный подход

В XVII веке достижения оптики в лице Исаака Ньютона привели к тому, что цвет окончательно стал физическим понятием. И если Леонардо, пользуясь интуицией художника, выделил всего 6 основных цветов (белый, желтый, зеленый, красный, синий и черный), то Ньютон разложил белый свет в спектр и научно доказал существование, помимо белого и черного, как минимум еще 7 цветов. Сегодня они известны нам как «радужные»: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Одновременно расширяется и список субъективных цветовых ассоциаций: о цветах говорят как о тяжелых и легких, удаляющихся и приближающихся, земных и воздушных, впечатляющих и малозаметных. Наконец, XVII век уже можно считать началом зарождения науки о психологии цвета, изучающей взаимодействие цвета и человеческой психики.

Гете первым открыто заговорил о том, что цвет, независимо от формы и строения материала, которому он принадлежит, оказывает определенное воздействие на душевное состояние человека. Таки образом, поэт выделил положительные, отрицательные и нейтральные оттенки. К первым он отнес желтый, (оранжевый) (киноварь). Отрицательными Гете полагал синий, (фиолетовый) Соответственно, первые создают бодрое, живое, деятельное настроение, а вторые – неспокойное, тоскливое. Зеленый при этом попал в группу нейтральных цветов.

Гете же, проведя параллель с гармонией психики, начал говорить о гармоничных сочетаниях. Он выделил три основных: желтый синий пурпур – зеленый. Эти цвета как бы уравновешивают действие друг друга. Остальные комбинации тоже вступают во взаимодействие друг с другом, но результатом этого становится «перекос» в ту или иную сторону. Например, в паре вызывает радостное возбуждение, а сочетание синего с зеленым великий поэт называет «пошло-противным».

Холодный расчет

Итак, мы видим предметы окрашенными в тот или иной цвет, наше зрение цветовое. Но что лежит в его основе?

Так, в XIX веке соотечественник Гете Герман Гельмгольц взглянул, наконец, на цвет глазами человека и выяснил, что основными на самом деле нужно считать красный, зеленый и синий, так как с их помощью можно получить все остальные цвета любой насыщенности. А белого и черного в природе вообще не существует, и их примесь не меняет род цвета, а лишь создает его оттенки.

Фактически это означало, что любой оттенок можно синтезировать, представив в виде формулы «Цвет» = NR + NG + NB, где NR, NG и NB – количество красного, зеленого и синего в смеси (принцип действия цветного ТВ). Да и вообще каждый цвет можно в буквальном смысле измерить.

Так, цветовой тон определяется длиной волны спектра видимого излучения света. Контрастность тона – соотношением в нем белого и черного. Насыщенность – это количество хрома (цвета) при постоянной контрастности тона.

Кстати, этот подход лег в основу «кодировки цвета», которую сегодня используют производители красок и благодаря которой можно легко ориентироваться при выборе нужного оттенка. Рассмотрим на примере цветовой системы Dulux.

Цветовых тонов всего 8: RR (от цвета фуксии до красного), YR (от красного до оранжевого), YY (от оранжевого до желтого), GY (от желтого до зеленого), GG (от зеленого до бирюзового), BG (от бирюзового до голубого), BB (от голубого до сиреневого) и RB – от сиреневого до фуксии.

Цифра, означающая контрастность тона, меняется от 00 до 99, и чем больше цифровой код, тем светлее оттенок. По аналогичному принципу меняется и показатель насыщенности (от 000 до 900) – чем больше код, тем цветовой тон интенсивнее.

– разум или чувства?

Чтобы получить желтый цвет, нужно смешать красный и зеленый – это факт. Однако разве ощущение желтого состоит из ощущений красного и зеленого? И можно ли считать воздействие желтого цвета на психику суммарным от воздействия красного и зеленого?

Цвет – мастер иллюзий. Он может управлять пространством, приближать и удалять, поднимать и опускать, согревать и охлаждать. И все это можно и нужно принимать во внимание.

Да, выбирать удачные и гармоничные сочетания цветов можно с помощью цветового круга по проверенным колористическим схемам и формулам. Однако не стоит забывать и о таком понятии, как цветовой климат, близком к психологическому, и грамотно его моделировать.

Например, каким бы ни было традиционным и гармоничным сочетание красного с зеленым, в спальне его «бодрость» и нарядность не всем придется по душе. А самые благородные и в целом нейтральные темные оттенки, будучи использованы в комнатах с недостатком естественного света, неизбежно начнут давить и угнетать.

Для спальни и холла они рекомендуют в качестве основного цвета голубой, синий.

В кабинете значительно стимулируют умственную деятельность оранжевый, желтый и зеленый.

Оттенки желтого будут уместны и на кухне или в гостиной. А вот в ванной комнате лучше опять прибегнуть к более холодной и спокойной гамме оттенков голубого, зеленого, дополненные белым и черным.

Что касается освещенности комнаты, то пыл большого количества солнечных лучей «остудят» тона, а помещение с окнами на север, наоборот, нужно дополнительно «подсветить» желтым.

Кстати, цвет позволяет не только «управлять погодой» в доме – с его помощью можно даже приглушить звуки в шумной комнате! Надо только использовать в отделке более приглушенные тона.

Ссылка на основную публикацию