Лыжные ботинки Alpina: с чем носить

Лыжные ботинки Alpina: с чем носить

ALPINA – словенская компания, производящая обувь уже более 65-ти лет. Её отличительной особенностью является расположение производственных мощностей – все они находятся в Европе. Причём производство топовых моделей лыжных ботинок осуществляется в самой Словении. По словам представителей ALPINA основной акцент компания делает на инновационных разработках, тестах и испытаниях в собственных лабораториях. Также компания располагает огромным статистическим массивом параметров и характеристик человеческой стопы, которые поступают с 3D сканеров, расположенных по всему миру.

ALPINA – производитель с именем, обладающий 30% долей мирового рынка. Словенцы являются поставщиками многих лыжных и биатлонных национальных команд. Спортсмены самого высокого уровня доверяют свои результаты этим красным выделяющимся ботинкам. Как в сегменте профессиональной гоночной, так и в области любительской лыжной обуви ALPINA постоянно ищет и находит новые и более эффективные с точки зрения лыжников решения, развивая и дополняя существующие модели.

Ниже приведены наиболее важные функциональные составляющие гоночных ботинок ALPINA.

Специальная «лыжная» шнуровка
Система шнуровки, состоящая из стандартных шнурков и тканевых стяжек по бокам. Благодаря такому сочетанию внутренняя поверхность ботинка оптимально облегает стопу, обеспечивая высокий уровень комфорта и управляемости.

Задник ботинка
Многофункциональный элемент: прочный и жёсткий в нижней части и мягкий по краям, что делает ботинки подходящими для спортсменов с различными параметрами стопы. Осуществляет поддержку пятки, препятствует «ёрзанию» и ненужным движениям стопы во время катания.
Задник имеет ассиметричную конструкцию. Внутренняя и внешняя стороны имеют разные по форме поверхности. В результате достигается оптимальная торсионная жёсткость и пятка лыжника всегда остаётся плотно и надёжно обхваченной.

Манжета
Выполнена из карбонового волокна и имеет специальный профиль, придающий дополнительную прочность. Также имеет ассиметричную конструкцию, повышающую устойчивость к боковым скручивающим нагрузкам. К верхней части манжеты изнутри крепится мягкий пластиковый ремешок для обхвата ноги чуть выше лодыжки. Благодаря такой фиксации обеспечивается поддержка, необходимая для катания коньковым стилем.

Стабилизатор
Предназначен для обеспечения общей торсионной жёсткости системы нога-ботинок. Карбоновый стабилизатор имеет ассиметричную форму, продолженную от задника.

Пятка конькового ботинка
Чтобы коньковый лыжный ботинок работал «на все сто», он должен обладать отменной жёсткостью, устойчивостью к боковым и скручивающим нагрузкам. Пятка такого ботинка сделана из цельного пластика, усиленного с внешней стороны пластиковым задником. С внутренней стороны пятка обита противоскользящей резиной.

Пятка классического ботинка
Классическая техника лыжного хода требует сильной и надёжной фиксации пятки. Также используется цельный пластик, усиленный с внешней стороны пластиковым задником, а с внутренней стороны обитый противоскользящей резиной. Такая подкладка предотвращает появление так называемого эффекта снятых ботинок, оставляя пятку всегда зафиксированной в одном положении.

Межподошва
Задняя часть промежуточной подошвы имеет трёхмерную форму, которая работает на стабильность и устойчивость к сгибанию, в то время как передняя гибкая часть спроектирована так, чтобы принимать форму стопы при отталкивании.

Стелька
Мягкость и упругость передней (метатарзальной) части стельки подобраны таким образом, чтобы она работала в соответствии со всеми остальными функциональными частями лыжного ботинка и дополняла их. В местах максимального давления стопы на подошву в основной материал стельки встроены мягкие пенистые вставки.

Передняя часть ботинка
Мягкая передняя верхняя часть ботинка сшита из нескольких типов специально подобранных материалов с различными свойствами: толщиной, эластичностью, структурой, водонепроницаемостью и теплоизоляцией.

Внешний слой
Внешний слой полностью закрывает ботинок от подошвы до верхнего края и выше таким лобразом, что застёгнутый верхний слой классического ботинка облегает ногу, предотвращая попадание снега внутрь. Используется водонепроницаемый эластичный материал.

Посмотреть лыжные ботинки ALPINA, имеющиеся в наличии в наших магазинах можно здесь.

Найди свой спорт

Лыжные ботинки Alpina предназначены для профессиональных спортсменов, которые ценят удобство, функционал, высокое качество. Они подходят для активной тренировки и соревнований. Над созданием каждой модели работает команда специалистов, включая опытных лыжников и физиологов. Это позволяет получить обувь с правильной конфигурацией в соответствии с международными показателями безопасности.

О бренде Alpina

Компания Alpina занимается производством обуви в течение 70 лет. Словенский бренд отличается высоким качеством за счет мощной производственной базы, распространившейся по территории Европы. Изготовление топовых ботинок происходит в Словении, производитель акцентирует внимание на исследованиях. В собственных центрах проводятся испытания моделей, что позволяет довести конструкцию до идеала, обеспечить безопасность езды и устранить недочеты конкурентов.

Продукция Alpina составляет 30% на мировом рынке. Профессионалы доверяют свои будущие достижения лыжным ботинкам производства Альпина для конькового хода. Кроме зарубежного оборудования, в арсенале имеется обширная база с характеристиками стоп человека. Она используется для обновления моделей и создания новых продуктов. В каталоге представлены варианты для опытных, а также начинающих гонщиков.

Особенности лыжных ботинок Alpin

Шнуровка выполнена из тканевых боковых стяжек, традиционных шнурков. Внутренняя поверхность плотна фиксирует стопу, что защищает от травм, дарит комфорт от езды, обеспечивает высокий показатель управляемости. Снизу задник упрочнен для большей безопасности, а с боковых сторон обшит мягким материалом, поэтому обувь подходит для спортсменов с разными типами стоп.

К элементам лыжной обуви относятся:

  • шнуровка;
  • задник;
  • манжета;
  • стелька;
  • стабилизатор;
  • пятка;
  • промежуточная подошва.

Передняя область стельки разработана с учетом других функциональных элементов. Она упругая и мягкая, в местах максимальной нагрузки есть дополнительные вставки для смягчения. Задняя часть межподошвы имеет трехмерную форму. Она рассчитана на стойкость к сгибанию и стабильность, в то время как передняя подстраивается под анатомию стопы, что важно при отталкивании.

Материалы изготовления

Для изготовления манжеты используют карбоновое волокно – это прочный, но легкий материал. Он гарантирует защиту, при этом не вызывает дискомфорт во время езды. Асимметричная конструкция увеличивает стойкость к механическим нагрузкам. Сверху манжеты закрепляется ремешок, который обхватывает ногу. Надежная фиксация – одно из главных условий катания коньковым стилем.

Стабилизатор продолжает форму задника, его конфигурация позволяет увеличить торсионную жесткость. Выполнен элемент из карбона. Пятка изготовлена из прочного пластика. С внешней стороны имеет утолщение, что повышает устойчивость к ударам. Внутренняя полость пятки состоит из противоскользящей резины. Подкладка уменьшает вероятность возникновения эффекта «снятой обуви», пятка остается зафиксированной.

Внимание! Выбирать лыжные ботинки необходимо строго по размеру. От этого зависит контроль при управлении.

Спереди ботинок пошит из комплекса материалов. Их сочетание обеспечивает теплоизоляцию и водонепроницаемость. Эластичный материал увеличивает срок эксплуатации и комфорт при использовании. Верхний слой полностью облегает ногу, защищая от попадания снега и воды внутрь. Тинсулейтовый утеплитель сохраняет тепло, а защитное покрытие имеет пористую структуру – позволяет ноге «дышать».

Модельный ряд – краткое описание

В каталоге компании представлены разные модели. Они отличаются визуальными качествами, ценой, материалами. Каждая из них имеет ряд особенностей, на которые обращают внимание при выборе.

К популярным моделям относятся:

Линейка «Touring» включает недорогие, теплые, комфортные ботинки, соответствующие высоким показателям спортивной обуви. Т-10 рассчитана под крепление NNN T3 Auto. Качественный утеплитель сохраняет ноги от мороза. Защитное покрытие показывает высокий уровень устойчивости к влаге. Серия SSK предназначена для конькового хода. Обувь повторяет контур женской стопы, имеет высокую манжету, сочетается с системой фиксации NNN.

Alpina Esk Pro – модель лыжных ботинок топового уровня с эргономичной формой и карбоновыми вставками. Манжета входит в подошву, что надежно фиксирует стопу, обеспечивая энергичный толчок. Конфигурация обуви позволяет разгоняться до высокой скорости, а незначительная масса положительно влияет на мобильность.

Достоинства и недостатки

К положительным качествам относится бесшовный верх, анатомическая стелька, утепление системы Thinsulate. На предприятии реализована продуманная технология производства с наличием автоматизированных линий. Материалы высокого качества обеспечивают длительную эксплуатацию в тяжелых условиях окружающей среды.

Внимание! На каждом этапе изготовления изделия проходят контроль качества, что позволяет устранить брак.

Горнолыжные ботинки Alpina – выбор профессиональных спортсменов, которые нацелены на призовые места в соревнованиях мирового значения. К недостаткам изделий относится высокая цена, но она оправдана отличным функционалом, высоким качеством, надежностью.

Как правильно выбрать лыжные ботинки?

Как выбрать лыжные ботинки? Второй важный вопрос, после выбора лыж, который задают себе и начинающие лыжники, и любители со стажем. От правильного выбора зависит не только результат, но и комфорт на тренировках. Мы всегда говорим любителям, что лучше сэкономить на лыжах в пользу ботинок, чем наоборот. Именно с ботинками вы соприкасаетесь и чувствуете их всю тренировку.

Тренировки не всегда проходят с удовольствием, порой, приходится терпеть и физически и морально – это известно каждому, знакомому со спортом. Поэтому нужно сделать так, чтобы не пришлось бороться еще и со своей экипировкой. Как это сделать, расскажем в нашей статье.

Как выбрать ботинки для беговых лыж? Общие принципы

Что нужно учитывать при выборе ботинок для лыж?

  • стиль катания
  • комфорт
  • тип креплений

Именно в таком порядке нужно выбирать лыжные ботинки. Сначала нужно определиться со стилем катания: конек или классика.

Основное внимание уделите комфорту. В ботинках должно быть удобно! Неважно дорогие они или дешевые и какой спортсмен их использует на чемпионате мира. На скорость передвижения больше влияет правильный выбор лыж и их подготовка, чем обувь. А вот дискомфорт действительно может испортить гонку. Так что, если вам неудобно, то это не ваши ботинки. Маленькое исключение могут составлять модели с термоформуемым материалом внутри, например верхние модели Salomon или Rossignol. При легком дискомфорте, эти ботинки можно нагреть бытовым феном изнутри и ходить в них по дому минут 20-30. После такой процедуры материал примет изгибы стопы и не будет давить.

Только после этого обращайте внимание на тип креплений и ставьте их на лыжи. Крепления известных производителей одинаково качественные и не стоит ради креплений выбирать себе неудобные ботинки. Если на ваших лыжах уже установлены крепления, то попробуйте найти удобные модели под них, если не получится, меняйте крепления.

Ботинки для конькового хода

Ботинки для конькового хода имеют 2 ключевых отличия:

  • жесткая поддержка голеностопа
  • жесткая подошва

Вся конструкция коньковых ботинок направлена на фиксацию и снятие лишних нагрузок с голеностопа. Это необходимо для лучшего контроля лыжи и более четких движений, которые требует техника конькового хода.

Ботинки для классического хода

Ботинки для классики низкие и больше похожи на кроссовки. Так как такой способ передвижения на лыжах более естественный для человека, голеностопу и стопе нужно дать больше свободы. Классические модели имеют следующие отличительные черты:

  • мягкая, податливая подошва
  • свободный верх без фикцсации

Комбинированные лыжные ботинки

Если бюджет на лыжный инвентарь жестко ограничен, то можно остановить выбор на комбинированных ботинках. Комби модели позволяют кататься и классикой и коньком в одной паре ботинок. Особенности конструкции комбинированных ботинок:

  • мягкая, податливая подошва
  • жесткая фиксация голеностопа

Обратите внимание, что большинство дешевых лыжных ботинок с надписью combi, таковыми не являются. На обычный классический ботинок ставится имитация поддержки голеностопа, которая не выполняет свою функцию. Такие ботинки не подойдут для конькового хода, а лишь добавят стабильности при прогулках классикой. Их рекомендуем выбирать любителям лыж, которые хотят просто гулять на лыжах по неподготовленным трассам. Примеры комбинированных ботинок мы привели на фото ниже.

Такой ботинок нельзя рекомендовать для конькового хода. Только как более стабильную классику для прогулок по лесу.

Эта модель является полноценной комбинированной. Для конькового хода имеется жесткая поддержка голеностопа.

Как подобрать размер лыжных ботинок?

Большинство современных лыжных ботинок используются без шерстяных носков. Даже самые дешевые модели имеют утеплители и приятную внутреннюю отделку. Для примерки в магазин лучше взять свои спортивные носки, в которых привыкли бегать или ходить в холодную погоду. Если таковых еще нет, то приобретите хорошие термоноски и подбирайте обувь с ними.

Коньковые ботинки должны сидеть плотно, поэтому лучше подбирать точно по размеру. Не стоит оставлять запас под шерстяной носок. Не забывайте, что утеплитель ботинках еще прижмется и они станут немного шире, тогда нога может начать гулять по ботинку. В коньковом ходе это недопустимо.

В классическом ходе нога в ботинке двигается постоянно, поэтому нужно дать ей немного свободы. Крайне неприятно, когда при каждом отталкивании пальцы ног будут упираться. Классические ботинки лучше подбирать с небольшим запасом. Проверить это просто: согните стопу так, будто вы толкаетесь, при этом вы должны едва касаться конца ботинка. Если палец упирается, то берите следующий размер.

Какие лыжные ботинки теплее?

Обратите внимание, что в лыжных ботинках не работает соотношение, чем дороже, тем теплее. Как правило, гоночные модели имеют меньше утеплителя и более тонкий материал верха. В погоне за легкостью экипировки производители жертвуют утепляющим материалом. Fischer speedmax – яркий пример очень легких и достаточно холодных для русской зимы.

Решить проблему тепла можно 4 способами:

  • приобрести хорошие термоноски
  • приобрести утепляющие чехлы на ботинки
  • приобрести лыжные ботинки потеплее
  • в мороз лыжи заменять беговыми тренировками

По личному опыту, можем сказать, что Salomon и Atomic производят самые теплые лыжные ботинки. Даже в самых топовых моделях, например серии S-lab, достаточно утеплителя, чтобы бегать в морозы. Если на такие ботинки еще надеть специальные чехлы, то не страшны никакие морозы.

Следом за Salomon идут ботинки Rossignol (x-ium). Самые холодные по нашему мнению – гоночные ботинки Alpina (серии Elite) и Fischer (серии carbon). Но все эти модели имеют разные колодки и подойдут не каждому, поэтому отталкивайтесь от удобства.

На этом все. Получайте удовольствие от лыж и берегите свое здоровье!

Возникшие вопросы задавайте в комментариях, обязательно всем ответим.

9 марок горнолыжных ботинок, о которых вы никогда не слышали

Могу поспорить, что большинству из вас эти горнолыжные ботинки неизвестны. Оно и понятно, они — нишевые, или настолько футуристичны, что массовый рынок не готов к таким отраслевым зигзагам.

Не надо гонять батискаф попусту — понятно и так, что наши горнолыжные ботинки — не Ф-О-Н-Т-А-Н! И даже О-Т-С-Т-О-Й, если сравнивать с обувью бордера.

Поэтому так много брендов стараются сделать их мягкими и комфортными, хоть немного. А если будет прорыв, то деньги страдающих рекой польются на их банковские счета.

В процессе опытов «кандалы» принимают самые причудливые формы, достойные горнолыжной кунсткамеры. О них сегодня пойдет речь.

Теперь по местам, уходим на дно искать футуристичные горнолыжные ботинки.

Катание на горных лыжах началось в прошлом веке и с самого начала ботинки были пыткой. Мы ее терпим только из-за одного — кайф от катания велик.

Если надеть горнолыжные ботинки без подготовки, то после нескольких поворотов желание кататься на горных лыжах может уйти навсегда.

Я знаю людей, которые, заправив в горнолыжные ботинки «юбки» (с крючками) штанов, после нескольких шагов готовы были повернуть назад — если ходьба приносит столько боли, то что же будет в время катания!

Поэтому те, кто уже не первый год катается, будьте внимательны к новичкам, спасайте их, если увидите перекошенные от боли лица.

Ведь, верю, настанет время, когда пытки кончаться благодаря компаниям, о которых пойдет речь.

Не все потеряно

Где-то далеко, в заморских горах, освободительная война не прекращается ни на минуту. Тут и там находятся вольнодумцы, которые просто жаждут изменить жизнь к лучшему.

Они стремятся спасти нас от засилья уравниловки — крупные компании высчитывают усредненную ногу и делают для нее ботинки.

Потом мы это одеваем и…

Хватит слезы лить, давайте лучше мечтать о горнолыжных ботинках, которые будут сродни легким сандалиям. И, с такими мечтами, посмотрим, насколько далеко удалось продвинуться на сегодня.

Итак, 9 марок горнолыжных ботинок, о которых вы никогда не слышали!

Горнолыжные ботинки Zay (США)

Долой клипсы! В этом ботинке они заменены прогрессивной системой затяжки стальным шнуром, который пущен вокруг ступни. Смотрите, как это выглядит:

Таким способом удалось освободиться от двух нижних клипс, но добавилась одна на задней части ботинка. Она снабжена микрорегулировками, как обычная клипса, для тонкой подгонки.

И еще эти ботинки для тех, кто плохо видит — во все голенище огромными буквами нанесен индекс жесткости. Чтобы, не дай чего, не перепутали.

Горнолыжные ботинки для азиатов Rexxam (Япония)

Японцам надоели большущие и широчущие ботинки, сделанные для европейских и штатовских ног. Они, вероятно, слетали с их миниатюрных ножек, или сильно болтались.

И они организовали производство собственной горнолыжной обуви. Теперь она делается с учетом всех указанных выше недочетов.

Космические горнолыжные ботинки Apex (США)

Честь и хвала новаторам из компании Apex — они дальше всех продвинулись в достижении комфорта для наших натруженных ног.

Владельцы таких ботов после катания скидывают жесткий каркас и вприпрыжку отправляются на развеселое апре-ски в удобных внутренних ботинках.

Главное, в порыве ночного угара, не забыть место, где каркас оставлен, иначе про катание на следующий день можно забыть!

Еще ботинки примечательны тем, что в них используется система раздельной затяжки верхней и нижней части сапожка с помощью механизма BOA (широко используется в сноубордических ботинках).

Отвлечемся на секунду. Весь контент на этом сайте бесплатный благодаря Вам — потому что покупаете наш крутой мерч Паудер. Найди секунду, подбери себе крутую кепку или футболку (ссылка в наш магазин).

Переходим к следующим пластиковым сапогам.

Горнолыжные ботинки Strolz (Австрия)

Новаторы или нет, не разберешь, ведь им уже почти 100 лет — существуют с 1921 года. Если в двух словах, то для каждой ноги клиенту шьют на заказ уникальный ботинок.

Сначала снимают точные мерки со всех шишек и неровностей ног, затем, из собственных компонентов, создают персональные горнолыжные ботинки.

На финальной примерке подгоняют «прикус», чтобы нигде и ничего не мешало.

Удовольствие не из дешевых — 600-800 Евро, но, похоже, это реально кастомнные горнолыжные ботинки.

Ботинки Dale

Подход владельцев компании Dale в производстве ботинок схож с тем, что и в Strolz, однако, к нему добавляется оценка уровня катания заказчика (маркетинг?).

По заявлению компании ботинки получаются не только удобными, но и помогают хозяину расти в горнолыжном ремесле.

Правда, за дизайн — ДВА! Неужели удобные ботинки должны быть такими уродливыми! Прям как ECCO — сидят здорово, а смотрятся… хоть ночью катайся.

Горнолыжные ботинки Dodge (США)

Эти ботинки сделаны из карбонового волокна. Как капот заряженной тачки. Если следовать посылу, то ботинки должны быть легкими и быстрыми. Первое легко измерить, а со вторым — все относительно.

И посмотрите на выразительный горб, проходящий по позвоночнику ботинка! Похож на каркас жесткости, чтобы ботинок выдерживал запредельные нагрузки.

Но нет. Знаете, для чего это сделано? Чтобы пятка, словно с горки, без помех, скатывалась внутрь.

Горнолыжные ботинки Dahu (Швейцария)

Еще одно решение, позволяющие надевать жесткий каркас только тогда, когда это надо — на время катания. В остальное время вы — нормальный человек с обычной, а не прыгающей и дерганной, походкой.

В видео мне нравится, как человек лихо скидывает внешний скелет. Словно раб скидывает оковы!

Напечатанные горнолыжные ботинки Easy Stand (Австрия)

Эти горнолыжные ботинки знамениты тем, что напечатаны на 3d принтере. Это, по словам рационализаторов из Гаштайна, должно обеспечивать наиточнейшую посадку по ноге заказчика.

Но так ли это? Пока интернет по этому поводу молчит, хотя новинка получила в 2015 года награду на престижной выставке ISPO.

А еще посмотри, какие дизайнерские футболки (Паудер) мы сами создаем:

Alpina (Словения)

Словенский ботинок марки Alpina прославился тем, что имеет электроподогрев. Подойдет, вероятно, тем, чьи ноги безбожно мерзнут или сильно потеют. Заявляется, что во втором случае нагревающие элементы помогут высушивать лишнюю влагу.

Но мне вот что непонятно: не будут ли ноги еще больше потеть во время осушительного процесса, ведь будет горячо.

Поправка: на момент редактирования статьи (13.07.2019) на рынке появилось много моделей с подогревом.

Давай отдохнем 15 сек. Понравилось погружение #47 про диковинные ботинки? Хочешь участвовать в новых исследовательских походах в горнолыжные глубины — находить все самое полезное и развлекательное?

Для этого мы спустили на воды океана батискаф Паудер, единственный в своем роде.

Подпишись, если готов составить компанию. Мы никогда не рассылаем спам, не кидаем мусор за борт и не сдаем адреса нашей команды пиратам. Если подведем, можешь отписаться в один клик.

Форма подписки в правом нижнем углу (вот так выглядит):

Готово? Отлично, мы все делаем, чтобы каждое погружение было эпическим, иначе зачем все это?!

Проверь почту, мы отправили тебе письмо с полезными ссылками. Если что, посмотри в спаме — пираты из Яндекс и Google везде преследуют нас.

Будут вопросы или захочешь найти капитана — вот он на facebook. Или загляни в каюту О НАС.

Всплываем!

Любопытный был поход, а вам понравилось? Может в темных горнолыжных водах у ваших берегов есть еще какие-то диковинные виды ботинок?

Если так, то дайте знать в комментариях, мы занесем их в наш бортовой журнал для будущих поколений.

Если статья была полезной, а батискаф пришелся по душе, тогда подпишитесь на новые статьи и получайте горнолыжную пользу прямо на почту (никакого спама!).

История горнолыжных ботинок: от кожи к пластику

Предвоенные годы

К тридцатым годам горнолыжные ботинки стали привычным снаряжением для отправлявшихся в горы, однако оставались по-прежнему крайне неуклюжими. Хотя горнолыжный спорт в те годы был уделом богатых людей, стиль обуви не отвечал требованиям эстетизма: ботинки были низкие, с квадратными носами. Кроме того, короткое и относительно мягкое голенище очень слабо защищало голеностопный сустав от вывихов и растяжений.

Благодаря появившимся стальным кантам и креплениям, которые жестко фиксировали пятку, горнолыжный спорт становился все более агрессивным, а мягкие, особенно в боковом направлении, кожаные ботинки легко сгибались даже при небольшой нагрузке. Чтобы ботинки лучше сопротивлялись сгибанию, были разработаны стальные вставки для фиксации голени, которые крепились к кожаной подошве. А сами ботинки крепко-накрепко приматывались к лыжам почти двухметровыми кожаными ремешками. У этих ремешков было три назначения: во-первых, они плотно прижимали носок и пятку ботинка к лыже, благодаря чему подошва уже не так сильно сгибалась; во-вторых, при помощи этих ремней увеличивалась жесткость ботинок в области голеностопного сустава; а в-третьих, лыжник был надежно привязан к лыже и попросту не мог ее потерять.

К концу 30-х годов ботинки стали делать еще жестче, однако ремни по-прежнему использовались в качестве надежного «интерфейса» между ботинком и лыжей. К этому времени получили широкое распространение многослойные деревянные лыжи со стальными кантами, и стало очевидным, что ботинки нужно основательно модифицировать. Но в те годы было просто не до того: все производители ботинок и лыж переключили свое внимание на выпуск обуви и снаряжения для военных целей. Горнолыжная индустрия погрузилась в долгий, почти десятилетний сон.

Но время шло, и вернувшиеся с фронтов солдаты сняли военные шинели, предприятия снова начали производить гражданскую продукцию, а те, кто до войны работал в горнолыжной индустрии – инструкторы, работники канатных дорог, руководители курортов, – заняли свои прежние должности. Открывающиеся возможности в быстро растущей сфере горных лыж привлекали бывших солдат и офицеров, они становились управляющими, разработчиками, учились на инструкторов. К примеру, в США ветераны 10-й горной дивизии участвовали в создании, строительстве и налаживании работы более чем шестидесяти новых зимних курортов.

И горнолыжный спорт, который до войны был прерогативой богатых людей, стал доступным – и привлекательным – для широких слоев населения многих стран по обе стороны океана.

В горы потянулись массы неофитов, вдохновленных возможностью испытать новые ощущения, причем совсем недорого: после войны на армейских складах в Европе и США осталось огромное количество выпущенных для нужд армий прочной и достаточно жесткой обуви и надежных лыж, которые широко распродавались «по два доллара за пару». Начался послевоенный горнолыжный бум, и резкий скачок в эволюции снаряжения стал лишь вопросом времени: лыжники быстро обучались и начинали предъявлять к экипировке более высокие требования.

Послевоенный прогресс

Ключевую роль в послевоенном развитии горнолыжной индустрии сыграла разработка новых синтетических материалов, которая велась в военные годы. Предприимчивые инженеры (среди которых был и небезызвестный Говард Хэд), вооруженные знаниями о свойствах и возможностях алюминия и стеклопластика, покидали военные заводы и устремлялись в быстро развивающуюся индустрию спорта и, в частности, в производство горнолыжного снаряжения. Появились более прочные, скользкие лыжи, рабочие характеристики которых резко отличались от довоенных деревянных моделей. Единственное, что не давало в полной мере использовать возможности новых лыж, – отсутствие соответствующих ботинок, которые бы могли полноценно работать в условиях возросших скоростей. Однако переход к иным технологиям, сколь бы очевиден и неизбежен он ни был, оказался делом непростым. Производители ботинок десятилетиями работали исключительно с кожей и все предложения относительно изготовления обуви из новых – необычных и неизведанных – материалов, встречали буквально «в штыки». В результате синтетика впервые была использована в качестве небольших дополнительных деталей к давно существующей конструкции обуви, речи о том, чтобы полностью заменить ею традиционную натуральную кожу, пока не шло.

Так, например, в 1949 году компания Tyrol (Монреаль, Канада) выпустила внутренний ботинок, сделанный из пористой резины. Этот вкладыш, который носил название Tenderfoot Anklet – «ножной браслет для новичков», способствовал лучшей поддержке голеностопного сустава и к тому же обеспечивал более высокий уровень комфорта. Через год появились первые шнурки из нейлона – они были намного прочнее и практически не растягивались при намокании, как их хлопчатобумажные предшественники. Однако шнурование ботинок оставалось нудным и длительным процессом, тем более что шнуровать приходилось два ботинка – внутренний и наружный.

Появление клипс

В 1955 году швейцарский производитель горнолыжных ботинок Henke сделал решающую попытку раз и навсегда расправиться со шнурками. Компания представила Speed Fit, первый в мире ботинок с клипсами, который смело можно назвать самой яркой инновацией тех лет. Speed Fit имел четыре металлических крючка, которые легко застегивались и в нужной степени затягивали ботинок. К сожалению, затянутые клипсы приводили к сильной деформации кожи, из которой был сделан наружный ботинок, а заодно – и находящейся внутри многострадальной ноги лыжника.

Пытаясь соответствовать изменениям, вызванным развитием технологий в производстве лыж в послевоенные годы, производители ботинок стали делать их все более жесткими, однако это не могло решить одну из основных проблем кожаной обуви. Вне зависимости от жесткости она деформировалась и сильно растягивалась при эксплуатации. Размер некоторых ботинок после катания по мокрому снегу увеличивался вдвое. Количество растяжений голеностопного сустава было просто невообразимым. И в 1957 году выпускник Гарварда Роберт Ланге, на своих ногах убедившийся в неэффективности кожаных горнолыжных ботинок, раз и навсегда решил существующую проблему для всех лыжников.

Началась эпоха пластика, но об этом – в следующем посте.

Статья была опубликована в журнале «Русская зима» , но не думаю, что она попалась на глаза многим из посетителей СКИру.

Как выбрать горнолыжные ботинки

Знакомство с горными лыжами начинается с горнолыжных ботинок. По праву это первое, что вам придется надеть, прежде чем встать на лыжи. Поэтому и в магазине к выбору лыж лучше подойти, будучи обутым. Сам процесс подбора ботинок весьма интересен и в какой-то степени утомителен, но это необходимая часть квеста. Надо понимать, что горные лыжи — достаточно экстремальная дисциплина, тем более для начинающих, и на первых порах придется помучиться. Но уже на склоне вы будете вознаграждены за свое терпение. В общем, обо всем по порядку.

Что такое горнолыжный ботинок?

Горнолыжный ботинок — это пластиковая конструкция, являющаяся связующим звеном между ногой лыжника и креплением лыжи, защищающая от внешних негативных факторов и отвечающая за передачу усилия на лыжу. В известной степени тяжелая и жесткая конструкция, по-простому состоящая из внешнего пластикового ботинка и внутреннего мягкого сапожка. Металлопластиковые клипсы с пряжками, находящиеся на внешнем ботинке, служат для фиксации всей конструкции на ноге. По своей природе это достаточно специфичное снаряжение и очень персонифицированное, которое впоследствии станет в полном смысле только вашим, привыкнет к вашей анатомии, физической подготовке и, в какой-то степени, технике катания. Если для вас склоны гор и горнолыжные трассы с каждым разом приобретают все больший практический аспект, то со временем вам легче будет «встегнуться» в другие лыжи, нежели чем «встать» в другие ботинки. Отсюда вывод: мы не рекомендуем долго кататься в прокатной, либо чьей-то чужой обуви.

Какие они бывают?

Зайдя в магазин и впервые увидев весь ассортимент ботинок, вы наверняка скажете, что они бывают «разными». И будете правы. Но все это множество можно привести к одному знаменателю и условно разделить на группы, коих уже не так много. Горнолыжные ботинки, как и любая обувь, бывают:

Где вы будете кататься? Вопрос в случае с новичками носит характер риторического. Где будут кататься они — известно всем . Это не географическая привязка или название курорта, а указание на тип склона: подготовленный он или нет, проложенная трасса с подъемниками или что-то внетрассовое (фрирайд) с кучами — быть может — нетронутого снега, буграми и прочими сложностями. Так вот, новичкам — только на трассу, к инструкторам в лапы. Отсюда выделяем еще три типа:

  • Ботинки для трассового катания — классические горнолыжные ботинки, состоящие из прочной нижней основы («скорлупа»), соединенной с раздвижной верхней манжетой (голенище), а также с тремя, а чаще четырьмя клипсами-пряжками и верхней широкой лентой-стяжкой («стрэп»). Внутри всего этого находится мягкий ботинок. Они предназначены в 99% случаев только для катания, поэтому такая конструкция должна нести с собой известную жесткость. На таких катаются как новички, так и лыжники-спортсмены на подготовленных («ратраченные») трассах.
  • Ботинки all-mountain для внетрассового катания — их еще называют фрирайд- или бэккантри-ботинки, являются специализированным продолжением трассовых, но с акцентом на то, что в них еще придется частенько ходить, например, вверх по склону и кататься по мягкому снегу. Отсюда уже следуют некоторые особенности: стандартно три клипсы, переключатель «ходьба-катание» на задней стороне ботинок, наличие подошвы, они не бывают узкими, сравнительно мягки на сгибание. Условно говоря, в этих ботинках можно кататься по трассам и использовать как свои первые.
  • Ботинки для «парка» — видели отвязную молодежь, исполняющую различные трюки на специальной трассе: прыжки, перевороты, скольжения? Так вот они катаются именно в «парковых» ботинках — обуви, также эволюционировавшей из трассовой. Вся их конструкция направлена не на удержание в повороте и скорость передачи усилия, а, в первую очередь, на легкость отрыва и четкость приземления. Новичку такая обувь не рекомендована.

Какой ваш вес и уровень катания? Вопрос очень популярный при выборе в принципе любого горнолыжного снаряжения, в том числе и ботинок. Люди разного уровня катания и веса будут по-разному «загружать» лыжу, то есть разное усилие будет приходиться, скажем так, на конструкцию ботинка. Появляется термин «жесткость», а жесткость надо чем-то измерять. Так вот, условно выделим три категории ботинок:

Не бывает двух одинаковых ног. Производители любой обуви стремятся охватить все воображаемые размеры и формы ног. В случае с горнолыжной обувью можно отметить, что к стандартным размерам добавляется еще и ширина стопы (ширина колодки). Как правило, когда речь идет о взрослом человеке, то используют диапазон 95-110 мм. За ширину берется расстояние между плюснами стопы в ее передней части. Поэтому утверждают, что горнолыжный ботинок размера 44 и жесткости 120 имеет ширину колодки 102 мм. Все три параметра одинаково важны. От этого зависит не только комфорт и посадка ноги, но и скорость передачи усилия на лыжу. Нечасто возникают проблемы (мозоли, натертости, передавливания, переохлаждения), если ваши ботинки соответствуют вашим ногам. Люди, обладающие некоторой исключительностью в плане своих ног: плоскостопие, выдающиеся косточки, высокий подъем, широкие пятки, должны подойти к выбору ботинок еще более внимательно, на этом этапе им потребуется помощь специалистов-бутфитеров.

Конструкция ботинок

У горнолыжных ботинок достаточно простая конструкция, хотя, на первый взгляд, громоздкая и неповоротливая. Прежде всего — это два в одном. Ботинок состоит из прочного «внешнего» и мягкого «внутреннего»; к первому добавляются клипсы, стрэп, подошва, ко второму — стелька.

Внешний ботинок

Является несущим элементом всей конструкции. Он выполнен из ударопрочного пластика, неподверженного заметным изменениям при низких температурах. На внешний ботинок приходится вся сила нагрузки лыжника, передача его усилия через лыжное крепление на саму лыжу. Состоит он, в свою очередь, из двух частей, соединенных посредством шарнира друг с другом. Нижняя часть, жесткая и неподвижная у лыжников называется калошей, мыльницей или скорлупой. Это литая из пластика чашка, которая является основанием всего ботинка. К ней же крепится подошва снизу. Сверху крепится вторая часть — это «манжета». В зависимости от жесткости всего ботинка она способна под некоторым давлением двигаться вперед-назад. Только при расстегнутой манжете вы сможете надеть ботинок на ногу. Свойства пластика современного внешнего ботинка таковы, что при желании их хозяин в специальном сервисе может отформовать под геометрию своей стопы, то есть произвести более точную подгонку.

Внутренний ботинок

Он же валенок, сапожок, liner (лайнер) или просто внутренник, отвечает за комфорт и посадку ноги. Будучи заполненным пористым материалом, он поглощает толчки и удары, поступающие от жесткого внешнего ботинка. На данный момент на рынке существует как минимум три вида внутренников: неформующиеся, формующиеся, заливные. Отличие последних двух от первого достаточно разительны. Основное свойство таких внутренников — запоминать рельеф ноги посредством заполнения между ней и ботинком лишнего объема. Только если одни это делают при помощи нагревания пористого материала, то другие имеют внутри пространство, заполняемое специальным составом, в дальнейшем твердеющим. Нагревать можно в специальной печи — этим занимаются бутфитеры, либо своим собственным теплом уже в процессе катания. Неформующиеся внутренники имеют свойство со временем разнашиваться, по ощущениям в таких внутренниках и ботинках нога болтается как карандаш в стакане. К тому же отмечается, что в них сравнительно холодно.

Стелька

Для людей, знающих такие слова как пронация и супинация, выбор стельки может стать сравнительно более долгим процессом. Нога в застегнутом и отрегулированном ботинке должна при всей своей геометрии находится в нейтральном положении, то есть не быть заваленной внутрь или наружу. Иначе это влияет на технику катания, а в долгосрочной перспективе может привести к получению травм опорно-двигательного аппарата. Если вы знаете, что с ногами все в порядке, то имеющихся в комплекте с ботинками стелек вам будет достаточно. Если же наоборот, то советуем обратиться уже к специалисту в магазине, который занимается подгонкой горнолыжных ботинок — бутфитингом. Он поможет вам выбрать и отформовать стельки под вашу ногу. Не забывайте, что существуют греющие стельки, для тех, кто страдает от холода. Посредством аккумулятора, прикрепляемого к задней поверхности ботинка, и элементов внутри самой стельки, они дают мягкое тепло, которого достаточно для правильной циркуляции крови в неподвижной стопе.

Подошва

С помощью подошвы ботинок встегивается в крепление лыжи. Подошва может быть сменной, а может быть продолжением самого внешнего ботинка. Сменная представляется сравнительно лучшим вариантом, поскольку подошве в любом случае приходится контактировать с твердыми поверхностями, что изнашивает ее. Заменив подошву, вы продлеваете жизнь всему ботинку.

Клипсы, застежки, бакли

Суть одна — механизм, стягивающий внешний ботинок. В зависимости от типа ботинка устанавливается от 2 до 4 застежек. В большинстве случаев для прочности застежки должны быть металлическими. На многих моделях ботинок застежки имеют микрорегулировку натяжения, что позволяет делать посадку ботинка адекватной требованиям и условиям катания.

Стрэп

Широкая лента в верхней части ботинка, с помощью которой он фиксируется в средней части голени/икры. У ленты есть липучка по типу Velcro.

Механизм переключения «катание/ходьба»

Находится на задней поверхности ботинка. Путем поднятия или опускания флажка позволяет манжете внешнего ботинка сгибаться в достаточной для ходьбы степени или фиксирует ее неподвижно для катания. Имеется, как правило, на всех ботинках категории all-mountain, иногда присутствует на трассовых моделях.

Кантинг

Механизм бокового наклона верхней части внешнего ботинка. Находится на одной оси с шарниром. Способствует привидению ботинка к нейтральной позиции относительно плоскости склона, или, по-простому, исправляет косолапость или внутренний прогиб ног.

Датчики Recco

Устройства пассивного типа, отражающие сигнал радару спасателей в процессе проведения спасательных работ при попадании в лавину. Имеют небольшой размер, поэтому монтируются в разные элементы горнолыжного снаряжения, в том числе ботинки.

Выбор и примерка

MondoEUROUKUS mеn’sUS wmn’s
20331,5
20,5342
2134,52,5
21,53535
2235,53,55,5
22,53644,56
23374,556,5
23,537,555,57
24385,567,5
24,53966,58
25406,578,5
25,540,577,59
26417,589,5
26,54288,510
27438,5910,5
27,543,599,511
28449,51011,5
28,544,51010,512
294510,51113
29,545,51111,513,5
304611,512
30,5471213
31481314
31,5501415

Если это ваша первая пара ботинок, то лучше всего проводить подбор модели в тесной связи с продавцом-консультантом или вместе со специалистом-бутфитером, который впоследствии сможет подогнать новые ботинки максимально точно под вашу ногу. Необходимо определить для себя цель катания и — что лучше — общие физические способности. Грамотный специалист перед тем как выяснить истинные размер и форму ноги, вес и уровень катания, обязательно вас спросит об этом.

Размер (size): длина и ширина

Перед началом всей процедуры примерки вам потребуется надеть именно те носки, в которых вы будете кататься. Это специальные носки, имеющие свойства поддержки и быстрого отвода влаги, что способствует поддержанию комфорта. Они не скатываются, не собираются в гармошку, достаточно прочные, в зависимости от условий имеют разную толщину, высоту, а также контактные зоны. В них и начнется выяснение размера.

Производители горнолыжных ботинок используют Mondo Size — это размер, равный длине вашей стопы в сантиметрах. Помните, что все замеры в магазине проводятся с помощью специальной линейки. Mondo size практически всегда указан на самом ботинке. У каждого размера Mondo есть аналоги в привычной таблице размеров.

Очень важным параметром является ширина (last width) стопы. Измеряется в миллиметрах и, как правило, находится в диапазоне 95-110 мм. Его не всегда указывают на ботинках. Руководствуясь им модели делят на узкие и широкие. Горнолыжные ботинки всегда производятся под разные колодки, т.е. под разную ширину стопы, в исключительных случаях имеются такие, где с помощью распорного механизма можно увеличить ее на 1-2 мм. Важно также знать, что внешний ботинок всегда имеет целый размер: 27.0, 28.0, а вот за «половину» отвечает толщина внутренника и стельки. Также на самом ботинке можно увидеть еще одно размерное значение, например 320 мм, — это длина подошвы. При примерке этот параметр не нужен, пригодится он при настройке креплений лыж.

Жесткость ботинка (Flex)

Параметр, измеряющий передачу усилия лыжником через ботинок на крепление лыжи. Чем он выше, тем сильнее усилие, необходимое для прогиба ботинка на определенный градус . Измеряется числовым значением (от 50 до 130), которое указывается на ботинках либо упаковке от них. Ботинки разных производителей, но одинаковой жесткости, необходимо сравнивать. По этому параметру ботинок подбирается с учетом нескольких слагаемых: пол, вес, уровень катания, степень физической подготовки. Здесь при выборе зачастую требуется помощь специалиста. Важно понимать, что жесткие ботинки новичок не сможет прогнуть и, как следствие, удержать себя на склоне в дуге собственного поворота. Аналогично со слишком мягкой обувью.

УровеньНовичокПродвинутыйЭксперт
Стиль катанияОсторожныйУверенныйАгрессивный
Скорость катанияМаленькаяСредняя/ВысокаяОчень высокая
Жесткость (жен.)40-7070-9090-110
Жесткость (муж.)50-9090-100100-130

Примерка

Универсальное правило — примерка начинается вечером. В это время стопа, немного увеличиваясь за день, приобретает тот размер, который ей будет свойственен через несколько минут катания на склоне. Итак:

Вытаскиваем внутренник и опускаем ногу во внешний ботинок, касаясь пальцами передней стенки. В оставшееся пространство между пяткой и задней стенкой ботинка должно входить два пальца руки. Если больше, то эта модель вам велика, меньше — наоборот.
Вытаскиваем ногу и одеваем ее во внутренний ботинок. Садимся и надеваем внешний. Постучав пяткой ботинка по полу, дабы нога села в него, застегиваем все клипсы и стрэп. Клипсы, будучи застегнутыми, не должны болтаться.
Встаем и пытаемся понять ощущения. Помните: ногам в целом должно быть комфортно. Ваши пальцы должны касаться внутренника и, при этом, шевелиться, но не слишком сильно. Пятка плотно сидит, неспособна оторваться от стельки и лишь имеет боковой микролюфт. Общее ощущение крепкого рукопожатия — давление равномерно распределяется на весь объем ноги. Если необходимо, отрегулируйте клипсы для более точной посадки ноги. Перезатяните стрэп. Дайте ноге некоторое время, чтобы привыкнуть: ходите, приседайте.
После того как будут выявлены проблемы в посадке ноги (сильное давление, пережимание), попробуйте примерить как минимум еще одну модель. Но не стоит увлекаться с примеркой, а лучше сразу обратиться к специалисту-бутфитеру, для анализа проблемы и проведения работ по подгонке наиболее оптимальной модели ботинок.

После покупки

Катайтесь как можно больше! Если ботинки подобраны правильно, то со временем они сядут по ноге, и вы перестанете ощущать их вес и давление. Но надо быть готовым к тому, что возможно появление определенных недочетов, которые легко устраняются специалистом в сервисе. Следите за ними: сушите, проверяйте исправность клипс, меняйте, если необходимо, износившиеся элементы.

Ссылка на основную публикацию